Тайны и смятения страдающей средневековой Англии
Книга этой недели — роман победительницы Букеровской премии Саманты Харви «Ветер западный»
На этой неделе стало известно имя победительницы Букеровской премии 2024 года. Ею стала Саманта Харви с романом «Орбита», который выйдет в России в мае 2025 года. Ранее только одну книгу писательницы переводили на русский язык — это роман «Ветер западный». Вдохновленный духом эпохи, этот роман погружает читателя в загадочный мир английского средневековья, где одинокий священник Джон Рив ведет борьбу за души членов своей паствы и пытается разгадать тайну смерти богатого покровителя деревни. Но все ли так однозначно в этом мире грязи, воды и мрака?
Богом забытое место
Зима 1491 года. Маленькая деревня Оукэм, затерянная в болотах английского графства Сомерсет, пытается выжить в условиях сурового климата и социальной изоляции. В то время как мир за ее пределами начинает пробуждаться от средневекового сна — открытие Америки не за горами, Ренессанс стучится в двери Европы, — в Оукэме даже мост через реку строится с постоянными неудачами. Грязь и сырость накрывают деревню так же плотно, как мрак бедности и страха перед грехами.
Среди этого мрака живет священник Джон Рив — главный герой и рассказчик романа Саманты Харви «Ветер западный». Рив — фигура сложная и противоречивая. Он искренне любит своих прихожан, но мучается собственными сомнениями в вере и своей способности быть достойным проводником Божьей воли. «Ветер западный» для него — это не просто метеорологический феномен. Это символ очищения, надежды, знамение перемен. Такой ветер, как он верит, прогонит злых духов из Оукэма и даст людям шанс на лучшее будущее.
Но надежда для Оукэма, казалось бы, уходит вместе с Томом Ньюманом, богатым покровителем деревни, чье тело исчезает в холодных водах реки. Том — персонаж загадочный. Он прибыл в деревню после утраты семьи, вложил свои деньги и силы в строительство моста и стал для жителей деревни почти мифической фигурой. Теперь его гибель ставит под угрозу не только мост, но и само существование деревни.
Рассказ задом наперед о мире без мостов
События романа разворачиваются в обратной хронологии — от четвертого дня после исчезновения Ньюмана к первому. Такой подход — не просто литературная игра, а отражение борьбы Джона Рива с собственной виной и желанием переписать прошлое. Каждый новый день, который мы видим, снимает слой за слоем правду о том, что произошло. В финале, который становится началом, обнаруживается нечто гораздо более глубокое, чем просто разгадка тайны.
Эта структура позволяет читателю прочувствовать замешательство Рива, его попытки найти смысл и справедливость в мире, где правила диктует не только церковь, но и грубая необходимость. Словно в зеркале, отражающем наше собственное прошлое, мы видим, как желание повернуть время вспять и исправить ошибки оказывается неизбывным.
Мосты в «Ветре западном» — это больше, чем инженерные сооружения. Это метафора разрыва между прошлым и будущим, между бедностью Оукэма и перспективами новой эпохи. Том Ньюман, символ этой надежды, становится жертвой своей попытки соединить два мира. Его смерть — случайность, самоубийство или убийство? Ответ на этот вопрос важен не только для сюжета, но и для жителей деревни. Самое страшное в их мире — это не быть спасенным от греха.
Харви передает давление, которое испытывают герои. Люди в Оукэме готовы признать себя виновными в убийстве, которого не совершали, лишь бы получить прощение и избежать вечных мук ада. Их вера проста и сурова, но Рив понимает ее опасность. Его долг — защищать свою паству, даже если для этого приходится лгать.
Вина как связующее звено
Харви создает мир, который дышит и движется. Мы ощущаем запахи деревни — смесь навоза, сырости и ладанного дыма. Видим грязные улицы, где дети играют с тем, что найдут. Даже мельчайшие детали, такие как импровизированный исповедальный шкаф из ящиков и занавесей, подчеркивают бедность и изоляцию.
Каждый персонаж прописан с любовью и точностью. Рив, со всеми своими сомнениями, становится ближе к читателю, чем любой супергерой. Мы видим его слабости, его сожаления. Видим, как его рвет на части конфликт между долгом перед церковью и любовью к людям. Его борьба с Благочинным, человеком, который должен был бы быть его союзником, превращается в настоящий моральный поединок.
Ключевая тема романа — вина. Джон Рив винит себя за многое: за то, что не остановил Ньюмана, когда тот говорил о смерти, за собственные грехи, за то, что не всегда может сказать правду. Вина становится тем мостом, который связывает его с паствой. Она позволяет ему понять, что каждый в деревне несет свое бремя.
Но Харви не останавливается на этом. Она ставит перед читателем вопросы о природе веры, о том, как мы находим утешение в трудные времена. Ответы в романе неоднозначны, но именно эта сложность делает его столь жизненным.
«Ветер западный» Саманты Харви — это не только роман о средневековье. Это история о нас, о нашей вере, страхах и надеждах. Рассказанная с удивительной литературной точностью, книга ставит вопросы, которые звучат актуально и сегодня. Как строить мосты между прошлым и будущим? Как жить с виной, которую невозможно искупить? Этот роман — путешествие не только во времени, но и внутрь себя. Его нельзя просто прочитать — его нужно пережить.
Издательство: «Фантом Пресс»
Перевод: Елена Полецкая
Количество страниц: 368
Год: 2021
Возрастное ограничение: 16+
Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор телеграм-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.