Зерновой хаб в Татарстане стоимостью 10,5 млрд рублей хотят запустить раньше срока

Краснодарская компания «Центр развития Ново» планирует экспортировать 8 млн тонн из Татарстана

Зерновой хаб в Татарстане стоимостью 10,5 млрд рублей хотят запустить раньше срока
Фото: Роман Хасаев

Краснодарская компания «Центр развития Ново» приступила к проектированию зернового терминала «Алабуга» стоимостью 10,5 млрд рублей, который будет построен рядом с логистическим комплексом имени Дэн Сяопина, сообщил «Реальному времени» гендиректор Карен Овсепян. Будущий элеватор проектной мощностью 8 млн тонн, который станет частью программы «Новый сухопутный зерновой коридор», хотят запустить раньше запланированного срока в 2027 году. Спешка понятна — в этом году из Татарстана уже вывезли 400 тысяч тонн зерна по реке. На фоне экспорта пшеница подорожала внутри страны на 650 рублей — до 15,5–15,7 тыс. рублей за тонну, отмечают аналитики «Русагротранса». Подробнее — в материале «Реального времени».

«Новый сухопутный зерновой коридор» дошел до Дэн Сяопина

Татарстан распробовал вкус внешней торговли продовольствием с КНР, и в этом году власти дали «отмашку» расширять логистическую инфраструктуру для перевозки грузов по международным транспортным коридорам. Вслед за элеваторным комплексом «Свияжск-Зернопродукт» московской компании «Август» в феврале этого года краснодарская компания «Центр развития Ново» договорилась о выделении земельного участка под зерновой терминал «Алабуга» вблизи логистического комплекса имени Дэн Сяопина. Как сообщил «Реальному времени» гендиректор Карен Овсепян, в ноябре компания приступила к его проектированию и хочет отправлять на экспорт зерновые, масличные, бобовые культуры со всего Поволжья, а не только Татарстана.

взято с сайта tatarstan.ru

Его проектная мощность — 8 млн тонн, а инвестиции — 10,5 млрд рублей. По его словам, проект строительства зернового хаба реализуется в партнерстве с ОЭЗ «Алабуга». Причем инвесторы рассчитывают запустить раньше срока, установленного на 2027 год.

КНР просил иметь в запасе до 70 млн тонн российского зерна

Зерновой терминал в «Алабуге» проектируется в рамках программы «Новый сухопутный зерновой коридор», которую поддерживает правительство РФ для укрепления позиции агропромышленной отрасли России на международном рынке. За последний год товарооборот продукции агропромышленного комплекса между двумя странами возрос на 40%, но потенциал гораздо выше.

По словам Карена Овсепяна, заинтересованность в российском зерне Китай проявлял достаточно давно, предлагая построить сеть современных элеваторов с единовременным объемом хранения около 70 млн тонн, чтобы обеспечить долгосрочные потребности рынка КНР. В настоящее время в плане программы «Новый сухопутный зерновой коридор» предполагается создание элеваторов до 29 млн тонн в год к 2035 году, и преимущественно на границе с КНР.

Реальное время / realnoevremya.ru

В частности, запланировано строительство сети линейных элеваторов вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали для экспорта зерна из Сибири. Но татарстанская точка добавит в программу экспорта еще 8 млн тонн, полагает он.

Интерес к «Алабуге» он объяснил тем, что комплекс является хорошей точкой отправки грузов в Китай, где могут работать любые логистические компании.

— Здесь нет единого оператора. Возят кто угодно — «Феско», «ТрансКонтейнер», — рассказал Карен Овсепян. — Дэн Сяопин — это место, где собираются обратные грузы, а рядом формируются зерновые грузы, создаются поезда-челноки, — пояснил он. И отметил, что «Центр развития Ново» уже осуществил тестовую отгрузку зерна с Дэн Сяопина 30 октября.

«Зерновозка» с двумя люками

Для этого был создан специальный контейнер-зерновоз для международных перевозок, добавил Карен Овсепян. По его словам, до сих пор зерно возили в обычных вагонах, а теперь «зерновозка» оборудована люками для загрузки сверху и выгрузки снизу, что упрощает перевалку зерна. После выгрузки получается обычный контейнер для широкой номенклатуры грузов, что позволяет вести на обратном пути другие посылки, а не гнать вагоны порожняком. По словам Карена Овсепяна, новый тип вагонов готов к эксплуатации в рамках логистической концепции «Зерно+», и в ноябре начнутся поставки в Китай по данной технологии.

Тем временем с территории Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (СММЛЦ» в этом году было отгружено на экспорт 400 тысяч зерна, рассказал глава «Волжского пароходства» Павел Виноградов на «речной» сессии форума «Транспортная неделя — 2024». Новый экспортный маршрут обкатывает компания «Свияжск-Зернопродукт», принадлежащая московскому бизнесмену Александру Ускову.

Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Два года назад он заложил строительство элеватора на территории СММЛЦ, а в сентябре начал первые отгрузки до порта «Высоцк» в Ленинградской области.

— Мы не конкуренты (с СМЛК, — прим.авт.) — они работают по реке, а мы по суше, — заметил Карен Овсепян. Недавно АО «Центр развития Ново» и иранская логистическая компания IranianEurasia Trading and Logistics договорились о совместном строительстве мультимодального логистического хаба на территории особой экономической зоны Серахс — одном из ключевых центров внешней торговли на северо-востоке Ирана. Через нее проходит важнейший транзитный маршрут из стран Центральной Азии и Ближнего Востока, говорится на сайте компании. Таким образом, елабужское зерно смогут переваливать сначала в Иране, а потом везти в КНР.

Цены на зерно растут на фоне экспорта

Зерно — основная позиция в экспорте российского продовольствия. По словам президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, на 1 ноября 2024 года показатель составил 25,1 млн тонн.

— Экспорт идет не рекордными, но вторыми в историческом разрезе темпами. Мы оцениваем экспортный потенциал в 56 млн тонн, это всего зерновых. В составе которых 45 млн тонн пшеницы, — сказал Злочевский на пресс-конференции.

Реальное время / realnoevremya.ru

Конъюнктура цен благоприятная. По данным аналитиков «Русагротранса», они варьируются на уровне $226–230 за тонну. Выросли цены на зерно и внутри России.

— В Центральной России пшеница подорожала на 650 рублей — до 15500–15700 рублей за тонну. В Поволжье наблюдался такой же рост, цены достигли 15000–15500 рублей за тонну без НДС, — отмечают в «Русагротрансе».

Луиза Игнатьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПромышленностьАгропромЭкономикаИнвестиции Татарстан

Новости партнеров