«Газпром» обкатает автотопливный мегапроект на КАМАЗе

Челнинский автогигант готов производить в год 10 000 единиц газомоторной техники. Но заказы пока есть только на 1 800

КАМАЗ накануне торжественно запустил производство автомобилей и шасси с адаптированными к газомоторному топливу двигателями. Мощность — 8 000 машин в год, инвестиции — 1,5 млрд в разработки и 500 млн рублей в модернизацию цеха. Загрузка мощностей на 2015 год — 1 800 машин, на которые уже есть заказы. Контракт на закупку камазовской газомоторной техники с челнинским автогигантом подписал сам «Газпром». Газовое будущее КАМАЗа вместе с врио президента РТ Рустамом Миннихановым, главой предприятия Сергеем Когогиным и рулевым «Газпрома» Алексеем Миллером попытался представить корреспондент «Реального времени».

К 2 000 газовым двигателям «РариТЭКа» КАМАЗ добавит цех на 8 000 машин

В Набережных Челнах на КАМАЗе открылось производство автомобилей и автобусных шасси с двигателями, адаптированными к работе на газомоторном топливе. Подготовка длилась чуть больше года, а проект все-таки был реализован, несмотря на непростую экономическую ситуацию. Производственная площадка разместилась в бывшем газодизельном корпусе автомобильного завода, новое оборудование уже установлено и запущено в тестовом режиме. Сборка шасси и установка газовых двигателей будут проводиться на главном сборочном конвейере автомобильного завода. Потом «комплект» отбуксируется в корпус газовых автомобилей для дальнейшего монтажа газобаллонного оборудования с проведением всего цикла испытаний, а также для обкатки автотехники и шасси. При этом газовые двигатели КАМАЗ, собираемые на заводе двигателей, также проходят испытания и обкатку в полном объеме.

Прибывший в новенький цех (достаточно небольшой, если сравнивать с другими камазовскими цехами и заводами) корреспондент «Реального времени» с интересом осмотрел представленную технику на газомоторном топливе — как сжиженном метане, так и метане сжатом. Для некоторых журналистов стало сюрпризом, что «сжиженный газ» и «сжатый газ» — это совсем не одно и то же, что газомоторная техника КАМАЗа будет работать на метане, а проблемы с безопасностью, как заверили прессу и гостей завода камазовские работники, «бывают обычно у бутана и пропана, которые и взрываются».

Пока в кабинах двух КАМАЗов скучали водители в ожидании гостей и традиционного перерезания шелковой ленточки (первый грузовик должен был после приветствия «випов» парадно проехать пару метров, а второй, видимо, был для подстраховки), корреспондент «Реального времени» решил уточнить у директора по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олега Афанасьева положение «газовых дел» автогиганта. Тем более что, напомним, КАМАЗ до сих пор вел партнерское сотрудничество с ООО «РариТЭК» (расположенным также в промзоне), и, собственно, грузовики на газу у компании уже были.

— Да, были, — согласился Афанасьев. — Но там были камазовские колеса, двигатель — все наше. Просто само газомоторное оборудование устанавливали в «РариТЭКе». А теперь будут устанавливать у нас.

— Не «РариТЭКовское» оборудование?

— Не «РариТЭКовское», нет. При этом само производство «РариТЭКа» тоже остается, — поспешил добавить Афанасьев. — Мы просто дополняем друг друга. Увеличиваем таким образом число машин на газовом топливе.

— А каков порядок цифр?

— На «РариТЭКе» было около 2 тысяч машин, в открывшемся сегодня цеху мощности до 8 тысяч. 2 000 и 8 000 — это мощности производства, потолок. В этом году мы планируем произвести в новом цеху 1 800 машин на газовом топливе, как автобусов, так и грузовиков. 1 800 — это уже утвержденные заказы, по которым мы и будем работать. В процентном же отношении всегда по-разному получается, сегодня процентов 40 будут автобусы, процентов 60 — грузовики, — рассказал Олег Афанасьев, добавив, что сейчас КАМАЗ производит 38 тыс. единиц техники.

Полтора миллиарда на разработки и 500 млн рублей — в модернизацию площадки

Таким образом, доля газомоторных машин составит в этом году около 5%. Не так уж и много. Впрочем, как объяснил директор по газомоторной технике ОАО «КАМАЗ» Евгений Пронин, вся динамика будет зависеть от спроса. Автогигант в принципе готов произвести и 8 тысяч машин, только кому они будут нужны? Тем более что, как оказалось, несмотря на потолок мощностей «РариТЭКа» в 2 000 машин, в прошлом году КАМАЗ произвел лишь 1 200 машин с «РариТЭКовскими» газовыми двигателями (установленными как на грузовики, так и на автобусы). При этом КАМАЗ, безусловно, не решился бы бросаться с места в карьер (особенно в кризис), если бы не какая-никакая поддержка государства. По словам Пронина, в рамках нескольких госпостановлений, правительство готово субсидировать покупку техники на газомоторном оборудовании. Цифры (в зависимости от типа техники они отличаются) следующие: ориентировочно 30% субсидирует федеральное правительство. Это первая часть. Вторая часть субсидии — региональная, и зависит она от финансовых возможностей того или иного региона. Как позднее сообщил корреспонденту «Реального времени» Олег Афанасьев, Татарстан субсидирует дополнительно еще на 15%. Таким образом, клиент получает технику с компенсацией в 30-60%. При этом в Татарстане покупатели платят чуть больше половины стоимости авто.

На вопрос, сколько средств КАМАЗ уже потратил на финансирование программы производства машин на газовом топливе, Евгений Пронин тяжело и печально вздохнул:

— Мы уже устали считать! Но если примерно, то мы уже 1,5 млрд рублей потратили («на создание автомобилей на газомоторной технике различной модификации», как уточнил Сергей Когогин позднее — прим. ред.). И даже если говорить о субсидировании покупки техники на газовом топливе, там мы не претендуем ни на копейку — субсидии попадают потребителю, а не КАМАЗу, — подчеркнул Пронин, предлагая оценить финансовую жертву и подвиг автомобильной компании. — В это здание (цеха) мы инвестировали 450 млн рублей вместе с оборудованием (в соответствии с пресс-релизом, 500 млн рублей «вместе с налогами» — прим. ред.). Это было старое, еще советское здание газодизельного корпуса, который был заморожен. Мы провели глубокую модернизацию, восстановив его за год.

Проект завода по сжижению метана в Татарстане пока заморозили

Пока компания намерена производить технику в серийном производстве на сжатом газе. Автогигант был бы готов производить двигатель и на сжиженном (один экземпляр такой техники был показательно выставлен на улице, прямо перед цехом — в серию он не пойдет), но лишь «по мере формирования газозаправочной сети на сжиженном газе». В переводе на обычный язык — этой самой сети пока в России вообще не существует. В пресс-службе специализированной компании «Газпром газомоторное топливо» корреспонденту «Реального времени» рассказали о том, что в Татарстане планируется реализовать первый проект по созданию производственно-сбытовой инфраструктуры для сжиженного природного газа. В феврале 2015 года с регионом подписана дорожная карта, согласно которой в течение года определится формат комплекса и место его расположения. Рассматривается вариант размещения завода в Елабуге или Чистополе. Открытие комплекса по сжижению природного газа запланирован на 2018 год. Запуск завода позволит создать сеть крио-АЗС в республике для заправки транспорта сжиженным природным газом. Татарстан может стать первым регионом России, где появится такой завод.

На сегодняшний день в России действует 7 малотоннажных комплексов по сжижению природного газа, но они предназначены для решения локальных задач отдельных компаний, реализации опытных проектов и автономной газификации. Впрочем, пока на проекте, во всяком случае, на время кризиса (который неизвестно еще сколько продлится), можно ставить «точку с запятой». Как заявил позднее после совещания с Алексеем Миллером Ильдар Халиков, «реализация проекта приостановлена» — из-за кризисных тенденций в экономике.

— Обсуждали сегодня лишь этапы проектирования, подготовки территории, сам проект на стадии переговоров с банками на получение финансирования, — дипломатично заметил премьер.

Для КАМАЗа это означает, что пока имеет смысл пускать в серию лишь оборудование на сжатом газе, несмотря на всю эффективность и экономичность сжиженного метана. Так, Олег Афанасьев, показывая на увешанный газовыми баллонами, точно гирляндами, КАМАЗ (который и открыл производство), мечтательно заметил, что если бы двигатель был на сжиженном газе, хватило бы и одного баллона.

Как Сергей Когогин убеждал чиновников в необходимости газомоторной техники

На самом открытии производства врио президента РТ Рустам Минниханов, при деятельном участии которого проект оказался возможен в принципе, заявил, что этот цех позволит расширить объемы закупок техники на газомоторном топливе, в соответствии с программой развития, которую Татарстан продолжает совместно с «Газпромом».

— Та программа, которая согласована с вами (это и газовые заправки, и завод по сжижению газа), позволит расширить потребление газомоторного топлива в разы. Мы считаем, что и по экономике, и по экологии — это очень перспективное направление, — отметил Минниханов, обращаясь к Миллеру.

Сам предправления «Газпрома», открывая камазовское производство, предложил оценить цифры развития этого направления.

— За три года объем продаж газомоторной техники в РФ увеличился в 4 раза, в чем большая заслуга КАМАЗа, Татарстана и «Газпрома» (на совещании стало известно, что если в 2012 году было продано 559 газомоторных транспортных средств, то в 2014 году — уже 2 170 единиц техники — прим. ред.), — отметил он.

Сергей Когогин, выступив третьим после высокопоставленных гостей, напомнил и главе республики, и другим членам правительства как Татарстана, так и России (а на прошедшее в Челнах вчера же совещание о ходе работ по развитию рынка газомоторного топлива РФ и расширении сегмента автомобильного транспорта, работающего на природном газе, прибыли замы федеральных министров энергетики, промышленности, транспорта), чего стоила работа КАМАЗу — в первую очередь «убеждение» чиновников.

— Много времени мы потратили вместе с «Газпромом», чтобы убедить власти в том, что газовое топливо имеет право на жизнь. И сегодня критическая масса инвестиций КАМАЗа в производство техники на газовом топливе и инвестиций «Газпрома» в развитие сети газовых заправок привела к тому, что это все начинает работать, — чуть ли с не облегчением заявил гендиректор автогиганта.

При этом, по его словам, машины производятся не только по госпрограммам и через субсидирование, «но на конвейере стоит и техника, которую покупают наши клиенты — еще не очень большой процент, но он будет расти и расти». Как считает рулевой автогиганта, сегодня динамика по продаже техники на газомоторном топливе стала положительной, и «все созрело, чтобы рынок начал себя чувствовать хорошо».

— До сих пор мы тратили деньги на создание разных моделей, на разработки. А когда мы увидели, что рынок уже завтра начнет двигаться, сегодняшние мощности в 8 тыс. машин, плюс 1 000 автобусов в Нефтекамске и 1 500 машин «РариТЭК» — получается, что КАМАЗ готов уже выпускать до 10 тыс. машин на газомоторном топливе, — заметил Когогин. — Но все зависит от рынка, который «переварить» такие объемы будет готов только через 3-4 года.

3 000 единиц техники для «Газпрома»

Совещание о будущем газомоторной отрасли, состоявшееся в гендирекции КАМАЗа сразу после открытия нового производства, было закрыто для СМИ. Приглашены на него были не только чиновники, но и производители автотехники, работающей на природном газе. По идее «Газпрома» и правительства России, автопроизводители должны организовать производство транспортных средств, работающих на природном газе. В свою очередь, «Газпром» обязуется «координировать строительство объектов газомоторной инфраструктуры в местах компактного размещения техники на природном газе». Исполнителем работ выступит «дочка» головной компании — «Газпром газомоторное топливо» (между прочим, до недавнего времени ее возглавлял сам председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, ныне его сменил Михаил Лихачев, также присутствовавший на совещании).

На совещании стало известно, что в 2014 году дочерние общества «Газпрома» закупили 1 674 единицы газомоторной техники, из них 626 единиц производства ОАО «КАМАЗ». Всего на сегодняшний день природный газ в качестве моторного топлива используют 6 522 единицы грузовой, специальной и пассажирской техники дочерних обществ «Газпрома». В 2015 году компания намерена приобрести около 3 000 газобаллонных автотранспортных средств. По итогам совещания решили «проработать комплексные походы, направленные на минимизацию разницы в цене на газобаллонную и традиционную технику». И синхронизировать расширение сети сервисных центров по техническому обслуживанию газомоторного транспорта с развитием региональных рынков газомоторного топлива. Производителям отечественной газомоторной техники рекомендовали «уделять больше внимания проектам создания образцов сельхозтехники, работающей на сжатом и сжиженном природном газе».

37% «газовой» техники «Газпром» покупает у КАМАЗа

После совещания подписали соглашение о сотрудничестве между КАМАЗом и «Газпромом», в котором стороны «отразили намерение» группы компаний Алексея Миллера и Виктора Зубкова «приобретать для собственного использования камазовскую технику и запасные части», тогда как КАМАЗ по условиям соглашения «будет проводить послепродажное обслуживание и ремонт автотехники». Также ожидается, что «Газпром» будет ежегодно направлять КАМАЗу планы по объемам приобретения и перечень необходимых моделей. КАМАЗ же, в случае создания в компаниях группы «Газпром» собственной инфраструктуры послепродажного обслуживания, «будет содействовать поставке всех необходимых запчастей и специального инструмента». Впрочем, все это пока на бумаге, цифры поставок названы так и не были. Но понятно, что в кризисный год КАМАЗу любые газпромовские деньги были бы на руку.

Сам Алексей Миллер заявил, что «Газпром», развивая газомоторное направление и решив расширить рынок в том числе и за свой счет — путем расширения закупок техники на газомоторном топливе, — пришел к тому, что уже переводит на него свой автопарк.

— К концу года мы переведем свой парк на газомоторное топливо на 30%. При этом уже к 2017 году 50% нашего парка будут газомоторные автомобили. Надо отметить еще, львиная доля (если быть точными, «львиная доля» составляет 37% — прим. ред.) закупаемых автомобилей — это машины КАМАЗа, — благодарно обернулся улыбающийся Миллер в сторону Когогина (последний скромно покачал головой: мол, «всегда готов»).

Вчерашнее же соглашение, по словам Миллера, непосредственно касается закупок техники на газу для нужд «Газпрома». Получается, фактически «Газпром», не дожидаясь хорошей погоды, решил своими деньгами расширить рынок спроса на газовое топливо через закупку оборудования (работающем на этом самом топливе) у автогиганта.

К концу 2015 года в Татарстане должно быть 15 газовых АЗС — сегодня их 11

К сожалению, ни Миллер, ни Когогин, ни татарстанские высшие руководители никак не прокомментировали ситуацию с газовыми заправками в Татарстане. Тем не менее, В пресс-службе «Газпром газомоторное топливо» рассказали, что всего в республике действует газозаправочная сеть из 10 АГНКС: три из них в Казани, по одной в Набережных Челнах, Нижнекамске, Бугульме, Альметьевске, Мамадыше, Буинске и поселке Шемордан — все заправки принадлежат «Газпрому». При этом еще одна станция в том же автограде «законсервирована». «Газпром» намерен эту станцию расконсервировать в ближайшее же время.

Плюс ко всему, до конца года «Газпром газомоторное топливо» обещает открыть еще 3 газовых станции в РТ — в Бугульме, Нижнекамске и Зеленодольске. Тем самым увеличив число газовых заправок к концу 2015 года до 14. Чтобы возместить возможную нехватку станций уже сегодня, тот же КАМАЗ предоставляет клиентам, приобретающим больше 100 машин, «передвижной автогазозаправщик».

По словам Олега Афанасьева, в самом автограде газом заправляет именно такой агрегат, который наполняется газом в Нижнекамске. А в Нижнекамске, получившим после Универсиады 70 автобусов (на газовом топливе — прим. ред.), посчитали, что заправляться на имеющейся АГНКС «автобусникам» неэффективно, поэтому «Газпром газомоторное топливо» направил городу собственный передвижной заправщик.

План Татарстана — 30 тыс. машин на газомоторном топливе. Результат 2014 года — 319

Впрочем, вряд ли подобные «косметические» действия могут как-то обеспечить тот амбициозный спрос на газомоторные автомобили и автобусы, о котором говорили Когогин и Миллер. Так, в пресс-релизе КАМАЗа вообще ссылаются на «мнение минэнерго РФ» о том, что «стимулирование расширения использования газомоторного топлива к 2030 г. приведет к увеличению производства автомобилей, использующих газомоторное топливо, до 3,8 млн единиц, количества газозаправочных станций до 8,4 тыс. единиц: все это позволит создать более 58,9 тыс. дополнительных рабочих мест, а также сократить выбросы загрязняющих веществ».

По словам же Сергея Когогина, компания сегодня обладает «достаточным потенциалом для того, чтобы помочь перевести на газ не менее 50% общественного транспорта». Вопрос: где весь этот автобусный парк сможет заправляться, и хватит ли Татарстану 14 заправок? Надо еще отметить, что правительство РТ уже приняло программу по развитию газомоторного рынка до 2024 года, в рамках которой предполагается закупка пассажирской, коммунальной, сельскохозяйственной газомоторной техники, а также строительство инфраструктуры для ее обслуживания. В прошлом году РТ уже приобрела 319 автобусов, работающих на природном газе.

Это, однако, не так уж и много, если вспомнить планы 2013 года. Как известно, совещание по газомоторному топливу в РТ проводилось вчера далеко не в первый раз. И автор этих строк был свидетелем совещания по вопросам развития рынка газомоторного топлива, прошедшего два года назад в Казани. Тогда, напомним, президент РТ Рустам Минниханов заявил, что в течение пяти лет республика планирует перевести на газомоторное топливо порядка 30 тыс. машин. А председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков тогда же заявлял, что перевод автомобильной техники на газ приведет к сокращению стоимости автоперевозок, что повлечет за собой снижение издержек во всех отраслях экономики и социальной сфере. И с учетом того, что для «Газпрома» развитие рынка газомоторного топлива — профильный и прибыльный бизнес, компания собиралась создать на его основе «крупный рынок сбыта своего природного газа». Интересно, что автору этих строк Виктор Зубков заявлял о том, что по программе строительства газовых станций в 2013 году собирались вложить больше 1 млрд рублей. При этом, комментируя число газовых станций в РТ (а в 2013 году их было столько же, сколько и сегодня — 11, из которых одна, челнинская, также была законсервирована из-за проблем с рентабельностью), Виктор Зубков объяснил, что загрузка этих 11 станций всего… 14%. «Понимаете, даже если будет загрузка в два раза больше, они останутся экономически неэффективны. Потому что рентабельность их начинается с загрузки порядка 50 процентов. Мы обсуждали, что Татарстану необходимо иметь карту, на которую будет «наложено» реальное число техники, которую РТ будет покупать, и сколько на это необходимо газомоторного топлива», — заявил тогда Зубков. Минниханов же, отвечая на вопрос автора этих строк о числе необходимых газовых станций, заметил, что «уровень загрузки существующих газонаполнительных станций в Татарстане составляет 10-20%».

— Мы получаем сейчас 262 автобуса на газомоторном топливе. И у нас должен быть порядок, мы должны понимать, где они будут заправляться. Вообще, я нашей задачей вижу, чтобы в ближайшие пять лет в Татарстане было 15-30 тысяч автомобилей на газомоторном топливе, — рассказал тогда президент РТ.

При этом напомним, что строительство одной газозаправочной станции (а в том же Нижнекамске, например, она всего одна, и ей уже 30 лет, на что жаловались в 2013 году те же нижнекамские пассажирские перевозчики, добавляя, что из 8 газозаправочных станций в Закамье работают только две) обходилось владельцу парка техники на газовом топливе еще в 2013 году в 20-30 млн рублей. Сумма для частников неподъемная, но без газозаправочных станций смысла покупать подобную технику нет.

Любопытно еще вспомнить, как той же весной 2013 года Когогин на совещании с Дмитрием Медведевым предложил даже для городов-миллионников «принять ограничительные меры по использованию пассажирского и коммунального транспорта, не оборудованного газовым топливом», тем самым расчистив себе рынок и увеличив потенциальный спрос. Несмотря на то, что меры с тех пор так и не были введены, КАМАЗ, надо признаться, не сидел сложа руки. Окажется ли этот проект прибыльным сегодня и в какой срок окупятся пресловутые «полтора миллиарда», покажет время.


Фото и видео автора, prav.tatar.ru, chelny-izvest.ru

Сергей Афанасьев

Новости партнеров