Родная речь: как учить миноритарные языки в многонациональной стране?
07:00 / 26.07.2018
Накануне Госдума приняла законопроект о свободе выбора изучения родных языков в школе, в том числе русского языка как родного. Активное обсуждение проблемы изучения национальных языков началось год назад, сразу после выступления Владимира Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям, которое прошло в Йошкар-Оле в июле 2017-го. Несмотря на то, что законодательная база еще не была принята, в преподавании языков за это время произошло немало изменений, вызвавших волну эмоций от полного одобрения до бурного неприятия.
«Реальное время» на протяжении года публиковало мнения всех, пожелавших высказаться по данной теме, и сегодня снова предоставляет им слово.
- «Не знаю ни одного случая, когда люди, с детства не знающие башкирский язык, учили бы его, будучи взрослыми» Колонка о том, как в соседней республике обстоят с изучением второго государственного языка
- «Если изучение марийского языка будет добровольным, то никто не будет организовывать обучение ему»
- Алексей Венедиктов: «История 1917 года сдетонировала от национальной языковой политики Александра III»
- «Постепенное наступление на русский язык на Украине можно считать завершенным» Российский журналист Андрей Бабицкий считает практику принуждения русских учеников к изучению национальных языков неразумной
- «Как только обнажается тема татарского языка, поднимают головы гидры шовинизма и радикализма»
- «Знание еще одного языка лишним не бывает. Другое дело — как его преподают» Знаменитый российско-финский педагог Павел Шмаков о преподавании татарского языка в школе
- «Вы и правда думаете, что знание еще одного языка повредит вашему ребенку?» Накануне дня тыкв: размышления Альбины Нафиговой о преподавании татарского языка и не только
- «Отказ от изучения национальных языков — это подрыв межнационального мира» Профессор РАН Андрей Десницкий — о тех, кто не обязан учить русский язык в России, и о том, почему москвичи видят мир, как американцы
- «Задача искоренения местных языков во Франции была возложена на школьных учителей» Краткий исторический обзор локальных языков Франции и параллели с татарским миром
- «В нынешней ситуации татары проиграли, поскольку потеряли критичность ума и бдительность» Директор Института истории им. Ш. Марджани раскритиковал заявления главы центра этнокультурной стратегии образования Ольги Артеменко
- «Гранты для поддержки языка в отсутствие внятной госполитики в Башкирии — это как мертвому припарки» Башкирский общественник о созданном фонде поддержки языка
- Минтимер Шаймиев: «Никто не принесет нам решения «языкового вопроса» на блюдечке»
- «Позиция «Марий ушем» — отстаивать право на изучение родного языка наравне с другими предметами» Лидер марийского национального движения высказался по вопросу о преподавании национальных языков
- «Вскоре мы получим мощную волну «обрусевших» детей...» Башкирский язык как родной, или что происходит на самом деле
- «Снижение статуса национального языка в Татарстане пробуждает заснувшее было самосознание» Римзиль Валеев о том, как решили вопрос с языками, или промежуточный финиш в дискуссиях о языках республик РФ
- «За видимым паритетом двух языков в школе скрывается чудовищное угнетение татарского языка» Интервью русского преподавателя КНИТУ-КАИ о любви к языку Тукая. Часть 1
- «Готов сейчас пойти на олимпиаду по татарскому и соревноваться с самими носителями языка» Интервью русского преподавателя КНИТУ-КАИ о любви к языку Тукая. Часть 2
- Эльмир Низамов: «Овладеть языком невозможно без любви» Композитор об изучении татарского языка в школах
- «Когда русские заговорят по-татарски, история Татарстана выйдет на новый этап» «Татарский бы выучил только за то....». Казанцы продолжают высказываться по предмету языковой дискуссии
- Уроки татарского — учимся бороться или договариваться? Колонка педагога-психолога московской школы для одаренных детей Риммы Галеевой о татарском языке
- Ирина Волынец: «Татарскому учат за счет сокращения уроков русского языка» «Главная родительница России» включилась в споры о преподавании национальных языков
- «Если по английскому языку есть ЕГЭ, почему мы не можем сдавать чеченский, татарский и башкирский?» Беслан Успанов о языковом вопросе на Северном Кавказе, особом понимании силовиками слов Путина и недовольных прихожанах в московской мечети
- «Потеря национального языка — первый шаг к манкуртизации. Затем потеряем ислам» Колонка муфтия Татарстана Камиля Самигуллина для «Реального времени» о сохранении татарского языка
- «Все происходящее нынче в Татарстане напоминает украинский языковой кейс»: взгляд из Донбасса Татарский язык. Взгляд из Донецка
- «Надо биться не за два часа обязательного татарского, а за возможность сдавать на нем ЕГЭ» «Языковой вопрос» можно решить так, чтобы было удобно всем, — уверен экс-ректор ветеринарной академии Рифат Курбанов
- Ирек Шарипов: «В Конституции России сказано, что республики вправе устанавливать свои государственные языки» Директор Дома Дружбы о том, почему преподавание татарского должно быть обязательным, и о федеральном стандарте по государственным языкам субъектов РФ.
- Ильдар Габдрафиков: «Не считаю, что Рустэм Хамитов «слил» языковой вопрос» Уфимский этнополитолог о фонде поддержки башкирского языка, общественных настроениях в Башкортостане и бедных учителях
- «Чем более урбанизирован регион, тем меньше доля владеющих татарским...» Рекордсменами по знанию языка Тукая являются Татарстан, Башкирия и… Чувашия
- «Корпорации, понятно, против так называемых миноритарных языков. А государства?» Колонка компьютерного лингвиста о том, почему марийскую раскладку клавиатуры не найти в госучреждениях
- «Все национальные республики должны выступить против этого закона, он убивает понятие «родной язык» Ильшат Аминов об обязательности уроков татарского в школах и своей борьбе за сохранение родного языка
- «Никто не будет спасать удмуртский язык. Это же не уссурийские тигры» Писатель Вячеслав Ар-Серги — о том, что будет с национальными языками в России после принятия поправок в закон «Об образовании в РФ»
- Всеволод Чаплин: «Заставить учить «титульные» языки тех, кто не хочет ими владеть, попросту не удастся» Языки в школе: без принуждения, но с заботой