«Вскоре мы получим мощную волну «обрусевших» детей...»
Башкирский язык как родной, или что происходит на самом деле
На днях депутаты Госдумы в первом чтении рассмотрели законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части изучения родного языка. Нешуточные споры, которые развернулись в информационном поле, обращения общественников и решения в Госсовете Татарстана не подействовали на народных избранников. Башкирская писательница и сценарист Зухра Буракаева в авторской колонке «Реального времени» делится своими мыслями о судьбе родного языка. Колумнист обращает внимание на то, как в Башкирии начинает внедряться добровольность изучения языка Рами Гарипова или Габдуллы Тукая и какими последствиями это может аукнуться.
Моим детям несказанно повезло
Сейчас идут горячие дебаты по результатам по добровольности изучения национальных языков как родного. Добровольно или обязательно? Именно этот вопрос волнует многих родителей и общественников. С одной стороны, вроде, все верно. Обучение государственным языкам остается обязательным — это два часа башкирскому, час на язык, второй — на литературу. А в качестве родного можно выбрать русский — какая красота! Чем и воспользовались многие общественники, а также чиновники от Министерства образования, уговаривая родителей написать заявления в пользу родного русского. Ведь это дополнительные часы для подготовки к ЕГЭ — ужасному и опасному, которым начинают пугать чуть ли не с первого класса. В итоге даже исконные башкирские села — хранители народного башкирского — стали массово отказываться от родного башкирского уже в начальных классах. И это происходит в колыбели нашего языка и культуры — в Зауралье!
Ладно, моим детям несказанно повезло — они родились в семье филологов и писателей, у нас все полки заполнены башкирским книгами, с детства мы делаем многое, чтобы они не отрывались от языковой среды (вплоть до того, что мама, известный писатель и общественный деятель Марьям Буракаева, уехала в далекую деревню Ибраево Зианчуринского района Башкортостана, где у нас остались только дальние родственники). Чтобы дети слышали и общались на чистом башкирском. И то приходится все время подправлять их башкирских друзей, наших двоюродных и троюродных родственников, так как их язык трудно назвать башкирским. Пару слов, выражений и все.
«Посидит такой башкирский школьник пятый-шестой, ладно, седьмой класс с башкирским как родным, а потом тоже не будет тратить время зря». Фото school39.ru
Башкирский уровня средних классов
Но представим иную ситуацию. Что волею судьбы молодая башкирская семья не может отдать своего ребенка в башкирскую гимназию с углубленным изучением родного языка. А отдает в обычную среднюю школу…
Допустим, родители не имеют отношения к творчеству или литературе, не участвуют в общественном движении. Технари. Сами выросли в городских условиях, не так хорошо говорят на башкирском, но хотят, чтобы их ребенок не совершал той роковой ошибки времен СССР и знал свой родной язык на хорошем литературном уровне, знал свою культуру и литературу.
Приходят в обычную среднюю школу, где оставлены два жалких часа башкирского как государственного — один на язык, второй — на культуру. Для ученика это — отсидеть, пошуметь, попереписывать другие уроки: как и было все это время почти во всех школах. Язык и литературу он точно не усвоит.
Родители хотят выбрать башкирский как родной, пишут заявление. При этом они должны найти не менее семи желающих. Допустим, повезло, нашли. Стали учить. При этом все остальные выбрали родным русский и тем самым имеют больше возможности готовиться к ЕГЭ, о чем сейчас ведут пропаганду почти во всех школах. И директоров назначают таких, что те сами говорят: «Ну зачем мучаете детей? Главное — ЕГЭ».
Посидит такой башкирский школьник пятый-шестой, ладно, седьмой класс с башкирским как родным, а потом тоже не будет тратить время зря. Родители напишут другое заявление, на родной русский, и он будет готовиться к ЕГЭ. И останутся непрочитанными главные произведения башкирской литературы (а литературу и русскую, и башкирскую читают теперь только в школах, кроме ну самых таких умных семей). И останется его родной башкирский на уровне ученика средних классов, а значит — он постепенно снова станет кухонным. А ведь многие наши городские башкиры знают хорошо язык, культуру, литературу, становятся артистами башкирских театров именно потому, что изучали язык в школе (дома — на бытовом), потому что участвовали в олимпиадах, играли в КВН, писали сочинения и стихи и прочее.
«А значит, все новые и новые родители, для которых голос чиновника или директора школы: «А зачем вам мучить своего ребенка? Пусть хорошо сдает ЕГЭ, поступит в вуз бесплатно. У вас есть полмиллиона на обучение?», – станет решительным, нежели патриотические чувства или общественные настроения» Фото Максима Платонова
Пропаганда — мощное оружие
Родителям как правило некогда заниматься образованием ребенка — у них ипотеки, кредиты, по три работы. И если не в башкирской, а в обычной школе эти самые родители все же найдут желанное количество учеников, выбравших родным башкирский (татарский, чувашский, марийский) и будут изо всех сил мотивировать и без того перегруженного ребенка (другими предметами, двумя иностранными и страшными сказками о ЕГЭ), то еще есть надежда. А если все будет иначе?!
А если учесть ту катастрофу, когда тысячи сельских школ и фельдшерских пунктов, библиотек и штат Домов культуры в регионах России закрываются из-за оптимизации, то можно представить тот мощный поток миграции из сел в города. А значит, все новые и новые родители, для которых голос чиновника или директора школы: «А зачем вам мучить своего ребенка? Пусть хорошо сдает ЕГЭ, поступит в вуз бесплатно. У вас есть полмиллиона на обучение?», — станет решающим, нежели патриотические чувства или общественные настроения. Ведь не было глупым и необразованным поколением было поколение наших родителей, которое, за редким исключением, лишило родного языка, культуры и литературы, народной педагогики и много чего другого своих советских детей.
Пропаганда — мощное оружие. И вскоре мы будем иметь вторую, может, уже последнюю и мощную волну «обрусевших» детей во имя бесплатного образования. И, вроде, демократичное и невинное слово «добровольно» на деле имеет необратимые последствия. Многие это понимают. Но еще больше тех, кто не станет вникать, а захочет быстро и безболезненно стать городским жителем. И постепенно дети будут приезжать в села от своих городских или райцентровских мам и пап, а не «әсәй» (баш. «мама», — прим. ред.) и «атай» (баш. «папа», — прим. ред.), к своим «улясайкам» (өлəсəй — баш. «бабушка», — прим. ред.) и «улатайкам» (олатай — баш. «дедушка», — прим. ред.), «няняйкам» («бабушка», — прим. ред.) и «картайкам» («дедушка», — прим. ред.) и ни о чем не смогут поговорить с ними. Зато сдадут ЕГЭ, и, может быть, на отлично.
комментарии
Других детей не трогайте и за нас не решайте.
И за счет наших детей проблемы своих детей решать не надо, это непорядочно.
Мы же хотим равноправия, вы же сами кричите на каждом углу "разговаривай на русском, я вас не понимаю"
Но башкирская власть сама совершила величайший акт несправедливости- это записывание татар башкирами. За это тоже будет кара Божья.
Ведь невооружённым взглядом идёт насильственная ассимиляция. И преступление, по сути, против ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. На территории Евразии обосновались исторически три цивилизации: славянская, ТАРТАРСКАЯ ( куда входят все тюркязычные народы), финоугорская.
Где у нас славянская и финоугроская цивилизация. Их нет - они стёрты с аналов истории, как будто и не существовали вовсе. Остаётся только пока ещё ТАРТАРСКАЯ.
Что или кто такие русские? В неё условно входят: российские славяне, которым только лишь прикрываются из своих меркантильных интересов, остальное это сборная слоянки, историчесвки не имеющие к нашей стране (в границах РСФСР) только лишь опосредственное отношение, так как не являются коренными народами - это и украинские славяне, и прибалты, и немцы, и евреи, и кавказцы, и т.д. - даже в некотрых случая негры. То есть все они русские.
Хотя нормальный человек понимает, что национальности, а значит и народа русский никогда не существовало и не существует. Это не этнос, это политический мем, как говорит сейчас молодёжь.
Кстати тоже самое происходит и на Укранине. Ведь национальности,нации и народа украинец никогда не существовало и не существует, только лишь на уровне "сборной солянки".
В более плачевном состоянии финоугры. О существовании которых, этой цивилизации мы узнали лишь где-то в начале 90-х. А ведь финоугры не хала бала - они основали Москву. И я даже подозреваю, что Рюриковичи пошли не от норманов, а именно от финоугров.
Вот возьмём МОРДВУ - их было 10 народностей. На сегодняшний момент только 2: мокша и эрзя. Где остальные 8? А остальные Российская империя при помощи Русской православной церкви добровольно-принудительно ассимилировали и те стали РУССКИМИ. Справедливо? Думаю нет. Эти ассимилированные, их потомки, они даже многие не знают что являлись когда-то представителями древней цивилизации угрофинов и ошибочно считают себя славянами.
50% процентов, а может более татарских ханов после "растворения" Золотой Орды стали РУССКИМИ. Я даже подозреваю, что они сами и придумали это названия. Но ладно бы они. Ихние народы ведь тоже стали, так называемыми русскими!
Говорю же, по сути, в России и на Украине осуществляется сейчас ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, пытаясь протолкнуть в социум неких псевдорусских и псевдоукраинцев, устребляя тем самым 3 цивилизации: славянскую, угрофинскую и татарскую.
Тюркам нужно объединятся - пока нас окончательно не стёрли.
Надо помнить. Татарин или башкир, если даже станет РУССКИМ, но будет лишь русским второго сорта. Так было уже ни раз в истории с ассимилированными народами.
Габдель Юссон.
Врач-психиатр.
Тоесть такой прозрачный намёк кому должна Сибирь принадлежать :-) Тут они с Мадлен Олбрайт едины. :-)
А так по словам самого Габделя он не учёный, не историк, а просто так гуглящий пенсионер проходящий мимо.
Общаться же на улице ваши дети будут на том языке, на котором общаются их сверстники, это может быть русский язык если они общаются с русскоговорящими детьми, башкирский, если с башкирско говорящими, и татарский.
А фактически, они общаются на "дикой смеси (с вашей точки зрения)" этих языков.
Мой родной язык тоже не русский, но я на нем общаюсь с теми, кто его понимает, а на русском общаюсь с остальными.
Общаться с человеком на том языке, которого он не понимает, как минимум, некультурно.
И тем более не допустимо для человека с высшим филологическим образованием.
Ведь невооружённым взглядом идёт насильственная ассимиляция. И преступление, по сути, против ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. На территории Евразии обосновались исторически три цивилизации: славянская, ТАРТАРСКАЯ ( куда входят все тюркязычные народы), финоугорская.
Где у нас славянская и финоугроская цивилизация. Их нет - они стёрты с аналов истории, как будто и не существовали вовсе. Остаётся только пока ещё ТАРТАРСКАЯ.
Что или кто такие русские? В неё условно входят: российские славяне, которым только лишь прикрываются из своих меркантильных интересов, остальное это сборная слоянки, историчесвки не имеющие к нашей стране (в границах РСФСР) только лишь опосредственное отношение, так как не являются коренными народами - это и украинские славяне, и прибалты, и немцы, и евреи, и кавказцы, и т.д. - даже в некотрых случая негры. То есть все они русские.
Хотя нормальный человек понимает, что национальности, а значит и народа русский никогда не существовало и не существует. Это не этнос, это политический мем, как говорит сейчас молодёжь.
Кстати тоже самое происходит и на Укранине. Ведь национальности,нации и народа украинец никогда не существовало и не существует, только лишь на уровне "сборной солянки".
В более плачевном состоянии финоугры. О существовании которых, этой цивилизации мы узнали лишь где-то в начале 90-х. А ведь финоугры не хала бала - они основали Москву. И я даже подозреваю, что Рюриковичи пошли не от норманов, а именно от финоугров.
Вот возьмём МОРДВУ - их было 10 народностей. На сегодняшний момент только 2: мокша и эрзя. Где остальные 8? А остальные Российская империя при помощи Русской православной церкви добровольно-принудительно ассимилировали и те стали РУССКИМИ. Справедливо? Думаю нет. Эти ассимилированные, их потомки, они даже многие не знают что являлись когда-то представителями древней цивилизации угрофинов и ошибочно считают себя славянами.
50% процентов, а может более татарских ханов после "растворения" Золотой Орды стали РУССКИМИ. Я даже подозреваю, что они сами и придумали это названия. Но ладно бы они. Ихние народы ведь тоже стали, так называемыми русскими!
Говорю же, по сути, в России и на Украине осуществляется сейчас ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, пытаясь протолкнуть в социум неких псевдорусских и псевдоукраинцев, устребляя тем самым 3 цивилизации: славянскую, угрофинскую и татарскую.
Тюркам нужно объединятся - пока нас окончательно не стёрли.
Надо помнить. Татарин или башкир, если даже станет РУССКИМ, но будет лишь русским второго сорта. Так было уже ни раз в истории с ассимилированными народами.
Габдель Юссон.
Поневоле задумаешься, может правы тогда прибалты?
Думать надо над тем, как замотивировать, заинтересовать.
1) принуждение всех подряд к изучению башкирского государственного языка
2) принуждение башкир к изучению русского родного языка.
Прокуратура по вашей школе плачет. Думаю, скоро будут разбираться, по этой статье.
Точно с Луны свалилась
Другое дело, что в этой стране долгие столетия всех делили на своих православных и чужих инородцев, нацменов. Это деление и есть камень, об который мы спотыкаемся по сей день в нашем многонациональном государстве.
Сохранение языков народов рф - обязанность государства и финансировать сохранение, изучение и развитие языков народов рф обязано государство.
А закон про "добровольность" конечно же противоестественный и антинародный и попахивает ту нацизмом.
Зачем нам такие депутаты?
Зачем нам такие министры?
Зачем таким манкурдкам доверяют такие должности, особеннно должность министра образования?
Не стоит ли нам отозвать этих горе-депутатов типа Рахматуллиной?
Это не так!
США - собрание разных народов на чужой земле. На исконных землях этих народов остались государства (Франция, Италия, Германия, Китай) которые и позаботятся о сохранении родных языков.
Россия - собрание коренных народов и их автохтонных земель в одну федерацию. На наших исконных землях мы (народы, государство и общество) обязаны сохранить наши исконные языки. На других землях и в чужих государствах этого никто делать не будет.
Чтобы прекратить спекуляции по добровольности изучения "родного" языка и не вводить всех в заблуждение, следует каждый язык прописывать по его названию: "русский", "башкирский", "чувашский", и т.д.
Подмена понятий "русский"="родной" есть спекуляция.
Я - башкурт и никогда не буду русский, славянин, православный и прочее.
А приучать детей к равенству понятий "русский=родной" - это духовное истребление автохтонных народов россии.
Думайте, господа...
А уникальные этнические наречия и оригинальный фольклёр разных племён составивших ядро русского народа НИКТО не потерял ! Ничего не потеряно. Поезжайте в Псков, Смоленск, Новгород в институты славянистики вам там персонально всё покажут и расскажут. И озвучат.
А то что вы и вам подобные пытаетесь либо на одну чашу весов положить достижения русской Нации и башкирский этнический фольклор и язык этнической самобытности или противопоставить, то это просто от отсутствия ума в вашей голове.
Либо вы засланный казачёк-провакатор.
Русские уже давно не славяне.
Да и были ли когда-нибудь славянами еще вопрос.
Когда отличия супругов носят не био-генетический характер, а фольклёрный, то это не смешанные браки.
Весь сыр-бор разгорается из-за боязни родителей, что чадушки нагрузку не потянут. Если у ребёнка нормально развито мышление, он все потянет (конечно, при условии грамотно составленного учебного плана, а вот этого-то современное образовательное начальство уже не умеет. Все, что они делают - выдумывают всякую хрень, чтобы занять учителей, а потом требуют бесконечные отчёты о выполнении этой хрени. По всей стране!)
но это также и проблема русских
когда кончатся носители малых языков тогда начнётся размывание и упрощение русского
и переход даже не на английский а на бейсик инглиш...
А вы, голубчик, обыкновенный нацист. Перечитайте свой коммент на трезвую голову.
По башкирски фраза "фолк хистори" произносится "Халк хистар" и переводится на русский, как "воспоминания народа".
Правда вы эту хистори не знаете, иначе ужаснулись бы чудовищам-романовым. А та история, которую вам навязали про мой и ваш народы лжива до мозга костей и формирует агрессивное невежество в мыслях, чувствах и поступках.
А они того стоят?
Надо сохранить все языки, которые еще живы, от этого хуже не будет
» Алмаз
» Алтын
» Амбар
» Арбуз
» Аршин
» Аркан
» Атаман
» Базар
» Бакалея
» Балагур
» Балалайка
» Балбес
» Балык
» Барахло
» Барин
» Барс
» Барсук
» Башка
» Башмак
» Беркут
» Богатырь
» Бочка
» Булат
» Буран
» Веник
» Внук
» Деньги
» Дорога
» Дурман
» Ералаш
» Есаул
» Жемчуг
» Изба
» Изюм
» Ишак
» Кабак
» Кабан
» Кадык
» Казак
» Казан
» Казна
» Камыш
» Капуста
» Карандаш
» Караул
» Карга
» Каторга
» Кинжал
» Кирка
» Кирпич
» Книга
» Кнут
» Князь
» Колбаса
» Колесо
» Корабль
» Кочерга
» Крепость
» Кремль
» Кувшин
» Куртка
» Лошадь
» Майдан
» Маяк
» Минарет
» Мурза
» Мурзилка
» Орда
» Очаг
» Пельмень
» Сарай
» Сарафан
» Сахар
» Солома
» Стакан
» Стол
» Сундук
» Таракан
» Тарелка
» Толмач
» Тормоз
» Тулуп
» Туман
» Туша
» Тюрьма
» Улан
» Ура
» Ураган
» Утюг
» Халат
» Чемодан
» Чердак
» Чугун
» Шалаш
» Шаль
» Шаровары
» Шатер
» Шашлык
» Ямщик
» Яр
Срочно откажись от них и никогда их не произноси.
Голубчик! Это русские здесь пришлые, а не "словечки".
Только она даёт приют в себе самой таким культурам как башкирская.
Ну не будет башкирского языка,удмуртского.
И Германия постепенно перейдет на немецкий в быту ,исчезунт баварский и т.д.
Это обьективный процесс.
Мир меняется.
И с прагматической точки зрения- уже определяющим является не род,кровь,а принадлженость к культуре,культурный код.
Вот и не цепляйтесь за язык..а цепляйтесь за традиции, кухню, одежду,
за красивую смобытность-вон у вас там какие то фестивали кочевников..это правильно и красиво.
Вы поймите,через 2 поколения..культурный код на всей земле изменится.Все глобальное будет..
и повторюсь-тут бы Русской Великой Культуре сохраниться...
Голубчик, дайте определение, что такое "русский".
Это не этнос - это общность людей находящаяся на стадии этногенеза, которая до сих пор, за 1000 лет православия, не выработала даже свою национальную идею.
Русский - это прилагательное, приложенное к чужим историям и чужим культурам или имя существительное?
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/103444-zuhra-burakaeva-o-bashkirskom-yazyke-kak-o-rodnom"
А вы неужели не видите как нерусские устали от вашего господства?
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/103444-zuhra-burakaeva-o-bashkirskom-yazyke-kak-o-rodnom
Пространная статья башкирской писательницы, как ее представляют. Современного покроя, т.е. знающие БЯ так же, что и русский. И глагольствует она более реально, не утопая в несбыточные мечты, как почти все староверческие квази интеллигенты, которые пребывая, так же, что и татарстанские мечтатели, в предверии того "ада", после которой уже мечтать о родных языках не будет иметь никакого смысла.
Но давайте я вам сначала представлю запись одного "инкогнито": "В Башкирии с башкирскость более-менее все гладко. Там руководители все делают для того. чтоб сохранить башкирский язык, башкирскую самобытность, много денег тратят на популяризацию башкирскости, на изучение и популяизации истории башкир. Башкирия действительно страна башкир. Во всяком случае руководители этого региона делают все для этого. А вот в Татарстане не делается и миллионнной доли того, что делается для башкир в Башкирии."
А теперь скажем то, что требуется в данный момент.
1. Сколько башкирских гимназий и школ функционирует в РБ, никому не известно. До начала этих перепитий существовало их 22 единиц, работающие на высоком уровне. Никто не заикается, что они как-то расформированы. Они должны работать, так же, как и работали. И брали туда детей просеивая через мелкое сито: ребенок какой бы национальности ни был, должен уметь говорить и читать и писать на башкирском. Что для учеников Татарстанских школ и не снится...
2. При этом, не забывайте, что организованные башисты, пользуясь рахимовскими миллионами, еще вовсю сопротивляются московским нововведениям по некоторому урезанию возможности учебы башкирских детей как в независимом государстве.
3. При этом, двухмиллионный татарский народ так и остается, как и при Рахимове, бесправным: без национальных школ, радио-телевидения, филармонии (тогда как малочисленный башкирский народ имеет их целых 6 единиц).
4. Как пишут некоторые заинтересованные родители из Татарстана, там нет ни единой татарской гимназии; практически нет и школ татарских, а есть только некоторые классы, где им втолковывают о татарском языке один урок в неделю.
5. Такой благоприятный пример для татарских детей Татарстана должен был бы воодушевить чиновников Татарстана. Не может же быть, чтобы они не знали такого. Я лично сам только несколько раз приводил для них как хороший пример Башкирию в этом отношении.
Дорогой собеседник! Татарстан, как говорят, продвинутый регион. Казань должна решать татарские вопросы, а не М.Г.Рахимов. Бери пример с ВВП - провозгласили русский мир и мы все содержим эту идею. Казань найдет деньги для татар, я думаю.
Другие языки должны спасать Казань, Чебоксары, Ижевск и т.д.
Сначала навязывают коренной башкирский язык всем пришлым народам, а потом под ропот и улюлюкание пришлых народов запрещают изучать родной язык башкирам. Неприменно следует отметиться в прокуратуре, чтобы изучать родной язык свободно и всеобъемлюще?
С моим народом такое уже было в 1921 году, когда вводили запрет на башкирский язык за подписью Сюнчелея.
Ничего не меняется в этой стране. Все одно и то же, до скучного однообразия.
Русские за последние 1000 лет перестали быть славянами, но не успели выработать свою национальную идею. Сколько столетий потребуется чтобы добиться духовного истребления автохтонных народов на автохтонных же землях? Я имею в виду те народы, которые за тысячелетия своей истории успели выработать свою национальную идею.
ВОПРОСЫ К ГОСПОДИНУ Хамитову:
Почему в Уфе нет Института Башкирского Языка? Это сегрегация башкир по национальному признаку?
ИИЯЛ УНЦ РАН не в счет. Этот институт занимается языками пришлых народов со времен своего основания.
Все исконные Башкирские земли охвачены в этом списке?
Почему на исконных Башкирских землях нет Институтов Башкирского Языка? Это сегрегация башкир по национальному признаку?
Я не читаю русскоязычных публикаций по своей специальности уже много лет, только зарубежную литературу. А училась в башкирской национальной школе. Что мы переживаем за тех, кто не хочет учиться! Следует подумать о том, что делать, чтобы возродить, сохранить и развивать исконный башкирский язык.
Мои знакомые выпускники МГИМО рассказывали, что они изучали 2 обязательных иностранных языка по вузовской программе и плюс национальные языки студентов своей группы. Группы составлялись по 5-6 человек из разных народов - представляете какой кругозор и широта знаний у этих людей!
Обучение башкирскому языку башкирских детей должно быть обязательным и финансировать это должно государство на всех исконных Башкирских землях (см. РеЭстр башкирских земель).
Дети других народов могут присоединятся к этим урокам или нет - по их собственному выбору.
По факту же вводится запрет на обучение башкирскому языку башкирских детей. Государство, это как понимать?
(детские воспоминания)
Учительница казахского языка Камажай Бекбулатовна вышла в декретный отпуск. Мы, пятиклассники, не знали к добру это или к худу. Камажай Бекбулатовна сама добрая, начитанная, но занудлив-а-а-я… к концу урока хоть на стенку лезь. Урок казахского языка был нам тогда в диковинку. Этот предмет появился в расписании только первый год, это мы потом, уже повзрослев, узнали, что по школьной реформе 1972 года союзные республики получили право на преподавание национальных языков в русскоязычных школах. Этот урок был один раз в неделю, как и музыка. Но их даже сравнить нельзя. На музыке хоть веселее, а на уроке казахского зубри падежи, времена и т.д., этого добра нам и на русском языке хватало. Ну, в общем, мы этот урок не любили, относились к нему как к неизбежному обстоятельству.
Камажай Бекбулатовна по-доброму пыталась нас как-то заинтересовать, но, увы… мы были глухи к ее потугам, и она от этого тихо страдала. И это длилось целую четверть, пока в один прекрасный день не появился Тимур Ходжаевич. На первом же уроке он повел себя нестандартно. Как сейчас помню, отворилась дверь, вошел небольшого роста смуглый мужчина.
Стремительно прошел к столу, положил классный журнал и так тихо сказал:
- Класс, внимание! Меня зовут Тимур Ходжаевич, я учитель казахского языка.
Мы обреченно начали открывать тетради. Он же неожиданно обратился к Гришке Печурину:
- Пойдешь ко мне в гости? Я приглашаю.
- Чего? – не понял Гришка.
- Я приглашаю тебя и весь класс в гости.
Класс онемел. Все так было неожиданно да и как-то страшновато. В гости… да еще к учителю?! Тимур Ходжаевич как ни в чем не бывало продолжал и выдал вовсе потрясающее:
- Не просто в гости, а в настоящую казахскую юрту в степи.
В классе установилась полнейшая тишина, как говорят, слышно, как муха летит. Девчонки круглыми глазами переглядываясь, начали прыскать в ладошки, мы же мальчишки зашелестели шепотками, выражая недоумение и потрясение от предложения учителя.
Гриша Печурин недоверчиво спросил:
- Так вы ж не в юрте живете, а по улице Молдагуловой.
- Правильно. В степи мои родители живут. Они будут очень рады увидеть в гостях моих учеников. Ну как, поедем в степь?
- Да! – дружным веселым возгласом подтвердил класс, и все загомонили, представляя будущее несомненно увлекательное путешествие.
Тимур Ходжаевич поднял руку, успокаивая класс:
- Но есть одна закавыка!
Класс стих. Мы выжидающе уставились на учителя. Гришка хмуро сказал шепотом:
- Сейчас скажет, надо учиться на «4» и «5». Знаем мы эту песню.
Тимур Ходжаевич продолжил:
- Видите ли, ребята, мои родители очень плохо знают русский язык, да и возрастом уже немолодые: за обычаи, традиции крепко держатся. Как вы будете с ними беседовать? Так просто с ними не поговоришь, там масса условностей поведения с пожилыми людьми. Поэтому, чтоб не попасть впросак, я вам расскажу, да и заодно научимся как вести себя гостях. Зато я вам обещаю чудное зрелище - весенняя степь. Вы когда-нибудь видели расцветающую степь? Нет? Вы многое потеряли, - и повел рассказ о том, как прекрасна степь весной, описывал пламенеющие до горизонта поля тюльпанов, разнотравий и разноцветий. И делал это вдохновенно, описывал таким сочным, красочным русским языком, что мы ребятишки мысленно уже были там в ликующей весенней степи, скакали на горячих скакунах, а девчонки под пение жаворонков охапками собирали тюльпаны и плели восхитительные венки.
- А когда мы туда поедем? – спросила Иринка Кирилова.
Тимур Ходжаевич окинул взглядом притихший класс и сказал:
- До весенних каникул научимся простейшим правилам поведения, а практиковаться будем у моих родителей, согласны?
С того дня и пошли наши уроки. Тимур Ходжаевич увлекательно рассказывал, как надо себя вести, если ты в гостях у казахов. Как поздороваться с пожилым человеком, о чем можно с ним разговаривать и как, каким тоном, в общем, масса сложностей. Записывали слова и предложения на казахском языке, которые надо говорить в тех или иных обстоятельствах. Но это было так интересно! Никаких тебе падежей, заучиваний, зубрежки. А чтобы мы запоминали быстрее, Тимур Ходжаевич разыгрывал целые театрализованные представления с нашим участием, и объясняться надо было на казахском языке. Сам же учитель внимательно следил и поправлял наши ошибки в произношении тех или иных слов.
Что самое потрясающее, Тимур Ходжаевич преподавал нам бытовой казахский язык, а не литературный, справедливо полагая, что нам необходим именно этот уровень, ведь мы же не будем беседовать о новинках казахской литературы. Всему свое время. Так прошла вся четверть. Мы увлекательно учили этот, как оказалось, очень даже интересный язык.
Наконец-то Тимур Ходжаевич объявил:
- Завтра едем в гости, на пастбище. Мои родители уже выехали на кочевку.
Раздалось громовое «Ура». Мы не спали почти всю ночь. Обычно нас утром не добудиться, а тут, только рассвело, весь класс уже на ногах. Подали автобус. Мы с песнями выехали из ворот интерната. Проехав поселок, аккуратные хлопковые поля, вырвались на простор и окунулись в другой прекрасный мир. Март совершенно преображает степь. Свежий, живительный воздух, огромный опрокинутый над землей синий котел, простор, куда не бросишь взгляд, цветы, цветы, цветы. Сплошная весенняя клумба до самого горизонта. Восторгу нашему не было конца. Ехали и только ахали. Километров через тридцать показались несколько юрт и отара вольно пасущихся овец. Автобус подъехал к юртам, нам навстречу вышел седобородый аксакал и следом за ним пара огромных собак с обрезанными ушами и хвостом.
Старик с достоинством протянул руку:
- Ассалам алейкум! Кош келинздер! Меним есим Ходжа-ата.
Тимур Ходжаевич подал нам знак. Мы встрепенулись, вспомнив уроки, хором ответили:
- Уагаллекум ассалам, ата! – и гуськом подходили к старику, уважительно протягивали ему две руки. Он тепло и с одобрением пожимал нам ладони, как взрослым.
Так начался этот незабываемый день. В юрте мама учителя Айше-апа напоила нас вкуснейшим чаем с молоком, кормила творогом, горячими лепешками с маслом. Это было так вкусно, что вкус помню до сих пор. Затем аксакал показал новорожденных ягнят, чем вызвал восторженный визг моих одноклассниц. Они с умилением гладили эти пушистые создания, а вокруг них с тревожным блеянием метались их мамы, вызывая недоумение у собак.
Вот их мы действительно опасались. Псы были огромными, с такой мощной пастью, что было боязно, особенно когда пугающе щелкали зубами, ловя надоедливых мух. Потом нам на радость аксакал разрешил покататься на его конях.
Тимур Ходжаевич оседлал пять лошадей, и первые счастливцы гурьбой, пока нерешительно, на рысях поехали в степь. На обратном пути, уже осмелев, пошли легким галопом. Это было непередаваемое ощущение. Все мальчишки были в упоении. У юрты же Айше-апа показывала девчонкам, как катают из овечьей шерсти кошму, как заквашивают молоко для творога, в общем, массу женских бытовых мелочей, без которых невозможно было представить кочевой быт казахов. И что самое интересное, мы разговаривали с Ходжа-ата и Айше-апа на нормальном казахском языке и узнали множество новых слов и названий. Мне-то было проще, я башкир, наши языки очень схожи и при этом я владел казахским бытовым языком. Гришка, если не мог выговорить, подбегал ко мне и справлялся, как сказать то или иное слово.
Целый день мы были чем-то заняты. Ходжа-ата показывал, как плести веревки из конской гривы, объяснял навыки чабана. Оказывается, он еще умеет играть на домбре. В тени юрты Ходжа-ата спел нам несколько народных песен и показал приемы игры на этом инструменте. Солнце клонилось к вечеру. Тимур Ходжаевич позвал нас на ужин. Айше-апа подала изумительный бешбармак. Мы его смели за минуту, аппетит был отменный, сказывался насыщенный день. Попив чаю на дорогу, мы тепло распрощались с этими удивительными людьми.
Ходжа-ата и Айше-апа каждому из нас пожимали руки и ласково похлопывали по спине:
- Кош болыгыз!
Так закончился этот великолепный день, который нам дал столько впечатлений и, главное, знаний о казахском народе и его культуре. После этого дня мы были влюблены в уроки казахского. С удовольствием, пусть коряво, разговаривали между собой, совершенствуя слог и произношение, слушали казахские народные песни. Через полтора года вышла из декретного отпуска Камажай Бекбулатовна, стало быть, ее место надо было освобождать.
День прощания с Тимуром Ходжаевичем был для нас трауром. Девчонки с утра ходили с заплаканными глазами, мальчишки же просто хмурились, не выдавая своих чувств. У ворот интерната мы по очереди горячо пожимали двумя руками ладонь учителя и, прощаясь, кричали ему вслед:
- Кош болыгыз, Тимур Ходжаевич! Есен саулык сизге!
Талгат Ишемгулов.
что значит, насилуют местными языками? а тригонометрией и др.обязательными предметами ваших детей не насилуют?!
живете здесь - должны учить местный язык и точка!
не нравится - едте в москву и там учите русский!
все правильно написано в статье - идет последняя атака именно на тюркские народы центр.части рф, чтобы вслед за уграми исчезли и они!
позор такому государству!