«Знание еще одного языка лишним не бывает. Другое дело — как его преподают»

Знаменитый российско-финский педагог Павел Шмаков о преподавании татарского языка в школе

«Знание еще одного языка лишним не бывает. Другое дело — как его преподают»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Споры о татарском языке в Татарстане и за пределами республики продолжаются. Сегодня свою позицию на страницах реального времени излагает еще один наш колумнист — директор казанской школы СОлНЦе Павел Шмаков. В авторской колонке, написанной для «Реального времени», известный российский и финский педагог, занимая позицию над схваткой, рассказывает, какие письма уже пишут родители и чиновники и как языковой вопрос решается в Финляндии.

«Программы и методики нужно пересматривать»

Получил письмо от мамы моего 6-классника. Доцент медуниверситета пишет, как идет ее занятие. Раздается стук в дверь. Заходит американец и на чисто татарском языке у преподавателя спрашивает, как найти нужную ему аудиторию. Оказалось, что приехал он в Казань учить русский. Но этот язык оказался для него очень сложным, и он решил выучить пока татарский, чтобы можно было хоть как-то с людьми общаться.

А наши дети учат язык по 5—6 часов 11 лет — и выучить не могут. Знание дополнительного языка редко когда бывает лишним. Другое дело — как его учат и преподают. Мой сын пошел в первый класс. Открываем учебник татарского, а там… С первой страницы даже задания на татарском. И это учебник для ученика, почти не знающего языка? Я хочу, чтобы мои дети знали татарский, но понимаю, что с такой методикой и такими учебниками их шансы приближаются к нулю. И тут не вина учителей, они вынуждены преподавать то, что спускают им с Минобрнауки РТ.

Программы и методики нужно пересматривать, а не часы наращивать и ужесточать контроль. Кому язык не нужен, с такой системой он его все равно не выучит. А кому нужен? Скорее всего, тоже знать не будет. Потому в школе СОлНЦе татарский стремятся преподавать через пение песен, через встречи с интересными людьми, говорящими по-татарски. Устраиваются татарские праздники, много походов в музей. Коммуникативные навыки важнее правописания. Уважение к иной культуре важнее оценок за грамотность.


«Татарский прям всем поперек встал»

Спорят у нас в Татарстане об изучении татарского языка. Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов сказал, что Минобрнауки РТ изменит объем преподавания татарского языка для русских школьников. Для русскоязычных детей в том объеме, который преподается, он не нужен, и изменений стоит ожидать уже в этом году. Через три дня Минобр Татарстана дал иную трактовку ситуации: с января 2018 года увеличатся часы по русскому языку. О сокращении уроков татарского языка речь пока не идет.

Не стану высказывать своего мнения содержательно, поскольку нет в этом вопросе правых. Много моих друзей и хороших знакомых находятся в этом тонком, важном для них вопросе, по разные стороны баррикад. В комментариях в интернете люди переходят на оскорбления, пытаясь доказать истинность именно своей позиции. Читаем Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

Размышляем о притче. Умер один из лидеров убиения невинных, Лаврентий Берия. Там, наверху, его спрашивают, как же, дескать, ты мог столько плохого совершить? Отвечает: «Время было такое. Многие так же поступали…» И высший судия снова спрашивает: «И почему в этой школе подлости ты был первым учеником?»

И, пока меня в четвертый раз не уволили, я не буду рассматривать заявления от родителей моих школьников, желающих победы в этой войне. А заявления такие уже поступают. С обоснованием, что есть, дескать, закон, который предусматривает право родителей выбирать предметы для изучения.

«Из Управления образования Казани уже прислали вариант отписки, как всем директорам должно отвечать на заявления родителей об отказе от изучения их детьми татарского языка». Фото tatarnews.ru

Другая мама пишет, а почему про другие предметы никто не вспоминает? Не дается это право! Не работает! Я против уроков музыки и физкультуры… Ну не нужны они нам в школе, мы ходим в музыкальную школу, в школу олимпийского резерва по фехтованию, и приходится тратить время в обычной школе на эти уроки. Несогласных много, но все молчат. А татарский прям всем поперек встал. Оставаться надо людьми. И не лезть в чужой монастырь со своими правилами. 90-е были совсем недавно… Возвращения их нам не надо. А те, кто не жил в Татарстане, почитайте, как достался суверенитет и на каких условиях. Благодаря этому мы сильная и экономически продвинутая республика, в которую теперь приезжают из соседних регионов и пытаются свои правила тут установить.

А из Управления образования Казани уже прислали вариант отписки, как всем директорам должно отвечать на заявления родителей об отказе от изучения их детьми татарского языка. Дескать, у нас в городе и республике все медом намазано, все хорошо, светло и честно, и тоже со ссылками на законы.

«О любви, о моих друзьях и коллегах»

Так уж получилось, что нашей школе СОлНЦе долго не везло на дружбу с чиновниками. И наша нелюбовь была взаимной. Школу закрывали и прокуратура, и Роспотребнадзор, и Рособрнадзор, и районный суд, и Верховный суд, меня трижды увольняли и трижды восстанавливали на месте директора той же самой школы. И неважно, что школа была федеральной экспериментальной площадкой, школой года, ассоциированной школой ЮНЕСКО, входила в топ-25 лучших школ России, становилась лучшей школой Татарстана. Дети и родители защищали и защитили свой дом. Настали иные времена. И школе СОлНЦе, и городу, и республике повезло на мэра и президента. Эта война закончилась. Надолго ли?

А теперь о любви, о моих друзьях и коллегах. Один из самых замечательных учителей школы — Наиль Афлетонов. В 90-х, когда мы, одними из первых в республике, при (тогда!) противодействии управления образования города, вводили в одном из классов, на основании просьб родителей учащихся, преподавание всех предметов на татарском языке, Наиль Абузарович вел там физику на татарском. Однажды Наиль сказал на собрании, что, во-первых, он человек, а лишь во-вторых — татарин.

«Однажды Наиль сказал на собрании, что, во-первых, он человек, а лишь во-вторых — татарин». Фото shkolasolnce.ru

Еще один учитель, многое определявший в концепции школы — Владимир Фалин, чуваш. Нет уже сейчас Володи с нами рядом, но до сих пор часто хочется с ним посоветоваться. Кроме татарского и русского, в нашей школе преподаются французский, итальянский, немецкий, японский. Недавно к нам пришел поработать и пообщаться испанец Алонсо. Наши соседи из синагоги построили нам этим летом аудиторию и обещают начать преподавание иврита.

«Интеллигентно спорить мы на Руси не приучены»

Мне довелось одиннадцать лет жить в Финляндии почти безвыездно. Выучил язык, и много лет преподавал финским детям математику, физику, химию. Там родились трое моих дочерей. Младшие сейчас там, а старшая, Настенька, половину времени учится в шведской школе города Эспоо, половину — в школе СОлНЦе, свободно говорит по-шведски, по-фински, по-английски, неплохо знает и татарский. Все дети, у кого родной язык не является шведским или финским, имеют право на изучение родного языка, государство обеспечивает возможность бесплатного его изучения.

Добровольность, право выбора, качественные учебники — это важно. Но главное, это чтобы русский с татарином не воевали. Чтобы мужчина с женщиной не выясняли, кто главнее. Чтобы не было выяснения, какой цвет кожи лучше, черный или белый, и у кого всегда объем мозга больше. А если говорить о справедливости, об отстаивании своих прав и прав других людей — надо идти в депутаты и заниматься этим серьезно и ответственно.

А войны, революции, баррикады осмысленны лишь тогда, когда идет вопрос о жизни и смерти. А в остальных вопросах — это гулливеровские войны остроконечных и тупоконечных. Это ссоры между людьми. Это мат и конфликты. Стоит почитать сотни комментариев под газетными статьями: «Дурак ты, русский»… «Ты, татарин, сам дурак».

«Пока мне выпало счастье быть директором в школе СОлНЦе, мы не станем ни на одну из сторон в этом споре. Важно искать правду, но не менее важно не унизить, не оскорбить». Фото shkolasolnce.ru

Интеллигентно спорить мы на Руси не приучены. Человеческие отношения между людьми дороже призрачных истин. И пока мне выпало счастье быть директором в школе СОлНЦе, мы не станем ни на одну из сторон в этом споре. Важно искать правду, но не менее важно не унизить, не оскорбить. Мы верим, что именно эта дорога ведет к Храму. Дорога творчества, мира и любви.

Павел Шмаков
Справка

Павел Анатольевич Шмаков — российский и финский педагог, создатель и директор школы «СОлНЦе». Разработал концепцию интеллектуальной увлеченности школьников. Колумнист «Реального времени».

  • Родился в Казани в 1957 году.
  • В 1982 году окончил МИФИ (кафедра теоретической ядерной физики).
  • В 1983 году начал работать в физико-математической школе «Квант» (Казань).
  • В 1992—2000 гг. был директором Академического колледжа при КГУ.
  • В 2000 году уехал в Финляндию. В 2004—2005 гг. обучался в педагогическом училище. В 2004—2006 гг. учился в Университете Хельсинки.
  • В 2006—2010 гг. преподавал математику, физику и химию в школах Финляндии.
  • В 2009 году признан лучшим учителем года школы им. Алексиса Киви (Хельсинки).
  • В 2011 году по приглашению казанских властей вернулся на родину и стал директором лицея им. Лобачевского при КФУ. По итогам 2012-2013 учебного года этот лицей, единственный из Татарстана, вошел в топ-25 лучших школ России.
  • В 2013 году создал и возглавил Специализированный олимпиадно-научный центр «Школа СОлНЦе» для детей с выдающимися способностями.

ОбществоОбразование

Новости партнеров