Ябанджи среди чужих: герои. Бизнесмен Фарук Гизатулин

Авторская колонка Радифа Кашапова о татарах Анатолии. Часть 16-я

Сделаем шаг в сторону от героев Эскишехира. Когда был в Стамбуле, выяснилось, что там же в очередной раз находится на отдыхе Фарук Гизатулин — татарин, родившийся в Японии, учившийся в Турции, а ныне живущий в США. Он пригласил меня на завтрак в саду дворца Ыхламур, а я взял микрофон и камеру.

Казань — Забайкалье — Харбин — Кобе

Ыхламур — бывшая летняя резиденция султанов. Она находится между районом Бешикташ, где жил я, и Нишанташи, где обитал Фарук-абый. Ыхламур строили по повелению султана Абдул-Меджида на площади в 25 гектаров, при этом снесли особняки других султанов. Также здесь появился сад. Когда появилась Турецкая республика, здесь открылись музеи, а в 1987-м, после реставрации, сюда вновь может попасть любой желающий, за скромную плату в несколько лир (карты не принимают).

Фарук-абый сходу напоминает хрестоматийного американца: в солнцезащитных очках, с характерным акцентом, вежливый, но немного отстраненный. Его дед по отцу родился в Казани, он был купцом. Дед по матери, Садретдин, отправился искать золото в Забайкалье, недалеко от Читы, в Николаевск. Там родилась мать Фарук-абый. Там Садретдина настигли большевики и убили.

Одна жена с четырьмя детьми осталась в России. Другая, помоложе, с семью малышами уехала в Хабаровск, после в Харбин. Там родители познакомились, перебрались в Корею, а в 1923 году переехали в Японию, в Кобе, где у них родились дети, шестеро, включая Фарука.

Первая мечеть и мечты о США

Кобе — это портовый город, сюда ехали со всего света, в особенности было много мусульман. Именно татары стали сначала арендовать здесь для пятничных намазов и таравих-намазов во время Рамадана здание, открыли школу, пока не решились совместно с индийскими мусульманами построить мечеть, первую в истории Японии, в 1938 году.

Отец Фарука возглавлял татарскую общину Кобе, общество «Татары Идел-Урала». Также татары жили в Токио, всего их в стране было около 1200. Фарук учился в медресе. В 1950-е началась война Японии с Кореей.

— В Кобе приехали офицеры, они жили у нас в доме, у нас был большой дом, на 17 комнат, его называли White House of Kobe, — вспоминает Гизатулин. — Один из турецких генералов пообещал дать отцу гражданство, которого у них, как у беженцев из России, не было. Так в 1955-м Фарук оказался в Турции, где прожил семь лет и учился в лицее. 195 татар из Кобе приехала тогда в Турцию, а 105 сразу отправились в США.

Я всю жизнь работал

В начале 60-х по давнему желанию матери они переехали в Калифорнию, с «Грин-кард». Сюда перебрались многие татары Кобе, где вновь основали общество America Turko-Tatar Association. Этих эмигрантов сейчас в США называют «старые татары». Их, вероятно, около 700 человек. Новых татар — около 5000, считает Фарук-абый. В США он получил степень MBA, сначала работал в чужой компании, потом стал заниматься производством футболок, к старости продал фабрики, теперь сдает недвижимость.

— Казань — это мои корни, я там бывал раз пять, — говорит Гизатулин. — В последние два раза добраться до столицы не удалось. В первый раз грянул ковид, добраться из Стамбула в республику иностранцу проблематично, в этом году началась спецоперация. Впрочем, у Фарук-абый немало родственников и в Турции, есть родные и в Москве, и в Уфе, так что он собирал их в Стамбуле.

— Зачем мне такой ненужный язык, думал я в детстве, — вспоминает американец. — В Россию не поедешь, в Турции не знают. Зачем бог не дал мне итальянский, к примеру. А сейчас я очень рад этому.

С женой-американкой он познакомился в 1970-е. Вспоминает, как позвал ее в клуб, провел по знакомству (его все знали как «Фрэнка», так он порой подписан и в социальных сетях). У них четверо детей, пятеро внуков. По-татарски никто не говорит.

— Я не учил детей татарскому или турецкому. «Жалко» (он говорит это слово по-русски). Моя жена не знает татарского. Я много работал. Создал свои фабрики. В полшестого утра шел на работу, в полседьмого возвращался, так шесть дней в неделю. С детьми много времени не проводил. Меня спрашивали, кто я, — я говорил, что я турок, они про татар ничего не знали. Сейчас уже говорю, что я татарин, начали понимать.

В социальных сетях Фарук-абый ругает Байдена, делится фотографиями турецких и татарских блюд, в том числе татарских, а также хвалится достижениями детей и внуков. Недавно рассказал, что его сын Шон поймал огромного тунца и устроил в родовом гнезде суши-вечеринку.

Радиф Кашапов
ОбществоИстория Татарстан
комментарии 12

комментарии

  • Анонимно 16 авг
    Ну что такое! Опять непонятные ассимиляционные практики.
    Ответить
    Анонимно 16 авг
    Ассимиляция сопровождает человечество с тех пор, как Ева совершила грехопадение и соблазнила Адама, за что парочка и была изгнана из Рая на грешную Землю.

    С давних времён племена обменивались женщинами и мужчинами (ассимилировали).
    Для генетического разнообразия и здоровья.
    А если обмен осуществлялся по Любви, то это было Счастье - дети рождались здоровыми и талантливыми.
    И ныне народы и этносы "ассимилируют" по Любви, появляются новые молодые народы, например, американцы или россияне (русские).

    Или Вы приверженец образования семей только в пределах одной своей деревни?
    Это Ваш выбор, пожалуйста.
    Но почему Вы против Любви между мужчиной женщиной из разных "деревень"?
    Вы надеетесь "законсервировать" этносы навечно?
    Это против заветов Творца.
    Он творил и нам завещал развиваться.
    А без Любви между мужчиной и женщиной не может быть развития, творчества в самом широком смысле этого слова - от деторождения до открытия Законов Творца, например ЗАКОНА ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ.
    Ответить
  • Анонимно 16 авг
    "Его дед по отцу родился в Казани, он был купцом. Дед по матери, Садретдин, отправился искать золото в Забайкалье, недалеко от Читы, в Николаевск. Там родилась мать Фарук-абый. Там Садретдина настигли большевики и убили.

    Одна жена с четырьмя детьми осталась в России. Другая, помоложе, с семью малышами уехала в Хабаровск, после в Харбин".

    В истории одной семьи из Казани отразвилась история всей России.
    Ответить
  • Анонимно 16 авг
    Почему они среди чужих в Турции?? татары в Турции свои.На все 100% турецкий это татарский из которого не убраны арабизмы и слова из фарси.
    МЫ в ТУРции свои!
    Ответить
    Анонимно 16 авг
    Татарам живущим в Турции лучше знать.
    Герой очерка считает своей Родиной Казань, Татарстан, Россию.
    Ответить
    Анонимно 16 авг
    Мало ли кто что считает?? всегда одного найти можно.. Татары это турки это факт
    Ответить
    Анонимно 16 авг
    Спорное утверждение.
    Очень спорное.
    Современные казанские татары и тюрки, да, говорят на тюркском языке, похожем, но разном.
    Как поляки и современные русские.
    Ответить
    Анонимно 16 авг
    Нет не спорное утверждение. Оно очевидное верное
    тюркского языка не существует есть тюркская группа языков.
    Причём здесь поляки русские?

    Татарский! если в ы его знаете это то же что и азербайджанский и туркменский и узбекский и турецкий! Абсолютно совпадает! и морфология, словообразование и лексика на 90% одна и та же и фонетика.
    еслиты не знаешь то неспорь я вырос в дальней деревне и рос на настоящем татарском языке от деда и бабушки и там были и текушилар и озур дилерем, и мерхаба , яа акшамляр. Та кчто спорить не надо надопризнать вам что в ынеобразованы смириться и молчать хожча калын!
    Ответить
    Анонимно 16 авг
    Есть тюркские языки (тюркская группа языков) и они значительно отличаются между собой (турецкий и казахский).
    Есть славянские языки и они значительно отличаются между собой (польский и русский).

    И почему ты запрещаешь "спорить" с тобой - ты бывший "начальник"?
    Или подросток в период полового созревания? - они тоже агрессивны и категоричны.
    Страницы уважаемого РВ как раз и предназначены для того, чтобы высказывать различные точки зрения.
    Без хамства.
    Ты хочешь установить "единомыслие"?
    Как в диктаторской классовом государстве?
    Или в твоей семье?
    Зачем тебе это нужно?
    Смирись - твоя точка зрения одна из многих и многих миллионов - хотя и не отличается оригинальностью.
    Ответить
    Анонимно 16 авг
    В начале 20 века ... "Подавляющее большинство участников дискуссии, основываясь на материалах, фактах и источниках, свидетельствах специалистов, еще раз доказали достоверность взглядов Ш. Марджани о происхождении современных татар и подняли вопрос о необходимости отказа от навязанного им названия "татары" и принятия самоназвания "булгар". (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.) см.стр. 69.
    Ответить
    Анонимно 16 авг
    смирись с тем что нужны аргументы чтобы тебе поверили. я в отличи от тебя всегда даю аргументы

    турецкий и татарский это один язык и только неграмотные с этим спорят
    причем здесь казахский ?? ты совсем куку? тебе 15лет созреваешь больно часто ты эту подымаешь .
    если нет аргументов то ты врешь та кпоянтно причем единомыслие ВРАТЬ НЕЛЬЗЯ ВРАТЬ НЕПОЛОЖЕНО! неспорь у тебя ученые фантазеры из фантазий выводят законы мироздания ну это уже совсем ...МОлчи
    Ответить
    Анонимно 16 авг
    ябанджи - это единственное число. я говорю от себя, плюс это отсылка к кино.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров