Маски-шоу по вызову: кто заказал ОМОНу жесткий наезд на челнинских предпринимателей и их адвокатов?

В Татарстане возбуждено дело по факту нападения неустановленных полицейских на адвокатскую коллегию и применении силы к владельцу РК «Мираж»

Маски-шоу с применением силы в здании Набережночелнинской коллегии адвокатов устроили вооруженные сотрудники полицейского ОМОНа. Потерпевшие адвокаты и их клиенты рассказали в Следкоме, как их положили на пол, били прикладами автоматов по телу и головой об пол. По мнению потерпевших, спецоперация под видом задержания «опасного преступника» была проведена с целью устрашения.

«Ударом приклада по голове сбивают Федосова, он падает вместе со стулом»

Уголовным делом по факту ЧП в адвокатской коллегии сейчас занимается Следком по РТ. Неустановленных сотрудников ОМОН МВД по РТ подозревают в превышении должностных полномочий с применением насилия. По версии следствия, преступление было совершено еще 17 августа в 20 часов 30 минут в здании городской коллегии адвокатов в 40-м комплексе Челнов. Со слов адвоката Елены Деревлевой, в ее кабинете в тот вечер находились двое клиентов — Сергей Федосов и Ленар Миргалиев. И тут раздался звонок домофона снизу (сама коллегия — на третьем этаже).

— Мой коллега-адвокат нажал на кнопку, чтобы открыть дверь, и сказал: «Это сотрудники полиции». Рядом с ним был мой муж. Их сразу сбили с ног и положили на пол, заломили руки за спину и надели наручники, — рассказывает Елена Деревлева. — Дальше трое залетают ко мне: ударом приклада по голове сбивают Федосова, он падает вместе со стулом… Один омоновец ударяет ногой по стулу, на котором сидит Миргалимов, тот падает головой вниз. Ему надевают наручники и наносят удары.

По словам адвоката, вооруженные люди не представлялись, не показывали никаких документов и действовали жестко: «Миргалиева взяли за волосы и головой об пол ударяли. В результате сейчас он потерял зрение… Федосову прикладом автомата наносили удары по спине. А я знаю (и они тоже) — у него спина больная. Я кричу: «Вы что творите, он инвалид второй группы!» — они меня выталкивают из кабинета». В коридоре Деревлеву поставили лицом к стене, ткнув автоматом в шею. «Затем начали взламывать двери закрытых кабинетов, а там на перегородках держался подвесной потолок — после этих ударов он обрушился. Один сотрудник забежал внутрь и просто смел все со стола, включая компьютер, — рассказывает она. — В моем кабинете они успели просмотреть папки с надписями «адвокатская тайна».

Адвокатская палата РТ: такого не было не только в Татарстане

Адвокат Алексей Кондратьев был одним из тех, кто открывал незваным гостям дверь. Всего их было десять — пятеро в форме ОМОНа с автоматами и столько же в штатском, один с пистолетом, записи с камер наблюдения это подтверждают:

— Лежа с коллегой в наручниках в коридоре, мы слышали из кабинета крики Миргалиева — что-то там происходило. Слышали, как кричит Елена Владимировна: «Он инвалид второй группы, не бейте его!». А потом видели, как Федосова двое сотрудников за руки волоком, практически носом в пол перетаскивают в другой кабинет. Игорь Иванович, мой коллега, пытался с ними общаться. Его ударили кулаком по голове. Меня тоже ударили…

Дальше, по словам адвокатов, полицейские потребовали показать им документы, после чего наручники сняли, а Миргалиева забрали с собой. «Уже на улице мне сказали, что он якобы сбил сотрудника полиции на машине, и тот с тяжелыми ранениями лежит в БСМП. Я стал выяснять, кого же сбили, и услышал фамилию того, кто первым забегал к нам по лестнице с пистолетом, передергивая затвор!..». Побитые же отправились в травмпункт, чтобы зафиксировать следы неприятной встречи — кровоподтеки, синяки и ссадины. А на следующий день, узнав, что медики направили материалы о побоях в ОП «Электротехнический», пришли давать показания дежурному следователю. Но времени для их опроса у полицейского не нашлось. В результате было подано заявление в Следком по РТ и возбуждено уголовное дело. Свое обращение в адрес руководителя Следкома по РТ Павла Николаева направила и Адвокатская палата РТ.

— Такие действия в отношении адвокатов — это полнейший беспредел! Такого попрания норм права никогда не было. Не только в Татарстане, но и в России, — говорит председатель комиссии по защите прав адвокатов Адвокатской палаты РТ Василя Максудова. — Ведь оперативники прекрасно знали, что это офис адвокатов, зачем врываться и без необходимости применять силу, класть на пол, надевать наручники?! Можно ведь было дождаться и на выходе человека задержать.

Версия потерпевших: ОМОН «заказали»

На вопрос «зачем?» у потерпевших есть свой ответ. Они полагают, что ОМОН «заказали» для проведения акции устрашения. И связано это с непростой историей взаимоотношений двух челнинских предпринимателей — Сергея Федосова и Дамира Бибишева. Первый признан Следкомом потерпевшим по уголовному делу о мошенничестве со «взяткой под судебных приставов» в 20 млн рублей. По версии следствия, за эту сумму подозреваемый Бибишев будто бы предлагал владельцу арестованного приставами развлекательного клуба «Мираж» решить проблему. В декабре 2015 года после получения 7 млн рублей сотрудники ФСБ задержали Олега Гордевича — следствие считает, что он выступал посредником.

Изначально в качестве подозреваемых в этой истории фигурировали еще и приставы, но на днях следствие отказалось от подозрений в их адрес. Однако за это время в деле появился новый эпизод, потерпевшим признали и Ленара Миргалиева — того самого, что был побит и задержан в офисе адвокатов. А потом и арестован по ходатайству следователя полиции. Причем в суде о якобы имевшем место наезде речи не было: Миргалиева заподозрили в причастности к мошенничеству образца 2012 года по уголовному делу, возбужденному этим летом в отношении неустановленного лица с суммой ущерба в 110 тысяч рублей.

«Я сразу сказал — это наезд на Федосова, Миргалиева и их адвокатов. А целью задержания Миргалиева была организация совершенно незаконной встречи в СИЗО с Гордевичем. На момент встречи Гордевич проходил обвиняемым, а Миргалиев свидетелем по делу Бибишева. И все это произошло, когда Миргалиев подал заявление в Следком, что на него пытаются давить, чтобы забрал заявление», — говорит адвокат Кондратьев.

— Я тоже считаю, что в нашем офисе была проведена акция устрашения, — добавляет Елена Деревлева. — Хотя мы ведем не уголовные дела, а гражданские и арбитражные по этой сложной истории с «Миражом» Федосова и претензиями Бибишева на занимаемый объектом земельный участок.

Юная заложница

Со слов адвокатов, 17 августа со своими обидчиками из ОМОНа они встречались даже дважды — с утра вооруженные полицейские проникли в дом тещи Миргалиева. «Они влезли туда через балкон на втором этаже. В доме была только девочка 14—15 лет. Ее разбудили, дали сделать один звонок, потом отобрали телефон и держали в подвале где-то до 17 часов, — рассказывает Кондратьев. — На место происшествия приехали собственница дома, я — с ордером представлять интересы этой девочки, мой коллега, представляющий интересы собственницы. Но нас в дом так и не пустили, а девочку — не выпустили. Ворота охраняли люди с автоматами. Мы показывали им свои документы, они нам — свои (потом эти же люди ворвались в наш офис). Бабушка просила их показать внучку, девочка вышла под конвоем, вся в слезах, но поговорить им не дали — увели назад в подвал». По словам Елены Деревлевой, сотрудники полиции не постеснялись высказать юной «заложнице» столько оскорблений в адрес ее семьи, что после освобождения с девочкой пришлось работать психологу.

Позже выяснилось, обыск проводился в рамках расследования дела о мошенничестве на 110 тысяч рублей. В ходе него были изъяты ценности и документы. У коллег побитых защитников есть вопросы к чистоте подобных следственных действий. «Обыск должен производиться только в присутствии собственника или лица, представляющего его интересы. И таковым никак не может быть несовершеннолетняя девочка», — комментирует ситуацию Василя Максудова. По ее словам, руководство АП РТ уже попросило руководителя Следкома по РТ Павла Николаева взять ход расследования этого дела под личный контроль.

Ход расследования уголовного дела о превышении полномочий сотрудниками ОМОНа в Следкоме по РТ пока не комментируют. Что до МВД Татарстана, то в помещении адвокатской коллегии побывали представители центрального аппарата, которым поручено внутреннее расследование. К слову, сами «неустановленные» сотрудники ОМОНа использование силы в адвокатском офисе наотрез отрицают.



Ирина Плотникова

Новости партнеров