Гаяз Исхаки ест кнедлики и изучает Сингапур

Анализируем дневники великого татарского писателя в эмиграции, часть 4-я

Гаяз Исхаки ест кнедлики и изучает Сингапур
Фото: скриншот realnoevremya.ru из видео «Гаяз Исхаки»/youtube.com, аккаунт «Гаяз Исхакый»

В дневниках Гаяза Исхаки, изданных Институтом языка, литературы и искусства, мы читаем историю его путешествия из Владивостока в Европу уже после долгого пути через всю Россию в Японии, а потом дороги в Харбин. В очень некомфортных условиях (и это еще мягко говоря!) он плывет на пароходе японской компании под названием Кarachi maru вместимостью 4 тысячи тонн. Скорость движения — 18—20 километров в час.

Бердвотчинг

С Исхаки плывут 1 050 чешских солдат, а также команда парохода — около 50 японцев. За каждый день пути чешское правительство платит компании 7 тысяч иен. Еду и питье везут свое. То есть, считает Исхаки, питание одного солдата обходится примерно в 10 иен. Значит, на двоих путешественников (а он плывет с Фуадом Туктаровым, общественным деятелем, публицистом, журналистом) — 1 200 иен. Почему на них столько тратится, спрашивает писатель. И, возможно, задает более важный вопрос: почему они принимают эту щедрость? И приходит к выводу, что новое государство так заботится о репутации.

«9 октября. Сегодня мимо нашего парохода пролетает довольно много птиц. Сначала боятся, не садятся, потом решаются. Один из видов — это голуби, но цвет не похож на наших, более серый. Другой из них — что-то типа перепела. Еще одна похожа на синицу. Среди них был одна черная птица. Сказали, что это сокол. День прошел хорошо».

10 октября 1919 года они проплывают между Китаем и Тайванем, Исхаки сетует, что ширина пролива 250 километров, так что они не видят ни того, ни другого берега. Понимает он и причину, почему пароход так медленно плывет, и дело не в тайфунах: «Хитрость в том, чтобы брать у чехословаков деньги за простой. Потому что эти платят за пароход по дням. И когда плывут, и когда стоят. Поэтому нет нужды изматывать японских работников, заправлять машину. Один день плывут, а потом заходят в бухту набираться сил. Другая причина — у парохода мало грузов. Он через телеграф ищет грузы. Вот и сейчас отправили агентов».

Скриншот realnoevremya.ru из видео «Гаяз Исхаки»/youtube.com, аккаунт «Гаяз Исхакый»

Дни чешской кухни

12 октября Исхаки отмечает годовщину отъезда из Уфы в «телячьем вагоне». Вспоминает, что тогда он с товарищами надеялся продолжить работу в Сибири. «Прошел год. Пришло время давать отчет. Но в ответ только одно слово — «ничего». Мы не сумели сделать и сотой доли работы во благо нации. Причин много. Но самая большая — в Сибири нет духовной опоры. В Сибири муллы, муэдзины — словно коровы, набившие брюхо. В Сибири нет народников-купцов, он или жулик, или бессмысленный упрямец, или бездуховный хулиган, в Сибири нет интеллектуалов».

14 октября Исхаки пишет, что чехи сварили национальные блюда: «Это тесто с вяленой капустой и половинкой свеклы. Называется — кнедлики. И сырое, и теплое, в рот не лезет. Сами-то они с большим удовольствием ели. Видимо, когда что-то национальное — там нет какой-то логики».

Что касается питания, то дела идут плохо. Две трети испекаемого хлеба — сырой, так что достается не чешским солдатам, а рыбам. Воды в помывочной не хватает. Питьевая вода, простояв в железной посуде, приобретает красный цвет. Исхаки удивляет, что солдаты воспринимают это спокойно.

Сингапур. Скриншот realnoevremya.ru из видео «Сингапур от нищей колонии до одного из мировых лидеров экономики»/youtube.com, аккаунт «Канал о войне, оружии и истории»

Сингапурский эмират

Пароход приближается к Сингапуру, останавливается в 3—4 километрах в ожидании чиновников: представитель городской власти, доктор, представитель пролива. Они выдают разрешение, и пароход подходит к городу. Но чтобы выйти, нужно разрешение местной «милиции», что затягивает высадку на сутки. Пароход между тем заполняется товаром, а офицеры обманом выходят на берег.

«День жаркий, в такой чрезвычайной ситуации хочется пить, чая нет, город блестит, манит к себе. Не можем ходить. Мы прожили две недели в состоянии животных, скучаем по виду чистой постели, людей, похожих на людей, хотим ступить на землю». К тому же, пишет Исхаки, Сингапур — «отдельный мусульманский эмират». На это указывает надпись на государственном пароходе на английском — «Мухаммед».

20 октября Исхаки посещает Сингапур: «Белые, как молоко, здания, высокие деревья хурмы, банановые, апельсиновые деревья стоят, растут рядом. Вдоль берега растут не виданные нами деревья». Там, где красиво, живут англичане, подмечает Исхаки. На правой стороне — мусульмане. Слева — китайцы, японцы, христиане.

Он обращает внимание на индусов в фесках, арабов в чалмах, вывески на арабском на базаре. Но и по-арабски, и по-персидски эти люди не понимают. Наконец встречают Саида Ахмеда из Медины, который приводит их в магазин Хаджи Йосыфа из Индии, переговариваются на тему поиска жилья, находят комнату у одного японца, после помывки посещают местную мусульманскую столовую. Там не особо чисто, зато вкусно. Все едят руками. Хозяин — араб.

Исхаки и Туктаров набирают фруктов, едят по дороге, видят мечеть без минарета (вместо нее, пишет путешественник, большой барабан, в него стучат, созывая на молитву). Для омовения устроен бассейн. Внутри — коврики из камыша, есть и паласы. Даже вне времени молитв внутри сидят около 40—50 человек, некоторые просто болтают, кто-то спит. Изучают книги: «Сотни Коранов. Без начала Коран, Коран без окончания, старый Коран, половина Корана, полный Коран».

После беседы с одним из прихожан они находят местную мусульманскую школу: «Выходят несколько мальчиков. Один довольно хорошо говорит по-арабски. В руках книги арабские, английские. Науки — по-английски, религия — по-арабски. Внутрь зайти нельзя — преподавателя нет. Но в результате удается что-то посмотреть под надзором прислужника».

«Сегодня сходили на пароход, попросили разрешения переночевать в номере. Устали ходить, ищем ужин, вид у нас затрапезный, в большие рестораны зайти не решаемся. Ходим-ходим, ничего приличного не находим, идем в уличную столовую. Это оказывается столовая для мусульман. Еда вся на одном уровне. Как у нас в «Сарае» (гостиница со столовой, располагалась на ул. Парижской Коммуны, 9 — прим. ред.). Немного едим и ложимся спать. Очень устали. Нормально не поспишь, в номерах шумят, ходят, бродят».

Радиф Кашапов
ОбществоИстория Татарстан
комментарии 22

комментарии

  • Анонимно 11 июн
    Интересные размышления политика.

    "...Видимо, когда что-то национальное — там нет какой-то логики»".

    Верно подметил Г.Исхаки - у фанатиков-националистов логика отсутствует, как и у всех других фанатиков.
    Если человек владеет логикой, он никогда не станет фанатиком.
    Ответить
    Анонимно 11 июн
    А как там у оголтелых великодержавных шовинистов-монархистов и прочих панславянистов-западников, как с логикой, все норм?
    Ответить
    Анонимно 11 июн
    Разум пробуждается у 14-летнего или деньги отрабатываете и придуряетесь глупее, чем вы есть на самом деле?
    Черным по белому написано -
    у любых фанатиков, в том числе и фанатиков-националистов всех цветов, расцветок и этносов, логика напрочь отсутствует.
    По определению слова "фанатик".
    Или подражаете фанатику-националисту Ленину?
    Ответить
    Анонимно 11 июн
    И вновь
    Нет, вспоминаю, крики в зале:
    "Ленин, партия, комсомол.
    Ленин, партия, комсомол" - все встают, бурные овации в зале...

    Ответить
    Анонимно 11 июн
    Так из пионеров и комсомольцев и готовили фанатиков.
    Религиозных, так как марксизм-ленинизм это разновидность тоталитарной религии.
    Ответить
    Анонимно 11 июн
    И вновь продолжается бой,
    И сердцу тревожно в груди.
    И Ленин - такой молодой,
    И юный Октябрь впереди!
    Ответить
    Анонимно 11 июн
    Ура!
    Ленин точно молодой?
    54 года ему было когда он умер от поражения головного мозга.
    По тем временам - глубокий старик.
    Кстати и кличка у него была в их группировке "Старик".
    Ответить
  • Анонимно 11 июн
    Как-то не хорошо, не по-людски, он отзывается о фабрикантах, купцах, духовенстве, за счет которого он, и прочие писатели, поэты, журналисты того времени жили, гостили у них, получали от них деньги (помните 80-100 000 сибирских денег, которые они с друзьями меняли в Омске, Красноярске, в Японии!)
    Ответить
    Анонимно 11 июн
    Пробуждение разума рождает чудовищ.
    Гораздо более страшных судовищ, чем "сон разума" С.Дали.
    И одним из рождаемых пробуждающимся разумом "чудовищ" у любого человека является мания величия и национализм.
    И Гаяз Исхаки здесь не исключение.
    Такой этап проходит каждый подросток, когда начинает осознавать себя в сложном многополярном, многонациональном и многоконфессиональном мире.
    Главное - не остановится на этой стадии развития, не остаться на всю жизнь 14-летним подростком с манией величия о своем национальном и интеллектуальном превосходстве, своей национальной "избранности".

    Гаяз, судя по его дневникам, задержался:
    "Мы не сумели сделать и сотой доли работы во благо нации. Причин много. Но самая большая — в Сибири нет духовной опоры. В Сибири муллы, муэдзины — словно коровы, набившие брюхо. В Сибири нет народников-купцов, он или жулик, или бессмысленный упрямец, или бездуховный хулиган, в Сибири нет интеллектуалов»".

    Мысли и сознание 14-летнего подростка, напичканного гормонами.
    Гормоны это хорошо, но думать, что ты умнее других можно только в 14 лет.
    Этой подростковой фанатичностью и пользуются во все времена террористы всех мастей и расцветок.



    Ответить
    Анонимно 11 июн
    Арака куп ещмя
    Ответить
    Анонимно 11 июн
    Подростки, террористы... У вас всё в порядке? Свои пубертатные фантазии лучше оставьте при себе.
    Ответить
    Анонимно 11 июн
    По существу оскорбительных высказываний Гаяза Исхаки о сибирских татарах ответить можете?
    Или привыкли только скандалить?
    Ответить
    Анонимно 11 июн
    "Арака куп ещмя"

    Зачетный коммент!
    Лучше вообще не пить, а то деменция и рак раньше положенного придут.
    Ответить
    Анонимно 11 июн
    Уже давно опубликованы воспоминания Гаяза Исхаки, где он красочно описывает, как он в компании интеллектуалов, в которой был и Габдулла Тукай, пили, в том числе и араку-водку, в номерах "Булгар" в Казани.
    Может быть за это номера и снесли вплоть до фундамента?
    Но из песни, как говорит народ, слов не выкинешь.
    Тем более, что народ одобряет это дело.
    И только фанатики продолжают лицемерить.
    Ответить
    Анонимно 12 июн
    Как-будто интеллектуалы не могут ошибаться. Лицемерие не при чем тут, совсем недавно и до врачей дошло, что красное вино не полезно для сердца.
    Ответить
    Анонимно 12 июн
    Не надо натягивать на глобус ваши красные революционные шаровары, он "про сибирских татар" не сказал ни слова, а богачи-самодуры-фабриканты везде одинаковые, со своими тараканами в голове, а имел ввиду, как он писал ранее, про одного толстого, хромого ишана К, который в Омске, нажаловался, донес на него Колчаку, правительство которого отписало Сазонову в Париж и представителям Антанты, и поэтому ему невыездному пришлось практически год ходить по кабинетам и ждать транзитную визу в Европу
    Ответить
  • Анонимно 11 июн
    БЕРДВОТЧИНГ и кнеглики это, конечно, актуально, а куда делся их третий, закадычный друг Нияз Максуди, с кем они жили в Японии и добивались транзитных виз в Европу?
    Ответить
    Анонимно 11 июн
    Судя по тексту, он остался в Китае на тот момент.
    Ответить
    Анонимно 11 июн
    Кашемировое пальто, понимаешь, увез, или ни так сели?!
    Ответить
    Анонимно 11 июн
    Нияз Максуди с Садри Максуди (с кем заседал на Версальской мирной конференции в Париже Г.Исхаки) это не молочные братья, родственники или просто однофамильцы?
    Ответить
  • Анонимно 11 июн
    Плюс минус год во времени и в пространстве, как говорят астрономы, это мелочи! и это правильно в Общероссийский день склероза )
    Ответить
  • Анонимно 11 июн
    о, мы его в школе проходили
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров