Радмила Хакова: «ОПГ начинались в школе — и заканчивались на кладбище»

Организаторы Open Space Market сообщили, что не хотят видеть одежду с названиями казанских ОПГ на своем мероприятии в эти выходные

Радмила Хакова, основатель сообщества и магазина татарских дизайнеров Rukami.tatar, включилась в дискуссию о скандальных свитшотах с названиями казанских группировок и фотографиями членов ОПГ. Отметим, что сегодня по данному поводу высказался на страницах «Реального времени» Олег Кашин. Уроженка Челнов Радмила Хакова, работающая в интернет-проекте Splash, поддержала разработчиков бренда «Сухая река». Предлагаем вниманию читателей колонку нового нашего автора.

Cкандал вокруг одежды с названиями ОПГ — наш незакрытый гештальт

История ОПГ в Казани и в Челнах — это прошлое, которое нужно признать, чтобы двигаться дальше. Возмущение вокруг одежды с названиями районов Казани (частично совпадающими с названиями группировок) — свидетельство того, что мы это не пережили. Физически — да (не все), психологически — нет. Вы читали вообще, что люди друг другу об этом пишут? Сегодня в соцсетях в комментариях отношения у людей — как на пустыре с монтажками (монтировками) в те времена. Но слово — не монтажка: по голове попало — не убьет.

Все спрашивают, отвечу публично: мы (магазин и сообщество татарских дизайнеров rukami.tatar) не будем снимать с продажи вещи бренда «Сухая река». Rukami — единственный инстаграм-магазин, где сейчас продается этот бренд, мы же представляем его на городских дизайнерских маркетах. Организаторы Open Space Market уже сообщили, что не хотят видеть эту одежду на своем мероприятии в эти выходные, — они имеют на это полное право, и мы как участники должны и будем это условие уважать. В маркете мы (Rukami) все равно участвуем, потому что для других наших дизайнеров это важно.

Но мне лично никто не может запретить носить эту одежду, в том числе на маркеты, верно?

С точки зрения творческого высказывания, в контексте нашей истории или вне ее, то, что делает «Сухая река», — это искусство

Я поддерживала Настю Ярушкину (создателя бренда) с самого начала — и буду поддерживать дальше. Считаю ее одним из самых талантливых людей в городе. Настя точно не хотела никого ранить этими вышивками. Если бы вы ее только знали, вы бы поняли, как немыслимо это даже предполагать. Я могу утверждать с уверенностью в 260% — это не было провокацией.

Она художник. И с точки зрения творческого высказывания, в контексте нашей истории или вне ее, то, что делает «Сухая река», — это искусство. Названия, которые она выбирает, шрифты, вышивка, съемки, которые проводит Настя как арт-директор, — это тоже искусство.

Я прочитала все комментарии и верю, многих искренне ранят воспоминания об этом, — мне очень жаль. Я бы могла извиниться даже, но не думаю, что во всем виновата девочка, которая вышила на машинке слово «Теплоконтроль». Я думаю, проблема сильно больше этой девочки, этой вышивки, этой одежды.

«В Набережных Челнах в музее истории города есть книга про ОПГ. Если в ней нет твоего парня — ты лохушка», — я писала это год назад в своих соцсетях. Романтизация бандитов была всегда и будет всегда, как в кино привлекательны отрицательные герои, как в жизни плохие парни всегда харизматичнее хороших.

Челны / Ты из какого комплекса? ОПГ начинались в школе — и заканчивались на кладбище

Я 83-го года рождения, моим друзьям в середине 90-х было 13-17 лет. Это наши парни хранили монтажки в подъездах. Знаете, я училась в неплохой школе (№47), но у большинства из нас были «старшие» и «младшие». «Старшим» надо было отдавать деньги за «крышу», «младшие» отдавали тебе. Условно, у меня была «старшая» Зуля, и если в школе кто-то на меня не так смотрел или обижал, она приходила и разбиралась, я ей за это платила. Наши родители ничего об этом не знали, если их не вызывали в опорный пункт. Разборки в школе проходили в двух местах — в туалете или за школой. То же самое с «младшими». У меня была «младшая» Диляра, если ее кто-то обижал, я приходила и разбиралась — она платила за это мне. Это был наш подростковый мир с нашими правилами, мы так жили. ОПГ начинались тут, в школе, — и заканчивались на кладбище.

Это было страшно, и это остается страшным. Напоминает ли мне об этом толстовка «Набережные Челны»? Нет

Было известно, что есть 29-ки («двадцатьдевятники») и 48-ки («сорокавосьмушники»), и если у тебя парень из другого комплекса, ничего хорошего ему тут не светит. В Челнах территории делились и делятся по «комплексам», и первое что друг у друга спрашивают два челнинца, встретившись за пределами города, республики, — ты из какого комплекса?

Когда мне было 13, 14, 16 — от ОПГ в разборках погибли несколько знакомых мне ребят, не близких друзей, но одну девочку (Лену), моего кумира из «старших», в собственном подъезде ночью забили насмерть за то, что она ушла от одного «авторитета» к другому парню. Ей все пальцы сломали (и не только), прежде чем убить.

Это было страшно, и это остается страшным. Напоминает ли мне об этом толстовка «Набережные Челны»? Нет. Майка 56/15, которую сделала мне Настя? Нет.

Почему она мне именно это должна напоминать? Вообще, Набережные Челны — это город, где живут мои родители. Где мы с пристани на «метеоре» на рассвете к бабушке уплывали. Где мы с сестрами бегали по фонтану на бульваре Энтузиастов. Где в парк «Гренада» приезжал луна-парк с каруселями. Где мой старший брат учился в КамПИ, чтобы работать на КАМАЗе.

Для целого поколения «Сухая река», «Квартала», «Теплоконтроль», «Чешка» — это территории, где прошло их детство, а не кровь, ад, стыд, боль и кишки на кастетах. У вас было прошлое? У нас тоже было прошлое. Не надо так. Прошлое должно оставаться в прошлом.

Не хотите снимать? Потому что Путин на танке — это патриотизм, а «Теплоконтроль» — ад, ад, молодежь — сатана. Не надо так. Давайте сохранять рассудок, пожалуйста

Сожги свою толстовку

Людям, которые в комментариях спрашивают, не свихнулась ли она (Настя) с ума, предлагая носить это: не забудьте, пожалуйста, так же снять с себя все меха и кожаные вещи — это убитые животные, а вышивка на майке — это не убитые люди. Футболка с лицами, кстати, вообще делалась не для продажи. Это могла быть фотография одноклассников моего брата. Это просто дети. У них такие же свитера и стрижки, как у ваших детей. Не забудьте снять с себя так же все вещи, где нарисован танк или Путин на танке (это оружие войны против людей — танк), черепа (это кости мертвых) и прочее. Не хотите снимать? Потому что Путин на танке — это патриотизм, а «Теплоконтроль» — ад, ад, молодежь — сатана. Не надо так. Давайте сохранять рассудок, пожалуйста.

Татарстан переосмысливает

Недавно вышел клип «Алтын», где девочка сидела «на кортах» у машины на снегу — ее тоже дико критиковали, но у меня (у меня!) с ней идентификация высокая, это понятно и близко мне, как человеку, который вырос в Набережных Челнах.

Татарстан развивается очень быстро, мы сейчас в очень сильном периоде. Это касается не только политики и экономики. Мы переосмысливаем свою национальную идентичность и отношение к истории, это стало выражаться не только в орнаментах, новых брошках в виде тюльпанов и вязаных тюрбанах (все это мы тоже продвигаем и продвинем), но и вот так:

районами, кварталами, клипами типа «Алтын», альтернативной музыкой, которая появилась и еще будет появляться, — это нормально.

Всего в сообществе дизайнеров Rukami.tatar 20 брендов, мы делаем татарское модным. «Сухая река» сегодня — один из самых актуальных наших проектов.

Радмила Хакова, фото Кэт Огуречкина, Инде (стиль: Настя Ярушкина)

Новости партнеров