Крах «ВИМ-Авиа»: миллиардные долги, прощай, Китай, и рост цен на путевки

Топ-10 печальных последствий кризиса авиакомпании для бизнеса и людей

Крушение «ВИМ-Авиа» привело сразу к ряду крупных проблем, начиная от десятков тысяч пострадавших туристов и заканчивая прогнозируемым повышением в будущем цен на турпутевки. Сейчас во избежание повторения ошибок на законодательном уровне вводятся изменения в этой сфере. Однако последствия кризиса, на первый взгляд, некрупного авиаперевозчика будут ощущаться еще долго. Решения по продолжению деятельности «ВИМ-Авиа» будут приниматься правительством после 15 октября. В свою очередь, до этого числа компания продолжит осуществлять перевозки. «Реальное время» собрало топ-10 проблем, которые появились еще в ходе работы или стали следствием самого краха «ВИМ-Авиа».

1. Долги по страховым взносам

В феврале прошлого года авиакомпания «ВИМ-Авиа» сменила свою прописку с московской на татарстанские Богатые Сабы. Предполагалось, что перерегистрация приведет крупного налогоплательщика в республику. Однако грузом с собой авиаперевозчик привнес в ПФО долги по страховым взносам. Это выяснилось на итоговой коллегии татарстанского отделения Пенсионного фонда РФ в январе этого года. Был ли в итоге погашен этот долг — неизвестно. Тогда еще компания не «прославилась» на всю Россию своими проблемами, и долги были новостью.

2. Долги по зарплатам сотрудникам

Долги перед Пенсионным фондом оказались не единственными. Приволжская транспортная прокуратура в ходе проверок в 2016 году выяснила, что у компании имеются скрытые задолженности по зарплате за август и сентябрь в размере более 260 млн рублей. Тогда благодаря вмешательству ведомства 1,2 тыс. сотрудников авиакомпании полностью выплатили долги по зарплате за август 2016 года на сумму более 130 млн рублей. Впоследствии долг был полностью погашен, но спустя год, в августе 2017-го, образовался новый — на 206 млн рублей. По данному факту Приволжская транспортная прокуратура возбудила административные дела в отношении «ВИМ-Авиа». Позже выяснилось, что общая задолженность по зарплате составляет 262 млн рублей. Решения проблемы до сих пор нет.

3. Общие долги в 10 млрд рублей

Однако все эти долги — лишь капля в море. Как сообщал глава Росавиации Александр Нерадько, общая кредиторская задолженность авиакомпании «ВИМ-Авиа» составляет около 10 млрд рублей. В их число входят долги перед «Домодедово», другими аэропортами, лизинговыми компаниями и сотрудниками «ВИМ-Авиа», часть средств которым уже была перечислена. Среди кредиторов называли и банк «Зенит», но в самом банке этот факт отрицают.

4. Почти 40 тысяч туристов «оказались в заложниках»

Первые тревожные звоночки, намекающие, что авиакомпания с трудом справляется со взятыми на себя обязательствами, начались еще несколько лет назад. Росавиация еще в июле прошлого года предупреждала перевозчика, что если систематические задержки будут продолжаться, то они будут вынуждены ввести ограничения на выполнение чартерных перевозок. Однако должного результата предупреждение не возымело, и авиакомпания продолжила набирать рейсы, последовательно задерживая вылеты. Логичный конец задержкам авиарейсов пришел в сентябре, когда компания захлебнулась в рейсах, а совладелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев заявил, что авиакомпания не в силах справиться со взятыми на себя обязательствами и просто перестает осуществлять чартерные полеты.

В результате кризиса в авиакомпании, по данным Ростуризма, за границей остались почти 40 тысяч клиентов перевозчика. Проблемы возникли и у китайских туристов, которые не могли уехать из России на родину. На регулярных рейсах пассажиров согласились перевезти семь авиакомпаний: «Уральские авиалинии», iFly, Red Wings, Nord Star, «Икар», «Северный ветер» и «Якутия». Как могла, пыталась помогать в спецоперации и компания «ВИМ-Авиа» — виновник случившегося.

В итоге полностью все пассажиры были перевезены к 8 октября. «Всего с 26.09.2017 по 08.10.2017 включительно на внутренних и международных рейсах были перевезены более 36 тыс. человек, из которых порядка 5 тыс. человек перевезены иностранными авиакомпаниями, 17,5 тыс. — «ВИМ-Авиа», остальные пассажиры — другими российскими авиаперевозчиками», — отчитались в Министерстве транспорта РФ.

5. Рейс Пекин — Казань «похоронили»

В июне этого года из-за постоянных задержек «ВИМ-Авиа» поставила под угрозу осуществление полетов Казань — Пекин, которые торжественно были открыты 31 мая. Появление воздушного моста в столицу Китая стало для города настоящим событием, ожидания от которого были весьма велики — помимо возможности прямым рейсом улететь в главный город Поднебесной, местный туристический рынок рассчитывал получить китайских гостей.

Самые тревожные опасения в итоге сбылись, и постоянные задержки таки похоронили рейс из Китая в Казань. Крупнейший аэропорт Поднебесной отказал в подтверждении слотов на столицу РТ после проблем перевозчика. А позже «ВИМ-Авиа» отказалась и еще от ряда «китайских» рейсов. Как рассказал председатель Госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов в редакции «Реального времени», сейчас ведутся переговоры с двумя другими авиакомпаниями, чтобы возобновить на следующий год перелеты по этому направлению.

6. Казань может остаться еще и без китайского курорта, а туристы — без билетов

Если всех туристов, находящихся на отдыхе, хоть и с опозданием, но увезли на родину, то с теми, кто только собирался полететь в отпуск, ситуация до сих пор не ясна. Как выяснило «Реальное время», с ноября из Казани должны были стартовать вылеты «ВИМ-Авиа» в китайский Хайнань. Первый рейс запланирован на 3 ноября и практически все билеты на эту дату выкуплены: судя по данным системы онлайн-бронирования, осталось только 12 мест в экономклассе и 14 в бизнес-классе «Боинга-777-200», вмещающего более 400 пассажиров. Активные продажи по этому направлению именно на рейсы «ВИМ-Авиа» туроператор объясняет заниженными ценами перевозчика, ведь недельный тур на двоих можно купить от 40 тысяч рублей.

Теперь же основными вопросом остается то, кто повезет туристов по уже оплаченным путевкам на китайский курорт. Ситуацию осложняет тот факт, что это направление продавалось не только в Казани, но и еще в ряде российских городов. Пока авиакомпанию нашли только для Москвы и Санкт-Петербурга — оттуда туристов повезет «Россия».

В ходе разбирательств было установлено, что компания сама продавала билеты даже в тот момент, когда уже не могла осуществлять перелеты. Кроме того, перевозчик не всегда оформлял обратные билеты, оплаченные в рамках турпутевок, в результате чего туристы получили еще дополнительные проблемы. В Следственном комитете России уверены, что авиакомпания «ВИМ-Авиа» продавала билеты, зная о невозможности перелета в указанные в билетах сроки. Со многими билетами проблемы до сих пор не решены.

7. За «ВИМ-Авиа» расплачиваются туроператоры и государство

Решать проблемы с проданными билетами и невывезенными туристами пришлось всем миром: туроператоры, государство другие перевозчики. По предварительным экспертным оценкам, потери туроператоров в результате кризиса «ВИМ-Авиа» могут составить до 7 млн долларов, пишет АТОР. Почти 500 млн рублей должны быть перечислены компании в качестве возврата НДС за III квартал 2017 года. Еще 55 млн рублей субсидий она получила от Росавиации за перевозку пассажиров на Дальний Восток. Перевозки большей части «застрявших» туристов производились другими авиакомпаниями частично за свой счет, частично компенсировались государством.

8. Руководство задержано, а учредитель в бегах

Проблемы из-за кризиса «ВИМ-Авиа» возникли не только у туристов и участников туристической отрасли, но и у руководства компании. Так, Следственный комитет 28 сентября задержал и отправил под домашний арест гендиректора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и главного бухгалтера авиакомпании Екатерину Пантелееву в рамках уголовного дела о хищении денежных средств пассажиров сотрудниками авиакомпании. На следующий день им были предъявлены обвинения. Разрешать кризисную ситуацию на должность гендиректора поставили Александра Бурдина, который ранее в течение двух лет возглавлял ОАО «АК Трансаэро».

В свою очередь, совладелец авиакомпании Рашид Мурсекаев предпочел в кризисное время оставить «ВИМ-Авиа» и покинул Россию.

9. Путевки могут подорожать

В связи с крахом «ВИМ-Авиа» эксперты прогнозируют подорожание турпутевок на 20%. Особенно вырастет стоимость тех направлений, где авиакомпания обслуживала ощутимую часть перевозок — Турция, Россия (Сочи и Крым), Греция и Кипр, считают эксперты «Ведомостей», заостряя внимание на том факте, что перевозчик демпинговал на рынке.

По словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, из-за дефицита авиаперевозчиков под вопросом может оказаться и Египет, в случае если российские власти откроют его для туристов. По словам главы «Спектрум-Трэвэл» Евгении Конколь, дефицит на рынке чартерных авиаперевозок наблюдался последние два года, а с уходом «ВИМ-Авиа» ситуация еще более обострилась.

10. Крах «ВИМ-Авиа» укрепит монополию на полеты в России

История с «ВИМ-Авиа» напоминает другой кризис крупной российской авиакомпании — «Трансаэро», которую в итоге поглотил «Аэрофлот», еще больше усилив свои позиции монополиста на рынке. Эксперт «Реального времени», председатель «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким считает, что в итоге рынок расставит все на свои места, и в результате естественного отбора останутся такие гиганты, как «Аэрофлот» и «Сибирь».

Мария Горожанинова, Дарья Турцева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

БизнесТранспорт Авиакомпания ВИМ-АВИА

Новости партнеров