На службе Москве: как казах стал татарским ханом и был убит Лжедмитрием

После взятия Казани: татары на русской службе после 1552 г. Часть 2

На службе Москве: как казах стал татарским ханом и был убит Лжедмитрием Фото: yvision.kz

Украинский историк Ярослав Пилипчук специально для «Реального времени» подготовил новый цикл статей о взаимоотношениях татар и других народов Поволжья. Начав новую серию статьей об истории мордвы, он продолжает ее рассказом о служилых татарах Московии. В этой части пойдет речь об участии татар в Смуте и Касимовском ханстве.

Коронация казахского царевича на Касимовское царство

С момента смерти Ивана Васильевича завершилась эпоха значительных войн. Масштабные войны в Восточной Европе, типа Ливонской, и серии конфликтов с татарами также закончились. После Черемисских войн большинство татар и марийцев смирились со своим статусом подданных Русского государства. Русским до 1608 г. также служил Мустафа-Али. Русский посол в Стамбуле говорил, что в 1584 г. в Касимове правил Мустафа-Али сын Кайбулы. В 1585 г. закончилась Третья Черемисская война. В русских архивах сохранились сведения о служебных татарах и конной черемисе. В 1585 г. выступить против шведов готовы были служивые татары: Симеон Бекбулатович в большом полку, на правом фланге Мустафа-Али, в передовом полку — Ильмирза Йусупович из ногайцев, в сторожевом полку — Арслан-Али. В Новгороде был уже несколько иной порядок, чем в Москве. В большом полку Мустафа-Али, на правом фланге — Арслан-Али, в передовом полку — Ильмирза Йусупович, в сторожевом полку –— Афанасий Шейдякович, в левом полку — Мухаммед Кули и Василий Агишевич Тюменский. В 1586 г. при прибытии польского посла Гарабурды Мустафа-Али находился при царе, а при Борисе Годунове был Мурад-Гирей. Татарские царевичи находились в компании русских бояр, черкесских и тюменских князей.

При коронации Федора Ивановича и Бориса Годунова Мурад-Гирея назначили наместником Казани и Астрахани. В 1591 г. Федор Иванович привлек служебных татар и марийцев к войне против шведов. В 1590 г. сибирский оглан Мухаммед-Кули (Маметкул, племянник Кучума, сын хивинского хана Хаджи-Мухаммеда) возглавлял татарские отряды в походе на шведов (до перехода на русскую службу он находился на службе у кызылбашей, а потом у Кучума). Кроме него в войне против шведов участвовал казахский султан Ураз-Мухаммед, который был племянником казахского хана Таваккула. В 1588 г., воюя на стороне сибирского хана Кучума, он в возрасте 16 лет попал в плен к русским. Во главе татарских войск он двигался в сторожевом полку, в большом полку шел Арслан-Али Кайбулович, в передовом полку — Мухаммед-Кули. Из Новгорода он двинулся к Невскому устью. Потом войска двинулись к Ямгороду. В 1595 г. через Ураз-Мухаммеда русские вели переговоры с Таваккулом. Казахский хан просил принять его в русское подданство. На казахов оказывали большое давление ойраты. В 1598 г. вместе с татарскими царевичами Ураз-Мухаммед участвовал в походе против крымцев. Арслан-Али шел в большом полку, в передовом — Мухаммед Кули, на правом фланге — Ураз-Мухаммед, в сторожевом — Шигим, на левом фланге — оглан Мухаммед.

В 1600 г. Борис Годунов пожаловал Касимовское ханство Ураз-Мухаммеду. Местная татарская знать подняла его на белой кошме и в его честь мусульманское духовенство читало хутбу. В «Новом летописце» он назван Бурмаметом. В 1601 г. Ураз-Мухаммеда отправили на границу с Крымским ханством. Служилые татары часто использовались на посольской службе, в частности, при посольствах к крымцам и туркам. В 1601 г. Ураз-Мухаммед, Арслан-Али, Мухаммед-Кули присутстовали на прощании с литовским послом Львом Сапегой. При касимовских ханах находились царские воеводы, но Ураз-Мухаммед еще пользовался значительной свободой. Георг Тектандер называл Казань городом черемисских татар. Их страна описана как поросшая кустарником и болотистая. Отмечалось, что они мало занимаются земледелием, а в основном животноводством.


Касимовское царство. Репродукция с сайта komanda-k.ru

Татары и Смута

В 1632 г. в войске Б. Шеина под Смоленском находилось 1667 татар. На войну мобилизовали мишарей (касимовцев), казанских и юртовских татар. Во время русско-польской войны 1654—1667 гг. татары воевали в составе драгунского полка В. Челюстина и рейтарского полка Т. Шаля. Рейтарский полк Мынгауса целиком состоял из татар. В рейтарах служили свияжские, алатырские и темниковские татары. Кроме того, татары воевали и в полках старого строя. В 1656 г. Василий Арсланович вместе с сыновьями Алтаная принимал участие в походе из Москвы в Ригу. До столкновения с шведами они прошли через Смоленск и Полоцк, которые русские заняли в начале русско-польской войны 1654—1656 гг. Татары воевали в составе русских полков в русско-турецкой войне 1676—1681 гг. Пребывание касимовских и юртовских (астраханских) татар около Чигирина зафиксировано Самовидцем. В 1678 г. Василий Арсланович зафиксирован как анонимный касимовский царевич. В росписи русского войска он известен как Василий Арасланович. В 1679 г. казанские татары и мишари служили в полку Михаила Юрьевича Долгорукова. Интересно, что с момента принятия Соборного уложения в 1649 г. исчезает упоминание о служилых татарах. В русских законодательных актах после Смуты предпочитали не выделять татар и упоминать их вместе с другими служилыми людьми. Георг Тектандер упоминал о ногайцах Ерослане (Джан-Арслане) и Иштереке, которых русские захватили в плен. Сын Иштерека принял христианство, а плененные мирзы поступили на службу к русским. Ранее они воевали против христиан (австрийцев и трансильванцев) в Венгрии.

Служилые татары вместе с марийцами приняли активное участие в серии конфликтов, известных в русской историографии, как Смута. В 1604 г. более 1,5 тыс. татар, преимущественно мишарей, и более 200 мордвинов восстали против Василия Шуйского. В 1605 г они били челом Лжедмитрию Первому. В 1606 г. по призыву Лжедмитрия Второго против Василия Шуйского восстало население городов Алатырь, Арзамас, Ядрин, Курмыш, Чебоксары и Свияжск. Центром восстания был Арзамас, а восстание вскоре перекинулось на Поочье и Посурье. Вскоре восстание охватило Поволжье от Нижнего Новгорода до Астрахани и перекинулось на Вятский и Пермский край. Оплотом власти Василия Шуйского остались Нижний Новгород и Казань (населенная русскими). Необходимо отметить, что восставшие татары, марийцы, мордвины действовали вместе с казаками. В Среднем Поволжье восстание было подавлено. В составе правительственных войск, кстати, были служилые и крещеные татары. Часть восставших перешла на сторону Шуйского, в частности Петр (Урак) Урусов (сын Джан-Али). По сведениям Исаака Масса, в 1606 г. ногайцы отпали от русских и напали на земли марийцев. Татары же Казани вели себя тихо. Русские, казнив Лжедмитрия Первого, дали знать крымцам, что не собираются начинать войны против них. Самозванец же ранее собирался в большой поход на Крым. В 1607 г. Ураз-Мухаммед принимал участие в битве против войск И. Болотникова под Тулой. Исаак Масса указывал, что Василий Шуйский отдал распоряжение опустошить земли у Калуги. Казаху Ураз-Мухаммеду было приказано с его служилыми татарами нападать на украинское население Северской земли и окраинных местностей для того, чтобы наказать поддержавших Лжедмитрия Первого и Ивана Болотникова. Петр Урусов и Ураз-Мухаммед были знакомы между собой и служили Борису Годунову и Василию Шуйскому. Петр Урусов присутствовал на приеме посла Священной Римской Империи в Москве в 1594 г. Он был царским виночерпием. Петр Урусов кроме того был свояком Шуйских.

В Нижнем Поволжье же подавить восстание Шереметьеву не удалось. Более того, восстание охватило Горную сторону в Среднем Поволжье, и войска были переброшены на подавление восстания марийцев и татар. В битве под Свияжском 1 января 1609 г. Шереметьев разбил отряды татар, марийцев и мордвинов. В 1608 г. Ураз-Мухаммед направился в Тушинский лагерь Лжедмитрия Второго. Там он был и в 1609 г. Хан просил Льва Сапегу прислать охранные грамоты для владений касимовского хана в Верхнем Поволжье. Послами к литовцам были отправлены служилые татары. Кроме того, хан просил защиты посадских людей от притеснений со стороны литовских панов. На сторону литовцев и Льва Сапеги вместе с ханом перешли и касимовские татары. По сведениям Иосифа Будило, в 1609 г. на стороне Василия Шуйского выступили ярославские и романовские татары. По его сведениям, в составе правительственных войск находилось 40 тыс. татар (что существенное преувеличение). Станислав Жолкевский отмечал, что Василий Шуйский призвал себе на помощь 15 тыс. татар (точнее, ногайцев) во главе Батыр-бием и Кантемиром. Когда с Лжедмитрием были поляки, то ногайцы остерегались сражаться с ними и просто отступили с награбленной добычей. О помощи крымцев и ногайцев Шуйскому писал и Н. Мархоцкий.

Служилые татары. Репродукция литографии с сайта millattashlar.ru

Как татары убили Лжедмитрия

Побежденные Шереметьевым повстанцы бежали к Яранску, где подняли на борьбу еще и чувашей. Из Яранска отправляли письма в другие города. К восстанию присоединились Арск, Малмыж, Уржум, Лаишево. К восстанию примкнули Вятский и Мещерский края. Против Василия Шуйского в 1609 г. выступили Петр Урусов и касимовский хан Ураз-Мухаммед. К восстанию присоединялись и русские. Среди восставших были татары, марийцы, чуваши, мордвины. Они снова пришли к Свияжску, и казанскому наместнику пришлось приложить значительные усилия для подавления восстания. Что характерно, в правительственных войсках также были русские, татары, мордвины, чуваши и марийцы. 10 марта 1609 г. восставшие потерпели поражение под деревней Бурундуки, но к осени восстание разгорелось с новой силой. Однако Шереметьев в 1609 г. взял Касимов, а потом и Кадом. Мишари оказывали отчаянное сопротивление, но их восстание, как и восстание чувашей и марийцев Горной Стороны, было подавлено правительственными войсками. Далее боевые действия продолжались в форме партизанской войны марийцев и чувашей на Горной и Луговой стороне. Также было неспокойно в Вятском крае. Исаак Масса отмечал, что ногайцы с мордвинами и черемисами воевали против Шереметьева, а когда тот ушел, то воевали между собой. В 1610 г. часть татар присягнула на верность Лжедмитрию Второму. Они надеялись захватить земли тех татар, которые были верны правительству. Внутренняя борьба вынудила снять часть войск с засечных черт и на территорию Русского государства начали активно вторгаться крымцы и ногайцы. В 1610 г. Петр Урусов и Ураз-Мухаммед находились в лагере Лжедмитрия Второго под Тушиным. Вместе с ними там были касимовские, кадомские и юртовские (астраханские) татары. Когда поляки открыто вторглись на территорию Русского государства, то сторонников у самозванца заметно поубавилось. Ураз-Мухаммед посетил лагерь Сигизмунда Ваза под Смоленском.

Польский король сделал все, чтобы привлечь касимовских татар на свою сторону. Семья Ураз-Мухаммеда была заложниками у Лждемитрия Второго и тот хотел их освободить их из плена. Вероятно, Ураз-Мухаммед хотел убить самозванца, но тот, предупрежденный сыном Ураз-Мухаммеда, опередил касимовского хана и умертвил супостата первым. Петр Урусов обвинил Лжедмитрия в убийстве Ураз-Мухаммеда и выступил против него. Самозванец заточил его в темницу. Под давлением татар и Марины Мнишек Лжедмитрий был вынужден освободить своего пленника. 11 декабря 1610 г. Петр Урусов вместе с 20 татарами убил Лжедмитрия Второго. После этого Петр Урусов бежал в Крымское ханство, где стал советником Гиреев и организовывал походы на Речь Посполиту и Русское государство. После смерти Лжедмитрия Тушинский лагерь распался. В условиях польской интервенции и хаоса в Русском государстве ряд русских чиновников совместно с татарами реставрировали в видоизмененной форме Казанское ханство, называя подконтрольную себе территорию Казанским царством. Оно существовало в 1610—1613 гг. Юхан Видекинд отмечал, что казанцы и астраханцы, когда русские осаждали поляков в Москве, придерживались нейтралитета. После капитуляции поляков в Москве в 1612 г. и с избранием Михаила Романова царем в 1613 г. служивые татары присягнули новому русскому царю. Правда, сепаратистские тенденции были не до конца преодолены. В 1615 г. восстали служилые татары Заказанья во главе с Джан-Али Джанмеметовым. В 1616 г. к ним присоединились удмурты, марийцы, башкиры, чуваши. На подавление этого восстания были отправлены служилые татары из других регионов Русского государства.

Месть за смерть касимовского хана

Одним из популярных сюжетов в европейских хрониках стал сюжет о смерти Ураз-Мухаммеда и мести Петра Урусова. Он в целом почти одинаково освещен в немецкой, шведской и польской традициях. Рассказ отличался лишь в некоторых деталях. Немец Конрад Буссов писал, что в 1610 г. Лжедмитрий совершенно потерял рассудок и подозревал многих в измене, в том числе и самых верных ему татар и казаков. Они оберегали его от поляков и немцев. Но Дмитрий приказал утопить в Оке касимовского хана. Тогда возмущенный этим Петр Ерусланов (Петр Урусов) искал возможности отомстить. В убийстве хана был замешан ханский сын, которого Петр также хотел убить. Ерусланова заключили в темницу, как и других 50 татар. Однако их он выпустил через несколько дней, постращав перед этим. Он ездил с ними на охоту, отправлял их в набеги на окрестные села, однако татары не забыли оскорбления. Они целых два месяца ждали возможности отомстить, а до того хватали проезжих купцов и поляков. Они этим исполняли волю самозванца и втерлись к нему в доверие. Лжедмитрий постоянно брал с собой 20—30 татар. За несколько дней до покушения они дали знать о своем намерении Ерусланову. 11 декабря Лжедмитрий выехал на охоту с Еруслановым и 20 татарами. Около Калуги, где находился самозванец, сконцентрировалось 1 тыс. человек. Петр, выждав удобный момент, подъехал и пристрелил самозванца, провозгласив, что мстит ему за утопленного хана и за лишение свободы татарских беков. После этого татары направились в Касимовское ханство, а верные Лжедмитрию русские добрались до Калуги слишком поздно, чтобы сторонники тушинского вора могли нагнать татар. Русские сорвали злость на немногих оставшихся в Калуге татарах, умертвив их. Мартин Бер указывал, что Лжедмитрия Второго покинули все, кроме турок и татар, с помощью которых он хотел овладеть Москвой. С ним было несколько сот романовских татар, а также подданные касимовского хана. Последнего он приказал утопить. Касимовский хан погиб из-за навета собственного сына, и Петр Ерусланов хотел убить его за это. Вскоре Ерусланова за то, что тот знал дорогу до Астрахани, вместе с 50 другими татарами приказали заточить в темнице. Однако через некоторое время их освободили, и они, находясь в числе 20 человек, отомстили. Петр Ерусланов убил Лжедмитрия и вместе с 1 тыс. сторонников бежал в татарские владения.

«Прибытие Дмитрия самозванца в Калугу после бегства из Тушина». Картина Дмитриева-Оренбургского

Швед Петер Петрей сообщал, что как только поляки подошли к Смоленску, то перестали оказывать повиновение Лжедмитрию. Тогда самозванец решил положиться на татар и турок. Сын одного мурзы оклеветал своего отца перед Лжедмитрием, и тот приказал его утопить. Это жестоко огорчило иного татарского князя Русланова. Тот хотел отомстить, но по ошибке убил невиновного татарина. Тогда Лжедмитрий приказал схватить Русланова с 50 татарами. Его люди выпороли татар и кинули их в темницу. Но потом он вернул им прежнее положение, выезжал с ними на охоту и на развлечения. Но они тайно ненавидели его и организовали заговор. Русланов вместе с 30 татарами один раз выехал с Лжедмитрием. Он убил самозванца и назвал его вором, плутом и обманщиком. Он наказал его за то, что он высек татар и потопил мирзу. Юхан Видекинд отмечал, что, когда войско поляков вторглось в Московию, Лжедмитрий бежал в Калугу и оперся на татар и благодаря им разбил какой-то отряд поляков. После этого он выехал на охоту с 300 татарами, среди которых был Урузово (Петр Урусов). Когда русские перепились, он приказал татарам перебить их, а сам выстрелил из пистолета в самозванца, приговаривая, что хватит Лжедмитрию, вору и разбойнику, топить и стегать заслуженных мирз. Урусов мстил за татарского мирзу, которого Лжедмитрий утопил по навету мирзина сына. Урусов убил какого-то мирзу вместо реального преступника, и за это вместе с другими татарами был высечен и брошен в темницу. Совершив мщение он вместе с 2 тыс. татар возвратился к себе на родину. Марина Мнишек же натравила на немногих татар донских казаков. В Калуге казаки перебили 200 татар.

По правую руку царя

Поляк Иосиф Будило также говорил об этих событиях. Ураз-Мухаммеда он знал как касимовского правителя, а Петр Урусов был достаточно известен. Временем убийства Ураз-Мухаммеда названо 22 декабря. Срок заточения Петра Урусова был шесть недель. Касательно же смерти Лжедмитрия указано, что Петр ранил его из пистолета, а потом отрубил руку и голову самозванца саблей, а других русских отпустил. С мертвого сняли одежду и бросили его нагого. Иных русских пощадили, и татары ушли к себе в Орду. Станислав Жолкевский отмечал, что касимовский правитель был при польском лагере в Смоленске, но соскучившись по родным, поехал в Калугу. Но сын не захотел ехать с отцом и поведал о планах самозванцу, который приказал утопить хана. Особо горевали о смерти хана юртовские татары, среди которых был Петр Урусов. Он вместе с преданными себе людьми 20 декабря во время прогулки Лжедмитрия напал на него. Подробности смерти самозванца такие же, что и у Иосифа Будило. Мархоцкий отмечал, что Петр Урусов, которого в Орде зовут Ураком, отомстил за касимовского хана, убив самозванца. Татары застрелили его, а сами ушли в Орду.

Фото yvision.kz

В 1614 г. Михаил Романов назначил касимовским ханом Арслана из сибирской династии. Его настоящее имя было Алп-Арслан и он был сыном плененного русскими сибирского хана Али. Сам оглан попал в плен к русским в 1598 г. В 1612 г. его отправили против войск Речь Посполитой и казаков. Он защищал от них Белоозеро и Вологду. Однако в окрестностях Вологды и сами татары достаточно сильно грабили местное население. В 1616 г. Арслан приезжал в Москву для того, чтобы удостоиться царской аудиенции. Вместе с ним приезжал сын Кучума Мотла. Встретить касимовского хана было предписано царевым боярам. Арслан был у царя, когда тот встречал английского посла Мерика. В 1617 г. он присутствовал при приеме царем персидских послов. В последний раз Арслан побывал в Москве в 1623 г. Татарского хана демонстрировали иноземным послам как важного сановника, который сидит по правую руку от государя. Войсками же он не руководил, хотя касимовцы воевали против врагов русских. В 1614 г. их направили в Кинешменский уезд, чтобы оборонять его от казаков. В 1615 г. их отправили в район Брянска, чтобы воевать против литовцев и поляков. В войске было 443 татарина. Они воевали против отрядов Лисовского. В 1616 г. они воевали под Псковом против шведов. После этого они воевали около Дорогобужа против литовцев Гонсевского. В 1617 г. 466 татар снова воевали под Дорогобужем. Они отличились в бою против полковника Чаплинского. В 1618 г. они прикрывали отход русского войска от Можайска к Москве. В 1620 г. касимовцы у Михайлова стояли для охраны границ от крымцев и ногайцев. Там же они несли службу в 1621—1626 гг. При касимовском хане поочередно находились воеводы, которые следили за его действиями.

После Арслана в 1627 г. власть перешла к последнему фактическому правителю Касимовского ханства Саид-Бурхану (сыну умершего хана). В писцовых книгах сохранилось описание его владений, которые ограничивались Касимовым с его округой. Между 1653 и 1655 гг. Саид-Бурхан крестился и принял имя Василий. В 1636 г. Касимов посетил гольштинский посол Адам Олеарий. По его сведениям, русские склоняли местного хана принять христианство уже тогда, но тот отказался, мотивируя это тем, что слишком молод и, когда возмужает, примет решение. При встрече с немцами Саид-Бурхан принял их дары в виде водки и табака. Хан очень поблагодарил их за дары. Он извинился за то, что не может принять послов у себя, поскольку это очень раздражило бы воеводу. Объяснялись татары и гольштинцы через персидского толмача. Прозвищем Саид-Бурхана было Рейс-Кичик (Малый Рейс). В 1636 г. ему было только 12 лет, а своему отцу он наследовал в возрасте 3 лет. За него практически правила его мать Фатима-султан. Также его опекуном был Ак-Мухаммед-сеид Шакулов (отец Фатимы). Родственник Саид-Бурхана Али жил в Ярославле в 1608—1638 гг. Сын Али Кансувар участвовал в походе русских на Смоленск в русско-польской войне 1632—1634 гг. Он изменил русским и перешел к литовцам. После этого он отъехал к крымскому хану, но вскоре был схвачен донцами и отправлен в ссылку в Сольвычегодск. Али же упорно отказывался принимать участие в боевых действиях. В 1651 г. в документе Г. Литвинову царь предписывал не допускать контактов Саид-Бурхана и его людей с иноземцами. В 1653 г. Саид-Бурхан приехал в Москву вместе с братом своего деда (Алтанаем) и его сыновьями. Всех их привели к шерти. Во время прибывания в Москве Саид-Бурхан отрекся от ислама. В 1655 г. он под именем Василия Арслановича вместе с грузинском царем Николаем Давидовичем (Ираклием I) встречался с патриархом Никоном. Алтанай же после 1653 г. жил в Ярославле. Его сыновья приняли христианство и сменили имена Дост-Султан и Иш-Султан на Петр и Алексей. Патриарх Макарий в описании своего путешествия из Сирии в Москву в 1655 г. упоминал о двух крещеных царевичах, которые ранее были мусульманами. В их отчестве указано Алексеевич, что указывает на то, что Алтанай принял имя Алексей и стал христианином. В 1627—1630 гг. касимовцы несли службу на русско-крымском пограничье в районе Михайлова. Количество служивших на границе обычно было более 200, иногда менее 200, максимально же они выставляли около 600 воинов. В 1635—1636 гг. татары в количестве более пяти и шести сотен служили на границе с крымцами в Михайлове. После 1636 г. сведения Разрядных книг обрываются и невозможно вычислить ни количество татар, ни отдельные их национальные отряды за редким исключением.

Ярослав Пилипчук
Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 г. в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

комментарии 27

комментарии

  • Анонимно 27 апр
    Эта тема самая интересная среди ваших исторических фактов
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Название диссертации автора статьи очень интересное - "МОНГОЛЬСКОЕ завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке".

    Все-таки монголы завоевали тюрок-татар?
    Ответить
    Анонимно 27 апр
    Конечно завоевали.

    Из текстов автора ясно видно, что именно русские спасли татар от монгольского порабощения.

    Правда при этом сами русские заняли место монголов.
    Ответить
    Анонимно 27 апр
    для 08.56
    Большей несуразности встречать не приходилось.
    Ответить
    Анонимно 27 апр
    Ничего, молодость быстро проходит...

    Будет и у Вас опыт жизни.
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Мстительность в крови
    Ответить
    Анонимно 27 апр
    Кровь за кровь.
    Зуб за зуб.
    Глаз за глаз.

    Не забыли кто сказал?
    Ответить
    Анонимно 27 апр
    Кто?
    Ответить
    Анонимно 01 мая
    кот Леопольд..
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Как много монгольских царевичей жило в Ярославле.
    И все они стали русскими.

    А мурз татарских, ставших русскими, и не пересчитать.

    Треть русского дворянства гордилось своими татарскими корнями.
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Монголы завоевали кыпчаков в 13 веке. Пришествие монголов и восточнотюркских племенных групп при взаимодействии с волжскими булгарами, кыпчаками, волжскими финнами способствовало появлению татарского этноса как такового в 14 века (не путать с племенами отуз-татар и татар в Монголии). Созданию единого татарского этноса на территории от Иртыша до Дуная помешал раскол Золотой Орды на отдельные государства в 15 веке (собственно к этому и вел сепаратизм ряда улусов уже в 14 веке). Касательно же роли русских, то они оказали поддержку татарам и башкирам против ойратов-калмыков, которые беспокоили эти народы в 17 веке. Иван Грозный для татар это как Цезарь для галлов. Если бы не он так завоевали бы татар иные, позже (если бы не Цезарь то галлов бы завоевали германцы, во времена Цезаря свевы уже поселились в Эльзасе, а несколькими десятилетиями ранее огнем и мечом по гальским землям пройшли кимвры и тевтоны). Правда в отличии от галлов которые романизировались, мусульманская религия и особое этническое самосознание не дало татарам растворится среди русских. Обрусели только татары принявшие православие (список фамилий тюркского происхождения в книге Баскакова думаю все помнят, в большей мере обрусение конечно коснулось татарской элиты). Казахи уцелели благодаря тому что кооперировались с узбеками и кыргызами против ойратов. Часть ногайцев уйшла к крымским татарам. Те же ногайцы которые не уйшли на запад стали поддаными калмыков. Кумыки же совместо с кавказскими горцами Дагестана боролись не на жизнь, а на смерть против калмыков и кабардинцев.
    Ответить
    Анонимно 27 апр

    для 10.19
    " Созданию единого татарского этноса на территории от Иртыша до Дуная помешал раскол Золотой Орды" - сознательный ввод в заблуждение читателей РВ (уместно вспомнить подарок Путина Шаймиеву - карту "Great Tartaria" 17 века; а также, что в качестве "лингва франка" в 17 в. на территории "G T" был татарский язык.
    Если что,обращайтесь.Созидатель
    Ответить
    Анонимно 27 апр
    "...в качестве "лингва франка" в 17 в. на территории "G T" был татарский язык"...
    Созидатель.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/63705-tatary-na-russkoy-sluzhbe-posle-vzyatiya-kazani#comments

    В 17 веке Золотой Орды уже давным давно не было.
    Шло восстановление русскими при поддержке чингизидов Монгольской империи.
    Ответить
    Анонимно 27 апр
    Вам про Фому, а Вы - про Ерёму.
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Солнце одно на всех.
    Ответить
    Анонимно 27 апр
    Главное что бы нож был не один на двоих.
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    откуда у татар такие странные имена?
    Ответить
    Анонимно 27 апр
    Ну да, Петр и Иван для татар привычнее:)
    Ответить
    Анонимно 27 апр
    Это оттого что, ты сам - более, чем странный (а может и малограмотный).,
    Фома (Неверующий)
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Раньше очень многие татары крестились в православную веру
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Кто такие кызылбаши?
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Кызылбаши (красноголовые) - название данное шиитским туркмано-азербайджанским кочевым племенам, по цвету их головного убора. Там было 12 пурпурных полос в честь 12 шиитских имамов. Кызылбаши были поддаными династии Сефевидов возглавляющие шиитский тарикат Сефевийе (сейчас в идейном отношении к ним близки алевиты). Из конницы туркманов и азербайджанцев состояло войско Сефевидов. Были на протяжении долгого времени одними из ожесточенных противников Османов. Выбривали чубы и носили усы. Наиболее известны племена устаджлы, шамлу, румлу, афшар, зулькадар, текели, каджар. Кызылбаши как термин употреблялся в 16-18 веках.
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Угу. По Вашему лучше фантомы типа Великой Тартарии на европейских картах, которые не подтверждаются не арабскими, не персидскими, не европейскими, не собственно тюркскими историческими источниками. Зато кому то греет душу, что некоторые фантазеры от географии называли татарами и казахов, и ногайцев (при том что это отдельные от татар этносы). И Казахи и ногайцы все таки из другой подгруппы кыпчакских языков. Некоторым просто пора понять, что есть еще кто-то в западноевразийских степях кроме татар. А не рассказывать сказки, которые идут вразрез с аксиомами исторической науки принятыми не только в России, но и в Европе, США, Турции и так далее. По всему миру считают казахов, ногайцев, кумыков, башкир отдельными от татар народами, хотя и близкими по происхождению (из одной кыпчакской группы).
    Ответить
    Анонимно 27 апр
    судя по переписке с русскими ногаи называли себя татарами, а язык свой ногайским.
    Ответить
    Анонимно 30 апр
    именно,что в переписке с русскими,ногаи называли себя татарами,а не вообще...себя так именовали.Татары это экспортный вариант-подстроенный под московскую традицию обозначения разных тюркских народов.
    Ответить
    Анонимно 27 апр
    Любовь правит миром.
    Ответить
  • Анонимно 30 апр
    Так русские татарами в 17-19 называли и не имеющих отношения к татарам шорцев и азербайджанцев. При этом в переписке с русскими шорцам приходилось называть себя кузнецкими татарами, что такое шорцы русские не понимали. Они понимали например термин кыштым, которым обозначали вассалов телеутов и енисейских кыргызов.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров