Слова года: «шуваловка», «пипирошная структура» и «ОПГ на футболках»

Крылатые выражения-2016: это было бы смешно, если бы к концу года не стало так грустно

Редакция «Реального времени» и наш новый автор Рустем Шакиров совместными усилиями составили топы устойчивых речевых оборотов республиканского и федерального значения за последние 12 месяцев. Наслаждайтесь.

10. Правильный пацан из «Орландо», «людоед» и «Жаль, что Кабзона там не было»

Скандал международного масштаба сотворил в июне бывший ведущий криминальной хроники телеканала «Эфир» и экс-замдиректора казанского IT-парка Рамиль Ибрагимов, ныне возглавляющий «Союз молодых лидеров инноваций РТ».

Сразу после массового расстрела в американском ночном клубе он опубликовал в своем «Инстаграме» такое сообщение: «В Орландо какой-то правильный афганский пацан застрелил в гей-клубе на х… 50 п… Еще 53 находятся в больнице — жаль, что не сдохли. Очень надеемся, что все же подохнут. Союз молодых лидеров инноваций искренне поддерживает эту убедительную акцию».

Какие-то перлы в этом словоизвержении отыскать трудно — да и не надо, тут примечателен сам факт паясничанья на фоне горы трупов. Возможно, Ибрагимов (говорят, склонный к эпатажу человек) сам не ожидал такого эффекта от своей выходки. Во всяком случае, спустя несколько часов он удалил запись, а в последовавших за скандалом интервью неизменно жалел о ней. Оппозиционный политик Алексей Навальный даже назвал его «людоедом». Тем не менее, в отношении «инноватора» было возбуждено дело по статье «Публичное оправдание терроризма» УК РФ, на днях оно с обвинительным заключением поступило в прокуратуру.

Правда, когда наш топ в Казани был уже готов к печати, у Ибрагимова появился если не единомышленник, то точно автор еще одного жуткого высказывания — о крушении минобороновского Ту-154. Это руководитель региональной ячейки «Яблока» Руслан Зинатуллин, заявивший: «Жаль, что Кабзона там не было».

9. Больше трэша

С предложением создать в Казани музей организованной преступности выступил в декабре журналист, заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи Радиф Кашапов. Идея эта, на самом деле, давно витает в воздухе — историей казанских «мотальщиков» живо интересуются и туристы, и местные жители. Видимо, потому что это действительно что-то настоящее — свое, не придуманное. Жаль только, когда это свое оказывается такой вот дичью. И кроме того, музеефицируют обычно то, что окончательно ушло в прошлое. Сказать так о «казанском феномене» я бы не рискнул.

Тему творчески развила арт-директор редакции «Инде», анонсировавшая серию футболок с названиями казанских группировок. Благодаря этому наша копилка пополнилась словосочетаниями «ОПГ на футболках», «Футболки с ОПГ» и «пояснить за шмот».


Радиф Кашапов: «В Казани был такой феномен, отказаться от него нельзя». Фото Максима Платонова

8. Поют не знаю что

Год порадовал целой россыпью околоэстрадных слов и выражений. Первым на тему высказался президент РТ Рустам Минниханов, довольно жестко прошедшийся по татарским поп-исполнителям (это было в августе): «Фонограмма, одеты непонятно, поют не знаю что, двигаются как-то. Никто ими толком не занимается… Как факультативное задание». Вероятно, это была своего рода подготовка общественного мнения к состоявшемуся в ноябре фестивалю «Узгэреш жиле», на котором все было ровно наоборот — исполнители пели, двигались и были одеты очень концептуально. Однако далеко не всем пришелся по душе скачок татарской эстрады от пресловутого «мона» к «бродвею». Как остроумно заметил певец Салават, «Узгэреш жиле» — «это не ветер перемен, это деньги на ветер» (правда, выяснилось, что сам он на концерте не был).

В сентябре скандальная история приключилась с певицей Резедой Ганиуллиной, которая тоже пожелала петь и двигаться осмысленно — но уже в восточно-гаремном режиме. Все бы ничего, но клип с полуобнаженной исполнительницей снимался в Болгаре на фоне Белой мечети, и Ганиуллина получила от разгневанных мусульман сразу несколько титулов, в частности — «стриптизерша».

Наконец, в декабре татарскую аудиторию взбудоражил клип «Алтын» рэперши Иры Смелой, выступающей под сценическим именем Tatarka. В нем девушка с жутким акцентом начитывает довольно стебный текст со словами типа «Наши девки — огонь». Клип набрал более семи миллионов просмотров на YouTube — это абсолютный рекорд для татароязычной песни.

7. Структурный подход

Ликвидация (оптимизация по официальной версии) кафедры татароведения, о которой первой рассказала газета «Реальное время», переросла в мае в публичную дискуссию между ректором КФУ Ильшатом Гафуровым и директором института истории им. Марджани АН РТ Рафаэлем Хакимовым. Ильшат Рафкатович в ответ на критику в буквальном смысле сказал новое слово в науке.

«Там, извините, пипирошная структура иногда нас пытается сравнивать с собой — «мы бы у вас там кафедру открыли». Да не нуждаемся мы в их кафедрах, — сообщил он на своей пресс-конференции. — Потому что они несравнимы с нами — ни в образовательном объеме, ни по проектам, ни в научных исследованиях».

Надо понимать, теперь каждый, кто вздумает оппонировать ректору, должен сначала придирчиво оглядеть свою «структуру» — достаточен ли размер?


Ильшат Гафуров: «Там, извините, пипирошная структура иногда нас пытается сравнивать с собой «мы бы у вас там кафедру открыли». Да не нуждаемся мы в их кафедрах». Фото Максима Платонова

6. Он и Она — одна сатана

В июне у казанской Чаши-загса была установлена скульптурная композиция «Он и Она» бурятского художника и скульптора Даши Намдакова. В петиции на сайте change.org, требующей ее демонтажа, зиланты и барсы были обозначены как «дьявольские существа» (в соцсетях предлагались варианты «горгулина», «барсиха», «зиланты» и др.).

Казанцы петицию не поддержали и правильно сделали — как выяснилось чуть позже, «существа» обошлись республиканскому бюджету в 290 млн рублей. То есть в цену одного многоквартирного дома. Не пропадать же добру!

5. Нивы сжаты, рощи голы

На протяжении нескольких ноябрьских дней казанские эко-активисты пытались противостоять земляным работам на месте вырубленной «рощи на Гаврилова», где в скором будущем должен появиться паркинг для болельщиков ЧМ-2018. Противостояли, сменяя друг друга, ведя онлайн-трансляцию в соцсетях, а позже и написав открытые письма руководству ФИФА, президенту РФ, в генпрокуратуру РФ и т. д. Попытка эта оказалась небесполезной: косвенным ответом на нее стала представленная директором «Казань Арены» концепция по благоустройству набережной в районе стадиона протяженностью 2,6 км и ценой 1 млрд рублей, которая будет включать в себя и дендропарк с ботаническим садом.

4. Глупости это

Словосочетание «Совет по предпринимательству при президенте РТ» уже само по себе претендует на вхождение в лексикон-2016. Логика же публичного разбора проблем предпринимателей подталкивает членов совета к полемическому заострению, крайне полезному для нашего топа. Реплика Рустама Минниханова с августовского совещания занимает в нем достойное место: «Поражаюсь, какие глупости принимаются в нашей стране. Я понимаю, крупные комплексы, где есть экологические вопросы, есть требования. Но есть животноводческие фермы, где навоз — это не отходы, это продукт дальнейшего использования в растениеводстве. Это глупости, кто этот закон придумал? Какой это может быть отход? Это же удобрение!». Как признавался Тимур Нагуманов, ролик с высказыванием Минниханова стал хитом интернета и активно обсуждался в коридорах власти.


Рустам Минниханов: «Поражаюсь, какие глупости принимаются в нашей стране». Фото prav.tatar.ru

3. Владивосток — 2000

Проигрыш Казани в голосовании за право запечатлеться на новых купюрах Банка России стал большим разочарованием для тех, кто старается использовать любую возможность для «продвижения бренда» столицы Татарстана. Зато он породил множество вербальных и графических мемов, самыми популярными из которых стали «Казань без купюр», «Казань не попала на бабки».

2. Кажется смешным

В июне вице-премьеру РФ Игорю Шувалову продемонстрировали в Казани жилье эконом-класса. Увиденное он комментировал, как показалось, без всякой задней мысли: «Нам показали сегодня квартиры даже по 20 квадратных метров. Кажется смешным, а люди приобретают такое жилье, и оно очень популярно, и на рынке есть специальная ниша для такого жилья».

Вроде и спорить тут не с чем, но вот это «кажется смешным» (и ведь кажется большинству из нас, не только чиновнику) все испортило. Игорь Иванович, возможно, обессмертил себя этой фразой, ибо к микроквартирам в интернете немедленно прицепилось прозвище «шуваловка». Там же, в интернете, это рассуждение отхватило множество злых парафразов типа «Показали сегодня сборную России по футболу. Кажется смешным, но люди болеют за эту сборную, и она очень популярна». Чтобы нейтрализовать негативный эффект фразы, в Иннополисе даже провели специальную конференцию.

1. «Татфонд» подкрался незаметно

Ближе к концу года самым популярным вопросом у татарстанцев стал: «А у тебя сколько зависло?» Подразумеваются, конечно, проблемы с Татфондбанком, в котором обслуживалось 144 тысячи физлиц и 35 тысяч корпоративных клиентов. На сегодняшний день лучше всех на этот вопрос ответил бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов (он едва ли не единственный, кто на него ответил): «Чуда не ждите, честно. Вы все взрослые адекватные бизнесмены, мы не пришли к вам с кучей денег. Никто ничего не зачтет наверняка, никаких раздач бесплатных денег не будет, отмены уплаты налогов тоже не произойдет». Похоже, в Татарстане прямо сейчас закладывается основа будущего явления под названием «юрлица Татфондбанка», «клиенты Татфондбанка».


Тимур Нагуманов: «Чуда не ждите, честно

Топ-20 понятий и фраз года всероссийского звучания по версии «Реального времени»

  1. Денег нет, но вы держитесь (премьер-министр РФ Дмитрий Медведев)
  2. Лабутены
  3. ТрампНаш
  4. WADA, мельдоний
  5. Трудно, тяжело, а люди все равно за «Единую Россию» проголосовали (президент РФ Владимир Путин)
  6. Русиано
  7. Полковник-миллиардер, Захарченко
  8. Досрочные выборы президента
  9. Дно нащупано
  10. Убийство посла
  11. Учитель — это призвание (премьер-министр РФ Дмитрий Медведев)
  12. Мы — г… о (главный тренер сборной России по футболу Леонид Слуцкий)
  13. Виолончель Ролдугина (синонимы — «панамка», «панамский оффшор»)
  14. Пальмира
  15. Обмен Надежды Савченко
  16. PokemonGo, Пикачу, «болезнь всего мира»
  17. Хабаровские живодерки
  18. Джамала
  19. «Налог на тунеядцев»
  20. Кто не понял, тот поймет (глава Чечни Рамзан Кадыров)

Топ-20 понятий и фраз года республиканского звучания по версии «Реального времени»

  1. «И пусть только кто-то попробует оштрафовать за навоз»
  2. Tatarka
  3. «Шуваловка»
  4. Татароведение и татаристика, «пипирошная структура»
  5. «Чуда не ждите, честно», «юрлица Татфондбанка», «клиенты Татфондбанка»
  6. «Очень опасно наклоняться» (муфтий РТ Камиль Самигуллин)
  7. «Людоед», «Правильный пацан»
  8. «Казань без купюр», «Казань не попала на бабки»
  9. «Зарплаты бюджетников будут расти более плавно» (министр финансов РФ Антон Силуанов в Казани)
  10. «ОПГ на футболках», «футболки с ОПГ», «пояснить за шмот»
  11. «Он и Она»
  12. «Двойной праздник» — День сельхозработника и Марат Ахметов остается в республике
  13. Ледяной апокалипсис для мэрии (погодный катаклизм в ноябре в Казани)
  14. Мы станем если не вторым Голливудом, но точно центром киноиндустрии как минимум России, СНГ и Восточной Европы (мэр Казани Ильсур Метшин)
  15. «Такого как Путин»
  16. Сеть алкосторов «Харам»
  17. «Гонщик из аэропорта», детектив пошел на взлет, «Прошу поставить для всех гаишников города песню Светы — «Дорога в аэропорт»
  18. «Рощи на Гаврилова»
  19. «Стриптизерша», танцы у «Белой мечети»
  20. «Узгэреш жиле», «Ветер перемен», «деньги на «Ветер»

«Реальное время» предлагает читателям в комментариях представить свои варианты в топ крылатых выражений и слов 2016 года.

Рустем Шакиров
Хакимов Рафаэль Сибгатович

Новости партнеров