За «маски-шоу» с ОМОНом в адвокатском офисе ответят опера, а за попытку подрыва — никто?

Следком по РТ обвинил в насилии сотрудников угрозыска, МВД не нашло «террористов»-поджигателей адвокатской конторы

Завтра Верховный суд РТ рассмотрит жалобу потерпевших на то, что не арестованы два сотрудника угрозыска МВД РТ, обвиняемых в превышении должностных полномочий при «налете» с ОМОНом на адвокатскую контору. Сегодня информация об этом попала в федеральные СМИ. По версии Следкома, 17 августа 2016 года в Набережных Челнах полицейские уложили на пол адвокатов в наручниках, а одному их клиенту сломали девять (!) ребер, а в феврале 2017-го сфальсифицировали дело о хранении оружия, сами поучаствовав в его незаконном обороте. Но обвинений не хватило, чтобы начальство отстранило оперов от работы, а суд арестовал их. Адвокатскую контору тем временем уже пытались поджечь и закрыть. Подробнее — в материале «Реального времени».

Новый эпизод о полицейском беспределе

История «маски-шоу» в Набережночелнинской коллегии адвокатов в августе 2016 года получила огласку по России. Потерпевшие адвокаты и их клиенты рассказали в Следкоме, как их положили на пол, били прикладами автоматов по телу и головой об пол. Спецоперация под видом задержания «опасного преступника» была проведена с целью устрашения, утверждали потерпевшие.

Дело было возбуждено в отношении неустановленных сотрудников полиции, хотя в Следкоме с самого начала знали и даже располагали записями действий сотрудников ОМОНа и отдела по борьбе с оргпреступностью управления угрозыска МВД по РТ. За восемь месяцев следствия подчиненные Бастрыкина смогли прекратить все уголовные дела, возбужденные полицией в отношении задержанного и избитого в тот день клиента адвокатов — предпринимателя Ленара Миргалиева. Сотрудников ОМОНа установили и допросили в качестве свидетелей, а вот обвиняемыми в марте 2017 года стали челнинские оперативники угрозыска Тимур Гарифуллин и Ильгам Сафин.

Примечательно, что Гарифуллин еще в октябре 2016 года в статусе свидетеля пытался оспорить постановление о возбуждении уголовного дела по факту «маски-шоу». Следствие пришло к выводу, что, применяя насилие и спецсредства к трем адвокатам и двум их клиентам, «сотрудники полиции явно вышли за пределы должностных полномочий». В результате потерпевшему Миргалиеву были причинены телесные повреждения в виде закрытого перелома правого 6-го ребра и закрытых переломов еще восьми левых ребер, а потерпевший владелец челнинского РК «Мираж» Сергей Федосов получил кровоподтеки и внутрикожные кровоизлияния в области поясницы. Его били прикладом прицельно по больной спине, — рассказывала «Реальному времени» после того ЧП адвокат Елена Деревлева.

Еще раз за пределы своих полномочий те же опера, по мнению следствия, вышли в феврале 2017 года, сфабриковав дело о незаконном хранении оружия. Из предъявленного Гарифуллину и Сафину обвинения следует, что они сами незаконно приобрели самодельное оружие, спрятали в условном месте, а затем нашли «желающего» выдать обрез, якобы принадлежащий его отбывающему наказание приятелю. Историю с этим обрезом следствие квалифицировало сразу по трем статьям — превышение полномочий, фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности, а также незаконный оборот оружия. Вину полицейские не признали, от дачи показаний в качестве обвиняемых отказались, — сообщили «Реальному времени» в Следкоме по РТ.

Челнинский суд полицейских сажать не стал

С обвиняемых оперов поначалу взяли подписку о невыезде. А 12 апреля 2017 года представитель Следкома по РТ обратился в Набережночелнинский горсуд с ходатайствами об их аресте, утверждая, что вина полицейских частично подтверждается ими же, а также показаниями свидетелей и потерпевших, а на свободе они могут создать помехи следствию.

Суд в аресте отказал. Что, впрочем, потерпевших адвокатов не удивило. Ведь это уже второе уголовное дело, в котором в качестве потерпевших фигурируют Федосов и Миргалиев. По первому в мошенничестве и вымогательстве 27,5 млн рублей обвиняется челнинский бизнесмен-строитель Дамир Бибишев. Ради его стройпроектов челнинские власти, по мнению потерпевших Миргалиева и Федосова, ранее лишили их прав на недвижимость. Отстоять земельные участки через суд не удалось. «Но этого ему показалось мало», — говорит Сергей Федосов. Дело Дамира Бибишева и Олега Гордевича сейчас в закрытом режиме рассматривает Верховный суд РТ. Суд в Казань был перенесен по ходатайству Следкома, усомнившегося в объективности руководства челнинского суда.

Представлявшие интересы Федосова и Миргалиева адвокаты той самой Набережночелнинской коллегии считают жесткий наезд ОМОНа напрямую связанным с делом Бибишева.

«Я думаю, что не ищут, потому что опасаются сами себя поймать за хвост», — высказывает свое личное мнение потерпевший по делу о вымогательстве и налете бизнесмен Сергей Федосов. Он считает эти дела связанными между собой и опасается за безопасность своей семьи. «Я в свое время получал угрозы от Бибишева, что сотрудники органов подкинут мне наркотики. На стороне этого человека были и есть местные органы власти, но он не успокоился», — утверждает Федосов.

Еще одним актом устрашения, по их мнению, стал поджог здания коллегии 31 октября 2016 года. Тогда неизвестные выломали дверь, занесли внутрь газовый баллон, обложили его шинами и подожгли. В здании полопались стекла, вышла из строя проводка и система отопления — вода из оплавившихся пластиковых труб частично залила огонь.

Взрыв мог быть мощнее, чем в питерском метро?

— Сейчас уже есть результат проведенной в Казани экспертизы. Баллон был заполнен на 40 процентов. И это могло привести к мощности взрыва 0,7 кг в тротиловом эквиваленте — больше, чем взрывное устройство в питерском метро, — рассказала «Реальному времени» потерпевшая Елена Деревлева, руководитель коллегии адвокатов. — Но взрыва, который мог задеть и соседний девятиэтажный дом, не произошло потому, что расплавилась прокладка у клапана баллона, через которую потихоньку стал выходить и тут же выгорать газ.

Напомним, ранее представители МВД по РТ сообщали, что баллон был пустой и взорваться просто не мог. Более того, близкие к руководству ведомства источники намекали на версию самоподжога и уверяли: преступление вот-вот будет раскрыто, есть видеозаписи предполагаемых поджигателей. С тех пор прошло почти полгода. Но преступление, опасность которого сравнима с терактом, до сих пор не раскрыто.

Некоторым оправданием пока безрезультатному полицейскому расследованию потерпевшие считают вывод эксперта МВД — ни лиц, ни госномер, ни марку автомашины предполагаемых преступников на видео распознать не представляется возможным.

«Следствие ведется с одной целью — запретить нам эксплуатацию здания и собрать на нас какой-нибудь компромат, полицейские даже не скрывают этого, — делится своим мнением Елена Деревлева. — Вот сейчас под нашими окнами стоит машина, которая осуществляет прослушку наших разговоров. Впервые такой автомобиль появился еще в августе — после того «визита» ОМОНа, в последнее время стоит здесь постоянно». По версии Деревлевой, когда они пожаловались в Следственный комитет, то якобы один фургон с прослушкой заменили на другой.

По словам Деревлевой и ее коллег, до них регулярно доводят слова с угрозами. А кроме того, серьезное давление оказывается на потерпевшего по двум уголовным делам предпринимателя Миргалиева.

В МВД РТ подтверждают, что дело поджигателей не раскрыто. Рассмотрение апелляций на решение челнинского суда об отказе в аресте обвиняемых полицейских состоится в Верховном суде РТ 21 апреля. Интересы потерпевших в деле представляет правозащитная организация «Зона права».

Ирина Плотникова

Новости партнеров