Герман Дьяконов ответил на обвинения в откатах: «Эта тема не имеет ничего общего с реальностью»

Пока сотрудники ГСУ МВД по РТ ведут проверку заявления осужденного экс-проректора о черном вузовском нале «для минпромторга», его адвокаты гадают, кто «слил» в СМИ копию скандального документа

Герман Дьяконов ответил на обвинения в откатах: «Эта тема не имеет ничего общего с реальностью»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

На новый виток вышел скандал с откатами по госконтрактам КНИТУ-КХТИ. Еще 23 мая экс-проректор этого вуза Ильдар Абдуллин, осужденный за мошенничество с двумя контрактами и подозреваемый в схожем преступлении, обвинил в организации системы откатов ректора вуза. В своем заявлении следователю ГСУ МВД по РТ Абдуллин сообщил о неоднократной передаче денег руководителю КХТИ якобы для последующих взяток должностным лицам минпромторга РФ и попросил привлечь Германа Дьяконова к уголовной ответственности.

Утечка не в интересах защиты и следствия

От защитников Ильдара Абдуллина «Реальному времени» стало известно: свое заявление о передаче денег ректору КХТИ на двух листах он передал следователю 23 мая. «Ровно через месяц следствие должно было принять процессуальное решение — возбудить дело или отказать. Какое решение принято, нам до сих пор неизвестно, — говорит адвокат осужденного проректора Ринат Файзрахманов. — Вместо этого 27 июня в СМИ было опубликовано то самое заявление Абдуллина. Возникает вопрос — кому это выгодно?»

— Не в интересах защиты было предавать огласке эти вещи. Я тоже ломаю голову, как это произошло: документ был передан в руки следователя, по идее, у него и должен храниться, — недоумевает еще один защитник профессора Владимир Гусев. — Просто, видимо, в очередной раз моего подзащитного планировали сделать крайним, и он решил занять такую позицию.

В МВД по РТ факт утечки материалов следствия не комментируют, хотя подтверждают подлинность заявления Ильдара Абдуллина. «Проводится проверка по всем обстоятельствам изложенного в заявлении, процессуальное решение еще не принято», — сообщила «Реальному времени» пресс-секретарь ГСУ МВД по РТ Наталья Сагитова. А еще особо подчеркнула: к утечке материалов в СМИ следствие отношения не имеет.

По словам Сагитовой, в настоящее время Абдуллин, уже приговоренный к 6,5 года колонии за хищение 28 млн рублей по госконтрактам, является фигурантом нового дела. Напомним, это дело о мошенничестве с госконтрактом на 166 млн рублей по разработке технологии производства пластиковой брони было возбуждено в январе 2016 года по материалам ФСБ. Кроме Абдуллина к ответственности привлекаются директор Высшей школы бизнеса КНИТУ-КХТИ Екатерина Сергеева, ее бывший супруг, доцент кафедры менеджмента того же вуза Аркадий Брысаев, а также заведующая лабораторией кафедры плазмохимических и высокомолекулярных материалов КХТИ Лилия Джанбекова.

Деньги передавались от профессора к профессору?

В своем новом заявлении Ильдар Абдуллин просит привлечь к уголовной ответственности ректора КНИТУ, доктора технических наук, профессора Германа Дьяконова, утверждая, что тот якобы «организовал систематическое получение им взяток от подчиненных сотрудников университета, выполнявших госконтракты». Бывший подчиненный Дьяконова, предупрежденный об уголовной ответственности за ложный донос, сообщает, что ему известно о трех таких фактах.

Впервые, согласно заявлению Абдуллина, требование передачи денег якобы для последующей взятки должностным лицам минпромторга РФ прозвучало в начале 2014 года со словами, что эти «денежные средства… были аккумулированы профессором Сергеевой». Абдуллин пишет, что Сергеева подтвердила ему, что действует по указанию ректора и обещала передать деньги через профессора Джанбекову, что и было сделано в апреле 2014-го. Абдуллин описывает, что, получив от Джанбековой черный упакованный пакет без ручек, передал его в комнате отдыха ректорского кабинета и услышал в ответ, что это в минпромторг.

История с передачей денег по профессорской цепочке Сергеева-Джанбекова-Абдуллин и далее повторилась в апреле 2015 года, пишет экс-проректор следователю, отмечая, что в этот раз деньги передавались в черном свертке. Какими купюрами и в каком объеме вуз якобы расплачивался с чиновниками минпромторга РФ за полученные контракты, остается гадать. Абдуллин сумму ни разу не называет. Но дает понять, его роль была маленькой — просто передать деньги от подчиненных начальству. В третий раз, судя по его заявлению, некий сверток с «аккумулированными средствами» передавался им в мае-июне 2015 года по требованию начальства профессору Ирине Красиной, завкафедрой технологии химических и натуральных волокон и изделий.

Из текста заявления непонятно, знает ли Ильдар Абдуллин, что средства «для передачи должностным лицам минпромторга РФ» до этих лиц не доходили, или он уверен в обратном. Завершается обращение словами осужденного: «Прошу привлечь ректора КНИТУ Дьяконова Г.С. к уголовной ответственности за организацию в КНИТУ системы поборов и откатов...»

Дьяконов: «Ничего общего с реальностью»

Корреспондент «Реального времени» предложила Герману Дьяконову прокомментировать обвинения в его адрес, получившие публичную огласку. «Желания нет… Бумага она, конечно, все стерпит… Это же понятно, — ответил ректор КНИТУ, но развивать свою мысль не стал. — Нет, я категорически отказываюсь обсуждать эту тему… Потому что она просто не имеет ничего общего с реальностью».

Год назад в беседе с нашим журналистом ректор КНИТУ-КХТИ называл Ильдара Абдуллина человеком своей команды и говорил, что своей команде он склонен доверять. Тогда же Дьяконов признавался, что в самом начале своей ректорской карьеры и сам был вынужден общаться со следователями: «Как только я стал ректором — тут же была организована провокация. С освоением средств это никак не связано… Когда дело прекратили, никаких извинений не было». Кроме того, руководитель вуза рассказывал, что «под крайне пристальным вниманием» органов вуз работает уже третий год.

«Следствию я не интересен, им интересен ректор»

В свою очередь сам Ильдар Абдуллин в октябре 2015 года, еще находясь на свободе, рассказывал о давлении со стороны следствия: «Мне сразу было сказано: следствию я не интересен, им интересен ректор, и если я расскажу, что он во всем этом замешан, меня освободят». Тогда Абдуллин объяснял журналисту, что не собирался ни на кого наговаривать и за свою несговорчивость был заключен под стражу. «Еще они хотели, чтобы я взял деньги и кому-то в Москве в министерстве образования России под их руководством «отнес»…

Исполнять роль «несуна» Абдуллин отказался и в результате сам предстал перед судом по обвинению в хищении 60 млн рублей, из которых суд счел доказанным хищение лишь 28 млн рублей и оправдал экс-проректора по целому ряду статей. Приговор устоял, несмотря на все обвинения защиты в адрес гендиректора ООО «Экофарм» Игоря Кушниковского: в суде адвокаты Абдуллина утверждали, что он поставил в вуз оборудование б/у по цене нового, а остальное присвоил. Сам же Кушниковский дал показания, что поделился частью прибыли с проректором на глазах у его подчиненного Александра Дресвянникова.

Вот только как-то уж крайне странно выглядит история, как трое казанцев дважды встречались в Москве для передачи денег. Согласно вступившему в силу приговору суда, оба раза Кушниковский сначала в гостинице «Измайловская» демонстрировал Абдуллину деньги (20 млн и 8 млн рублей соответственно, — прим. ред.), а затем оба отправлялись в мексиканский ресторан, чтобы на глазах у Дресвянникова осуществить их передачу-получение. Логичность подобной схеме мог бы придать иной получатель средств, скажем, федеральный чиновник. Но если он действительно был, то следствие его не установило, а проректор Абдуллин не «сдал». И в результате сел сам.

Срок окончания доследственной проверки по заявлению осужденного на ректора в МВД пока не называют.

P.S. После публикации «Реальному времени» стало известно из своих источников, что следствие отказалось возбуждать дело в отношении ректора КНИТУ-КХТИ.

Ирина Плотникова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров