Исторический прорыв Рафаэля Хакимова: место Татарстана в «средневековой» России

«Реальное время» публикует отрывок из мемуаров директора Института истории им. Ш. Марджани

Исторический прорыв Рафаэля Хакимова: место Татарстана в «средневековой» России Фото: предоставлено Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ

Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов подготовил для «Реального времени» новый отрывок из своей мемуарно-аналитической книги «Шепот бытия», работу над которой он завершил. Сегодня наш колумнист представляет на суд читателя главу «Технология исторического прорыва».

«Технология исторического прорыва»

Прошлое никогда нас не покидает, а будущее уже с нами. Чтобы не оказаться вне времени, нужны новые социальные технологии. Недостаточно сказать «грядет революция», она уже наступила. Россия, погружаясь в Средневековье, не ощущает ее.

Москва как наиболее продвинутая в части знаний и технологий не озабочена столичной ответственностью. Она ведет себя, как самостоятельный город-государство наподобие Сингапура. Бесспорно, творческий потенциал Москвы огромен, однако есть и паразитирование на имперской структуре государства. Все дороги сходятся в столице, так что горизонтальные связи между территориями ограничены. Значит, грузопотоки контролируют московские фирмы, сращенные с госструктурами. Неслучайно офисы государственных монополий и других крупных компаний размещены в Москве, куда стекаются налоги. Нефть и газ в Сибири, а офисы в Москве или Петербурге.

Все основные банки расположены в Москве, и они работают как «пылесосы», причем порой накопительный мешок где-то далеко за границей. Несмотря на болтовню о мощи страны и патриотизме ее граждан, деньги надежнее хранить в США и Европе. СМИ предельно централизованы. Интересы активных москвичей больше связаны с заграницей, нежели с российскими территориями.

Федеральные министерства плохо представляют обстановку в России. У них информация скудная и искаженная. У спецслужб информация только в плане возможных угроз, а не перспектив.

Москва с ее министерствами, организациями, партиями, СМИ, аэропортами и ресторанами самодостаточна. Регионы могли бы сами о себе позаботиться, но вся государственная система построена так, чтобы все зависели от центра.

Годы суверенитета в Татарстане были временем всеобщего творчества. Каждый нес свою ношу ответственности. Именно тогда были построены основы нынешнего благополучия. И как же быстро все изменилось в 2000-х годах!

Годы суверенитета в Татарстане были временем всеобщего творчества. Каждый нес свою ношу ответственности. Именно тогда были построены основы нынешнего благополучия. И как же быстро все изменилось в 2000-х годах! Москва здесь не виновата, все кинулись сладострастно выстраивать свою вертикаль власти. Все оказались зараженными «вирусом сталинизма», оценивающим всякую инициативу как преступное вольнодумство.

Как только в стране началось низкопоклонство перед Москвой, распространилась эпидемия коррупции. О федерализме с удовольствием забыли. Московские толкователи суверенитета нашли изъяны в законодательстве Татарстана. Республика судилась, оправдывалась, а в политике тот, кто оправдывается, оказывается проигравшим. У политики своя логика.

Пока правительство России тешится красотами кремлевской мишуры под звон колоколов, успешно воюет в Сирии, конфликтует с Украиной, претендует на гегемонию в Евразии, ищет новых врагов и защищает последнего друга — Сербию, Татарстану следовало бы продумать стратегию исторического прорыва. Смысл его в том, чтобы не тащиться за кем-то в хвосте, догонять уходящий поезд, а бежать наперерез, разрабатывая технологии будущего информационного общества. Это не только и не столько IT-технологии, сколько понимание изменения структуры общества. Нужные знания не дадут университеты, повышающие свои рейтинги за счет пиара и эксплуатации былой славы. Наши университеты — тени прошлого Казанского университета. Они неспособны даже поддерживать былые традиции.

Лучшие университеты мира перешли на сетевой принцип. Они ищут кадры по всему миру для реализации востребованных жизнью проектов. Все, что находится вне целевых проектов, называется суетой. Казань — столица суеты сует. Много активности, гонора и ноль научных и практических результатов. Рассуждают о фундаментальности исследований так, будто уже открыли что-то вроде теории относительности или уравнения Гейзенберга. Свою неспособность приносить практическую пользу ученые прячут за якобы фундаментальностью научных изысканий, при этом требуют государственных премий и званий. Средневековая схоластическая болтовня вернулась на новом уровне.

В российском сознании осталось твердое убеждение, будто развиваться можно, не меняя общественных отношений и норм поведения, со старым грузом мышления. Творческая энергия скована иерархическими структурами.

Нужные знания не дадут университеты, повышающие свои рейтинги за счет пиара и эксплуатации былой славы. Наши университеты — тени прошлого Казанского университета. Они неспособны даже поддерживать былые традиции

Меня постоянно упрекали за плохое руководство Институтом истории. Целых 20 лет отовсюду слышал одно и тоже:

— Наведи порядок.

Я спрашивал:

— Разве мы мало выдаем продукции или есть претензии госорганов, которым помогаем в меру сил?

— Претензий нет, но коллектив разболтан.

— Не устраивает качество книг или проектов?

— Книги хорошие и нужные, побольше бы таких институтов, но пойми, должна быть дисциплина. У тебя люди приходят, когда хотят, болтаются по коридорам. Ты не контролируешь, даже совещания не проводишь. Куда это годится?

— Лучшие научные учреждения работают в таком режиме, их оценивают по конечному продукту.

— Россия тебе не Европа. Здесь нужна жесткая рука. Все должны стоять в струнку, исполнять без обсуждения и возражения, иначе на шею сядут.

— Я с советских времен читаю лекции по управлению и даже книгу выпустил о современном менеджменте.

— Оставь теорию. На практике: приказ — исполнение, и точка.

— Понятно, будет сделано. Разрешите идти?

— Иди и наведи порядок.

В России управление понимают как армейское командование. Обожают иерархию. Общественные и государственные институты оценивают по количеству штатных единиц. Требуют быстрых отчетов, чем толще, тем лучше. Все эти отчеты собираются тоннами и уходят в лучшем случае в макулатуру. Электронное правительство не упростило структуру, просто теперь видна эта огромная, часто бесполезная переписка; бумага движется с большой скоростью вниз по ступеням до работника, который уже ничего не понимает в содержании бумаги и отписывает: «Принято к сведению». Затем бумага движется вверх. Даже после подписи первого лица идет лист согласований с невесть какими структурами. Это все ведет к закупорке кровеносных сосудов. Вертикаль власти делает госчиновников безответственными, поскольку им не позволено принимать решения.

Аналогичное происходит в экономике, где отчетность стала таких масштабов, что никакая армия министерств не способна с ней ознакомиться. То же самое происходит в научных и учебных заведениях — спрашивают не результаты исследований или качество обучения, а отчетность. Черчилль как-то заметил: «Небывалая толщина этого отчета защищала его от опасности быть прочитанным». Государство превращается в машину по переработке огромной массы бумаг, а жизнь идет своим чередом.

Татарстан, в отличие от остальной России, может быть только обществом согласия. Как учил Чингисхан в «Великой Ясе», все народы, культуры, религии, языки равны! Нет избранных народов, нет достойных и недостойных культур — они просто разные

Иерархические структуры сковывают творческую энергию, они любой талант превращают в тупую массу. Все силы уходят на бесконечные совещания, куда собирают толпы, как в комсомольские времена, для заполнения зала. Любая попытка реформирования принимается в штыки как угроза существованию самого государства. Структуры в виде железобетонных крепостей и бункеров способны отбиться от любых угроз их благополучию. Справиться с этой махиной невозможно. Проще создавать параллельные структуры, небольшие и мобильные с конкретными задачами, ориентированными на прорыв, а не на сохранение собственного существования. Речь не идет об устранении иерархии, но она в старом, традиционном виде безнадежно устарела. Иерархия, основанная на субсидиарности, имеет перспективу и только в таком формате и сохранится в будущем.

Технологией прорыва на социальном уровне может послужить философия номадизма, не признающая границ и закрытости. Средство влияния — власть над умами.

Номадизм не признает границ, что важно для татар, разбросанных по разным странам. Для татар границы скорее препятствие, нежели способ организации нации. На отдельных территориях для татар важен симбиоз с местным населением.

Татарстан, в отличие от остальной России, может быть только обществом согласия. Как учил Чингисхан в «Великой Ясе», все народы, культуры, религии, языки равны! Нет избранных народов, нет достойных и недостойных культур — они просто разные. Исторические заслуги татар, русских, других остались в истории. Из прошлого надо взять то ценное, что дает обществу открытость, готовность к переменам, взаимоуважение народов. В то же время Татарстан как территория будет иметь значение до тех пор, пока Россия не станет нормальным государством.

Основное средство для прорыва в новую эру — электронная солидарность, объединяющая мозги в «первичные стаи» для разработки прорывных технологий. Продукцию дадут небольшие группы. Достаточно вспомнить карьеру Билла Гейтса или Стива Джобса. Их группы были в пределах 10—12 человек. Остальной коллектив лишь воплощал в жизнь открытия. Лучшие исследовательские центры мира давно работают по такому принципу.

Виртуальная солидарность вне границ, связанная общими интересами, а не принадлежностью к территории, государству, учреждению, как вызов университетам — будущее науки.

Университетское образование не готовит студентов для прорывных задач. Там жуют старую жвачку. Увлечение гигантоманией только вредит движению вперед, по крайней мере, в общественных дисциплинах. Конференции с многочисленными участниками, пустые журналы и сомнительные издания свидетельствуют об имитации научной деятельности. Обществоведы дают микроскопическую продукцию в виде массы пустых статей. Нужны образовательные системы вне университетских стен, привязанные к виртуальным креативным центрам. Тогда общественные науки начнут влиять на умонастроение людей.

Лозунг звучит просто: «Совершай прорыв на своем месте!»

Каждый может сделать прорыв на своем месте. Для этого нужно владеть контентом, позволяющим выплыть из бешеного потока информации. Владея контентом, ты владеешь умами. Контент готовит сетевое сообщество — лучших из лучших в своей сфере. Они и становятся мозговым центром, обучающей структурой и механизмом перевода знаний в материальный продукт.

Лозунг звучит просто: «Совершай прорыв на своем месте!»

600 строк (вместо заключения)

Татарский поэт Дэрдменд был золотопромышленником. Он содержал лучшую газету по тем временам — «Вакыт» и лучший журнал «Шуро», где шли дискуссии по самым принципиальным вопросам ислама, политики, общественной жизни. Они выходили в Оренбурге — одной из многих татарских столиц. Во времена Тукая многие именно Дэрдменда считали поэтом №1. Он первым отказался от тяжеловесного литературного языка, похожего на османский, и призвал: «Ты на базаре собирай слова!» Тукай прислушался. Третьим среди лучших поэтов был Сагит Рамиев — реформатор стихосложения. Вдохновленный поэзией Сагита Рамиева, Тукай из Уральска приехал в Казань.

Дэрдмэнд написал всего 600 строк и остался в истории.

Ученые любят хвастать количеством изданного. У меня самого десяток монографий, сотни статей, бесчисленное количество интервью. Но что действительно останется в осадке? Найдутся ли заветные 600 строк? А может быть, поступить, как советовал Джалал ад-дин Руми:

Довольно слушать сказки про других!
Легенду о себе поведай миру.
Без объяснений сложных и пустых,
Скажи нам притчу, басню иль сатиру!

Рафаэль Хакимов, фото Максима Платонова
ОбществоИсторияВласть Татарстан
комментарии 58

комментарии

  • Анонимно 12 июня
    Господин Хакимов,про ерархию по молчали бы...Не нам упрекать Россию в вертикали.....
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    "Довольно слушать сказки..." Рафаэля Хакимова. Сам себя если не хвалишь, кто еще хвалит. Обычный пиар. Мы знаем как издавались и издаются научные труды сотрудников института. Как всегда он и его соратники заложили основу в республике нынешнего благополучия, а "Казанский университет неспособен даже поддерживать былые традиции"Источник : ttps://realnoevremya.ru/articles/95850-istoricheskiy-proryv-rafaelya-hakimova
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Р.Хакимов молодец,занимается очень нужной работой для татарского народа. Поэтому шовинисты и бесятся.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Руководители казанских университетов по Вашему "шовинисты"?

    Вы клевещете и провоцируете.

    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Да полно шовинистов и просто безграмотных людей.И просто прогибающихся под генеральную линию партии.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Извините, Вы о чём?
    Пожалуйста, яснее выражайте свои мысли.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    А кто есть руководители казанских университетов, сплошная приспособленческая публика.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    чем занимается хакимов это старье он любит всех кри тиковать,а сам каков.стыдно
    Ответить
    Анонимно 19 июня
    Пустые в научном смысле недруги негодуют на РСХакимова, к-рый легко и быстро пишет свои статьи и книги. Лит-ных негров у него нет, как например, у известного историка-ветеринара. Да и кто может так написать?!
    Ответить
    Анонимно 19 июня
    Огромные, неуправляемые махины существуют (ун-ты), а толку от них? ИИ МОН РТ небольшой, а сколько качественной продукции дает. Вот и повод для зависти и желчи. ИИ идет правильным курсом (собаки лают, а караван идет) и делает свое большое дело...
    Ответить
    Анонимно 19 июня
    Некоторые директора институтов ун-та, ушедшие из ИИ, до сих пор не защитили докторских диссертаций, брызжут слюной, но, увы...
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    А что? - Разве уважаемый академик не прав по существу?

    "Казань — столица суеты сует. Много активности, гонора и ноль научных и практических результатов. Рассуждают о фундаментальности исследований так, будто уже открыли что-то вроде теории относительности или уравнения Гейзенберга. Свою неспособность приносить практическую пользу ученые прячут за якобы фундаментальностью научных изысканий, при этом требуют государственных премий и званий. Средневековая схоластическая болтовня вернулась на новом уровне.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/95850-istoricheskiy-proryv-rafaelya-hakimovaКазань — столица суеты сует. Много активности, гонора и ноль научных и практических результатов. Рассуждают о фундаментальности исследований так, будто уже открыли что-то вроде теории относительности или уравнения Гейзенберга. Свою неспособность приносить практическую пользу ученые прячут за якобы фундаментальностью научных изысканий, при этом требуют государственных премий и званий. Средневековая схоластическая болтовня вернулась на новом уровне.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/95850-istoricheskiy-proryv-rafaelya-hakimova

    "Университетское образование не готовит студентов для прорывных задач. Там жуют старую жвачку. Увлечение гигантоманией только вредит движению вперед, по крайней мере, в общественных дисциплинах. Конференции с многочисленными участниками, пустые журналы и сомнительные издания свидетельствуют об имитации научной деятельности. Обществоведы дают микроскопическую продукцию в виде массы пустых статей.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/95850-istoricheskiy-proryv-rafaelya-hakimova


    Вы можете опровергнуть тезисы академика Р.С.Хакимова?
    Приведете примеры прорывных технологий казанских университетов в естественных и не очень естественных науках?

    Ведь то, что озвучил академик Р.С.Хакимов признано во всем мире - университеты ВСЕГО МИРА в глубоком кризисе - и экономическом, и морально-нравственном.

    Вот как заканчивает свою книгу-исследование "Высшее образование в цифровую эпоху американский ученый и педагог Уильям Г.Боуэн:

    "Мы должны верить в образование как двигатель социальной МОБИЛЬНОСТИ - и действовать в соответствии с этим убеждением. В конце концов, в "Клятве верности Флагу США" говорится об "одной неделимой... нации".
    МЫ должны проследить за тем, чтобы в нашем поиске РЕНТАБЕЛЬНОСТИ способов обучения МЫ не потеряли из виду необходимость учить ВСЕХ студентов...
    Будет настоящей ТРАГЕДИЕЙ, если новые подходы к преподаванию УВЕЛИЧАТ РАЗРЫВ между имущими и неимущими, СУЩЕСТВУЮЩИЙ в нашем обществе".

    Уважаемый академик "накладывает" на проблемы современных университетов проблемы монад.
    Вполне возможно что именно в их синтезе (университетов и монад) и есть решение многих проблем современности - по крайне мере аналогичные подходы предлагают и американские коллеги.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Решили дополнить свою статью, господин Хакимов?
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Это пишет не уважаемый академик Р.С.Хакимов, а простой благодарный читатель его статей, которые заставляют задуматься над острыми проблемами современности.
    Спасибо автору и РВ за интересные статьи.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Сами себе пишут поддержку и комментарии
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    что вы прикриваетесь татарским народом,что хакимов позорит наш народ. тут причём шовинисты стыдно рафаэль вспоминать п озорные 1 900 годы
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    это благодарный читатель ? заместитель и главный бухгалтер института истории или водитель его с подругой! их не так и много.
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Тема статьи не просто актуальная, а архиактуальная.
    Чувствуется направленность статьи против современных университетов - федеральных и национально исследовательских:
    "Виртуальная солидарность вне границ, связанная общими интересами, а не принадлежностью к территории, государству, учреждению, как вызов университетам — будущее науки".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/95850-istoricheskiy-proryv-rafaelya-hakimova

    Но ответа каким быть университетам, образованию и науке никто не знает...
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Рафаэль Сибгатович! Сделайте ,согласно"Великой Ясе", равноправие у себя в Институте,в том числе равные права и зарплаты дирекции и работающих сотрудников.Чтобы все работали одинаково,не уходили в пенсию в 60,65 или 72 года.Чтобы могли продолжать работать как Вы!
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Великий монгол Чингизхан руководил своим народом (тюрками, славянами, арабами, китайцами, финно-угорами и др.) до последнего вздоха, до самой смерти.

    Вы понимаете "равноправие" очень примитивно.
    Да и тема статьи совсем другая.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Не только работать как Хакимов в 72 ,и получать из бюджета хорошую зарплату и доплаты разные,персональная машина с водителем,а также помощники для написания персональных статей и т.д.Вот суть сына известного классика!
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    После восхваления полуголодных 90-х годов стало ясно, что дело Хакимова пахнет керосином, и вместо того, чтобы изливать свою желчь, мог бы просто кратко сказать, что надо идти западным путем глобализации, первым на этом пути был Чингизхан, а то, что уничтожил по пути несколько государств с процветающими городами и мирным населением, это логика истории, так да?
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    "...уничтожил по пути несколько государств с процветающими городами и мирным населением, это логика истории, так да"?
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/95850-istoricheskiy-proryv-rafaelya-hakimova

    Это Вы о Буше, Клинтоне, Обаме или Трампе?

    Поясните, пожалуйста.
    И как это относится к теме статьи?
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    "...уничтожил по пути несколько государств с процветающими городами и мирным населением, это логика истории, так да"?
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/95850-istoricheskiy-proryv-rafaelya-hakimova

    Это Вы о Буше, Клинтоне, Обаме или Трампе?

    Поясните, пожалуйста.
    И как это относится к теме статьи?
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    А где Казанское ханство,уважаемый аноним можно спросить.Где татарские здания Казани,древние мечети.Рукописи.Интересно какой варварский народ это все уничтожил.Изгнал татар из городов,и с берегов рек,что бы не могли торговать.А после Чингисхана подозрительно все быстро восстановилось.А были ли масштабные разрушения,?В Казани все понятно.В Средней Азии древних построек полно. Уничтожение исторического наследия татар, преступление без срока давности.Татарам надо знать свою историю,а не довольствоваться советско,российским фальсификатом.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Казанское ханство было создано монголами чингизидами-сепаратистами, разрушившими территориальную целостность Золотой Орды и предавших заветы великого монгола Чингизхана.

    Чингизид Шах Али и потомок викингов и татар Иван1У начали процесс восстановления территориальной целостности Золотой Орды и Монгольской империи.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Вы слишком далеко зашли в своих фантазиях,по вашему татары должны быть благодарны Ивану Грозному и предателю Шах Али за уничтожение города и населения.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Новый имперский взгляд,все намешать,переврать в угоду имперскому государству.Вы только забыли прибавить незыблемый постулат с древних времён,,Москва -Третий Рим ,,.Православная миссия русского народа .В нем нет места ,,Орде,,.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    А по Вашему булгары должны благодарить оккупанта монгола Чингизхана и предателей братьев татар-тюрок "за уничтожение города и населения?".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/95850-istoricheskiy-proryv-rafaelya-hakimova

    История жестокая "штука"...
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Для вашего сведения.Плано Карпини пишет,,Булгары объединились с татарами и взяли 15 царств,,.Булгар при Золотой Орде ,,город десяти тысяч домов.,,.Так,что не надо тень на плетень наводить.И кто разрушил Булгар окончательно и церковь из кладбищенских плит сложил?
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    В основе всего лежало плодовитое племя тюрков- гунны, а булгары и татары Чингиз-хана по сути один и тот же народ, тюрки, пришедшие с Алтая. Документов куча, но кое-кому хочется всё видеть в другом цвете.
    Ответить
    Анонимно 20 июня
    Не смеши ученый мир. Татары не булгары.
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    У татарского народа (татарина) два существенных недостатка.
    1. Жадность ( в основном элит). В любую историческую эпоху.
    2. Опять же в элитах прослеживается тщеславие, снобизм и жлобизм, которые можно выразить татарской поговоркой ( в русском переводе): нет ничего приятнее татарину, брату, когда его брат ходит в пастухах. То есть от ощущения того, что один стоит ниже в социальном плане, иногда приносит большее удовольствие, чем даже занятие сексом.
    Простите за откровенность.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Не прощу я Вас,получилась не откровенность ,а глупость.На свой народ клеветать не хорошо,про элиты такое можно сказать.Но кто же эти сливки общества,бывшие коммунисты воспитанные в духе ,,принижения татар,вечно давлеющего в советские времена ,,татарского ига,,везде вынужденные лебезить перед старшим братом,,это не мы,другие татары,,.А мы хорошие,мы не националисты.Имперская политика центра под видом интернационализма лишила многих татар ,уважения и любви к своей нации.А вот это, не только в элитах.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    13.18.
    Не можете простить? Помогите технически. На народ не клевещу. Помогите наказать элиту. Если бы хотя бы не посадить, то выбить с них материальный и моральный ущерб, который я оцениваю примерно в 50 млн. рублей. Ну, как поможете или кишка тонка?
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Г.Юссон вы только о себе и своем материальном интересе,волнуетесь.Если по серьезному ,то нет татарской элиты ,а есть проф.чиновники прихватизаторы которым все разрешил Фед.центр.Они ему и служат.Так в любой области и республике РФ.И выделять их по национальности нет смысла.Все решается и разрешается в Москве.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    на счёт татарской элиты - это очень подходит хакимова .он типичный феодал
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Помните Тот самый Мюнхаузен - во вторник после обеда по расписанию буду делать чудо.Так и у нас.Сказал один нужны прорывные технологии вот и понеслось - будем делать прорывные технологии.А как их делать.Было время для этого четверть века назад.Но тогда все занимались прихватизацией.И не было в то время никакого татарского чуда кроме беготни по площадям с дурацкими лозунгами.И в это же время новые хозяева гнали с оргсинтеза полиэтиленовую крошку в Турцию на турецких фурах чтоб эти самые фуры назад везли нам ведёрки и совочки а свои термопласты мы сдавали в металлолом.И казанский Ансат 20 лет стоит без мотора а инженера с моторостоительного в ларьках торгуют потому что им нет на заводе применения.А ведь могли бы ещё в те времена прорывы устроить когда в цехах и станки были и специалисты на пенсию да на базары не ушли.И о каких прорывах сейчас можно говорить когда прервалась связь времён.Разве что если наш уважаемый институт истории опубликует полное собрание высказываний Чингисхана.Здорово это у них получается.Очередной прорыв в науке.Прыгнули на восемь веков назад,застенографировали и назад уже с готовой диссертацией.
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    ох, как любопытно завернул
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Нужны образовательные системы вне университетских стен, привязанные к виртуальным креативным центрам.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/95850-istoricheskiy-proryv-rafaelya-hakimova. Таким виртуальным центром Хакимов видит видимо Института истории или академик собирается создать свой виртуальный креативный центр после ухода из института? Только сумеет ли: подать идею он мастер, а воплотить ее в жизнь он бессильный...
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Всегда с интересом читаю Рафаэля Хакимова. Большая умница!
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Хакимов-ученый местного масштаба....... Я думаю,московские тюркологи даже спорить с ним не будут.бессмысленно ...
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Хакимов давно уже является виртуальным директором института истории, там балом правят Салихов со своей супругой и главный бухгалтер . Так что для создания виртуального центра у него имеется большой опыт. От души удачи ему!
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    И вот, что на самом деле в Татарстане происходит.
    Российским славянам (русским) и иным русскоязычным в Татарстане живётся гораздо комфортнее, чем ТАТАРАМ, по крайней мере ПЕРВЫХ не преследуют, в отличие от татар, не за МЫСЛИ, ни за вероисповедание. Опять же, якобы, из лучших побуждений, борясь с сепаратизмом и экстремизмом, который судами, прокуратурой и силовыми структурами, вследствие существующей практики "палочной системы" исполнение "взято под козырёк". В Татарстане не было и нет ни СЕПАРАТИЗМА, НИ ЭКСТРЕМИЗМА. РАЗВЕ ТОЛЬКО "КУХОННЫЙ", ИНОГДА, по принципу - анекдотов про Брежнева.
    И вот ТАТАРЫ в Татарстане оказались как между молотом и наковальней.
    С одной стороны "их мочат" элита из представителей с одной стороны аульной аристократии, так как своё ЖИТИЕ, сформировали, на принципах конформизма и коллаборационизма в отношениях к своим соплеменниками в угоду ФЦ, с другой стороны ТАТАР "мочит" сам ФЦ, так как насаждает в Татарстане правосистему: суд, прокуратуру, силовые структуры из ПРАВОВЫХ НИГИЛИСТОВ, которые осуществляют свою деятельность в рамках существующей политической конъюнктуры и корпоративной солидарности, посредством круговой поруки, а не в интересах ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН. К сожалению.
    Ребята - перестаньте "включать дурочку", пожалуйста.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Верно. Пробуйте жить в чисто башкирской деревне Зауралья. Там совсем иная обстановка, иное отношение к небашкирам. У татар нету и сотой доли того национализма, который есть у башкир Зауралья. Татары они уже почти полностью обрусели, чего нельзя сказать о башкирах. Там сильное влияние казахов Казахстана, граница всего-навсего какие-то 100 км, да и нету там границы никакой.
    Конечно в райцентрах, или в поселках со смешанным населением, как бывшие центры целинных совхозов можно уживаться, но и там вам будут смотреть косо.
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    1. жоржик. если бы автор того, что мы обсуждаем, занимался бы противоправными делами, то им заинтересовались бы те, кому положено... так что он не ..как тут пишут, ну это на мой взгляд
    2. буду весьма благодарен тому, кто на татарском языке издаст техпроцесс сборки секции, скажем днищевой, металлического судна. у нас станет меньше приезжих за длинным рублём и станет больше собственных судосборщиков;
    3. город (крепость), основанный волжскими булгарами на землях черемисов, уничтожен не был, уничтожен был центр работорговли с некоторыми ревностными исполнителями, так скажем. (интересно, как автор обходит, то, что давало поступления средств в бюджет);
    4. Шах Али, нравиться кому то или нет, как истинный потомок своего предка Великого Чингизхана, фактически стал ИДЕЙНЫМ отцом воссоздания улуса Джучи из Булгарского улуса, который упомянут на гербе Московского царства;
    5. так что решайте сами, что Вам больше по сердцу:
    5.1. сидеть за забором из гнилых сосновых на землях, захваченных булгарами у черемисов;
    5.2. или участвовать в управлении великим государством, лежащим между трех великих океанов...
    6. насильно мил не будешь... есть всё таки справедливость - русский язык наконец то признают на государственном уровне родным для кого то, так же как и татарский и многие другие языки наших народов нашей необъятной Родины...
    7. царевич Касим прекрасно понимал, что он начал воссоздавать, начав служить Василию тёмному, так что не надо катить бочку на его потомка Шах Али...
    8. просто, если у Вас, ребята, в каких то случаях (сборка судовых секций, изготовление газотурбинных движков, тарифы на тепло, и т.д. и т.п.) не хватает сала в голове нами такими управлять, то это ВАШИ ПРОБЛЕМЫ и ВАША БЕДА, но ни как не наша вина... УЧИТЕСЬ, УЧИТЕСЬ и УЧИТЕСЬ..
    9. всех с праздником и счастья Вам и Вашим семьям ...
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Потомки Шах Али предателя примяли крещение стали русскими. Флаг в руки всем желающим последователям.Вот он русский образец идеального татарина.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    1. жоржик. Шах Али НЕ ПРЕДАТЕЛЬ, он достойный представитель своей династии, хотя бы потому, что именно он спас потомков работорговцев от их возможной участи и тем самым создал условия, чтобы мы с Вами по другому посмотрели на этот мир;
    2. а те, кто продавался литовцам, потом османам это как? Ради чистой идеи быть СВОБОДНЫМИ и э .. так скажем, продолжать торговать рабами э .. пополняя бюджеты э .. всех уровней ..э так скажем? Почитайте документы которые в Генуе и так далее...милейший...
    3. то, что об этом не вспоминают профессора научного коммунизма ради э .. идеи чистой такой э .. интернационализма, не означает, что этого не было... или не будет, так скажем, ну если исходить из того, что происходит в Сирии, Ираке ... Сомали..
    4. к п. 1 поинтересуйтесь, что в своё время сделали в Праге , есть такое предместье, в отместку солдаты под руководством человека, захватившего в плен Пугачёва... . Так что не надо обижать память Шах Али...
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Все российское дворянство -работорговцы продавали крепостных.Вы про них наверно пишете .Шах Али предатель служивший Ивану Грозному.В Казани у татар ,имя его навеки проклято,как и Ивана Грозного(Мучителя такое прозвище ему дали современники).
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Мемуарно-аналитическая книга завершена, народ института ждет и завершения трудовой карьеры директора. Пора уже отдохнуть и позаботиться о себе, пусть другие, более молодые поработают и набирают опыта.
    Ответить
    Анонимно 20 июня
    "Жена" Хайра подтверждает, что ИИ им. Марджани более значим, нажели руководимый хайром в КГУ.
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Очень шевелящая душу статья. Трудно с чем-то не согласиться. Не владею точным знанием, что же происходит в верхах,но автор подтверждает догадки простых граждан - социальное мошенничество! Практика соединяется с аргументированным анализом ситуации. Только на этом пути возможен исторический прорыв, если к нему добавить профессиональную и моральную ответственность государственных мужей всех уровней. Если не будет критики и самокритики ( сегодня загнанные в угол), то движение будет ради движения, где процветают эгоистические группировки, а не творческие личности! Непонятно, как автор живет и развивается в номенклатурной среде, до сих пор сохранил уважаемое положение, а не был изгнан теми, кто принуждает защищать групповой эгоизм! Для этого надо иметь крепкий тыл и поддержку, и, самое главное, быть гражданином со своей убедительной нравственной позицией!...Творческих успехов автору!
    Ответить
  • Анонимно 13 июня
    Как всегда,Хакимов попадает в точку.Браво!!! Уважаемый Рафаэль Сибгатович, у Вас остается тоже немало нужных татарам мыслей,как у Дартмэна,Тукая. Продолжайте выполнять свой долг Человека.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Особенно нужными они были для обоснования обогащения в 90-е гг.
    Ответить
  • Анонимно 13 июня
    Как человека далекого от политики, да и поверхностными знаниями обо всем, для меня собственно интересен только один период нашей страны. Это "Времена Хрущевской оттепели", когда за короткое время был колоссальный прорыв во всех сферах деятельности; и в промышленности, и в науке, и в искусстве, да и в политике впрочем. Это и освоение космоса, освоение залежей полезных ископаемых, прорыв в самолетостроении, в химической промышленности (хотя у нас помнят только кукурузу). Чем все это было связано? Неужели только внезапным прорывом демократии в общество? Не следует ли изучать именно этот краткий отрезок времени, чтобы чего то изменить в довольно сером жизни народов сегодня? Логически же все последующие годы советского времени, годы застоя, это же были только отголоски от той самой оттепели. Для меня очень интересно было бы узнать отношение к этому периоду Рафаэля Хакимова с его ясным умом и объективным взглядом ко всему происходящему в стране на котором мы живем.Извините, если что не так...
    Ответить
  • Анонимно 18 июня
    Отличная глава, верные размышления. Хороший анализ.
    Ответить
  • Анонимно 19 июня
    Молодец Хакимов! Живая мысль, живой слог, увлекающее чтение и полезное. Мало кто в РТ умеет так писать, так что не плюйтесь зря, коллеги, признайте истину. А то что ун-ты у нас превратились в отстойники - это беда. Ректоров надо подбирать из своих коллективов. а не внедрять насильно тех, кто ничего в образовании и науке не понимает.
    Ответить
  • Анонимно 21 июня
    Достали вы уже со своими многократно повторяющимися неумными обвинениями в том, что в татарском языке нет слов для разных техпроцессов.
    Как будто в русском языке, они все исконно русские.Мы, что не знаем, что фактически почти вся техническая русская лексика это заимствования из немецкого, французского и английского или кальки с этих языков?
    Россия всегда отставала в техническом отношении от Запада, а то, что считается здесь техническими прорывами,чаще всего основано на огромных средствах, которые в СССР и России тратили на техническую разведку и покупку или кражу технологий на Западе.
    Если будет надо (возникнет острая необходимость), не волнуйтесь за нас , в татарском языке быстро появится вся необходимая техническая терминология, это просто дело техники.
    Кстати, в Интернете есть заметки русского судового механика,в которых он восхищается как качественно , быстро и четко турецкая бригада ремонтников в турецком порту перебрала судовой двигатель на русском судне, неужели вы думаете,что они использовали русскую техническую терминологию, а не обошлись турецкой? Если туркам это доступно, почему же татары это не смогут освоить, если им это вдруг понадобится?
    Если не верите, вот вам наглядный пример Южной Кореи.
    Сорок лет назад это была обычная крестьянская страна,большая часть населения которой выращивала рис, и никакой национальной технической терминологии, например в области электроники у них вообще не было.Когда же возникла необходимость, то корейская терминология сразу появилась. А сейчас Россия и пол-мира массово покупают корейскую электронику ,автомобили и другую технику и нисколько не стыдятся своей "технической отсталости".
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии