«Не берите на свой счет»: почему банки массово блокируют деньги предпринимателей?

В результате ужесточения регулирования банковского обслуживания доступа к своим счетам лишились более полумиллиона бизнесменов

С начала года банки заблокировали свыше 500 тысяч счетов предпринимателей в рамках борьбы с обнальщиками. С подобными случаями столкнулись и казанские бизнесмены: угроза блокировки банковского счета может нависнуть в связи с, казалось бы, вполне невинными операциями. Эксперты «Реального времени» считают, что причины подобного «закручивания гаек» кроются в простом желании государства собрать побольше налогов, для чего и расширяется фронт борьбы с обнальщиками.

Полмиллиона заблокированных счетов

С начала года банки заблокировали свыше 500 тысяч счетов предпринимателей в рамках борьбы с обнальщиками — такие данные приводит общественная организация «Деловая Россия». Блокировки связаны именно с противодействием отмыванию доходов в рамках 115-ФЗ, заявил «Реальному времени» глава Центра финансово-кредитной поддержки «Деловой России» Алексей Порошин. В частности, речь идет о борьбе с фирмами-«однодневками» и схемами по незаконному обналичиванию средств.

— Я согласен с тем, что, если компания действительно ведет незаконный вид деятельности, ее счета необходимо закрыть, — комментирует Порошин. — Но часто под «одну гребенку» попадают и честные предприниматели, ведущие свой бизнес в рамках закона, но вдруг какие-то из совершаемых ими операций показались банку сомнительными <…>. Даже если ты заплатил 100 рублей понятному, качественному поставщику, а он дальше перевел эти деньги сомнительному для ЦБ контрагенту, под действие закона может попасть и твоя компания.

По словам Нагуманова, за поддержкой к уполномоченному обращаются нечасто — гораздо чаще случаются блокировки в связи с неуплатой налогов. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Тренд на рост количества блокировок счетов в связи с противодействием отмыванию доходов «Реальному времени» подтвердил и бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов. Однако, по его словам, за поддержкой к уполномоченному обращаются нечасто — гораздо чаще случаются блокировки в связи с неуплатой налогов.

— Мы знаем, что этот тренд есть, — прокомментировал ситуацию Нагуманов. — Но таких обращений немного. Все-таки предприниматели с банками разбираются, ажиотажа по этому поводу нет. Чаще мы отрабатываем вопросы с блокировками по запросу налоговых органов.

Среди других случаев предприниматели указывали то, что банк блокирует счет по требованию за якобы долги перед Пенсионным фондом.

Однако не все эксперты отмечают подобную проблему. Так, начальник юридического отдела юридической фирмы «Татюринформ» Павел Тубальцев считает, что под блокировки попадают в основном те, кто и должен попадать, то есть участники схем по обналичке.

Работаешь меньше двух лет — уже наполовину подозрителен?

Отметим, что сам ФЗ-115 не менялся уже довольно давно, но Центробанк регулярно публикует методические рекомендации банкам, связанные с этим законом. Так, в рекомендациях от 21 июля 2017 года приводится ряд признаков компаний, за которыми банкам следует установить усиленный контроль:

  • наличные составляют более 30% от недельного оборота;
  • с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
  • деятельность, в рамках которой производятся операции по зачислению и списанию средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
  • деньги поступают на счет от контрагентов, по чьим банковским счетам проводятся операции с признаками транзитных;
  • деньги на счет поступают от контрагента, который одновременно переводит средства на счета других клиентов;
  • средства, как правило, поступают на счет суммами, не превышающими 600 тыс. рублей;
  • снятие наличных осуществляется регулярно, ежедневно или в течение трех—пяти дней со дня поступления;
  • снятие наличных в сумме, не превышающей 600 тыс. рублей, либо в сумме, близкой к максимальному объему средств, который может выдаваться клиенту в течение одного операционного дня;
  • деньги снимаются в конце одного операционного дня и снова — в начале следующего;
  • у клиента несколько корпоративных карт, через которые снимаются наличные, а других операций почти нет.

Таким образом, в поле зрения финмониторинга может попасть любая недавно открывшаяся компания, особенно если ее деятельность связана с большим количеством наличности, например, из сферы торговли или бытовых услуг. Впрочем, не все усматривают в подобных рекомендациях угрозу для бизнеса.

— Это просто признак, это не привлечет к поголовному признанию всех неблагонадежными, — полагает Тубальцев. — Я проблемы не вижу.

По словам Рустема Ахметсафина, звонок из службы финмониторинга банка может поступить уже после одного крупного платежа не по сфере деятельности. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Только целевые траты

В этом списке особое внимание следует обратить на третий пункт, где сказано, что подозрения у банка могут вызвать платежи, не связанные с той деятельностью, которая прописана в кодах ОКВЭД. По словам главы юридической компании «Деловой советник» Рустема Ахметсафина, звонок из службы финмониторинга банка может поступить уже после одного крупного платежа не по сфере деятельности.

— У меня была ситуация, покупали машину на компанию, — рассказал он. — Все, нестандартная операция. Был звонок от службы финмониторинга, спросили, что это за нестандартная операция, почему проводите такую нестандартную сумму. Вы же обычно юруслуги предоставляете, а тут вдруг подозрительная какая-то продажа.

Кроме того, подозрения могут возникнуть в связи с большим объемом или частотой переводов — вдруг эта компания является «транзитной в какой-то «серой» схеме? «Например, компания занимается продажей металлоконструкций, у нее в день по счетам проходит несколько миллионов, — добавляет Ахметсафин. — Банк уже видит в этом возможную «обнальную» схему, и начинают блокировать счета всех подряд».

— Например, вы занимаетесь строительством, но решили провести спортивный турнир для своих сотрудников и оплатили аренду футбольного поля какому-то ИП в Сочи, — приводит другие примеры «подозрительных» операций Порошин. — Здесь назначение платежа не соответствует характеру вашего бизнеса. Или если ваши доходы равны расходам, или вы слишком быстро перевели деньги контрагентам — это может показаться банку «транзитом». Проверка идет практически до десятого колена.

Блокировка — это внезапно

Специалисты «Тинькофф Банка» высказываются еще более радикально: «Если вы предприниматель, любой банк может внезапно заблокировать доступ к счету. Причина — подозрение в обнале». Чтобы снизить риск блокировки, они также рекомендуют проверять контрагентов, подробно описывать все переводы, а также вовремя реагировать на запросы службы финмониторинга банка. Но, как отмечает Ахметсафин, заблокировать счет могут абсолютно внезапно, без всякого предупреждения от финмониторинга, да и от иных служб банка.

— Если разбираться, то такое (блокировка счета без предупреждения, — прим. ред.) недопустимо, — заявляет он. — Но хотя банк находится [с предпринимателем] в договорных отношениях, он все-таки занимает позицию сильного. Ну чем мы на него можем надавить? Не заплатим за обслуживание счета тысячу рублей? Можно, конечно, раскручивать этот вопрос, жаловаться. Но это займет много времени и денег. А людям надо работать.

«Государство становится все более «зубастым» и сильным»

Эксперты сходятся во мнении, что сейчас идет усиление регулирования в сфере взаимоотношений банка и предпринимателей. «Новые законы, усиление государства имеет место быть, — комментирует Тубальцев. — Конечно, наше государство становится все более «зубастым» и сильным. Наверное, это нормально. Мы прогрессируем. У государства появляются новые инструменты в борьбе с теми людьми, которые не исполняют закон».

— Это все связано с желанием государства собрать побольше налогов, — полагает Ахметсафин. — Для этого оно начинает бороться с обнальщиками. Оно знает, что обнальщиками зачастую являются мелкие банки, в связи с этим возник всплеск закрытия банков, отзыва лицензий. Маленькие банки убирают, остаются только послушные государству банки, которые становятся еще более послушными.

Порошин также соглашается, что серьезное отношение банков связано с риском лишиться лицензии. Из-за этого, по его мнению, «банки превратились в контрольно-надзорные органы».

опрос
Александр Артемьев
ЭкономикаБанки

Новости партнеров