Подозреваемый «во всех тяжких» подполковник МВД: «Я разочаровался в нашей правоохранительной системе»

Не успел казанский суд освободить полицейского борца с группировками, как его заново задержали на 48 часов

Подозреваемый «во всех тяжких» подполковник МВД: «Я разочаровался в нашей правоохранительной системе»
Фото: realnoevremya.ru/Дарья Турцева

Вымогательство 5 млн рублей, бесплатное секс-обслуживание, подбросы наркотиков и патронов неугодным предпринимателям, пытки и слежка за потерпевшими адвокатами. Все эти преступления в Следкоме по РТ приписывают заслуженным борцам с ОПГ и ОПС Закамья. Казанский суд во вторник отказался отправлять в СИЗО первых фигурантов нового дела силовиков — начальника отдела по борьбе с оргпреступностью Даниля Закирова и его подчиненного. После суда в Челны отпустили только второго, Закирову же объявили о новом деле и повторном задержании. Подробнее в материале «Реального времени».

Кровавые вещдоки

«В воскресенье [16 июля] в 6.30 вломились Росгвардия с сотрудниками подразделения, отобрали телефоны, и он был лишен возможности передвигаться», — рассказывал в суде об обстоятельствах задержания подполковника Даниля Закирова его адвокат Руслан Мадифуров. На заседаниях по избранию меры пресечения выяснилось, что домой к двум Данилям из полиции — Закирову и его подчиненному Шакирову сотрудники Управления собственной безопасности МВД, Росгвардии и Следкома пришли в воскресенье. Провели обыски и увезли хозяев в Казань. Таким образом, по мнению защиты, законный 48-часовой срок задержания истек еще утром 18 июля.

Парадокс в том, что уголовное дело в отношении неустановленных сотрудников полиции было возбуждено тоже 16 июля. Причем сразу по шести эпизодам — три по фактам превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), два по фактам злоупотребления полномочиями (ст. 285 УК РФ) и вымогательству (ст. 163 УК РФ). И в тот же день в качестве свидетелей по делу были допрошены пять человек. В УВД Набережных Челнов, в помещениях отдела БОП МВД по РТ и в изоляторе временного содержания прошли обыски.

Что криминального нашли у полицейских, в Следкоме не сообщают, однако, как стало известно «Реальному времени», одна находка заставляет о многом задуматься — в полицейских помещениях изъяли несколько пар обуви со следами крови. В суде следователь второго отдела по расследованию особо важных дел Следкома по РТ Алия Мухъянова сообщила, что по делу работает целая группа следователей во главе с полковником юстиции Константином Замараевым.

Силовики «в законе». Версия следствия

Следователь Мухъянова просила суд арестовать полицейских до 16 сентября, заявив, что избрание более мягкой меры пресечения считает невозможным. Далее она подробно остановилась на эпизодах нового полицейского дела. Первый связан с ныне осужденным бизнесменом из Мензелинска, владельцем торгового дома «Купец» Олегом Бармашовым. По данным следствия, в 2014 году к нему обратились «неустановленные лица» с предложением продать «Купца» за 5 млн рублей, он отказался и в сентябре 2014-го стал фигурантом уголовного дела. При задержании и после него «неустановленные полицейские», как полагает следствие, применяли к Бармашову физическую силу, а еще угрожали убийством и требовали признаться в преступлениях и передать 5 млн рублей с торговым домом за освобождение из-под стражи.

Также в полицейском деле фигурируют эпизоды подброса 2,6 грамма наркотика в карман частного перевозчика Казаряна и 12 патронов в жилище его коллеги по бизнесу Салахова летом 2016 года. Целями «неустановленных «оборотней в погонах» следствие считает, с одной стороны, повышение показателей по службе, а с другой — месть конкурентам подконтрольных «оборотням» перевозчиков. Самый свежий эпизод датирован январем 2017 года — это звонок «неустановленного полицейского» владельцу борделя с требованием срочной доставки в сауну двух «ночных бабочек». Сутенер уже дал показания, что ему угрожали уголовной ответственностью не за подпольный бизнес, а за неисполнение требования полицейского.

Кроме того, в деле фигурирует оперативный автомобиль, на котором «неустановленные полицейские» с 18 августа по 14 октября 2016 года у офиса Набережночелнинской коллегии адвокатов «осуществляли наблюдение» за адвокатами Деревлевыми и Кондратьевым, которые представляют интересы предпринимателя Ленара Миргалиева. По словам самих адвокатов, слежка продолжилась и в 2017 году. Напомним, именно эти адвокаты и их подзащитные в августе 2016-го пережили «маски-шоу» с сотрудниками БОП и ОМОНа в здании коллегии (у Миргалиева диагностировали переломы 9 ребер), а в октябре еще и поджог офиса «неустановленными лицами» с помощью газового баллона.

Все эти события потерпевшие связывают со своим участием в уголовном деле бизнесмена-строителя Дамира Бибишева, обвиняемого в мошенничестве и вымогательстве 27,5 млн рублей у Миргалиева и владельца челнинского РК «Мираж» Сергея Федосова. Отметим, что история «маски-шоу» вот-вот дойдет до суда. На роль поджигателей полиция долго примеряла самих адвокатов, а в итоге приостановила дела за отсутствием подозреваемых.

«Старые» наркотики, чужие патроны и «несознательный» зэк

Из оглашенных судом материалов дела выяснились детали расследования. На допросе подозреваемый Закиров рассказал, что ОМОН в адвокатскую контору вызывал лично он, так как «Миргалиев сбежал с места происшествия, сбил сотрудника полиции и является участником ОПС «29-й комплекс». Между тем Следком по РТ еще в 2016 году прекратил все 7 полицейских дел, возбужденных в отношении Миргалиева, а также получил официальную справку ФСБ, что к группировке он никакого отношения не имеет.

Из показаний самого Миргалиева следовало, что деньги вымогали и у него. Представленный следствием защитник при встрече в ИВС выдвинул «требования от сотрудников „шестого» отдела (так ранее назывался отдел БОП с дислокацией в Челнах) отказаться от своих адвокатов, заключить договор с новым защитником на 200 тысяч рублей. «Он [адвокат] сказал, что решит вопрос, но нужно будет заплатить еще 2 млн рублей сотрудникам «шестого» отдела. В первую очередь решить вопрос в Гайфутдиновым — председателем Набережночелнинского суда», — рассказал следствию предприниматель. Он отметил, что о передаче денег судье на четырех встречах с тем адвокатом речь не шла: «Сначала нужно было 2 миллиона Закирову». Также Миргалиев сообщил, что один полицейский «шестого» отдела в ИВС при встрече заявил: «Деньги до нас не дошли», а другой — нанес удар кулаком.

Родственники получившего 8 лет колонии Олега Бармашова заявили, что частично выполнили требования полицейских — продали имущество и отдали 1 млн 400 тысяч рублей. Сам Бармашов рассказал, что его торговый дом приглянулся конкуренту — родственнику Закирова и ему сразу обещали проблемы в случае отказа от продажи. Со слов Бармашова, в полиции его подвешивали за руки и использовали в качестве боксерской груши, били по голове и в живот.

Предприниматели Казарян и Салахов дали показания против полицейских сразу же после задержания, однако в итоге оба пошли под суд и в апреле 2014-го получили на двоих почти 6 лет колонии. В приговоре фигурируют те самые наркотики и патроны, а еще показания перевозчиков о вымогательстве денег со стороны этих фигурантов. Между тем, по данным ФСБ, изъятые у Салахова патроны уже «изымались данными сотрудниками полиции в других случаях», а наркотические вещества из кармана Казаряна «длительное время не поставляются на наркорынок Набережных Челнов», а ранее изымались «только сотрудниками отдела полиции «Комсомольский».

Еще один важный свидетель поделился со следствием информацией, что слышал от общего с Закировым знакомого, уже осужденного, что тот будто бы предлагал ему взять на себя поджог адвокатской конторы либо подыскать другого, кто сознается в этом.

Защитник Родины с 15-летним стажем

Представитель прокуратуры РТ Фанис Гильметдинов ходатайства Следкома об аресте Шакирова и Закирова поддержал, полагая, что они действительно могут использовать свое служебное положение и связи для давления на свидетелей и соучастников, а также уничтожения доказательств. В свою очередь адвокаты против крайней меры пресечения возражали. Защитник Шакирова Марат Заляев считает, что показания о причастности Шакирова должным образом еще не проверены, очные ставки не проведены. А еще адвокат обвинил следствие в утаивании информации о том, что трое свидетелей являются осужденными, их приговоры уже вступили в силу. «Действия следователя — это некий способ пересмотреть данные судебные решения, что с моей точки зрения недопустимо», — отметил Заляев.

Судья Сергей Аптулин поинтересовался у следователя, почему уголовное дело о вымогательстве 2014-го возбуждено лишь сейчас. Мухъянова пояснила: ранее шли проверочные мероприятия. Представитель прокуратуры РТ уточнил: были отказы в возбуждении дел, поскольку на тот момент следствию не хватало данных.

Подозреваемый оперативник Даниль Шакиров поначалу в зале суда прятался от камер, закрывая лицо то курткой, то листом бумаги. Прикрывала коллегу от собравшихся в зале фотокоров и сотрудница полиции, однако, получив слово, Шакиров расправил плечи и прятаться перестал. «Я 15 лет работал в полиции, — начал он. — Все это время ничьих интересов не защищал — защищал только интересы Родины… Этих людей потерпевших».

— Мне обидно, что так произошло. Я сопровождал только два дела. По Бармашову — это полная ерунда, что я избивал и требовал передачи торгового центра. Что касается Салахова — есть приговор суда, установлена его виновность в хранении боеприпасов, — продолжил Шакиров.

«Показания свидетелей достаточно серьезны», — покачал головой судья. Шакиров ответил, что им не стоит доверять и прошелся по Бармашову: «Человек находится в тюрьме, судом доказано, что он забирал квартиры путем обмана и вымогательства. Спросите в Мензелинске, кто такой Бармашов и как потом люди говорили «спасибо» за то, что он сидит». По поводу избиения Бармашова подозреваемый поясняет, что при задержании тот пытался скрыться, пришлось применять силу, класть на землю — отсюда могли появиться телесные повреждения.

«Тут собраны однобоко материалы — что я виноват. А в чем? Что работал — людям помогал?..» — обратился Шакиров к судье и попросил избрать для него меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей, потому что у него двое детей, неработающая жена, которые живут только на его зарплату, отметив, что от нее остались только 5 тысяч рублей и те недоступны — карточку изъяли следователи.

В перерыве заседания Шакиров заявил корреспонденту «Реального времени», что объявил голодовку в знак протеста: «Требую отстранить от дела следователя Константина Замараева». О причинах такого отвода посоветовал спросить у самого Замараева, который будто бы «точит зуб на весь их отдел». Отметим, что именно этот следователь занимался расследованием истории жесткого налета на адвокатскую контору.

Как начальник ОБОП «дал показания» против ФСБ

«Наезд» на следователя продолжил второй подозреваемый — начальник отдела БОП, подполковник полиции Даниль Закиров. Он заявил суду: Замараев и сотрудники УФСБ «организовали травлю их отдела». Закиров рассказал, что с Замараевым они работали около 16 лет и Закиров «имел неосторожность» делать ему замечания — высказывал претензии по поводу необоснованного содержании под стражей по полгода невиновных по делу об убийстве. Еще одной ошибкой следователя полицейский считает привлечение пятерых фигурантов по делу ОПС «Боксеры». «В итоге пятерых оправдали. А люди пять лет сидели ни за что. Он был награжден госнаградой. Я ему сказал, что если он настоящий офицер, он должен сдать эту награду», — повествовал Закиров.

Досталось и ФСБ. По мнению подполковника полиции, чекисты не простили его отделу раскрытия ряда преступлений в сфере игорного бизнеса. «Они получали доход от этих заведений — 6—8 млн рублей в месяц», — пояснил Закиров. Он также отметил, что заслугой отдела стало раскрытие преступлений в сфере проституции — в разработку попали заведения, на протяжении 15 лет «существовавшие на территории нашего города под руководством сотрудников милиции». «Сотрудники ФСБ получили нагоняй, что просмотрели все это, и все это послужило тому, что мы стали неугодны», — заявил подозреваемый суду. В перерыве Закиров пояснил «Реальному времени»: силами его отдела было выявлено три десятка причастных к этому бизнесу, включая троих полицейских.

Также подозреваемый счел нужным напомнить суду, что является заслуженным сотрудником полиции и имеет госнаграды президентов РФ и РТ. Кроме того, он заверил суд, что ни он лично, ни «его ребята» давление ни на кого не оказывали. «Это не наши методы работы… Все на свои места встанет, и правда вылезет», — сказал полицейский и попросил суд не отправлять его в СИЗО:

— Раз они говорят, что такое сложное запутанное дело, пожалуйста, изберите домашний арест и отстраните от работы, я не возражаю против этого. Обещаю, что буду сидеть дома — ни в какие дела лезть не собираюсь. Честно говоря, я уже разочаровался в нашей правоохранительной системе, как у нас все быстро делается и шьются дела.

Дважды арестованный торговый дом

Защитник подполковника Руслан Мадифуров в суде утверждал, что никакого отсуждения, продажи или дарения ТД «Купец» Бармашова осенью 2014 года быть просто не могло, ведь здание еще с 2012 года находилось в залоге у банка «Спурт» по кредиту на 1 млн 280 тысяч рублей. Причем в договоре с банком здание было оценено всего в 3 млн 200 тысяч. «А нам следствие говорит про 5 млн!» — акцентировал внимание адвокат и добавил, что «Купец» до сих пор в залоге у банка. «Чем это подтверждается?» — включился прокурор. «Это не мы должны подтверждать», — переадресовал вопрос следствию Мадифуров. Следователь Мухъянова пояснила: защита представила в суд незаверенные копии документов, но пообещала, что следствие обязательно проверит их достоверность.

Прокурор же отметил, что за два года здание могло и вырасти в цене за счет ремонта и иных обстоятельств, а кредит в 1 млн можно и за день погасить и залог снять. Адвокат такую возможность отрицал, демонстрируя суду другой документ — постановление Мензелинского суда от 12 сентября 2014 года о наложении ареста на тот же торговый дом в рамках уголовного дела Бармашова.

— Так они продали в итоге этот центр? — спросил судья.

— Нет. До сих пор висит арест на этом помещении. — отметил адвокат.

Далее Мадифуров подчеркнул, что непосредственного участия в обысках и задержания его подзащитный не принимал, стало быть, ни телесных повреждений, ни подбросов — «были они или не были» — учинить не мог. По словам адвоката, показаний о действиях самого Закирова Бармашов также не дает. Более того, по мнению защиты, недавно у этого осужденного появился новый мотив для оговора: «Сейчас он привлекается по новым эпизодам и снова с его стороны пошла волна жалоб на сотрудников УБОПа». Адвокат не пожалел черных красок для Бармашова: «Сирых и убогих, беременных, плохо соображающих людей обирал наш честный коммерсант, это отражено в приговоре».

Отметим, что согласно приговору, Бармашов и трое его подельников занимались мошенничеством и вымогательством — переселяли владельцев квартир в неприспособленные для жизни дома и получали их жилплощадь. Иную версию этих же событий, в которой Бармашов предстает благодетелем, представили журналисты и герои правового центра «Человек и закон». Что помогал людям решать проблемы с долгами — предоставлял им по их же просьбе в обмен на квартиры отремонтированное жилье в частном секторе и доплату. На чьей стороне правда в этой истории, пока судить сложно. Приговор Мензелинского суда Бармашову оспорить не удалось. А вот предприниматели-перевозчики Салахов и Казарян почему-то даже не пытались поставить под сомнение решение суда автограда.

«Такое решение развязывает им руки»

В аресте Шакирова и Закирова судья Сергей Аптулин отказал, не оглашая причины такого решения. Как стало известно «Реальному времени», в самом решении он сослался на отсутствие данных об оказании давления на свидетелей и потерпевших после 2014 года, а также обоснования необходимости самой жесткой меры пресечения.

«Это не первый случай, когда сотрудники полиции, которые подозреваются в тяжких преступлениях, оказываются на свободе. Будем добиваться, чтобы они оказались под арестом», — прокомментировал решение суда старший помощник руководителя Следкома по РТ Андрей Шептицкий. Напомним, в свое время Советский суд отказался арестовывать сотрудников ОБНОНа, а Набережночелнинский и Верховный суд РТ не стали отправлять в СИЗО оперов, обвиняемых в налете на адвокатский офис.

— Они себя королями там чувствовали и чувствуют. Меня всегда этим Закировым пугали — Данила-Данила, — заявил нашему изданию свидетель Ленар Миргалиев, он же потерпевший по другому полицейскому делу. — Это бандиты в погонах. Наш торговый центр трижды поджигали, пока не получилось. А потом нашли наркоманов, которые взяли это на себя, якобы поджог был из хулиганских побуждений…

По мнению Миргалиева, суды относятся к подозреваемым силовикам слишком мягко: «Меня почему-то на полтора месяца закрывали на основании одной лишь бумажки без печатей и подписей, якобы были какие-то 110 тысяч, а тут такие тяжелые преступления вменяются, и ничего!»

— Такое решение развязывает им руки и дает возможность общаться, давить на свидетелей и согласовывать свои действия, чтобы противостоять следствию, — поделился с «Реальным временем» другой потерпевший по делу о налете на адвокатский офис Сергей Федосов.

Из зала суда Даниль Шакиров ушел без наручников, но в сопровождении конвоя, его начальник Даниль Закиров вышел сам. Однако позже ситуация поменялась. «В отношении моего подзащитного возбуждено новое дело по статье 286 УК РФ («Превышение полномочий»). И он снова задержан. Шакирова отпустили», — сообщил «Реальному времени» защитник Закирова Руслан Мадифуров. А это значит, что еще через 48 часов следователи могут вновь обратиться в суд с ходатайством об аресте. Правда, не исключено, что уже за пределами Татарстана.

Ирина Плотникова, Дарья Турцева, фото и видео авторов

Новости партнеров