Чартерная чехарда «ВИМ-Авиа» похоронила рейс из Поднебесной в Казань
Крупнейший аэропорт Китая отказал в подтверждении слотов на столицу РТ после проблем перевозчика
Приоткрывшееся было окно из Казани в Поднебесную снова захлопнулось. После благополучного совершения первого прямого авиаперелета в мае этого года Казань снова вычеркнули из китайской «сетки» международных полетов. Как стало известно «Реальному времени», руководство крупнейшего аэропорта Пекина отказало российской авиакомпании «ВИМ-Авиа» в предоставлении слота на еженедельный чартер в Казань, «похоронив» уникальный для Казани шанс заманить к себе любопытного китайского туриста в разгар Кубка конфедераций — 2017.
Две недели переговоров не изменили отношение аэропорта Пекина к «ВИМ-Авиа»
Веерные задержки чартерных рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа», потрясшие в начале июня российский туристический рынок, все-таки ударили теперь уже по родному для перевозчика региону — Татарстану. Татарстано-китайская туристическая программа, запущенная 31 мая этого года, была сорвана. Как стало известно «Реальному времени», после долгожданного совершения первого беспересадочного авиарейса «Пекин — Казань» с первыми 282 китайскими гостями крупнейший аэропорт Пекина отказался подтверждать «ВИМ-Авиа» выделенные слоты для продолжения еженедельных чартерных полетов из столицы Китая.
По этой причине «ВИМ-Авиа» отменила вылет второго рейса «Пекин— Казань», запланированный на 6 июня, а затем вынуждена была и вовсе приостановить остальные вылеты. Причем последние две недели с момента отмены чартерного рейса в Казань руководство авиакомпании при поддержке Минтранса РФ и правительства Татарстана активно вело переговоры с руководством аэропорта Пекина о возобновлении программы, но пока успеха не достигло. Таким образом, многообещающая программа по привлечению гостей из Китая, похоже, сорвалась.
В Международном аэропорту «Казань» «Реальному времени» подтвердили, что прибытия прямых рейсов из Пекина пока не ждут. «31 мая состоялся рейс «Пекин — Казань» авиакомпании «ВИМ-Авиа», данный рейс выполнялся в рамках полетной программы, которая в настоящее время разрабатывается всеми заинтересованными сторонами специально для обслуживания активно развивающегося туристического потока из Китая. Однако на данный момент информации о датах выполнения последующих рейсов от авиакомпании не поступало», — сообщила пресс-служба МАК.
Версия «ВИМ-Авиа»: Пекин ввел ограничения из-за загруженности
Информацию о приостановке чартерных пекинских рейсов вчера подтвердили в авиакомпании «ВИМ-Авиа». «Столичный международный аэропорт Пекина по ряду причин в данный момент не рассматривает введение рейсов по новым направлениям», — говорится в ответе пресс-службы на запрос «Реального времени». По версии авиакомпании, отказ в предоставлении слота связан с тем, что «в Китае сложился огромный неудовлетворенный спрос на въездной туризм в Россию». «И этот спрос настолько огромен, что авиационные власти Китая вынуждены применять ограничения на подтверждение полетов по новым маршрутам — как, например, случилось с «Пекин — Казань», — разъясняла причины неожиданного отказа пресс-служба «ВИМ-Авиа» еще две недели назад. — В данном случае ограничение было формализовано в отказе подтверждения слотов для нового направления для столичного международного аэропорта Пекина».
При этом в авиакомпании подчеркивают, что отказ в согласовании пекинских слотов не связан с сокращением чартерной программы, о которой «ВИМ-Авиа» объявила 7 июня этого года. Однако нельзя не заметить, что решение пекинского аэропорта об отказе в согласовании слота совпало по времени с массовой отменой рейсов «ВИМ-Авиа». Как уже писало «Реальное время», российский авиаперевозчик не смог вовремя получить самолеты после проведения необходимого техобслуживания и поставить их в рейсы.
«Так как «ВИМ-Авиа» де-факто не восстановила свою чартерную программу с 15 июня, как обещала ранее, а некоторые цепочки отменены вплоть до конца сезона, потенциально под угрозой находятся туры еще более 50—70 тысяч россиян (исходя из глубины продаж туров по направлениям, по которым авиакомпания отменила рейсы)», — отмечается в сообщении Ассоциации туристических операторов России (АТОР). «ВИМ-Авиа» полностью сняла полетные программы в Сочи из Москвы (ежедневно), Уфы (1 раз в неделю), Казани (2 раза в неделю) и Екатеринбурга (3 раза в неделю). Отменены чартерные программы в Симферополь из Москвы (ежедневно), Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга (2 раза в неделю из указанных городов).
Пунктуальность — единственный шанс сохранить слоты
Независимые эксперты указывают: отказ в согласовании слота явился наказанием за непунктуальность и недисциплинированность авиакомпании. «Аэропорт Пекина является одним из наиболее загруженных в мире, — отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Поэтому местные власти традиционно, и не только в случае с российской «ВИМ-Авиа», внимательно отслеживают, насколько авиакомпании, выполняющие рейсы в этот аэропорт, соблюдают расписание. Они не предоставляют разрешение тем, кто его нарушает. Такая практика уже устоялась. Это уже было с другой авиакомпанией. Поэтому выдерживание высокой регулярности является единственной возможностью сохранять слоты и не получать отказ», — объясняет он. По его мнению, в данном случае принципиальным моментом явилась не Казань как пункт прибытия рейса, а поведение самого перевозчика. «Вся суть в том, что власти Китая требуют неукоснительного соблюдения расписания, и неважно, как называется перевозчик и куда ему нужно лететь».
После того, как у компании возникли проблемы, первое, что Росавиация предложила авиакомпании, — сократить полетную программу в Китай. При этом ведомство не отозвало допуски у перевозчика на полеты в Поднебесную. Единственное, еще в мае отозвали допуск на рейс из Иркутска в Цзямусы. Более того, прошла информация, что «ВИМ-Авиа» может получить дополнительные 25 рейсов в Китай. Но подтверждения этому нет.
«1001 удовольствие» для китайцев от Сергея Иванова
Напомним, Казань открыла воздушное авиасообщение с Пекином после почти 20-летнего перерыва. С прибытием первого рейса из Поднебесной власти Татарстана запустили необычную туристическую программу, направленную на увеличение потока китайских гостей в Казань. По оценке Сергея Иванова, в 2016 году из Китая в Россию приехало свыше миллиона человек, ежегодный прирост составляет 15%. И эта программа должна была помочь включиться в китайский поток. Предполагалось, что в течение четырех месяцев, с июня по сентябрь, Казань еженедельно будет принимать до 300 китайцев — ровно столько вмещает в себя дальнемагистральный лайнер Boeing 747. «ВИМ-Авиа» была выбрана в качестве авиаперевозчика для обслуживания этой программы. По сведениям «Реального времени», основными партнерами туристической программы выступили три китайских туроператора, которые специализируются на отправке туристов в Москву, Санкт-Петербург, Иркутск. В этом году они впервые сформировали группы в Казань, начав продажу туров еще в марте апреле этого года. Принимающей стороной выступила казанская фирма «Персона Грата» Рамиля Мифтахова, взявшего на себя ответственность за экскурсионную программу и бронирование мест в казанских отелях.
Впервые специальную туристическую программу для китайцев глава Госкомитета РТ Сергей Иванов презентовал на российско-китайском форуме в Казани. «Мы четко понимаем, что для нас Китай — стратегический партнер в области развития туризма», — заявил он, рассказав о концепции развития туризма Татарстана «1001 удовольствие». Тогда он продемонстрировал на слайдах богатую палитру архитектурных видов Казанского кремля, Великого Болгара. Зная любовь китайцев к имени вождя Октябрьской революции, Сергей Иванов напомнил, что они смогут посетить КФУ, где учился Владимир Ленин, и его дом-музей. Кроме того, он добавил, что сохранены круизные туры по Волге, а Казань богата множеством комфортабельных отелей. И конечно, гвоздем программы тогда явился анонс прямого рейса «Пекин — Казань», что вызвало особое воодушевление китайских гостей. К тому же дополнительной приманкой должны были стать зрелищные футбольные матчи Кубка конфедераций — 2017.
А на поверку оказалось, что татарстанская туристическая программа для Китая раздавлена российским авиаперевозчиком «ВИМ-Авиа». «Это связано не только с системной проблемой внутри менеджемента «ВИМ-Авиа», но и с тем еще, что «ВИМ-Авиа» не получила подтверждения слота от пекинского аэропорта, — переживает Сергей Иванов. — Сейчас мы заняты тем, чтобы помочь авиакомпании получить разрешение от пекинского аэропорта. Но дело в том, что он очень сильно загружен, ночью там ведется реконструкция взлетно-посадочной полосы, поэтому они не подтверждают постоянный слот авиакомпаниям. Сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы им подтвердили слот на вылет раз в неделю, — рассказывал он две недели назад, когда начались переговоры о повторном согласовании слота. — Нам трудно представить, что нельзя найти время, но этот аэропорт действительно сильно загружен — каждую минуту там взлетает или садится новый самолет».
Казанские отели не дождались китайцев
Глава туристической компании «Персона Грата» Рамиль Мифтахов добавил, что из-за высокой загруженности пекинский аэропорт ограничил вылеты и в другие города России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. «На туристическом уровне уже ничего нельзя изменить, — рассуждает он. — Здесь необходимо вмешательство федеральных органов власти".
Мифтахов подтверждает, что аэропорт Пекина является одним из крупных в мире. «Здесь три терминала, три взлетно-посадочные полосы, и если «ВИМ-Авиа» не полетела, то могла бы полететь другая», — полагает он. При этом он отрицает вероятность того, что в согласовании слота отказано по причине неудачного времени вылета. «Согласно первоначальному слоту они должны вылетать из Пекина в вечернее время, полет длится 6,5 часа. Учитывая разницу в часовых поясах, они прилетают в Казань к обеду. Но китайцы более забюрократизированы, чем мы. Поэтому все должно решаться на уровне межправительственного соглашения, я так понимаю».
По его оценке, от срыва программы могли пострадать казанские отели уровня «три-четыре звезды», где было забронировано до 140 мест в неделю.
Между тем в «ВИМ–Авиа» не опускают руки. «Руководство авиакомпании постоянно ведет работу по этому вопросу совместно с управлением аэропорта Пекин, с авиационными властями Китая и с Минтрансом РФ. Также большую поддержку в развитии маршрутной сети из Казани оказывают власти Республики Татарстан и Международный аэропорт «Казань», — говорится в ответе авиакомпании. — Такие ограничения также действуют и в других аэропортах. В одном из них ограничение было временно снято весной этого года, но потом было введено заново».
Ограничения на получение слотов в аэропортах Китая накладываются и отменяются ГУГАК (Главное управление гражданской авиацией Китая) и действуют для любых направлений и всех авиакомпаний мира без исключения, даже если авиакомпания имеет все остальные необходимые разрешения на полеты от авиационных властей своей страны и Китая.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.