Заправки «Татнефти» подтолкнут газомоторный проект «Газпрома»

Мировой рынок газомоторного топлива за 10 лет вырос в 12 раз, а российский — упал в 2 раза

На КАМАЗе накануне прошло совещание правительства РФ по вопросам развития рынка газомоторного топлива в ПФО, на котором с докладами выступили министры производства, энергетики и транспорта РФ и врио президента РТ Рустам Минниханов. Одни цифры докладов корреспондента «Реального времени», внимательно выслушавшего чиновников, впечатлили: ПФО в этом году получит на развитие рынка 1,5 млрд рублей, всего до 2020 года власти пообещали вложить 63 млрд рублей (правда 15,6 млрд из них ляжет на плечи регионов). Другие цифры удручили: так, если мировой рынок газомоторного топлива за 10 лет вырос в 12 раз, российский рухнул в 2 раза. Объясняется это плохой развитостью сети газовых станций АГНКС и дороговизной техники, работающей на газу.

ПФО на развитие рынка газомоторного топлива получит в 2015 году 1,5 млрд рублей

Место проведения совещания, в котором участвовали министры промышленности, энергетики и транспорта РФ, а также губернаторы регионов ПФ (в том числе и врио президента РТ Рустам Минниханов), выбрано было, как отметил полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич, по инициативе властей РТ. Как известно, Татарстан в ряду других регионов Поволжья был выбран пилотным регионом развития рынка газомоторного топлива (ГМТ) и перевода транспортного хозяйства на использование ГМТ, и пока успехами Татарстана (как и ПФО в целом) федеральный центр вроде как доволен. Тем не менее работы еще — непочатый край.

Динамика развития в ПФО в принципе отличается от общероссийской. Так, открывая совещание, Бабич отметил, что только в прошлом году Поволжье смогло аккумулировать почти половину выделенных на это дело федеральных средств — всего ПФО перепало 1,67 млрд рублей. На эти деньги в том числе необходимо до 2020 года открыть дополнительно еще 50 станций АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станции). Планы Бабича, к слову, перекрывают планы Москвы: там намерены к уже существующим 64 станциям в ПФО добавить к 2020 году всего 36 АГНКС. В этом году ПФО получит соответствующих субсидий, увы, меньше — всего 1,5 млрд рублей (видимо, сказывается кризис), хотя в относительных цифрах доля округа в общероссийских деньгах, выделяемых на развитие рынка ГМТ, даже вырастет: с 47% до 48%.

Как КАМАЗу искали потребителей техники на ГМТ среди губернаторов регионов ПФО

На совещании, которое большей частью было закрытым (открыто выступили лишь три министра и Рустам Минниханов), Бабич попросил высказаться «конкретно: что сделано уже и что необходимо будет сделать». Бабич не стеснялся в похвалах Татарстану вообще и его предприятиям, переходящим на ГМТ и даже участвующим в самом развитии рынка. Так, неоднократно им и министрами были упомянуты соглашения КАМАЗа с «Газпромом» (об этом «Реальное время» уже писало). Вообще, у властей РФ к самим автопроизводителям претензий нет — они участвуют в развитии производства техники на ГМТ, всячески расширяя линейку машин. Так, напомним, в конце апреля на челнинском автогиганте запустили производство автомобилей и шасси с адаптированными к газомоторному топливу двигателями. Мощность его — 8 000 машин в год, инвестиции — 1,5 млрд в разработки и 500 млн рублей в модернизацию цеха. Загрузка мощностей на 2015 год — 1 800 машин, на которые уже есть заказы. Впрочем, есть подозрение, что большую часть контракта на закупку камазовской газомоторной техники с челнинским автогигантом выбрал сам «Газпром» (об этом тогда также подписали соответствующее соглашение). Именно на это предприятие после мучительно долгого совещания (вместо двух часов оно продолжалось часа три) повезли знакомить губернаторов регионов ПФО — видимо, в надежде, что тем самым будут убиты сразу несколько зайцев: КАМАЗ получит допзаказы, регионы — финансирование из Москвы на обновление автопарка, а власти РФ сделают еще один небольшой шаг в нужном направлении.

Мировой рынок ГМТ вырос в 12 раз за 10 лет, а российский — рухнул в 2 раза

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, впечатленный успехами ПФО, округ похвалил («такие темпы — большая редкость») и назвал его «хорошим заходом на будущее». Тем более что настоящее, откровенно говоря, не радует. По словам Мантурова, если за 10 лет мировой рынок ГМТ вырос в 12 раз, то за то же время российский рынок рухнул в 2 раза. И это при том, что к 2020 году у властей РФ планы увеличить этот рынок более чем на 50%. Иными словами, если сам Мантуров в цифрах ничего не напутал, российская экономика к 2020 году готова лишь отчасти приблизиться к собственному уровню 2005 года. Но даже до этого уровня далеко. По подсчетам министра, в России лишь 0,2% всего автопарка работает на газе, тогда как сами автопроизводители стараются производить всю линейку техники, работающую как на сжатом, так на сжиженном газе: потребителя эти успехи пока не вдохновляют. Впрочем, основные претензии власти, конечно, направляют не к ним, а к слаборазвитой сети газозаправочных станций.

Как это было: история взаимоотношений «Газпрома» и Татарстана в рамках реализации программы

Напомним, в 2012-2013 годах «Газпром», озаботившись падением спроса на газ в Европе, организовал создание «дочки» «Газпром газомоторное топливо» (ГГТ) и начал строительство АГНКС в рамках программы газификации регионов. В 2013 году ГГТ намеревалось построить 17 станций в 10 регионах РФ, часть из них в РТ. Кроме того, были заключены соглашения с рядом регионов, одним из первых среди них оказался и Татарстан. Тем самым «Газпром» пытался в спешном порядке увеличить внутренний спрос, буквально создавая его собственными руками, а Татарстан, пользуясь и газпромовскими инвестициями, строил собственную сеть АГНКС и в будущем планировал снижать издержки: цены на газ внутри страны были и остаются намного ниже цен на дизель и бензин. На одном из совещаний два года назад, которое провел Виктор Зубков (тогда он возглавлял как «Газпром», так и «Газпром газомоторное топливо» — ныне руководит последним Михаил Лихачев), было заявлено о решении увеличить загрузку газовых станций в РТ (тогда она составляла 10-20% по информации властей РТ и 14% по информации самого «Газпрома»), а сам глава республики заявлял автору этих строк о намерении перевести на газомоторное топливо порядка 15-30 тыс. машин до 2018 года. Число станций в Татарстане за эти два года фактически не выросло. В 2013 году их было 11 (в т. ч. законсервированная станция в Набережных Челнах, закрытая, кстати, из-за проблем с рентабельностью), сегодня же, судя по озвученной Рустамом Миннихановым информации, 10 (плюс та же самая станция в автограде, которую в данный момент реконструируют). При этом сам Зубков заявлял нам, что даже двукратное увеличение загрузки татарстанских АГНКС до 30% не поможет: нужна хотя бы 50-процентная загрузка, тогда они станут рентабельными.

Сеть почти не развивается, автопарк техники, работающей на газе, не растет

Всего же, по словам Мантурова, в России 250 АГНКС, в 2014 году было построено 13 станций, до конца этого года планируют ввести еще 64. К 2020 году планируют ввести еще 64 станций (напомним, большую часть их них, по словам уже Бабича, — 50 ед. — введут в ПФО). Поразительно, впрочем, другое. За те же два года со времени проведения совещания под председательством Виктора Зубкова в Казани министерства оперируют теми же цифрами. Так, по словам Мантурова, парк РФ, работающий на ГМТ — 90 тыс. машин. Те же данные «Газпрома» два года назад: 90 тыс. машин (притом 4,6% принадлежит самому «Газпрому»). Всего же за два года всеми газпромовскими усилиями на деньги федерального центра и регионов удалось построить 4 станции, если использовать информацию опять же самого «Газпрома», озвученную в Казани 2 года назад: тогда сеть АГНКС оценивалась в 246 станций (210 из них принадлежат самому «Газпрому»). Получается, если в 2014 году действительно было введено в эксплуатацию 13 АГНКС, то по меньшей мере 11 старых станций было законсервировано? Если верить сухим арифметическим подсчетам, падение российского рынка ГМТ в 2 раза за 10 лет, несмотря на многомиллиардные вложения «Газпрома» (только в 2013 году на газификацию регионов компания выделяла 1 млрд рублей), становится понятным: сеть не развивается, автопарк, работающий на газовом топливе, не растет.

Власти РФ, по словам Мантурова, при этом заявляют о том, что вводить в год для нужного роста газового рынка РФ необходимо до 200 новых АГНКС. Сам министр, делясь удручающими показателями, все-таки похвалил хотя бы работу по развитию рынка в Татарстане: так, власти РФ довольны соглашением между КАМАЗом и «Газпромом газомоторное топливо», по которому обе компании вкладываются в развитие сети АГНКС по трассе Набережные Челны — Магнитогорск. Емкость этой сети Мантуров оценил в 60-90 млрд рублей в год. По нашей информации, собственно инвестиции делает газпромовская «дочка», тогда как КАМАЗ обязуется обеспечить загрузку построенных в ближайшие годы станций. При этом речь идет лишь о строительстве двух АГНКС, достаточных для этого участка трассы.

Минэнерго РФ: газовые станции уберут из перечня особо опасных объектов

Что же предлагают в Кремле для решения вопроса? По словам министра промышленности РФ, действовать там намерены путем соответствующих налоговых льгот и послаблений (не исключая прямых субсидий и субвенций регионам). Так, вчера правительство РФ, порадовал собравшихся Мантуров, поддержало решение о предоставления целого спектра таких льгот (конкретика пока оговаривается).

Помимо минпрома вытащить российский газомоторный рынок из болота будет пытаться минэнерго РФ, глава которого Александр Новак со своей стороны назвал эту задачу «стратегической» и напомнил собравшимся, что решение о стимулировании этого рынка было принято два года назад лично Владимиром Путиным. Минэнерго для решения этого вопроса предложил, во-первых, исключить АГНКС из перечня опасных производственных объектов — проект закона разрабатывается, и Новак надеется, что на осенней сессии Госдума РФ его примет. Реакция минэнерго, конечно, запоздала, но ее все равно можно только приветствовать. Так, в начале совещания о той же проблеме говорил и Бабич, по словам которого, непопулярность техники на газомоторном топливе и недозагрузка станций, уже построенных и введенных, помимо трудного отвыкания потребителей от привычного использования дизеля и бензина, кроется в законодательстве: введенные еще 17 лет назад в 1998 году жесткие требования к пожаробезопасности АГНКС сдерживают развитие рынка, «притом что технологически оборудование и его безопасность за эти годы давно сделали шаг вперед, и станции стали в разы безопаснее, чем в 90-х».

До 2020 года необходимо вложить 63 млрд рублей — 15,6 млрд из них ляжет на плечи регионов

Во-вторых, то же минэнерго, отмечает Новак, ведет работу с регионами. Всего регионов, ставших пилотными в проекте перехода автопарка на газомоторное топливо, 23. Лучшего всего, согласился министр с Мантуровым и Бабичем, дела обстоят с регионами ПФО. Так, например, по данным Новака, объем потребления газомоторного топлива в 2014 году в ПФО составил 77 млн куб. метров — увеличение к уровню 2013 года на 14,3%, тогда как в России всего на 9%. Однако даже опережающие общероссийские темпы загрузки станций ПФО не удовлетворяют амбициозным планам властей РФ — они увеличились регионах округа в итоге на 27%, но доля их в общем топливном рынке ПФО составила лишь 14%. В-третьих, в минэнерго курируют создание регионами проектов подпрограмм по стимулированию производства оборудования и техники, работающей на газомоторном топливе. В девяти регионах ПФО эти программы утверждены. И судя по результатам их реализации, затраты регионов снизились на 9,4 млрд рублей в год.

— Чтобы до 2020 года продолжить реализацию этих программ газификации, необходимо вложить 63 млрд рублей, из них 15,6 млрд ляжет на регионы, а 30 млрд рублей — как мы предполагаем — внебюджетные средства, — отметил Новак (получается, сам федеральный центр по линии минэнерго РФ готов раскошелиться лишь на 17,4 млрд рублей).


По оценкам Максима Соколова, на весь российский рынок ГМТ необходимо порядка 110 млрд рублей.

Требуется 110 млрд рублей, но министр финансов РФ Антон Силуанов все вряд ли даст

Наконец, третьим министерским конем в упряжке федерального центра по развитию газомоторного рынка станет министр транспорта РФ Максим Соколов. Что думают в этом министерстве? В минтранспорта РФ напомнили, что их программа стартовала еще в 2012 году: она заключалась в субсидировании регионов на приобретение автобусов, работающих на ГМТ — всего к настоящему моменту было приобретено 619 ед. такой техники. Однако к настоящему моменту, как напомнил Соколов, эстафетную палочку минтранспорта передало ведомству Дениса Мантурова, которое и должно теперь как-то изыскивать резервы. Само минтранспорта, конечно, от участия в развитии газомоторного рынка не отказывается. Так, в 2015 году оно направит только в ПФО еще 5 млрд рублей (дополнительно к 1,5 млрд рублей, упомянутых Бабичем). Тем не менее министр признался, что финансирования программы до тех параметров 2020 года, о которых говорили Бабич с Мантуровым, не хватит. По оценкам Соколова, на весь российский рынок ГМТ необходимо порядка 110 млрд рублей, однако бюджет ежегодно вследствие кризиса секвестируют, и поэтому, отметил глава минтранспорта, уже сейчас необходимо задуматься о требованиях конкретных сумм по программе у минфина (что будет нелегко, заметим в скобках, так как ведомство Антона Силуанова известно своим консерватизмом, иначе говоря — скупостью).

В Татарстане на газе работает порядка 2 тыс. ед. техники

Наконец, со своим докладом выступил и врио президента РТ Рустам Минниханов, работу в РТ которого похвалил в своих докладах каждый выступавший до него министр (особенно чиновники удивились, что татары работают даже в национальный праздник Ураза-байрам). Минниханов напомнил собравшимся, что регион заключил соответствующее соглашение с «Газпром газомоторное топливо» еще в 2013 году и второй год работает именно по нему, развивая свой участок рынка. У Татарстана есть и своя подпрограмма, правда, она рассчитана не до 2020, а до 2023 года. Всего за два года соглашения Татарстан закупил 642 ед. техники, работающей на ГМТ, а потратился со своей стороны в размере, вполне сопоставимом с газпромовскими суммами: РТ выделила на реализацию своей подпрограммы 1,8 млрд рублей (впрочем, неизвестно, какова доля в этой сумме федеральных и республиканских денег). Вопрос с приобретением техники в этом году, намекнул Минниханов, полностью зависит от решения федеральных властей. Вместе с закупленными 642 единицами техники в Татарстане сегодня на компримированном газе работает 1 950 ед. техники (как видим, до обещанного Рустамом Миннихановым автору этих строк два года назад — 15-30 тыс. машин, работающих на ГМТ — республике до 2018 года придется сделать существенный рывок). При этом Татарстан может похвастаться ростом потребления газового топлива: в 2014 году он вырос на 48% и составил 10,6 млн куб. метров. А за первое полугодие 2015 года объем реализации газомоторного топлива вырос еще на 14,6% и составил 5,7 млн тонн куб. метров. Понятно, без федеральных субсидий этого добиться было бы трудно, поэтому Минниханов выразил за эти средства благодарность и поблагодарил также «Газпром», для которого Татарстан стал своего рода «пилотным регионом».

«Татнефть» обязалась установить на своих АЗС 12 блоков заправки компримированным газом

Врио президента РТ также сообщил, что до конца года к уже существующим 10+1 (реконструируемая и пока законсервированная в автограде) совместными с «Газпромом» усилиями будет введено еще три станции — в Бугульме, Нижнекамске и Зеленодольске. Тем самым РТ увеличит число своих станций до 14.

— В настоящий момент мы подписали с пятью организациями соглашения по обслуживанию техники, работающей на ГМТ, еще с 96 подписали протоколы о намерении по переводу их автопарка на ГМТ, — рассказал глава РТ. — Эффективным инструментом мы считаем установку блоков заправки компримированным газом на уже существующих АЗС. Мы вместе с компанией «Татнефть» на станциях их сети заправок установим к 2016 году 12 таких блоков.

По словам главы РТ, к 2016 году сеть из 25 станций (АГНКС плюс блоки на заправках «Татнефти») и одной передвижной заправки должна удовлетворять запросы хозяйственного автопарка. Тем более что, как с сожалением заметил Минниханов, несмотря на позитивные моменты, загрузка этой сети пока оставляет желать лучшего (точной цифры он не назвал, но вряд ли она существенно увеличилась с 14%, озвученных Зубковым два года назад). Впрочем, не исключено, что уровень загрузки станций будет расти, так как, по словам врио президента РТ, к 2023 году в соответствии со своей подпрограммой республика обязуется перевести на газомоторное топливо половину парка общественного транспорта, 30% коммунального парка, 30% строительного парка и 15 тыс. единиц сельскохозяйственного парка. Говоря о последней цифре Минниханов особенно отметил выгоду и экономическую эффективность использования именно газа, а не дизеля (как известно, обеспечение топливом АПК ежегодно серьезно бьет по бюджету РТ).

При этом Минниханов намекнул министрам, что все вышеперечисленное так или иначе влетает республике в копеечку, и одна из главных проблем сдерживания развития газомоторного рынка — не только отсутствие сети соответствующих АЗС, но и дорогая техника, работающая на газомоторном топливе: по оценкам главы РТ, стоимость ее превышает стоимость обычной на 20%. Поэтому Минниханов со своей стороны также предложил федеральным властям продумать ряд мер по стимулированию регионов. В частности, считает он, хороший импульс рынку дали бы субсидии на переоборудование уже купленной техники в парках регионов, чтобы те не были вынуждены покупать новую. Во-вторых, врио президента предложил продумать программу по стимулированию использования газомоторной техники именно в сельском хозяйстве.

Для завода по сжижению природного газа в РТ уже сделано ТЭО

Кроме того, глава РТ подтвердил выполнение соглашения с «Газпром газомоторное топливо» по строительству завода в Чистополе по сжижению природного газа (СПГ) (сжиженный метан эффективнее и экономичнее использования сжатого газа — пока тот же КАМАЗ предпочитает выпускать технику на сжатом газе, так как заправляться сжиженным метаном потребителям техники элементарно негде). ТЭО завода газпромовские специалисты, по его словам, уже составили. Фактически проект сдвинулся с мертвой точки. Еще в апреле заявлялось, что сам проект комплекса СПГ находится на стадии переговоров с банками, и не было известно даже точное месторасположение будущего завода. Судя по оговорке Минниханова, выбор, кажется, остановился на Чистополе. Напомним, в феврале 2015 года в РТ была подписана дорожная карта, согласно которой в течение года определится формат комплекса и место его расположения. Открытие комплекса по сжижению природного газа запланировано на 2018 год. Запуск завода позволит создать сеть крио-АЗС в республике для заправки транспорта сжиженным природным газом. Татарстан может стать первым регионом России, где появится такой завод.

Напомним, в Татарстане два города — Казань и Набережные Челны — в рамках подписанных соглашений с «Газпромом газомоторное топливо» особенно подпадают под требование о переводе техники на газомоторное топливо: к 2020 году на него должно перейти 50% казанского автопарка и треть автопарка автограда.

За 2 года «Газпром газомоторное топливо» обязуется построить 66 новых АГНКС

По результатам совещания компания «КАМАЗ» в своем пресс-релизе отметила, что объем инвестиций автогиганта в рамках выполнения госзадачи по расширению использования газомоторного транспорта составил уже 450 млн рублей. А высокую стоимость машин, на которую во время совещания ссылался тот же Минниханов, на КАМАЗе прокомментировали следующим пассажем: «Несмотря на более высокую стоимость, газовые автомобили окупаются быстрее дизельных аналогов и приносят больший доход. Например, газобаллонный самосвал КАМАЗ при равных условиях эксплуатации окупается на два месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за 8 лет эксплуатации на 1,6 млн рублей больше дохода».

В свою очередь компания «Газпром газомоторное топливо» по результатам совещания отметила в своем пресс-релизе, что для обеспечения потребностей субъектов округа ПФО в газомоторном топливе в период до 2017 года «Газпром» планирует строительство 66 новых и реконструкцию 3 действующих АГНКС на территории регионов. Проектная производительность новой инфраструктуры составит порядка 550 млн куб. м в год, что при 100-процентной загрузке объектов позволит обеспечить заправку до 30 тыс. транспортных средств в сутки.

Фото: Сергей Афанасьев, kragrad.ru, prav.tatarstan.ru, gazprom-neft.ru, progorodchelny.ru

Сергей Афанасьев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

ООО «Газпром газомоторное топливо» — единый оператор от ОАО «Газпром» по развитию рынка газомоторного топлива. Компания создана в декабре 2012 года. Целью компании является расширение использования природного газа в качестве моторного топлива, который, по сравнению с традиционными видами топлива, является более экологичным, экономичным и безопасным.

Субъекты ПФО, входящие в перечень пилотных проектов субъектов РФ по переводу транспорта на газомоторное топливо: Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермский край, Нижегородская, Оренбургская, Самарская и Саратовская области.

На территории Приволжского федерального округа под требование о переводе к 2020 году 50% техники на газомоторное топливо подпадают города-миллионники — Казань, Нижний Новгород, Уфа, Пермь, Самара. Под требование о переводе 30% техники в округе подпадают города с численностью населения более 300 тыс.человек — Оренбург, Ижевск, Тольятти, Саратов, Пенза, Киров, Чебоксары, Набережные Челны, Саранск.

Новости партнеров