Экс-ректору КНИТУ не дают заниматься наукой в СИЗО: «Думают, бомбу может создать!»

Герману Дьяконову отказали и в учебниках по теоретической физике, и в домашнем аресте, и в освобождении под залог

Экс-ректору КНИТУ не дают заниматься наукой в СИЗО: «Думают, бомбу может создать!»
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

На отсутствие в СИЗО условий для занятия любимым делом — наукой — пожаловался сегодня арестованный экс-ректор КНИТУ-КХТИ Герман Дьяконов. «Я социальной опасности не представляю!» — заявил он Верховному суду РТ и просил отпустить его под домашний арест или залог. Однако суд решил иначе — свой 53-й день рождения лауреат трех государственных премий встретит за решеткой. Подробности — в материале «Реального времени».

«Бежать особо некуда и желаний нет»

Заседание апелляционной инстанции Верховного суда РТ заняло от силы 15 минут. Адвокат обвиняемого ученого Александр Коган просил суд приобщить к материалам дипломы доктора наук и лауреата государственных премий Германа Дьяконова, а также благодарственные письма, в том числе от президента Татарстана.

Сам Герман Дьяконов появился на экране судебного зала по видеосвязи из СИЗО-2. На сей раз не в футболке, а в толстовке и джинсах. Свою речь он начал со слов: «Я социальной опасности не представляю!»

Дьяконов напомнил, что много лет «работал на благо» Российской Федерации в целом и Татарстана в частности. Чему свидетельством госпремии — две российских и одна татарстанская. «Воздействовать на ход следствия, на свидетелей как-то, естественно, не могу. Потому что в настоящее время безработный. Бежать особо некуда и желаний нет», — добавил обвиняемый и, отметив, что его иностранный паспорт — в руках следствия, попросил смягчить меру пресечения. «Вообще, есть желание продолжать работать. А здесь, естественно, я такой возможности не имею», — подытожил он.

Адвокат Александр Коган пояснил, что бдительные сотрудники пенитенциарной системы отказались принимать учебники по теоретической физике Ландау и Лифшица. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Опасная литература и билеты в Амстердам

Адвокат Александр Коган пояснил суду, что его попытка передать в СИЗО книги для проведения научных исследований, оказалась неудачной. «Я впервые с этим столкнулся — не принимают!» — заявил он суду, а в перерыве пояснил «Реальному времени», что бдительные сотрудники пенитенциарной системы отказались принимать учебники по теоретической физике Ландау и Лифшица. «Видимо, думают, что бомбу может создать!» — то ли в шутку, то ли всерьез объяснил действия охраны Коган.

«Реальное время» поинтересовалось в пресс-службе УФСИН по РТ, какую же опасность представляет упомянутая адвокатом научная литература. Ответ был получен оперативно, но он не порадовал. «Согласно правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов, литература от граждан не принимается вообще, — сообщила пресс-секретарь ведомства Инга Мазуренко. — Следственно-арестованный имеет право пользоваться только библиотечным фондом учреждения. Исключение делается для религиозной литературы карманного ношения. Кроме того, у человека есть право подписаться на периодические издания».

Как видим, потенциально опасной во ФСИН считают не только литературу по физике. Бывали случаи, когда страницы пропитывали наркотическими веществами, в корешки зашивали сим-карты и прочее. Выход в такой ситуации один: чтобы обеспечить нужной литературой конкретного сидельца — надо подарить книги СИЗО. Адвокат Дьяконова, как выяснилось, в свое время подарил казанским изоляторам аж две сотни томов.

На заседании же защитник Коган заявил, что все основания для продления ареста — «может совершать другие преступления, воздействовать на свидетелей и так далее» — пишутся из дела в дело. Но к заслуженному человеку, профессору Дьяконову они неприменимы: «Ректор института, доктор наук, член-корреспондент Академии наук РТ — какие преступления он может совершать?! Ну смешно! Хотя бы вот это не писали!»

Представитель прокуратуры РТ заявил, что никаких данных о невозможности содержания Дьяконова под стражей суду представлено не было. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

— Он перед арестом посещал иностранные государства, всю Россию объехал — никто никаких претензий не предъявлял, — продолжил свою атаку Коган. — Если говорят, что может совершать другие преступления, то где, когда и чем это подтверждается?! Нет такого! Может скрыться — тоже нет! Хотя бы билеты приложили, что ли, в Амстердам.

Представитель прокуратуры РТ заявил, что никаких данных о невозможности содержания Дьяконова под стражей суду представлено не было, и назвал решение Вахитовского райсуда о продлении ареста до 17 ноября обоснованным, законным и мотивированным.

Домашний арест не заслужил

Перед уходом в совещательную комнату судья предложил обвиняемому профессору высказаться еще раз. «Я все сказал уже… Вот благодарность за 15 лет такой работы. Ну, забавно… Спасибо», — сказал Дьяконов. И через несколько минут узнал, что свой 53 день рождения 11 ноября ему придется встречать за решеткой.

Напомним, обвиняют ученого не в серии превышений полномочий и вымогательств и не в давлении на сотрудников с целью фиктивного закрытия исполнительных производств. Обвиняемые в этом и не признающие вину подполковник МВД Даниль Закиров и заместитель главного судебного пристава РТ Сергей Плющий оказались достойными домашнего ареста. А Дьяконову инкриминируют мошенничество. Пока лишь по одному эпизоду на сумму 1,2 млн рублей.

Напомним, под стражу бывший ректор попал в середине августа, через несколько месяцев после того как сложил полномочия и отказался от участия в выборах на следующий срок. По версии ГСУ МВД Татарстана, в вузе проворачивали аферу с пожертвованиями «Газпрома»: расходы на проведение научных семинаров не достигали и 100 тыс. рублей, но смета завышалась, контракты заключались на суммы до 499 тыс. рублей (без проведения торгов), а средства похищались.

Ключевые показания против ректора дал проректор по учебно-методической работе Александр Кочнев, попавший под следствие еще в июле. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Ключевые показания против ректора дал проректор по учебно-методической работе Александр Кочнев, попавший под следствие еще в июле. На Кочнева ранее показал ассистент кафедры инноватики в химтехнологии, он же — на 0,1 ставки директор Центра по разработке эластомеров при КНИТУ Игорь Дубовик. Причем при продлении ареста Дубовик говорил о возможном появлении нового эпизода в деле, за счет которого размер хищений может вырасти до 3 млн рублей.

Первые заявления о коррупции в вузе прозвучали еще в 2014 году, когда под следствие и под суд попал проректор по науке и ученый с мировым именем Ильдар Абдуллин. Его осудили за хищение 28 млн рублей по двум контрактам поставки оборудования. Деньги найдены не были. После того приговора под следствие попали еще несколько сотрудников КНИТУ-КХТИ, а сам Абдуллин дал показания против Дьяконова, сообщив, что цепочка откатов по контрактам на ректоре не заканчивалась — шла в Москву.

Обвинения в свой адрес Герман Дьяконов на посту ректора не признавал. Не изменилась его позиция и после добровольной отставки с посадкой. Источники «Реального времени» уверяют, что в деле КНИТУ могут появиться новые фигуранты.

Ирина Плотникова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Происшествия

Новости партнеров