Анвар Маликов: «Казанский феномен» — это был позор города»

Командир ОКОДов и первый руководитель пресс-службы МВД ТАССР прокомментировал скандальную креативную идею с названием казанских банд

Дискуссия о «казанском феномене», запущенная с легкой руки одного из местных дизайнеров, разместивших принты с названием ОПГ (организованных преступных групп) на футболках, вызвала огромнейший резонанс в социальных сетях. Свое мнение по скандальной теме высказал и известный татарстанский журналист Анвар Маликов, который был не только очевидцем становления казанских подростковых банд, но и принимал участие в борьбе с этим явлением. В 1982—1985 годы он был командиром оперативных комсомольских отрядов (ОКОД) — сначала Кировского района, а затем всей Казани, в 1986—1991 гг. — руководителем пресс-службы МВД Татарской АССР.

Музей ОПГ? Для гопников будет «прикольно»

Анвар Адибович, ваше отношение к футболкам с надписями ОПГ и к предлагаемому туристическому бренду «Казанский феномен»?

— Видел в «Фейсбуке» баталии на эту тему и даже поучаствовал. Кто-то эти идеи оправдывает «чистым искусством», художественным творчеством креативного класса… А кто-то приводит в пример увековечивание памяти о концлагерях, как фашистских, так и ГУЛАГа. Да, это история, и это нужно знать и помнить. Я был в музее на Соловках — получил шок, туда надо возить в воспитательных целях сталинистов… Но, надеюсь, никто не додумается носить футболки с изображениями эсэсовцев, расстрельщиков?

Короче, инфантилизм и пофигизм — вот мои первые ассоциации в ответ на ваш вопрос. Большинство из участников дискуссии, даже те, кому посчастливилось не застать время «казанского феномена», осудили эти идеи, посчитав стебом, полной оторванностью от реалий. И многие верно подметили, что авторам несладко пришлось бы в те времена… А ведь кто-то уже заработал ореол гонимого инакомыслящего, когда другие, образно говоря, поливают их мочой (тоже в качестве самовыражения).

Насчет бренда… То же самое, что делать туристической фишкой трущобы. Наверное, для кого-то это будет интересно. Как в Соль-Илецке тюрьма для пожизненников «Черный дельфин» — неофициальный бренд, потому что у них ничего нет, кроме соли. А нам это нужно? Зачем притягивать специфический контингент?

— А как вы относитесь к идее музея ОПГ в Казани?

— Смотря, под каким соусом подать. Вот есть в Казани музей социалистического быта — интересно и для молодежи, и для ностальгирующих. Наверное, можно было бы там создать раздел. Да и в музее МВД Татарстана что-то подобное есть.

«Вот есть в Казани музей социалистического быта — интересно и для молодежи, и для ностальгирующих. Наверное, можно было бы там создать раздел. Да и в музее МВД Татарстана что-то подобное есть». Фото umvd-kazan.ru

Но в специальный музей ОПГ приличные люди, думаю, без специального интереса не пойдут. А если в воспитательных целях водить туда трудных подростков, они скажут: «Ваще клево! Прикольно».

В наше время был опыт, когда подучетников инспекции по делам несовершеннолетних возили на экскурсию в детскую колонию. Но это дело в итоге провалилось, потому что в той среде отсидка является своего рода орденом, привод в милицию — зачетом.

Пингвинья походка и «ритуальные хороводы»

— Как вам запомнилось время зарождения «казанского феномена»?

— Явные проявления были видны в Казани со второй половины 70-х годов. Хотя драки и раньше «двор на двор», «улица на улицу» были повсеместным явлением советского времени, а уголовная субкультура пронизывала все общество. Альметьевск, например, где прошло мое детство, был поделен на территории со своими названиями, которые крупно были написаны на домах. Был даже двор «Гестапо».

Другое дело, в Казани и Набережных Челнах все это начало оформляться в некую идеологию уже не по уголовным «понятиям», а со своей дисциплиной, некими целями. «Формой» одежды для «пехоты» (малолетки 14—16 лет) были трикотажные шапочки, надетые по самые глаза, телогрейки и «прощайки» на ногах.

Они ходили на «сборы», занимались на самодельных тренажерах в подвалах («качались»), патрулировали свои сферы влияния. Участвовали в пробежках тренировочных и в боевых — нападениях на чужие территории, когда от обрезков арматуры и бомбочек из баллончиков от сифонов чаще всего страдали мирные прохожие. Это называлось «мотаться», а сами они — «мотальщики».

— Насколько сильным было их влияние на молодежь?

— Они не дали прижиться в Казани различным течениям «неформалов» — хиппи, панкам и др. Били их повсюду, даже в цитадели «золотой молодежи» — Казанском госуниверситете. Здесь на дискотеках в конце 70-х уже водили огромные «хороводы» группировщики кто постарше. Эти были в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства. Не снимая их, вставали в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу — такой был их ритуальный танец. Никто не смел войти в этот круг.

И так было абсолютно на всех дискотеках города. Они заполонили все рестораны и маломальские приличные кафешки. Удручало, что и студенты начали перенимать их стиль и идиотскую походку «пингвином».

Весь город был поделен на сферы влияния. Под контроль были взяты даже техникумы и профтехучилища. Туда не смели поступать жители враждебных микрорайонов. Как правило, враждовали соседствующие группировки, а союзы заключались с отдаленными. Пройти через вражескую территорию безнаказанно было нельзя. Выехать в центр города — тоже: обязательно наткнешься на «врагов». Везде и всегда можно было встретить группы по 10—15 «мотальщиков», куда-то целенаправленно идущие чуть ли не строем.

Когда подростки ехали на учебу в отдаленное учебное заведение, подконтрольное дружественной группировке, нередко по пути автобусы и троллейбусы закидывались металлическими шарами. В итоге дело кончилось тем, что для большинства выпускников школ возможности для продолжения образования были резко ограничены. А из других городов вообще перестали приезжать абитуриенты.

Да и в школу ходить было опасно. Был такой презрительный ярлык для тех, кто не «мотался», — «чушпан». Такие были «вне закона», с них требовали регулярную денежную дань. То есть со всех мальчишек микрорайона, кто не был группировщиком. Они спокойно не могли выйти во двор, пойти в школу. Обязательно остановят и спросят: «мотаешься?». По их кодексу, если тебя остановили «враги», ты должен честно сказать, за кого мотаешься, и получить свое. А если соврал, что не мотаешься, побьют свои.

Меня удивил один знакомый студент, приехавший из маленького городка Башкирии. Как-то увидел я его жестоко избитым — лицо было сплошной фингал, глаз не видно. Рассказал, как было. Его остановили в центре: «за кого мотаешься?». «За тукаевских», — зачем-то ответил он…

«Где тут подростки убивают друг друга?»

— Когда был пик?

— Самое жуткое время настало, когда примерно с середины 80-х они стали сознательно драться насмерть. Били арматурой по голове. Поэтому новым элементом зимней «формы» стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, глухо завязанная под подбородком…

Это был позор города. В Казань перестали приезжать экскурсии… О нас стали писать московские издания, а потом и зарубежные. Понятие «казанский феномен» ввели в оборот московские журналисты.

— Говорят, вы каким-то образом причастны к появлению этого термина?

— Некоторым образом, да, хотя он был у нас под запретом. На дворе — перестройка и разгул гласности. Как меня угораздило оказаться в этот период первым профессиональным пресс-службистом республики, а именно в МВД, — видать, судьба. Тогда были рассекречены данные по нашему ведомству, и я оказался на настоящей «золотой жиле».

И так получилось, что в республике оказалась самая продвинутая региональная пресса. Газеты расписывали все ужасы подростковой группировочной преступности. Я аккуратно складывал эти публикации в отдельную папку.

А тут к нам приехала плановая комплексная проверка МВД СССР в составе двух десятков старших офицеров по разным направлениям. Был там сотрудник пресс-службы. «Ну, — говорит мне, — показывай, че тут пишут ваши газеты». А я, наивный, и выложил ему всю подборку.

Он с упоением начал читать, то и дело хватаясь за голову. Затем начал хвататься за мой телефон и названивать московским журналистам:

— Приезжайте в Казань! Здесь подростковые группировки насмерть дерутся друг с другом!

И всем давал мой номер. И понеслась! За полгода у меня побывали журналисты чуть ли не из всех московских СМИ, за исключением разве что «Мурзилки». А потом начали приезжать и иностранцы.

В общем, удар по репутации Казани был нанесен сокрушительный. Скажем, приезжает очередной молодой журналист, весь такой смелый и мужественный, и требует:

— Везите меня туда, где подростки убивают друг друга!..

Я же своим долгом считал просить их не ограничиваться «чернухой», а подпускать анализу на предмет социальных корней. Что, дескать, милиция только тушит пожар на торфяном болоте и ставит примочки на нарывы больного организма, пораженного метастазами. А об этом тогда еще не писали…

Появились публикации таких серьезных журналистов, как Юрий Щекочихин из «Литературной газеты», который первым заявил, что «казанский феномен» — это общероссийское явление, просто в Казани его изучили и смело об этом написали.

Затем подтянулись и ученые…

О корнях явления, как на «казанский феномен» реагировали власти, что делала милиция, как перебороли и может ли все повториться — об этом Анвар Маликов обещал рассказать в следующий раз.

Тимур Рахматуллин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров