«В результате отбора на рынке чартеров останутся такие авиакомпании, как «Аэрофлот» и «Сибирь»

С задержками чартерных рейсов будут бороться во имя чемпионата мира по футболу — 2018

«В результате отбора на рынке чартеров останутся такие авиакомпании, как «Аэрофлот» и «Сибирь»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Пока в Росавиации продолжаются обсуждения с авиакомпаниями и туроператорами методов борьбы с задержками чартерных рейсов, в Госдуме предлагают ужесточить за эти нарушения санкции. Как выяснилось на вчерашнем расширенном совещании Федерального агентства воздушного транспорта, правительство собирается предпринять меры для минимизации задержек не только для удобства пассажиров, но и для более глобальной цели — в ожидании чемпионата мира по футболу. «Реальное время» пообщалось с экспертами в отрасли и выяснило, почему задержки напрямую связаны с оздоровлением экономики и научат ли санкции авиакомпании пунктуальности.

К ЧМ авиаперевозчиков обяжут вылетать вовремя

Накануне, 20 сентября, в Росавиации на расширенном совещании с представителями авиакомпаний и крупнейших российских туроператоров заместитель руководителя ведомства Олег Клим заявил, что в аппарате правительства и в Госдуме обеспокоены увеличением числа задержек чартерных рейсов, а также сокращением и отменой чартерных программ, сообщает «Вестник АТОР».

Обеспокоенность в первую очередь связана с проведением предстоящего ЧМ по футболу, поэтому стоит задача обеспечить максимально четкую работу авиаперевозок в зимний сезон. При утверждении полетных программ на предстоящий зимний сезон заместитель главы Росавиации отмечает, что будут учитываться их обеспеченность необходимым количеством бортов и пилотов воздушного судна и обязательное наличие резервных бортов у авиакомпаний с чартерными и регулярными пилотными программами.

Олег Клим отметил, что в Госдуме также обсуждаются предложения о значительном повышении штрафов для авиаперевозчиков за задержку рейсов. Среди других мер рассматриваются предложения о введении «критерия регулярности», который будет учитываться на межведомственной комиссии при Минтрансе РФ при рассмотрении заявки компании на выполнение рейсов.

О повышении штрафов говорили и в самом Минтрансе. Ведомство планировало предложить изменения в Воздушный кодекс, которые дадут ему полномочия определять размер компенсаций за задержку и отмену рейсов на международных и внутренних авиалиниях. Напомним, ранее среди мер обсуждалась и вовсе отмена чартерных рейсов. Об этом якобы заявляли в Росавиации, правда, позже эти слова в ведомстве опровергли.

Задержки поставили на учет

Тема с задержками чартерных рейсов стала особо обсуждаемой после ряда массовых задержек перелетов авиакомпании «ВИМ Авиа», зарегистрированной в Татарстане. Следом за этим Приволжский транспортный прокурор Тимур Кебеков поручил прокурору Татарской дорожно-транспортной прокуратуры Максиму Ковалюку проконтролировать законность деятельности «ВИМ-Авиа» в связи с задержками и отменами рейсов. А в августе казанский суд оштрафовал «ВИМ-Авиа» на 300 тысяч рублей.

Кроме того, Росавиация начала вести на своем сайте ежедневный учет по задержанным рейсам авиакомпаний. По данным за 20 сентября, было зафиксировано 11 задержек. Так, авиакомпания «Якутия» перенесла вылет трех рейсов — один раз в причине указано решение авиакомпании, другой — опоздание членов экипажа, третий — позднее прибытие воздушного судна (ВС). Три раза задержали рейсы также «Уральские авиалинии» — дважды по причине позднего прибытия ВС и один раз из-за неисправности самолета. Есть в списке за вчерашний день и «ВИМ Авиа», которая на шесть с половиной часов перенесла вылет из Москвы в Дубай по причинам авиакомпании и почти на четыре часа отложила отправление самолета из столицы в Анталью из-за позднего прибытия ВС.

Обобщенные данные по задержкам пока опубликованы только за август. Речь идет о вылетах, которые были перенесены на более двух часов вперед. По международным перевозкам в антирейтинге лидируют «ИрАэро», у которой из 25 выполненных рейсов было задержано шесть, Red Wings с 24 задержками из 113 (причем в 15 случаях на более чем 6 часов) и «ВИМ Авиа» — из 479 вылетов задержали 59 (большая половина задержек была на 2—3 часа).

У Red Wings 24 задержки из 113 рейсов (причем в 15 случаях на более чем 6 часов). realnoevremya.ru/Максима Платонова

На внутренних рейсах «ВИМ Авиа» за август из 977 вылетов задержала 190, став таким образом лидером в антирейтинге (19,45%). Для сравнения: «Аэрофлот» из 21 829 рейсов задержал 297 (1,36%), Utair — 75 из 7 626 рейсов (0,98%), авиакомпания «Аврора» — 92 из 2 496 вылетов (3,69%).

«Повышение ответственности авиаперевозчиков за задержки вполне уместно»

Председатель «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким считает, что задержки в этом сезоне связаны с ростом рынка.

— Когда пассажиропоток увеличивается — это, как лакмусовая бумажка, указывает на то, что идет выздоровление экономики. Это, естественно, радует. Но перевозчики оказались не готовы к нехватке воздушных судов и отсутствию резерва, а контрактов назаключали достаточно. И вот у них получились «ножницы», в которые они в этом году и попали, — говорит собеседник издания.

Он поясняет, что когда начинаются сложности с техникой, из-за отсутствия резерва возникает проблема задержек.

— Росавиация, в общем-то, правильно делает, что ужесточает санкции. Большие штрафы и возможность потерять лицензию заставят перевозчика быть осторожнее при заключении контрактов на летние перевозки. И потом, рынок поставит все на места. Люди, которые пострадали от большой задержки рейса от одной авиакомпании, постараются больше ее самолетами не летать — во всяком случае, я всегда так делаю. Произойдет естественный отбор, и на рынке останутся авиакомпании типа «Аэрофлота» и «Сибири», — комментирует Азат Хаким.

Схожие причины многочисленных задержек в весенне-летнем сезоне приводит и исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, называя их следствием «болезни роста».

— После спада перевозок в 2016 году в нынешнем году количество пассажиров российских авиакомпаний стало расти двузначными темпами (в целом около 20% по сравнению с прошлым годом), причем опережающими темпами прирастали международные чартеры (темпы роста почти 67% по итогам 7 месяцев). Многие компании, особенно те, кто открывал прямые чартеры на курорты из регионов, тривиально не справляются с этим вызовом: не смогли сформировать резерв воздушных судов, кадровый резерв и прочее, — комментирует спикер.

С одной стороны, он называет это следствием жадности, а с другой — попыткой авиакомпаний удовлетворить спрос клиентов на перевозки. Одна из ключевых составляющих этой проблемы, по мнению Пантелеева, лежит не в конкретных авиакомпаниях, а в рынке в целом. Собеседник издания отмечает, что продолжения динамичного подъема у отрасли в ближайшее время не предвидится, поэтому можно предположить, что ситуация стабилизируется даже без вмешательства властей.

— Впрочем, сегодня чиновники считают, что корень зла — нехватка самолетов и экипажей для выполнения амбициозных программ полетов. Отзыв допусков или их невыдача — действенный инструмент для того, чтобы «силовыми мерами» сформировать необходимые резервы. Правда, стоит отметить, что усиление резервирования эффективно помогает бороться с веерными сбоями в расписании, и, кроме того, резервирование позволяет минимизировать проблемы при вылете из базового аэропорта. Но когда резерв стоит в Москве, а чартер отправляется из Сибири в Турцию, многочасовая задержка в случае неисправности воздушного судна становится неизбежной, — считает Пантелеев.

Обсуждаемую ранее возможность отмены чартерных рейсов он оценивает отрицательно. По его мнению, эти действия являются переносом ответственности за доставку пассажиров с «проблемной» авиакомпании на «здоровую», у которой также могут возникнуть проблемы в связи с дополнительным объемом перевозок. В свою очередь, повышение штрафных санкций и ответственности за перевозки поможет авиаперевозчикам быть более пунктуальными.

— Очевидно, что повышение ответственности авиаперевозчиков за задержки вполне уместно. Да, это не позволит устранить первопричину всех проблем, но заставит менеджмент авиакомпаний более внимательно и ответственно подходить к формированию программы полетов. Это может привести и к дефициту провозных емкостей в пик летнего сезона и, как следствие, росту цен на перевозку. Но лучше летать без сбоев и зарабатывать больше, чем постоянно подводить клиентов и в итоге остаться без заработка, — считает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт».

Мария Горожанинова
БизнесТранспорт

Новости партнеров