Почему «Газпрому» нелегко в Татарстане

Рынок газомоторного топлива развивается не так быстро, как планировалось

Почему «Газпрому» нелегко в Татарстане
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Рынок газомоторного топлива в Татарстане растет не так быстро, как хотели бы власти. Второй год подряд программа развития рынка стоимостью около 75 млрд рублей признается малоэффективной. Все упирается в противоречие: транспорта на газе не становится заметно больше из-за нехватки заправок, а заправки убыточны из-за отсутствия спроса. Не помогает делу и монополия «Газпрома», да и сами по себе преимущества газа преувеличены, говорят эксперты. Подробнее в материале «Реального времени».

Стало в два раза лучше

В этом году Минэкономики Татарстана отправило в Кабмин более позитивные промежуточные итоги мониторинга госпрограмм, по которым расходуется 96% республиканского бюджета. Анализ, с которым ознакомилось «Реальное время», показал, что за прошлый год их эффективность в целом выросла: неэффективных программ стало в два раза меньше.

Финансирование всех госпрограмм в 2016 году обошлось в 255,1 млрд рублей. Из этой суммы большая часть — 71,9% — была получена из бюджета Татарстана, 15,1% — из федерального бюджета. 11,8% взяли из внебюджетных источников и оставшиеся 1,2% — у муниципалитетов.

Минэкономики, оценивая программы, делит их на три категории: исполненные с высокой эффективностью (плановые значения достигнуты на 95% и более), с удовлетворительной (80% и более) и с низкой эффективностью (показатели достигнуты менее чем на 80%).

Из 31 программы, что де-факто действовали на конец 2016 года, в первую категорию попали 22. Семь программ были признаны удовлетворительно-эффективными. Исполненными с низкой эффективностью признали две программы — «Развитие рынка газомоторного топлива» (РРГТ, оценочная стоимость программы — 75,8 млрд рублей) и «Развитие обрабатывающих отраслей промышленности».

По строительству новых газовых АЗС индикаторы, по данным правительства, достигаются. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Планы быстрее рынка

Программа по рынку газомоторного топлива, утвержденная в апреле 2013 года и рассчитанная до 2023-го, признается неэффективной не первый раз. В третьей категории она оказалась и по итогам 2015 года.

Ее задачей было снижение загрязняющих выбросов в атмосферу автомобильным транспортом и рост объемов продаж сжатого природного газа (СПГ). Но центральными положениями РРГТ были закупки транспорта на газомоторном топливе и строительство новых газонаполнительных АЗС. На конечном этапе программы должно быть закуплено 15 тыс. единиц транспорта на газе, а также введено в эксплуатацию 60 новых газовых станций.

Сейчас идет второй этап программы (2014—2018 годы), и заданные индикаторы достигаются далеко не в полном объеме, следует из отчета по РРГТ за 2016 год. К примеру, в позапрошлом году в соответствии с программой планировалось закупить 832 единицы транспорта на газомоторном топливе, в 2016-м — 845 единиц. По факту в 2015 году закуплено 318 единиц, а в 2016-м — только 72. План выполнен всего на 8,5%, следует из отчета. По переоборудованию автотранспорта на использование СПГ план выполнен на 55,6%.

По строительству новых газовых АЗС индикаторы, по данным правительства, достигаются. За 2015—2016 годы необходимо было ввести восемь станций. В 2015-м не было построено ни одной, но в прошлом году сдано сразу девять.

Мало заправок, мало машин

Не последнее место в развитии инфраструктуры СПГ Татарстан отвел «Газпрому». В 2015 году власти приняли «дорожную карту», согласно которой ООО «Газпром Газомоторное топливо» должно создавать в республике сбытовую сеть, а также построить в Чистополе комплекс по сжижению природного газа стоимостью 9 млрд рублей. Позже кабмин и «дочка» «Газпрома» разработали программу, которая позволяет возмещать владельцам транспорта 30% затрат при переходе на метан.

Машины на газе выпускает и местный КАМАЗ. Но, по словам его представителей, пока сеть газовых АЗС растет не теми темпами, которых было бы достаточно, чтобы подстегнуть рынок. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Готовя программу, разработчики указывали, что автомобили на СПГ производят ведущие мировые автоконцерны: BMW, Chrysler, Honda, Audi, Toyota и др. Машины на газе выпускает и местный КАМАЗ. Но, по словам его представителей, пока сеть газовых АЗС растет не теми темпами, которых было бы достаточно, чтобы подстегнуть рынок. «Они развиваются, но все равно в полном объеме не хватает», — говорит директор департамента по связям с общественностью КАМАЗа Олег Афанасьев.

По его словам, существуют критерии — сколько заправок должно быть построено на определенное количество жителей, на каком расстоянии друг от друга они должны находиться и т. д. «На данный момент эти нормативы пока не соблюдаются, и это одна из проблем, почему газомоторное топливо не становится таким популярным, как в Штатах, в Китае», — говорит Афанасьев.

По словам Григория Сергиенко, исполнительного директора Российского топливного союза, план по развитию потребления СПГ идет со скрипом, все упирается в противоречие. Производители заявляют, что увеличить выпуск газомоторного транспорта мешает дефицит заправок, а владельцы заправок жалуются на недостаточный спрос. Сейчас в России порядка 250 газовых заправок, и все их приходится дотировать.

Не на пользу делу идет и наличие монополии. Если рынок бензина можно назвать конкурентным, то подавляющую долю на рынке СПГ занимает «Газпром». «Эта программа фактически навязывается силовым манером со стороны «Газпрома». Ему нужно развивать внутреннее потребление газа, вот он и лоббирует эту программу. Он монополист, и действует директивно-административными методами», — говорит Сергиенко.

Плюс ко всему, продолжает он, преимущества газового топлива перед бензином в принципе преувеличены. Например, кураторы программы указывали: газовое топливо значительно дешевле нефтепродуктов, а перевод автомобилей на бензин дает снижение вредных выбросов в среднем в пять раз. Однако, говорит Сергиенко, цены на газ в России поддерживаются «достаточно искусственно», а климатические условия меньше подходят для использования СПГ, чем на Западе. Все это делает использование газа не столь выгодным.

Что до экологичности, то и здесь современное жидкое топливо почти не уступает СПГ. «Мы два года назад перешли на производство топлива пятого экологического класса. Диапазон вредности, по которому раньше бензин проигрывал газовому топливу, фактически сведен к минимуму. Этот фактор, который стимулировал использование метана как альтернативы, тоже потерял свою значимость, — объясняет Сергиенко. — Эти препятствия в определенной степени нивелируют усилия «Газпрома» по расширению использования газа в качестве моторного топлива».

Минпромторг, курирующий программы, и «Газпром Газомоторное топливо» на момент публикации не ответили на запросы.

Артем Малютин
Справка

Программу развития обрабатывающих отраслей промышленности, как и РРГТ, Кабмин утвердил в апреле 2013 года, ее срок истекает в 2020 году. На момент утверждения программы на нее, по прогнозам, планировалось потратить порядка 3,95 млрд рублей. Чиновники рассчитывали, что к окончанию программы в 2020 году рост в промышленности по сравнению с 2015 годом достигнет 20,8%, а в обрабатывающих отраслях — 29,6%. Доля обработки в общей структуре промышленности в соответствии с программой должна достичь 72,8%. Также власти надеются на увеличение объемов несырьевого экспорта до 63%.

По данным правительства РТ, промышленность пока не растет желаемыми темпами, в 2016 году ее объем увеличился лишь на 3,5% (в январе-июле 2017-го — на 3,4%). А в обрабатывающих секторах динамика в прошлом году была еще ниже — 2,5%. Впрочем, удельный вес обработки в промышленности уже близок к целевому значению. На конец 2016-го он составлял 70,9%. В структуре экспорта республики больше 42% занимает нефть, но также значительный удельный вес имеют химия и нефтепродукты. Суммарная доля несырьевого экспорта в 2016 году превышала 50%.

Промышленность

Новости партнеров