Почему нам так важен Биляр

Знаменитые «бренды» Татарстана, часть 54-я

Почему нам так важен Биляр
Фото: Радиф Кашапов/realnoevremya.ru

Институт развития городов Татарстана предпринимает новые шаги по реализации проектов на территории Билярского музея-заповедника. Почему столица Волжской Булгарии находится до сих пор где-то на отшибе человеческой памяти, а туристический поток генерирует не памятник истории, а источник «Святой ключ»?

Ручей генерирует поток

На этой неделе в Присутственных местах проходил воркшоп по выработке решений по развитию этой территории. До этого его участники ездили по Алексеевскому району, изучая достопримечательности Биляра. Но самое поразительное было в том, что в конце рабочей сессии один из столичных гостей заявил: а стоит ли это место развивать? Ведь на месте археологических раскопок не выстроишь город, муниципалитет вроде бы не заинтересован в развитии, а в Татарстане и без этого хватает памятников.

Сейчас Билярск — это 2 245 жителей. До Казани — 134 км. До Болгара — 105 км. В 1992-м здесь создали Билярский историко-археологический и природный музей-заповедник. Здесь есть музей, в котором представлено около 3% всех фондов, кладбище с часовней-склепом химика Бутлерова, дом-музей академика Арбузова. Строится культурно-рекреационный кластер «Алтын Дага» (первый транш — более 70 млн рублей). Обслуживанием заповедника занимаются семь сотрудников: один экскурсовод, один научный сотрудник, один смотритель, заведующий музеем, два фондовых сотрудника и директор заповедника. Первое, о чем говорят здесь, — необходим круглогодично работающий туалет.

Рядом многие годы работает лагерь «Фэнсар», а летом собирается Международный молодежный образовательный форум «Сәләт». Также в Алексеевском районе есть базы отдыха, фабрика художественного ткачества, глэмпинг.

Но главный поток посетителей формирует ручей Святой ключ. Находится он у подножия горы Хужалар Тавы. И место это является объектом поклонения язычников, христиан и мусульман. У каждого — свои формы почитания.

За год его посещают около 110 тысяч человек. Проводятся пикники, жертвоприношения, очередь в выходные занимают с 5 утра (при этом в другие дни территория пустует). На его реконструкцию в 2019-м выделили 50 млн, что не смогло закрыть все потребности.

предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой Института развития городов Татарстана

Проблемы исторической навигации

Вообще, приближаясь к Билярску, не сразу понимаешь, чем здесь сейчас развлечься. Вот территория ручья. Вот, как бы обособленно, «Сәләт». Вот само село. И оказывается, если его проехать, то дальше находится особо охраняемая территория (на самом деле половина села — заповедная зона).

Если смотреть на аэросъемки, видно по рвам и валам, что это был огромный город. 1 306 тысяч квадратных метров. Внешняя часть — 4 896 тысяч. В Лаврентьевской летописи 1164 года его называют Великим городом. Согласно записям Ибн Фадлана, его основал хан Алмуш в начале X века. Разрушили монголы в 1236-м. Основательно изучать начали в конце XIX века. С 1967 года здесь работала экспедиция Альфреда Халикова, а потом и Фаяза Хузина.

Итак, в чистом поле многие годы стоит, к примеру, прямоугольная основа из камня, внутри нее — толстые бетонные якобы основания колон. Это мечеть — самая древняя, вероятно, в Волжской Булгарии. Часть ее была деревянной, часть каменной. То, что мы видим сейчас, — попытка как-то это воссоздать. Когда сюда приезжает археолог Хузин, он обязательно рассказывает, как неловко это выглядит. Несколько лет назад была надежда, что в связи с 1100-летием принятия ислама Волжской Булгарией что-то изменится и в Биляре.

предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой Института развития городов Татарстана

Но на поле все так же тихо

Стоит ли заниматься городом, исчезнувшим почти 800 лет назад, в котором, если что-то и раскопают, то тут же надо закопать обратно? Вообще, объяснить стороннему человеку, особенно массовому туристу, в чем прелесть этого поля — сложно.

С другой стороны, никого не смущает, что многие здания в Казани — это результат реновации. Что Болгар — это не только останки старины, но и Белая мечеть. Участники воркшопа говорили, что у них большая надежда на «Сәләт». Гигантское молодежное движение существует рядом с памятником истории — и его энергия должна быть направлена на изучение этого места. Если в эту землю нельзя вкопать даже табличку (настолько она ценна) — значит, дело за компьютерными технологиями, аудиовизуальными шоу и другими проектами, до которых дойдут будущие поколения.

А пока что и просто постоять в тишине, и пропеть азан на месте первой мечети — бесценно.

Радиф Кашапов
Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

ОбществоИстория Татарстан
комментарии 24

комментарии

  • Анонимно 17 сен
    Несколько раз бывал в Билярске - не путать с древним Биляром.
    Всегда получал огромное удовольствие от погружение в Историю.
    Это и древнее городище Биляр, Дом-Музей А.Е.Арбузова Великого Химика 20 века, и Краеведческий Музей и Святой Ключ.
    Недалеко от Билярска могила Великого Химика 19 века А.М.Бутлерова и родовое село Арбузовых Арбузов-Баран.
    Каждый раз поездка в Бирярск это тяжёлая работа познания прошлого и нового.
    Развлекаться никогда не хотелось.
    Понятно, что деньги зарабатывать надо и должен развиваться бизнес на Билярске, как это уже сделано на Казани , Булгаре и Свияжске.
    Правильно пишет автор:
    "Вообще, приближаясь к Билярску, не сразу понимаешь, чем здесь сейчас развлечься".
    Большинство людей в обществе потребления хотят "развлекаться", на этом и строится весь бизнес во всем мире.
    Но не забыть бы и о людях, которые хотят познавать, в том числе и Историю.
    В Билярске прекрасные Музеи, спасибо музейным работникам!
    Ответить
  • Анонимно 17 сен
    Бывал в Билярском заповеднике, заходил в Выставочный зал, на входе смотритель на стуле так крепко и сладко спала, что естественно никого не замечала... Заходи, бери что хочешь.. Видеонаблюдения конечно же тоже не было
    Ответить
    Анонимно 17 сен
    А нам научные работники провели великолепную экскурсию!
    Разбудил бы и вам провел бы!
    Хотя будить не стоит.
    А видеонаблюдение стоит провести.
    Ответить
    Анонимно 17 сен
    Не путай мух с котлетами, речь не про эскурсию
    Ответить
    Анонимно 17 сен
    А зачем обижаться?
    Ты негатив написал про Музей.
    Я нейтрализовал позитивом.
    И то и другое правда.
    Зачем только 'черное' видеть в жизни?
    Ответить
    Анонимно 17 сен
    "Видеонаблюдения конечно же тоже не было"

    Может быть пока еще культура финансируется по остаточному принципу? А если брать платные услуги, то ведь музей не может заработать так же как магазин.
    Ответить
    Анонимно 17 сен
    Это точно!
    Музей важнее магазина.
    Ответить
  • Анонимно 18 сен
    Никто не задавался вопросом, почему т.н. столицы "Волжской Булгарии" находятся в традиционно "русских" регионах?
    Болгар-Спасск находится в Спасском районе с 90% русского населения.
    Билярское городище - в Алексеевском с 70% русского населения.
    Древне-булгарский язык больше похож на чувашский, чем на татарский.

    Каким местом татары относятся к древним булгарам?
    Куда они делись, если эти булгары были мусульмане и предки татар?
    Поменяли полностью свой язык и религию?
    Кто-нибудь в это верит?
    Ответить
    Анонимно 18 сен
    Изучайте историю по-настоящему и легко найдете ответы на все эти вопросы.
    А если очень кратко: ушли севернее от Орды и основали новую столицу.
    Ответить
    Анонимно 18 сен
    Опять фантазии?
    Всё бросили и ушли в Арск и Кукмор, новые столицы основывать?
    Не надо выдавать придумки, созданные по приказу партийного функционера за историческую правду.
    Ответить
    Анонимно 18 сен
    Это не придумки, выселили всех немцев из Калининградской области, вот она и стала на 100 % русской
    Ответить
    Анонимно 19 сен
    Вообще-то не совсем так.
    Вернее, совсем не так.
    Из Калининграда ушли те, кто хотел и те кто мог.
    Кто не хотел уходть, их потомки живут там до сих пор.
    Если уж поляки и чехи, которые целенаправленно выселяли немцев с их исконных территорий, всех выселить не могли, то 16 веке этого сделать тоже не могли.
    Да и не занимался никто в 16 веке переселением народов.
    Это изобретение более позднего времени.
    Для таких мероприятий нужны очень большие ресурсы.
    Ответить
    Анонимно 20 сен
    Кого вы обманываете, выселили, депортировали в 48 эшелонах из Калиниграда и области всех немцев, даже детей-сирот из детдомов и стариков-инвалидов. И после этого, само собой, "коренными" жителями освободившихся домов и селений стали приезжие русские и белоруссы
    Ответить
    Анонимно 21 сен
    где взяли столько русских и белоруссов?
    Их после войны в местах постоянного проживания было недостаточно.

    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Некоторые белорусы остались без домов (были сожжены немцами), желающим предлагали переехать в Чечню. Если помните, чеченцы были депортированы. Аналогично, в Крыму дома депортированных крымчаков отдавали русским переселенцам.
    Ответить
    Анонимно 18 сен
    Все очень просто. Когда русские войска разорили Болгар в 1435 году (воевода Федор Пестрый), часть населения ушла на север к Старой Казани. А потом после уничтожения Казансокго ханства в годы насильственной христианизации мусульман просто депортировали с 50 км. зоны вокруг крупных судоходных рек и крупных дорог. Поэтому татар в том же Булгаре и не стало. Здесь татарам разрешили вернуться только в 1920 г. с образованием Татарстана
    Ответить
    Анонимно 18 сен
    Татар в Спасске "не стало", потому что их там и не было.
    А в Алексеевском районе они есть, потому что район находится в Закамье - регионе компактного расселения татар.
    Как Биляр, находящийся в Закамье может быть столицей "Волжской Булгарии"?
    Тогда уже Закамской или Камской Булгарии, о которой "учОные" ничего не говорят.
    Ответить
    Анонимно 18 сен
    "Татар в Спасске "не стало", потому что" Лука Конашевич со своими последователями постарался.

    "Своим упорством против всех усилий миссионеров и властей татары навлекли на себя даже настоящее гонение, о бедствиях которых хранятся у них озлобленные предания даже доселе. Епископ Лука Конашевич насильно брал их детей в свои школы, ломал их мечети ... разобрал остатки уважающихся татарами булгарских сооружений." (П.Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910, с.. 36).

    Может и ваши православные предки - это потомки тех детей, отобранных у булгар-тюрок-мусульман в православные школы? Когда всем сделают генетический анализ, может быть выяснится, что мы дальние родственники по булгарско-тюркской линии, а ты все споришь тут о русских жителях Спасска.
    Ответить
    Анонимно 18 сен
    Это русов (руссо-туристо облико морале) не было на землях Великой Татарии, как описал в 922 г. путешественник Ахмед Ибн-Фадлан они, временно, приплывали по реке ИтИль, потом после оккупации Казанского Ханства, они заселили земли вырезанных, выселенных "за 101 км" от рек и городов, местных тюрков-татар
    Ответить
    Анонимно 19 сен
    И ты, дорогой, ошибаешься. Не было в 922 году никакой Татарии, тем более Великой. Болгар был, а по-современному можно - Булгар.
    Ответить
    Анонимно 18 сен
    /Никто не задавался вопросом, почему т.н. столицы "Волжской Булгарии" находятся в традиционно "русских" регионах?
    Болгар-Спасск находится в Спасском районе с 90% русского населения.
    Билярское городище - в Алексеевском с 70% русского населения./
    Можно заселить сколько угодно народа.
    /Каким местом татары относятся к древним булгарам?/
    Элемент этногенеза татарского народа.
    Ответить
    Анонимно 18 сен
    Не слишком ли много усилий необходимо было затратить в дореволюционное время по переселению людей, чтобы опровегнуть теории, возникшие спустя 50 лет после революции?
    Народ не исчезает бесследно, никуда не "уходит".
    Он остается, остается язык, остаются обычаи.
    Вот и получается, что высосанные из пальца "исторические теории" вступают в противоречия с фактами.
    Наиболее близкий к древне-булгарскому языку - чувашский.
    "Волжские Булгарии", принявшие ислам раньше всех в мире, находится на территориях, компактно заселенных православными русскими и .д.
    Не надо постоянно примазываться к чужой истории и объявлять себя то наследниками мифической Золотой Орды, то наследниками не менее мифической Волжской Булгарии.
    У татар есть своя история.
    Может она не такая распиаренная, но она есть.
    И она - реальная.
    Её надо изучать.

    Ответить
    Анонимно 19 сен
    Начинаем изучать.
    "татары. (Историческое). Этот термин, как название народа, имеет скорее историческое, чем этнографическое значение. Татар, как отдельного народа, не существует" (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1901, т.64, с. 671).
    Ответить
    Анонимно 20 сен
    Даже крещённые "татары" страдали от этого слова, вот как один из них, православный священник Д. Григорьев:
    «Едва ли начальству известно, что для крещёного татарина нет выше обиды, когда называют его татарином. Вот уже прошло 350 лет, как первые из казанских инородцев - мусульман приняли святое крещение, и стали называть себя крещёными, а начальство все еще продолжает называть их ненавистным именем татарин, и, главное, даже требует этого" (Д.Г. Григорьев «Зовите нас крещёнами».- Известия по Казанской епархии, 1906, № 14/15, с.450).
    1906 год - 1552 год = 354 года, то есть Д. Григорьев упоминает события после взятия Казани войском Грозного, которое было началом затяжного (на три с половиной века) крестового похода на поволжских мусульман.
    Веру часть мусульман тогда поменяла (кто принудительно, кто добровольно-принудительно, кто добровольно), но язык не поменяли, поэтому пословица эта про захватчиков из Орды, возглавляемых монголами, общая, как для булгар-мусульман, так и для кряшен:
    "Татар белен каберен янэшэ булмасын" - "Избавь от соседства с татарином и на том свете".
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров