«Снижение статуса национального языка в Татарстане пробуждает заснувшее было самосознание»

Римзиль Валеев о том, как решили вопрос с языками, или промежуточный финиш в дискуссиях о языках республик РФ

Завтра депутаты Госдумы вновь вернутся к законопроекту о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части изучения родного языка. Вопрос обязательности и добровольности изучения языка местного населения вызвал горячие дискуссии в Татарстане, Башкортостане и других республиках. Известный журналист Римзиль Валеев тоже не остается в стороне и специально написал для «Реального времени» свою колонку. В преддверии второго думского чтения наш колумнист, который имеет образование учителя татарского и русского языков и литературы, изучает внесенные поправки в первый вариант закона и делает прогноз, как проголосуют парламентарии, в том числе от Татарстана.

Момент языковой истины

Так получилось, что языковая тема, столь горячая и, как говорят, «конфликтогенная», отодвинулась под нажимом резонансных событий. Настолько важных, что до конца июля многие начальники не уходили в отпуск.

А именно: а) откладывание срока выхода прекрасных дам на пенсию аж на 8 лет и перенос даты заслуженного отдыха российских мужчин на 5 лет; б) мировой футбол и массовая потеря рассудка под гипнозом фанатских страстей; в) встреча глав двух не очень дружественных держав, накопивших тысячи ракет и атомных бомб, способных за пару часов уничтожить все живое на Земле; г) рост цен на бензин и услуги ЖКХ; ж) тревоги обманутых дольщиков, вкладчиков и примкнувших к ним ипотечников с недостаточными ресурсами. И, наконец, з) страсти с выпускными экзаменами и поступлением в вузы при колеблющихся проходных баллах. Разумеется, нельзя забывать и о 100-летии расстрела царской семьи и связанных с этой датой ритуальных мероприятиях, о чем даже неудобно говорить мельком, упоминая в конце списка.

Все это отодвигает на второй план деликатный вопрос: изучать ли в республиках РФ языки местного нерусского населения в обязательном порядке или изучать только при наличии острого желания у школьников и родителей? Тема эта не связана с дополнительным финансированием, даже сулит сокращение бюджетных затрат. И облегчает жизнь определенной части родителей и школьников. Но эта же тема неизбежно пахнет политикой, историей, иногда дурными ксенофобскими помыслами.

«Надо ли делать так, чтобы татарский язык в Татарстане был в такой же доступности, как, например, карельский или юкагирский, алеутский или цыганский? Или как язык коми, или чеченский. Или все-таки он более статусный там, где живут носители этого языка еще с позапрошлого тысячелетия?» Фото Максима Платонова

Пройдут десятилетия, а может, и века, но эта тема не забудется, особенно коренными народами РФ — как момент сворачивания языков, объявленных государственными и официальными в национальных республиках в составе РФ. Они, эти республики, как штаты в США, земли в ФРГ, кантоны в Швейцарии, только статусом и правами поскромнее, но они служат формой самоопределения того или этого российского этноса. Как забудешь такое разжалование статуса?

Потому и переспрашивают, спорят — надо ли делать так, чтобы татарский язык в Татарстане был в такой же доступности, как, например, карельский или юкагирский, алеутский или цыганский? Или как язык коми, или чеченский. Или все-таки он более статусный там, где живут носители этого языка еще с позапрошлого тысячелетия?

Учить или не учить — вот в чем вопрос

И он, наконец, получит ответ. Сейчас законопроект, дополняющий ФЗ «Об образовании» двумя-тремя фразами, лишившими сна тысячи учителей и миллионы родителей, близок к заветному финишу. Мало кто понимает, в каком виде во вторник, 24 июля, он выносится на голосование во втором чтении депутатами Государственной думы РФ.

Не собираюсь комментировать, одобрять или осуждать вариант, согласованный с ведущими партиями и кремлевскими кураторами. За который проголосуют и татарстанские депутаты, изображая глубокое удовлетворение. Татарстанцы и татары вправе знать, как начнут изучать татарский язык как родной и один из двух государственных языков республики. Аналогичная ситуация для жителей еще двух десятков республик.

«Татарстанцы и татары вправе знать, как начнут изучать татарский язык как родной и один из двух государственных языков республики. Аналогичная ситуация для жителей еще двух десятков республик». Фото Максима Платонова

За что проголосует Дума во вторник?

Воспользуемся сообщением источника, который уполномочен заявить, что делается в стране и особенно в структурах власти. Итак:

«МОСКВА, 19 июля. /ТАСС/. Профильный комитет Госдумы по образованию и науке на заседании рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении переработанный законопроект об изучении родных языков.

В первом чтении резонансный документ был принят 19 июня наряду с развернутым постановлением, предусматривающим ряд кардинальных поправок ко второму чтению. За период доработки к проекту поступило 27 поправок, часть из них была поддержана членами комитета».

Если же сказать поточнее, поправок, писем и петиций было не 27, а несколько десятков тысяч. Это показывает, насколько горяча языковая тема в стране, где живут 190 народов, а самых крупных по числу и имеющих зачатки национального образования — два десятка этносов, которые обозначены в названиях национальных республик. Национальный состав в каждой республике свой, от 15 до 60 процентов «титульного» населения, что влияет на количество школьников, классов, учебников и учителей. В данном случае мы говорим о Татарстане, где живут 2 миллиона татар (более 52—55 процентов населения республики), и о татарах — занимающих в стране второе место по численности. Именно эта республика тащит груз методического, информационного и кадрового обеспечения 5—6 миллионов российских татар, что и служило причиной заключения договора между органами власти РФ и РТ, который кому-то помешал и остался в прошлом году без пролонгации.

В первом чтении резонансный документ был принят 19 июня наряду с развернутым постановлением, предусматривающим ряд кардинальных поправок ко второму чтению. Фото tvc.ru

Сейчас идет речь об обязательности изучения татарского языка как государственного, которая должна была стать основой для реального двуязычия в республике. Но и билингвальность теперь находится в загоне, что весьма странно в XXI веке.

Протесты за и против добровольности (так красиво называют необязательность изучения татарского языка в РТ, чувашского в Чувашии, якутского в Якутии и т.д.) изучения определяющего лицо и этнический код республики языка были настолько острыми, что теперь термин «добровольный» изъят из текста законопроекта.

При обсуждении во время первого чтения в проекте было сказано, что «преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации» Теперь, как и обещали депутаты-лоббисты, текст законопроекта кардинальным образом переработан. В тексте, вносимом в Госдуму для принятия 24 июля во втором чтении, указанной выше фразы «осуществляется на добровольной основе» нет. Можно готовить фанфары и карнавал фанатов родных языков?

Нет также абсурдной формулировки, которая была год назад озвучена в Йошкар-Оле и стала причиной для прокурорских наездов на школы: «преподавание и изучение государственных языков республик РФ… не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации».

Филологи и педагоги прекрасно знают, что изучение языка (в данном случае языка местного населения) не может наносить ущерб изучению русского языка. Который, кстати, изучается ежедневно и на котором ведутся почти все предметы, проходят внеклассные мероприятия, идут спектакли, фильмы, работают электронные и печатные СМИ, интернет-издания и основная часть социальных сетей.

Так что можно поздравить противников «добровольного» изучения языков.

«Филологи и педагоги прекрасно знают, что изучение языка (в данном случае языка местного населения) не может наносить ущерб изучению русского языка». Фото kpfu.ru

Итак, цитирую из сообщения ТАСС от 19 июля: «Переработанный документ дополняет статью 11 закона «Об образовании в РФ» следующим положением: «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов РФ, изучения государственных языков республик РФ, родных языков из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка».

Это серьезное изменение. Теперь языки республик в законе и в федеральных стандартах. Раньше во ФГОС их не было. Но жили и работали так, как будто они там были. Пока не нашлись политтехнологи, которые раскрыли глаза несогласным. Теперь в федеральных стандартах заложена возможность получения образования на родных языках, конституционная норма вошла во ФГОС.

Почему же не бросаем чепчики в небо и не кричим «Ура»? Но вы тоже не спешите ликовать. Радость языковых федералистов и билингвов приугаснет при виде новой формулировки. Потому что «Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов РФ...»

Это словосочетание — шедевр законодательной поэмы — взято из текста законопроекта. Оно, как сказано, украсит статью 11 ФЗ «Об образовании». Читаем сообщение ТАСС:

«Статья 14 ФЗ дополняется предложением, закрепляющим, что «свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик РФ осуществляется по заявлениям родителей или законных представителей детей при приеме (переводе) на обучение по программам дошкольного, начального общего и основного общего образования».

«Главное, сами родители «свободно» решат, на каком языке учить ребенка, какой у него родной язык. С учетом того, что все экзамены и ЕГЭ принимают на русском...» Фото Максима Платонова

Вот чем заменена фраза о добровольности изучения языка! «Свободный выбор языка… осуществляется заявлением родителей». То есть не обязательно и не добровольно, а свободно. То есть не заставляем учить в РТ татарский (башкирский в РБ и якутский в Якутии) наравне с английским, немецким или французским языками. Хочешь — выбирай, не хочешь — не выбирай.

Термин «свободный выбор» еще ярче и красивее, чем «добровольность». А суть та же. Не хочешь учить язык республики — не учи. И волки сыты, и овцы… остались. Правда за их целостность не ручаюсь. Главное, сами родители «свободно» решат, на каком языке учить ребенка, какой у него родной язык. С учетом того, что все экзамены и ЕГЭ принимают на русском. Точно так же, как все остальные, решат и родители татарской национальности, и смешанных семей. Все они хотят, чтобы их чада имели высокие баллы ЕГЭ. На это и делается расчет.

Так решил Комитет Госдумы по науке и образованию. Это согласовано с другими комитетами и вышестоящей инстанцией. Оповещены регионы и их начальство, депутаты. Понимаете, татарстанские депутаты дружно проголосовали в первом чтении, еще и других призывали голосовать, удивив просвещенцев некоторых национальных республик. Теперь они проголосуют с упоением.

Одноязычие как культурный код?

Удивляет одержимость в стремлении к моноязычию. Думал, что это удел 1,5 млрд китайцев и некоторых американцев, признающих только свой язык, а также тех людей, которые не имеют склонностей к языкам и знаниям вообще. Но даже в США билингвы составляют более 20 процентов населения. А в многонациональной России их не более 15 процентов. В Татарстане, как известно, более 50 процентов населения. И правда, странное настроение: проживая в многонациональном обществе, знать только один язык.

Еще один парадокс. Почему-то даже при моноязычии некоторые школьники своим (родным и государственным) языком владеют не блестяще, что очень странно. Ведь они по 6—12 часов в неделю изучают русский язык, литературу и все остальные предметы проходят на том же языке, значит все 36 уроков в неделю укрепляют знание госязыка РФ. Русский язык они применяют при содействии нескольких преподавателей-предметников с их разнообразными талантами и характерами, интеллектом. Плюс на русском, как правило, устраиваются почти все внеклассные мероприятия. На нем же, великом и могучем, работает телевидение, выпускаются фильмы и художественные книги, на нем кружки и всепроникающий интернет. Все это может помочь вылепить из правнука африканца Ганнибала великого русского поэта Пушкина. А где же он, новый Пушкин, из числа учеников моноязычных казанских классов?

«Хочешь изучать — подавай заявление и изучай. И говори на нем с теми, кто знает язык. Можешь писать, читать стихи и романы. Кто-нибудь все равно прочитает, послушает...» Фото Олега Тихонова

В Татарстане нет угрозы деградации русского языка, о чем свидетельствуют итоги экзаменов и олимпиад. Многие деятели культуры и искусства, замечательные русские писатели с общероссийским, иногда мировым именем, вышли из татарских семей — Рустем Кутуй, Диас Валеев, Равиль Бухараев, Айдар Сахибзадинов, Ахат Мушинский, Альбина Абсалямова, Алена Каримова, Аскар Сабиров, Неля Ахунова, Гузель Яхина

Лицо русской и российской культуры определяют такие люди татарского происхождения, как Софья Губайдулина, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров, Марат Башаров… Они выходцы из татарских семей, жители многоязычной среды.

Что же будет дальше?

Думаю, что 24 июля в Госдуме с принятием дополнения к ФЗ «Об образовании» проблем не будет. Нельзя же сказать, что национальные языки в России запрещают или отменяют их изучение. Хочешь изучать — подавай заявление и изучай. И говори на нем с теми, кто знает язык. Можешь писать, читать стихи и романы. Кто-нибудь все равно прочитает, послушает. А именно те, кто напишет заявление, чтобы дать в нагрузку своему ребенку язык предков. Свободно и осознанно. А дети тех, кто не станет учить «региональный» язык, получат больше времени для игр на компьютере и общения через смартфон, посмотрят больше фильмов, клипов и прочей пищи духовной из культурного корыта англосаксов. Еще неизвестно, кто выиграет…

Потеряют ли что-либо российское общество, жители республик, представители нерусских национальностей, да русские тоже, которые хотят или могли бы стать двуязычными? Да. Что будут делать носители госязыка РФ, если их коллеги или близкие родственники коренной национальности будут говорить между собой или даже с большой сцены на своем, непонятном для остальных языке? Правильно, они будут вынуждены уйти прочь или искать переводчика. Встречаться и общаться придется реже. Вряд ли родня и друзья с языковой нестыковкой пойдут вместе на этнические концерты и спектакли. Разве что на Сабантуй, где неплохо угощают.

«Нет худа без добра. Снижение статуса и поддержки национального языка и самой Республики Татарстан пробуждает заснувшее было самосознание». Фото Максима Платонова

Короче, после принятия дополнения к ФЗ «Об образовании» доверие власти, центральной и региональной, не повысится. Билингвов, свободно владеющих двумя и более языками, будет значительно меньше. Татарский язык — татарам. Якутский — якутам. И плюс и еще тем, кто не ленится постигать основы языка и культуры местного населения. В том числе языка одного из супругов, если семья смешанная, традиций его предков. Если захотеть и уделить внимание, время и некоторые усилия. Если есть способности к языкам и культурам. И если поймут, что в одной стране надо общаться и понимать друг друга больше. Вся надежда на это.

Что касается Татарстана и татарского сообщества. Момент горький, неприятный, но не безнадежный. Нет худа без добра. Снижение статуса и поддержки национального языка и самой Республики Татарстан пробуждает заснувшее было самосознание. Придется находить настоящих татар, объединяться, общаться, учить свой язык, культуру и историю на родном и других языках. Защищать свои права и достоинство, свою республику, демократию и федерализм. Подумать об упущенных и имеющихся возможностях.

Увидеть завтрашний день в нынешних делах, не дожидаясь, как накроет ливень и дождь в общественной жизни.

Мы не можем оставаться такими же, какими были в прошлом году, в прежней беспечной жизни. Но об этом поговорим как-нибудь в другой раз.

Римзиль Валеев
ОбществоОбразованиеВласть БашкортостанТатарстан
комментарии 52

комментарии

  • Анонимно 23 июл
    Аллах не позволит исчезнуть нашим языкам!
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    На Бога надейся, а сам не плошай.
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    РВ. Подготовьте, пжлст, материал о состоянии языков в Якутии, Бурятии, Калмыкии и др. Республиках и общественном восприятии в этих регионах государственной языковой политики.
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Возвращение к своей нации начинается с желания понять национальный вопрос, происхождение, знать историю, культуру, обычаи и язык.
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Манкурты и махровые шовинисты, не знающие наших национальных языков, не должны учить нас тому, как мы должны учить родные языки.
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    манкурты, шовинисты... опять те же клише. надоели уже этими повторами.
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Если бы манкуртов и шовинистов не было, никто бы не повторялся. Но они противники национальных языков. Они реально мешают нам в деле сохранения и развития языков, на равноправное изучение, обучение и преподавание которых имеют право все народы.
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    если бы не "шовинисты" и "манкурты", способные воспринимать чужую культуру и мировой прогресс, то вы продолжали бы жить в средневековье, наравне с афганцами или папуасами.
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Ты меня просветил? Лапоть!
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    У тюркских народов издревле была своя письменность (руническая)... Более 1000 лет назад в Волжской Булгарии была уже другая письменность и поэты,а затем это получило дальнейшее развитие в Золотой Орде и последующих татарских ханствах. Татары были самым грамотным народом царской России более 100 лет тому назад. Изучайте историю! Она, к сожалению, она долгое время была запрятана, запрещена и искажена...
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Ха-ха-ха! Историю совершенно не знаете, а пишете про чужую культуру и мировой прогресс, про то, что мы продолжали бы жить в средневековье, наравне с афганцами или папуасами... Это шовинисты хотят вернуться в средневековье с их ненавистью к инородцам, их культурам и языкам. Ведь они хотят доминирования только одного народа, одной культуры и языка. А националисты за национальное равноправие всех людей. Они уважают тех, кто любит, хранит и развивает родные языки. Они никогда не закроют национальные школы и нигде не сделают замечания за общение на родном языке. Они против национального и социального гнета шовинистов, самовластия и национальной несправедливости.
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    у пуштунов тоже древняя культура, богатая история, арийцы же. а толку? как жили 1000 лет в своих горных кишлаках, так и живут. теперь еще выращивают маки. и вы бы жили в своих аулах, ходили в лаптях с тюбетейками на макушках.
    а все ваши выводы основаны на мифах, придуманных местными сказочниками. дай таким как вы власть и независимость, скатитесь в лучшем случае до уровня суверенных узбекистанов-таджикистанов-туркменистанов, некогда отделившихся от большой страны. заводы встали, коррупция колоссальная. независимых сми нет. людей прессуют. хотите своего "туркменбаши", такой же нищеты, где основными добытчиками стали гастарбайтеры?
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Меня волнует вопрос о национальных языках в РФ, и я не желаю отвлекаться на другие вопросы. Татарский народ, не смотря ни на какие ограничения, ущемления и запреты в отношении национальных языков, сохранит и будет развивать свой родной язык и национальную культуру. Мы будем поддерживать принципы многонационального, многоязычного и многоконфессионального государства.
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    не отвлекайтесь. и живите в горных кишлаках
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Ради бога е жалейте Туркменистан, среди гастарбайтеров не увидите туркменов. Ашхабад теперь похож на Дубай, в Турменистане не растут услуги ЖКХ каждый год на 10 процентов. Там газ, свет, вода, соль и другие услуги БЕСПЛАТНЫ. Поэтому никогда не увидишь на российских каналах репортажей о социальной жизни туркмен. Это может выглядеть как провокация!
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Улучшайте жизнь в деревнях Владимирской области
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    А сто лет тому назад вообще законов не было ни про обязательность, ни про добровольность. И ничего, говорили и писали по-татарски прекрасно все, кому это было нужно. А сейчас вы хотите, чтобы дебильные методики, разработанные на бюджетные деньги записными троечниками, полностью стерилизовали навыки владения языком как у носителей, так и у иноязычных.
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Поэтому пксть своих жен учат лапшу варить, а мне и моим детям диктовать, какой язык для меня обязательный нечего
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Вы написали бы о жизни спившихся и умирающих русских деревень...
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    А вы тоже можете жить возле лесов, полей и рек в сельской местности... Только бежите оттуда почему-то. Националисты мешают или всё-таки из-за того, что в деревне работать надо.
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Деревня! Вы тоже начинали там!
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    нельзя же сравнивать татарский теле с французским или немецким. это же смешно.
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Методики преподавания русского лучше? Там тоже надо делать акцент на разговорную практику. Зачем столько грамматики? Почему при поступлении на технические специальности баллы ЕГЭ по русскому учитываются? В советское время писали сочинение или изложение - зачет или не зачет.
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    Вам точно мозги промыли...
    Ответить
    Анонимно 06 авг
    Учите свои языки,кто мешает ? Назовите их......
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    сливают они языки. вот и все. и не надо было так много расписывать
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    насчет самосознания отметил правильно. Многие татары пересматривают свое отношение, начиная от государства и русской литературы, заканчивая национальными элитами
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Так и есть. Пара сотен человек так его сильно изменили, что в Сирию уехали
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    да пусть едут куда хотят. мне лично все равно.
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Эти слова: "Что касается Татарстана и татарского сообщества. Момент горький, неприятный, но не безнадежный. Нет худа без добра. Снижение статуса и поддержки национального языка и самой Республики Татарстан пробуждает заснувшее было самосознание. Придется находить настоящих татар, объединяться, общаться, учить свой язык, культуру и историю на родном и других языках. Защищать свои права и достоинство, свою республику, демократию и федерализм. Подумать об упущенных и имеющихся возможностях." - как отражение реальной действительности и, как руководство к действию.
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Уян Татар! булма надан! Уян Татар!
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    В еврейских школах никто не заствляет учить , либо свободно выбирать иврит . Не хочешь не надо просто идите в другую школу , все просто . А может ошибаюсь ? Кто в теме поправьте .
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    В Израиле иврит - государственный. В Татарстане татарский язык также должен быть государственным. Иначе вся культура татарская окончательно заглохнет.
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Разница лишь в том, что Израиль — государство, а Татарстан — всего лишь один из регионов под номером 16 большого государства, именуемого Россией.
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    +И +Израиль благодаря мировому сообшеству создала свое государство ++Уже южная осетия стала суверенным государством вместе с +Абхазией благодаря +России
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    +Нет еврейской республики+, но есть еврейские школы в +РФ
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Нет языка - нет нации! Откуда возьмутся философы, писатели, лингвисты, поэты и другой цвет нации, если не будет преподавания национального языка? Не должно быть какой-либо цены, которую можно заплатить за язык твоих предков, родителей, матери, отца...Язык твоих проотцов и дедов, и матерей и бабушек бесценен! Язык татарских писателей и ученых - бесценен! Татары, не позволяйте казнить и кастрировать себя через уничтожение своей культуры, которая - в родном языке! Имейте достоинство, в конце концов
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Как малограмотные родители (культурный слой у россиян о-о-очень тонкий) будут определять, какой язык учить их ребенку?
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Вы это лично о себе?
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Конечно о себе. И слой культурности наверно своим штангенциркулем замерил. Уж разберемся как нибудь в этом вопросе. А то раньше удобно же было-всех на татарский, а там кто всплывет, кто потонет не важно
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Будет национальная сегрегация- татары отдельно, русские отдельно
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!. адекватных татар больше!
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Т.е. адекватные татары - это те, которые откажутся от родного татарского?
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Tatarlar alga! Amerikadan salyamlar minem haligima!
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Шулай качып китеп сэлам биреп ятсак кына инде)))
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    "А где же он, новый Пушкин, из числа учеников моноязычных казанских классов?"- мне видится -новые Пушкины и новые Тукаи сейчас вместе и обсуждают огромные достижения Татарстана по межнациональному согласию и итогов утонченной и выверенной модели равноправного ( а значит равнообьемного ) изучения языков межнационального общения страны и родного языка одного из малочисленных народов не смущающей никого возможностью свободного выбора.
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Они могут сверху планировать все что угодно - ассимиляцию в том числе. Думаю, что жизнь поведет нас другим путем.
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Ага. Вон в Сирии идут уже десять лет.
    Ответить
  • Анонимно 24 июл
    Абсолютно непонятно зачем уважаемый Рамзиль Валеев аппелирует к опыту США. Многонациональный народ США говорит на государственном английском языке. Посмотрите на карту США -штаты поделены как по линейке, ни о каких границах, привязанных к определенному этносу не может быть и речи. И, самое интересное, никто не учит язык коренного населения штата. В отличие от Российской империи , в США подавляющее большинство коренного населения было физически уничтожено. По поводу добровольности- это, несомненно, благо. С самого начала суверенности надо было разрабатывать методики для русскоязычных, исходя из того, что начальный уровень владения языком - нулевой. Не заставлять учить правила и писать прописи, а сфокусироваться на преподавании разговорного языка. Вот тогда бы был толк и не было отторжения. И ситуация не была бы доведена до точки, близкой к критической
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Где он апеллирует к опыту США? "Они, эти республики, как штаты в США, земли в ФРГ, кантоны в Швейцарии, только статусом и правами поскромнее, но они служат формой самоопределения того или этого российского этноса."
    Единственное упоминание США в статье, причем не в контексте изучения языков.
    Ответить
  • Анонимно 24 июл
    В Швейцарии, ФРГ, Швеции, США, Великобритании и др странах регионы и народы достойно представляют, защищают этносы, языки, большинство интеллигентных граждан там знает 2-4 -5 и более языков.
    Что происходит в РФ сами видите.
    Ответить
  • Анонимно 24 июл
    Предсказание авотра сбылось. Сегодня, 24 июля, в Госдуме законопроект о языках (второе чтение) принят за 11 минут.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров