Уроки татарского — учимся бороться или договариваться?
Колонка педагога-психолога московской школы для одаренных детей Риммы Галеевой о татарском языке

В Татарстане и соседних регионах разгораются нешуточные страсти вокруг изучения родных языков народов России. Особенно болезненно восприняли неоднозначное заявление Путина татары. Не остаются в стороне и их оппоненты. Известный педагог-психолог из московской школы «Интеллектуал» Римма Галеева в авторской колонке, написанной для «Реального времени», тоже подключилась к дискуссии. Наш колумнист пытается найти корни проблемы и ее решение.
«Тогдашний «владыка» Казани, Табеев, называл свой родной язык языком «деревенщины»
Выступая в Йошкар-Оле, гарант Конституции спустил цепного песика. Пока это еще не волкодав, а всего лишь неполовозрелая особь. Но, как учил нас классик, «во время пути собачка» может подрасти. Во всяком случае, именно этот процесс мы сейчас и наблюдаем.
Совершенства нет нигде, но Татарстан всегда выглядел оазисом межнационального мира. У этого явления есть свои исторические причины, но вдаваться в это мы сейчас не будем. Просто зафиксируем как факт. А вот потратить время на небольшой исторический экскурс считаем необходимым. Иначе получится, что нынешняя ситуация образовалась сама собой, на пустом месте — а так не бывает, как известно.
Бульдозер прошелся по культуре всех народов СССР в 30—50-х годах, но чем меньше был народ, тем сильнее это ощущалось. Сначала выкосили интеллигенцию дореволюционную, а потом — срубили колосья, выросшие на этом месте, — новую «пролетарскую» интеллигенцию (по большей части, на самом деле, выходцев из деревень). В итоге, например, татары остались почти без своей городской культуры. Кроме того, дважды в течение короткого времени поменяв алфавит, почти поголовно грамотный до революции народ сделали неграмотным, а печатное дореволюционное наследие стало для народа недоступным (по количеству названий татарские печатные книги уступали, кроме русских изданий, только латышским, а по тиражу были вторыми в империи).
«Дважды в течение короткого времени поменяв алфавит, почти поголовно грамотный до революции народ сделали неграмотным, а печатное дореволюционное наследие стало для народа недоступным». Фото archive.gov.tatarstan.ru
Потом наступила оттепель, а за ней «развитой социализм», но изменений к лучшему не произошло. Язык и культура этноса, давшего название республике, все более вытеснялись на обочину. Этому более всего способствовало изгнание татарского из сферы образования. Следствие не заставило себя ждать: как шагреневая кожа сокращалась аудитория, да и самим творцам часто стало неоткуда браться. Новые художники, писатели и ученые все чаще были уже не татаро-, а русскоязычными.
Ситуация с татарским ни в коем случае не уникальна — большая часть школ, где ранее преподавание велось на языках народов РСФСР, была переведена на русский язык обучения. Для моей мамы, получившей в 1958 году диплом учителя татарской школы, не было работы по специальности: в Казани были закрыты все, за исключением одной, татарские школы. Я сама пошла в казанскую школу в 1966 году, и у нас не было даже факультативного преподавания татарского языка. Правда, в других школах язык изучали именно так, факультативно. Не надо обладать каким-то невероятным воображением, чтобы представить, во что это превращалось. Деление детей по национальному признаку, да еще когда только для татар есть дополнительный факультативный урок, ни к чему хорошему привести не могло. К тому же не было нормальной полиграфической базы, невозможно было купить хорошо изданную книгу на татарском.
В присутствии хотя бы одного русскоязычного татары, как правило, никогда не говорили на своем родном языке. Иногда по своей собственной воле, полагая, что иначе просто неприлично, иногда потому, что даже в транспорте могли получить замечание, что говорят на непонятном для окружающих языке. Сам тогдашний «владыка» Казани, Табеев, называл свой родной язык языком «деревенщины». Но, как я помню, к концу 70-х, началу 80-х, все с этим смирились, только сокрушались, что язык наш умирает, что всех нас ждет неизбежная ассимиляция (о глобализации ни в положительной, ни в отрицательной коннотации тогда еще никто не говорил). Справедливости ради, уже тогда нарастал нигилизм по отношению к родному языку и культуре, они немалой частью даже самими татарами воспринимались как малозначимые и второсортные.
«Сам тогдашний «владыка» Казани, Табеев, называл свой родной язык языком «деревенщины». Фото archive.gov.tatarstan.ru
«Откат наступил столь же неотвратимо»
Но потом случилась перестройка, и вместе с ней — относительный «ренессанс». Возродился интерес к истории и языку, открылось много татарских школ, где давали хорошее, вполне конкурентоспособное образование. Во всяком случае, нынешние молодые татарские интеллигенты — все выпускники этих школ. Тогда же ввели и массовое обучение татарскому языку для всех, а не только для татар. Мне трудно судить о том, как это реализовывалось, поскольку с самого начала 90-х я бывала в республике только наездами. Знаю, что много было наломано дров, и это совсем немудрено. Памятуя, в какой точке находился маятник в конце 80-х годов, было бы слишком идеалистично ожидать, что амплитуда колебаний будет меньше. Не было достаточной политической мудрости у руководства республики, неоткуда было сразу взяться достаточному количеству квалифицированных преподавателей, опробованных методик и пр.
Но недолго музыка играла, и откат наступил столь же неотвратимо. Сначала закрыли весьма успешные, насколько мне известно, турецко-татарские лицеи, потом сверху ввели ЕГЭ на русском, и в связи с этим татарские школы фактически перешли на русский язык обучения. С молчаливого согласия республиканских властей разгромили высшее образование на татарском языке, в рамках идущей во всей стране бездумной реформы позакрывали или существенно сократили все кафедры, занимавшиеся изучением татарского языка, литературы и пр., фактически прихлопнули, как муху, тюркологию в Казанском университете.
Говоря сейчас о положении татарского, мы имеем в виду частный случай общей проблемы. С другими, как это принято говорить, «национальными» языками, как правило, все обстоит еще хуже и с этим нужно что-то делать. Только своими силами маленькие народы не справятся.
На мой взгляд, весь нынешний холивар по поводу татарского языка в школе — это еще и реакция общества не на предмет как таковой, а на состояние системы образования в стране. Все очень плохо в Консерватории, и совсем не только в Татарстане. Деградация образования — прямое следствие того, какие и как в нем проводятся реформы. Поскольку тема разговора другая, подробно останавливаться на этом не буду, скажу только, что снижение качества работы педагогов сегодня неизбежно. Родители, протестующие против татарского языка, настаивают на том, что им из-за татарского не хватает часов русского. Вот чем-чем, а механическим увеличением часов по этому предмету они не добьются того, что их дети будут лучше знать русский (если только их действительно интересуют знания ребенка, а не что-то другое). Но выступать против плохого преподавания русского или какого-то другого предмета повода нет, хотя причины есть и весьма серьезные. Поэтому остается бузить по поводу татарского, благо что разрешили.
«С молчаливого согласия республиканских властей разгромили высшее образование на татарском языке, в рамках идущей во всей стране бездумной реформы позакрывали или существенно сократили все кафедры, занимавшиеся изучением татарского языка, литературы и пр., фактически прихлопнули, как муху, тюркологию в Казанском университете». Фото Гуландам Зариповой
«От бесплатных языковых уроков в детстве откажется только очень недальновидный человек»
Кроме того, сама по себе сегрегация детей по национальному признаку, что и предлагается делать, отменив обязательность татарского для детей из нетатарских семей — чудовищна по своим последствиям. В конце концов, бог с ним, с языком, раз его уже хотят порешить совсем. Но, каково это, когда подчеркивается национальная принадлежность ребенка и в связи с этим его обязывают ходить еще на один урок, а других, «не аборигенов», от этой повинности освобождают? Способность думать хотя бы на один ход вперед необходима не только в шахматах, господа.
Понятно, что градус обсуждения проблемы связан даже не столько с самой темой, сколько с тем, в каком состоянии сейчас находится общество. Нагнетается истерия, порой по поводам, не стоящим выеденного яйца, растет агрессия, которую холят и лелеют те же плохие шахматисты, для которых мы с вами всего лишь пешки в их большой игре, нет площадок, где люди могли бы обсуждать вопросы, которые их беспокоят.
Поэтому остается только одно. Создавать эти площадки самим, самим друг с другом разговаривать, слушать и слышать друг друга, договариваться, идти на компромиссы — если мы планируем дальше жить своей обывательской, в хорошем смысле слова, жизнью, а не тратить ее на драку.
Я ни слова не сказала о том, чем ценно изучение еще одного языка для каждого школьника. Этому можно посвятить отдельный большой текст. Для думающих людей все очевидно и так. От бесплатных языковых уроков в детстве откажется, на мой взгляд, только очень недальновидный человек. А чего лишаются по вине своих родителей дети, которым судьба дала шанс естественного билингвизма!
«Я ни слова не сказала о том, чем ценно изучение еще одного языка для каждого школьника. Этому можно посвятить отдельный большой текст». Фото prokazan.ru
У меня нет никаких готовых решений. Возможно, нужно коренным образом поменять программу преподавания татарского. Например, преподавать язык на разных уровнях углубления, как это делают в хороших школах по всем предметам. Если отменить обязательность языка, то нужно создать систему бонусов для тех, кто его выберет. В любом случае, это потребует и политической воли, и как интеллектуальных, так и финансовых вложений.
И, наконец, о том, что тревожит меня в связи со всей этой ситуацией больше всего. К сожалению, вопрос об уроках татарского все чаще переходит в очень опасную фазу. Дедушка Ленин называл это «щупать больной зуб» — имея в виду обсуждение национального вопроса. Мало кто может оставаться при этом беспристрастным, поскольку затрагивается эмоциональная сфера. Национальное чувство — оно чувство и есть, и разум здесь часто отступает. И так называемое имперское сознание, на мой взгляд, тоже иррационально. Поэтому так неловко, часто вырываясь за рамки приличий, развивается дискуссия о преподавании второго государственного языка. Кто-то полагает, что дискутировать не о чем, «Набольший» сказал — все выстроились и сделали. Другие пытаются отстаивать свои конституционные права, иногда размахивая шашкой. Третьи не просто борются за свое право учить или не учить язык, а хотят быть услышанными, хотят договориться с другой стороной.
Ничего страшного еще не случилось. Запасемся спокойствием, как учил незабвенный Карлсон, и попробуем разговаривать как цивилизованные люди. Нам, татарам, представителям других народов, чьи языки постепенно умирают, очень нужна солидарность русскоязычных, а вам — наша, даже если вы этого еще не осознаете. Я очень надеюсь на здравый смысл, которого не лишены многие люди.
И в завершение позволю себе порекомендовать всем посмотреть вот этот ролик. Восходящая звезда не только татарского, но смею думать, мирового искусства, Нурбек Батулла, обращается к татарам, переживающим за судьбу своей культуры. Но это полезно будет послушать и русскоязычным, ведь такой доброй энергии нам всем сегодня не хватает. И, кстати, будет хороший повод попытаться понять красивую литературную татарскую речь.
комментарии
Какое-то лицемерие получается ?!
Одним из лучших исполнителем чувашских песен является татарка из этого района Фарида. На нее чуваши идут как на Салавата. Концерты сразу на трех языках.
В тоже время чуваши Татарстана как правило трехязычные, татарским многие владеют лучше некоторых татар. Причем это само собой разумееющееся, без надрыва насилия и политиканства. Есть добрая воля двух братских народов.
По работе и службе был практически на во всех союзных республиках СССР. Татары, как правило всегда с уважением относятся к языкам национальных образований.
Мало того они во многом дали культуре, искусству, литературе своих представителей в ее становлении, начинании и росте.
Особенно это заметно и явно в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане, Туркменни. Мало того татары стояли у истоков национального образования уйгур в Синьцзян-Уйгурском НАО Народного Китая.
Поэтому НЕ ВЕРЮ. Это явный ФЕЙК и попытка ложью прикрыть свои гнусные цели.
Ринат Гараев.
А если данные дигитально социумные болота не посещаются по личным соображениям. Что тогда ?
На самом же деле главное - это движение снизу, желание самих жителей Татарстана, 50 % жителей РТ не татары, не изучать татарский язык.
Почему не освещают в газете, что в школах РТ люди ,воодушевлённые заявлением Президента, начали массово писать заявления об отказе изучать неродной для них язык.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/76835-rimma-galeeva-ob-urokah-tatarskogo-v-shkolah
Казанская Губерния занимала только ПОЛОВИНКУ Татарстана, ту что к западу от реки Вятка.
И все эти территории назывались Улус Джучи.
До прихода Батыя в Волжско-Камском регионе шла не только оживлённая торговля но и сильная ротация населения.
Чисто славянские поселения на территории современного Татарстана найдены. И чисто угорские тоже. Так что.....
Джучи это старший сын. В данном случае старший сын Чингизхана. Когда Джучи умер при живом отце. То на курултай монгольских ханов ездил свояк Джучи. Александр Невский. И на тот момент русский князь правил улусом Джучи.
Улус-территория с подконтрольным населением.
А вот дальше когда в 1362 в Китае во время восстания красных повязок Монгольская империя перестала существовать, Улуч Джучи развалился на несколько Орд. Золотая, Синяя, Белая и т.д.. И то это названия пришедшие из Ватикана.
А вот спустя ещё какое-то время Золотая Орда распалась на несколько ханств. Крымское, Астраханское, Касимовское, Казанское.
Много достойных уважения и Татар и Русских. Но, к сожалению немало и тех, кто сеет смуту на чьёто благо, тем самым предавая свой народ.
Ринат Гараев.
Насчет богослужений на татарском вы снова говорите некорректные вещи, противоречащие фикху и основам шариата. Турция сразу после смерти Ататюрка отказалась от подобного шага. Не надо разводить батровщину! Ислам - это не православие. И правила к богослужениям очень отличны друг от друга.
Табеев был Первый секретарь обкома - глава республики, а не Первый секретарь горкома - глава Казани.
И , да, я не автор статьи.
А вот другая прослойка о которой хорошо написал Карл Фукс в своей труде " О Казани и татаряхъ " в 1814 году она было практически вся хорошо образованная. Естественно по меркам 18 века !!!
Потому что это были лица пониженные в своём сословном положении. Тоесть из дворян Казанского ханства, которые проиграли битву за власть, переведённые в купеческое сословие. Отказались служить Царству Московскому и всея Руси.
Но заметьте не убитые и не обокраденные до нитки.
Вот они были все сплошь грамотные. Потому что владели многомиллионными состояниями в рублях 18 века. Ездели торговать за границу.
А что такое миллион рублей Российской Империи 18 века? Это ого-го.
.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/76835-rimma-galeeva-ob-urokah-tatarskogo-v-shkolah
Добрый день! Хотелось бы подробнее остановиться на этой фразе! Я правильно понимаю, что Вы считаете, что школьникам России для освоения программы по предмету "русский язык" для успешной сдачи ЕГЭ необходимо 1200 часов, а школьникам Татарстана, дабы справиться с теми же заданиями и успешно конкурировать за место в вузе, достаточно 700 часов? Если количество часов по предмету сократить вдвое, то результат будет тем же? Так давайте все предметы сократим, чем математика лучше русского языка? Кто уж научится - тот молодец, а остальные и в 14 лет могут трудовую деятельность начать, раз выучиться не смогли, малохольные... Это утверждение абсурдно по своей сути! Родители детей в Татарстане хотят для своих детей равных образовательных прав и возможностей с детьми из других регионов России. ФГОСы начиная от дошкольных составлены весьма грамотно и могут при их соблюдении гарантировать равные образовательные права для всех детей РФ. Инвариативная часть составляет - 75-80%, остальное время отдается под региональный компонент и специфику образовательной организации. Родители детей Татарстана бьются за то, чтобы иметь одинаковую с другими регионами инвариативную часть!!! Что само по себе странно, так как эта часть НЕИЗМЕННА везде, кроме Татарстана. Мы согласны посвятить изучению татарского языка часть отведенную под региональный компонент - то есть 2-3 занятия в неделю в соответствии с СанПиН. Чем незаконны эти желания? Чем они вредят развитию татарского языка? Вместе с тем, вернемся к цитате, выделенной мною, в начале комментария, и переложим ее в отношении языка татарского, механическое увеличение часов на него точно не принесло никакой пользы - ни русскоязычным, ни татароязычным школьникам! Только признать это никто не хочет...
Да, помнит эти 1990-е гг. Тогда в Стране было два таких "оазиса" - Чечня на Кавказе и Татарстан в поволжском регионе.
Если тогда Татарстан (с его митингами привезённых автобусами из села сельчан) был "оазисом межнационального мира" - то я представляю, как "кипели страсти" в окружающих Татарстан республиках - Удмуртии, Мари Эл, Чувашии, Мордовии :-)
Вот уж кто точно не тянет на роль "оазиса межнационального мира" - так это Татарстан. Собственно люди то всегда жили нормально, но татарстанские политики 1990-х гг. тогда очень сильно "раскачивали лодку" межнациональных отношений. Хорошо, что народ тогда не поддался на провокации таких политиков.
Сейчас Римма Галеева призывает к какому-то "компромиссу по обучению татарскому языку" - но почему-то татарстанские политики, да и видимо сама Римма не хотели слышать постоянные, массовые жалобы русских родителей и призывы к какому-то компромиссу. А сейчас, когда через два месяца должны оставить на усмотрение родителей изучение татарского языка - вот поди - сами стали предлагают какой-то компромисс.
Поездил по хваленному Золотому Кольцу и разочаровался как НЕ берегут родную историю. В этом виноваты татары. Если бы там было такое же мудрое руководство как у нас , то давно бы реставрировали многие исторические памятники, которым ДОЛЖЕН гордится русский народ.
По поводу тут дискуссии о преподавании удмуртского языка. Самими удмуртами признано, что в Татарстане дучшая система по изучению удмуртского языка, чем где бы то нибыло. Тут в Кукморском, Балтасинском раонах неоднократно проводились всероссийские семинары и школы по изучению удмуртского языка.
Кстати, многие удмурты владеют татарским, а татары удмуртским как родным.
2. Ведь всем известно - после насильственного присоединения Казанского ханства к Московией в 16 в. татары подверглись жесточайшей дискриминации, нескрываемая цель которой была депортация, ассимиляция и христианизация. Откуда было взяться возможности развитию как татарского языка, так и культуры. Возможность чего появилась только после 1991 г.
3. Со времён Романовых в отношении татар проводилась вообще варварская политика депопулизации. Татар, как нацию, как сущность фактически вычеркнули из анналов истории. Хотя (шила мешке не утоишь) татары как раз таки являлись становым хребтом российской государственности. И началась ведь она не с князя Владимира и Рюриковичей, которые получили-то ярлык на царствование от татар, а именно с татарского периода Чингисхана. 300 лет истории страны стёрта из сознания всех россиян. Это ведь уму не постижима. А в некоторой части, особенно в Советский период, банально перевиралась.
4. Поэтому, на мой взгляд, и "возмущение" русскоязычных, основанное не на здравомыслии, а на приоритетности.
5. Им как и прежде хочется ощущать татар по принципу: "вы здесь никто, фамилия вам НИКАК, и ваш номер только шестнадцатый".
6. Я уж не говорю о сочувствии к татарам, как к одному из народов, подвергшийся чудовощной дискриминации в истории нашего государства, а просто даже в отсутствии элементарного уважения, которые с 1991 смогли обрести, мирно, без кровопролития, без выдавливания иных этносов со своей территории, как это случилось во многих пост-советских республиках, своей государственности и СОБСТВЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ. Очевидно они считают, возможно, что наша татарская Конституция лишь на туалетной бумаге написана? Нет, господа - Конституция Татарстана - самая, что ни на есть настоящая. И вы все являетесь её гражданами. Нравится это или нет, но это факт.
7. И в ней сказано не только о праве существования и развития татарского языка, но и то, что, опять же, хотите или не хотите, татарский язык считается государственным и в паритетном положении с русским.
8. У нас, у татар, тоже есть дети и внуки. Мы также посещаем школу в качестве родителей. И вот я ещё ни разу не видел истерику, чтобы у русскоязычного ребёнка была истерика по поводу преподавания ему татарского языка. Вся истерика только у некоторых родителей. Вы, что, может и жизнь хотите прожить за своих детей до их пенсии? Парадокс. Почему вы всегда пытаетесь прикрыться своими детьми? Это просто не порядочно и не прилично, я думаю.
9. По принципу: каждый суслик в поле агроном, пытаются навязать свою эгоистическую волю другим. Успокойтесь компетентные органы сами разберуться с татарским языком как надо. Не забывайте, что мы все живём в государстве. А следовательно языковая политика - это есть один из элементов национальной политики страны, суть которой установление гармоничных отношений при межнациональных соприкосновениях, а не посеять хаос.
10. В ч.3 ст. 17 Конституции РФ говорится: Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Если перевести на простой язык: права одного заканчиваются там, где начинаются права другого. И права татар в Татарстане приоритетней. Почему? Объясняю. Каждый русскоязычный гражданин Татарстана, чтобы избежать изучения татарского языка в школе может уехать в другой регион, где он не изучается. А вот каждый татарин, чтобы реализовать свое конституционное ПРАВО на изучение языка в другой регион не может уехать и требовать в другом регионе, чтобы его права были в полной мере осуществлены. Почему? Ответ простой: потому что это просто не реально.
11. И, прошу прощения, ещё. Если, вы, тут многие, за 20 лет не смогли освоить татарского языка даже на бытовом уровне, это проблема не языка, а ваша. Если отбросить всякое пренебрежение не только к языку, но и ко всему татарскому - поверьте, у вас всё получится.
С уважением. Габдель Юссон.
Пенсионер свободно гуглящий в интернете (по его словам). Не учёный, не историк а так, просто интерисующийся, просто проходящий мимо (по его словам).
Ты тоже суда зашёл. Вай молодца ! Ну точно умеешь гуглить в интренте !
Дорогой Юссон можно хотя бы здесь не нести ваш бред про дискриминацию татар :-)))
А то Юсуповы уже наверное обхохотались на том свете.
Халиковщина и Байрамовщина это просто фэнтези , а не исторические выкладки.
Вы лучше расскажите про татарскую цивиллизацию и как её русские украли ???
1) Татарстан приоритетно не татарский !
2) Вашим чаяньям не суждено сбыться. Права в Татарстане у всех будут одинаковые. Вот увидите чем это языковое ралли закончиться. :-)))
3) Специально чисто русские республики в РФ создавать не будем ! Не дураки !
4) Никакой татарской нации не существует ! Есть этнос казанских татар !
Обычный этнос в РФ. Ничем не хуже других. Но и не лучше !
5) Поэтому все посылы после речи Путина в Мюнхене в 2007 году о строительстве татарской нации ложны, это всё концептуальные пустышки. Надо было продолжать Булгароведение глядишь чего бы ещё накопали неожиданного.
А если раскопки в Биляре начать.....
6) Никакой татарской цивиллизации тоже не существует !
7) Сибирь наш !
С уважением к Вам таинственный незнакомец. Габдель Юссон.
выдаёте свои хотел, как факт. Вы всерьёз думаете, что если что-то сказать 50 раз - то это реализуется?
То что вы мастер блудливого словоблудия на русском языке, я не однократно за это бил вам респект.
Но, в отличии от вас я матёрый советский политрук. Все ваши концептуальные посылы мне известны на перёд. Ничего нового казанские комсюки бездельники и бестолочи из 80-х придумать не могут.
Поэтому либо берут на вооружение то что им хорошо известно. Это всё большевистское. И даже чисто советское. Только подтирают авторство и выдают за своё. Либо просто не гнушаясь всё что наработал Джон Ди и вся его концепция вранья против Ивана 4.
Которую сейчас повторяют слово в слово буква в букву. Или всякий Сорос новодел.
Мне тут постоянно казахи пишут о великой казахской цивилизации, о всё великом казахском и про казахские гены у всех русских.
И что все русские живы только благодаря казахам, и что государственность русским подарили казахи.
И с такой ревностью отзываются о татарах, не с злобой а ревностью. Мол мы казахи всё русским создали, а они тут татар с собой таскают везде.
:-)))))))))))))
Всё тоже самое один в один у великих Укров.
Да только вот в Аркаиме который раскапывают с 1987 года ничего татарского там не нашли абсолютно. Можете не фантазировать :-).
Значит про фино-угров. С этой канителью боролся ещё Ломоносов. Это старая сказка Шведской короны. Финами шведы называли один единственный народ это Суоми. Пол тут везде живут Фино-Угры. И эти земли все им принадлежат. Значит и Шведской короне.
А ближайшие родственники у Суоми по ДНК экспертизе оказались народность Сяо и Мяо в Китае.
Никаких других близких родственников на Русском Севере у Суоми больше НЕТ !
Но сами фины знают кто принёс им государственность. Поэтому и ставят памятники Российским императорам.
И про вашу чушь Габдель, что некие Фино-Угры воздвигли Москву они даже и не знают.
И КРЫМ был готский а не татарский !
Пока туда окончательно не припёрлась Оттоманская порта.
А Госткая крымская знать сбежала в Москву. И породнилась с знатными боярскими родами.
А вот какие визги были у Казанского бомонда, когда опубликовали достаточно старые по времени исследования ДНК казанских татар. И что почти половина имеет абсолютно идентичные гены что и 80 % населения РФ считающих себя русскими.
А какие были лозунги " Татары вам не бессловесные скоты !!!" Не смейте брать у них ничего на анализ.
А как главный гендальф Татарстана Халиков, который всего лишь директор частного института, но про которого упорно везде пишут АКАДЕМИК ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА, заюлил. Мол ничего эта экспертиза на значит.
АГА.... Поплыли розовые замки, поплыли будущие бюджетные распилы. :-)))
Габдель успокойтесь. Территория уже застолблена. Вся территория РФ это территория граждан РФ.
Лидеры России всегда были умные и дальновидные в отличии от последних монгольских ханов Казанского ханства.
(Видишь Габдель даже в те времена ханство называлось Казанским, а не татарским. Ведь даже малограмотным по современным меркам монгольским ханам было ясно, что стоит только в полиэтничном ханстве сделать привязку только к названию одного этноса и ханство долго не протянет.
Также каждому грамотному человеку известно что название ТАТАРСТАН придумали в начале 90-хх. И от этого из-за этой придумки бывшая ТАССР автоматически не стала исторической территорией только казанских татар.)
Беклербеки оказались умнее и сообразительнее, поняли куда колесо истории крутанулось. Куда надо было на службу податься.
Габдель вам придётся смириться что государства в государстве не бывает и не будет НИКОГДА !
Очень скоро всё это большевистское недоразумение будет исправлено.
Потому что для каждого нормального человека понятно что в 21 веке общество должно быть гражданским.
Что будут делать власти РФ ???
Да тоже самое что и князья Юсуповы сделали в конце 80-хх годов 19 века.
Когда к ним попал на стол доклад из Царской охранки, что отмытые и обутые за счёт средств императора и Юсуповых , посадские казанские татары(аналог казанских комсюков 80-х 20 века), поучившиеся в Европах и нахватавшиеся там всякой чуши снюхавшиеся с турецкими политиками, вместе с некоторыми татарскими купцами развернули бурную сепаратистскую деятельность. На правленную на отрыв Казанской губернии и включению её в состав Турецкой империи.
Тогда тогда было модно кричать что татары это турки и всё татарское это всё турецкое.
Самых бесноватых в Сибирь в тюрягу, самых главных спонсоров лишить финансов.
И это сразу дало результат. Надолго в Казанской губернии наступила тишина. Точнее она наступила в Казани.
Так что Габдель, всем спонсорам чётко покажут где будут их финансы, если они не прекратят петь романсы.
И наступит сразу спокойствие. И тебе сразу будет тоже лень всё это делать.
Например Байромова только на митинге сильно, когда кого-то посылает кому-то в лоб давать.
А когда лично к ней приходили компетентные органы сразу успокаивалась. :-))))
Габдель вот и к тебе придут и предложать съездить в Сибирь на 8 лет татарскую цивилизацию искать.
Но я знаю что ты не поедешь :-)
Хребет российской государственности это не татары ! Это породнение Палеологов и Рюриковичей в 1458 году. Когда в Москву из павшей Ромейской Империи вдобавок сбежала почти 1\3 ромейской знати, купцов, ремесленников, учёных и библиотекарей.
Вот это можно считать и все настоящие историки так и считают отправной точкой формирования хребта российской государственности.
Москва становится центром во всех смыслах.
Вашими устами глаголет истина! Сезнен сузегез Хак!