«Педсовет» — за татуировки, против выгорания и за честный «дистант»

Театральная площадка MOÑ дала слово учителям

Театральная площадка MOÑ представила премьеру спектакля «Педсовет», в которой участвуют учительницы и рассказывают, что их радует и тревожит в родной профессии. В ответ зрители предлагают бастовать, соглашаются отдавать детей в педагогический и расстраиваются, что на сцене нет ни одного мужчины. Подробнее — в материале «Реального времени».

Монолог со стоянием на гвоздях

Спектакль проходит в формате «театра горожан», когда на сцене играют не профессиональные актеры, а представители какого-либо социального слоя. К примеру, люди, которые считают себя татарами — в спектакле «Чын татар». Летом в рамках фестиваля «Город. Арт-подготовка» представили пять таких проектов — с таксистами (пришел один), женщиной за 40, жителями Иннополиса, людьми, которым нравится озеро Нижний Кабан, и учителями (в первый же день пришло более 50 заявок).

Эскизный вариант назывался «24/7», в нем участвовало 18 человек, они дефилировали на представлении от ведущего с напитками, с которыми ассоциировали себя. Кто-то выходил с вишневой настойкой, кто-то с кофе. Некоторые пришли в вечерних платьях. Устраивалось общение со зрителями, игры — словом, квест с элементами монологов. Некоторым зрителям показалось, что прямолинейность шла в плюс спектаклю.

Здесь же театра уже больше. В сентябре участниц осталось семь. Одна из режиссеров, Елена Калаганова, говорит, что среди заявившихся летом был один мужчина, но не смог поучаствовать. Так что это чисто женский взгляд. А точнее — это реальное описание дел: учителя старшего поколения не готовы говорить о работе со сцены, а девушки теперь отвечают даже за такие предметы, как физкультура и ОБЖ.

Весь игривый флер ушел. Как указывает Калаганова, когда режиссерская группа и актрисы начали разговаривать, оказалось, что «стало не до шампанского». Спектакль начинается с вызывающего отвращение звонка, учительницы втискиваются в широкие пиджаки, висящие на вешалках, и начинается педсовет — как допрос в гестапо. Каждая из выступающих отвечает за определенную тему.

К примеру, учительница информатики Дарья Павлова — за внешний облик. Она делает татуировки, а в школе ее не понимают — правда, есть и те, кто радуется. В этот момент остальные преподавателя якобы обсуждают происходящее в чате — но после все голосуют, что учителя за внешний вид осуждать нельзя (в зале — трое воздержались).

Другая тема — «профессиональное выгорание», что демонстрирует «физичка» Анна Шарафеева, пропуская ток через графитовый карандаш — так учителя зажигаются от детей, а потом начинают дымиться...

Далее строгая схема ломается и слово подряд предоставляют сразу трем педагогам. Учитель географии проводит с залом тест с вопросами типа: сколько раз преподаватель может съездить в путешествие? 0-1 раз. Зал смеется, и этот настрой как бы скрадывает эффект от профессии человека, преподающего предмет, по которому почти не сдают ЕГЭ.

Самый занятный опыт устраивает так называемый «преподаватель родного языка». То есть татарского. У Лейлы Хабибуллиной, к слову, есть театральный опыт, она играла в труппе D'әrt, выпустившей несколько лет назад 2,5 спектакля. У нее шесть вариантов поведения на сцене и шесть монологов, которые выбираются киданием зрителями кубиков. Выпадает стояние на гвоздях с разговором о том, что бы она делала, если бы не была учителем (к сожалению, не удалось услышать текст про ЕГЭ на татарском языке). Лейла признается, что хотела уйти из школы — в тот же театр. Но даже ее мама спрашивала — а как же дети. Ее фрагмент заканчивается колыбельной, и кажется, что в этот момент услышал не просто монолог о проблемах, которые в большинстве своем известны, а немного заглянул внутрь человека — и поразился его внутренней силе.

Учительница физкультуры и ОБЖ Энже Усманова объектом рассуждений делает свисток, чей зычный звук здорово помог бы ей в жизни — к примеру, в разговоре с молодым человеком. А еще она признается: «Детей боюсь». Как говорит еще один режиссер спектакля Йолдыз Миннуллина, тему страха они хотели сделать основной, и это чувствуется, к примеру, в дневниковых заметках, которые появляются на проекции в конце экрана (третьим режиссером стала Анастасия Радвогина, — прим. ред.). Впрочем, этого некоторым зрителям не хватило: мы же Казань, у нас еще долго школа не будет выглядеть тем местом, куда можно спокойно отправить детей.

Но это еще не конец. Учителя общаются в Zoom, с отключением и зависанием интернета, разумеется, — Анастасия Силантьева рассказывает, насколько много трудностей приходится преодолевать в этом случае. В «Инстаграме» у нее написано: «Могу накрасить и научить русскому языку». А заканчивается спектакль выходом Валерии Брендиной: она в красивом платье становится на пьедестал из книг — и зритель видит ее красивые татуировки.

Не нравится зарплата — устраивайте забастовки!

Об этом организаторы сообщают на обсуждении, которое длится, как и спектакль, час. Одна из коллег актрис, педагог с 30-летним стажем, благодарит мужа за то, что его финансовая помощь разрешает ей заниматься любимым делом. И предлагает молодым: не нравится заниматься выборами и переписью — отказывайтесь, читайте трудовой договор. Если не нравится зарплата — устраивайте забастовки! Другую зрительницу смущает, что изначально пугающая атмосфера разрешается юмором и лирикой. Слов благодарности больше — кто-то признается, что плакал, кто-то сообщает, что только что ее дочь решила все-таки поступать в педагогический. Сами участники постановки говорят, что хотели бы не только увеличения зарплаты и избавления от ненужных нагрузок, но и предметов вроде «полового воспитания» и «финансовой грамотности». Сами они ходили на репетиции вечером, после уроков и проверок тетрадей. Одна из них гордо заявляет, что коллеги настолько вдохновились ее участием, что подменили в должности переписчика населения.

В воскресенье на показ должен был прийти заместитель руководителя управления образования Казани, хотя тут же озвучивается мнение, что подобные встречи ни к чему не приводят. Пандемия повысила статус врачей и превратила их в героев. Что же должно случиться, чтобы настолько востребованная профессия (а учителя делятся цифрами, по сколько детей сидит у них в классе — от 30 до почти 40) оказалась действительно важной?

Порой за театральными фишками удавалось скрыть то, что в спектакле не всегда удавалось достичь — увидеть в педагоге человека. Чтобы он доверился зрителю и сказал ему что-то действительно важное. К тому же в зале сидит немало родителей, у которых сейчас с преподавателями складываются непростые отношения. Как бы оценили эту постановку дети?

Проект реализован при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Грант предоставлен ООГО «Российский фонд культуры».

Радиф Кашапов, фото instagram.com/mon.kazan
ОбществоКультура Татарстан
комментарии 11

комментарии

  • Анонимно 25 окт
    "В ответ зрители предлагают бастовать, соглашаются отдавать детей в педагогический и расстраиваются, что на сцене нет ни одного мужчины".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/229768-teatralnaya-ploschadka-mo-dala-slovo-uchitelyam-v-spektakle-pedsovet

    "Расстраиваются"...
    Отсутствие в школе мужчин-учителей это крах начального и среднего образования.
    Приближается крах и высшего образования и науки - мужчин "вытесняют" и этих сфер человеческой жизнедеятельности.

    И что остается мужчинам, которые при "совместном" образовании всегда получали отметки ниже, чем девочки, девушки и женщины?
    И ЕГЭ у парней значительно ниже, чем у девушек.

    Мужчинам остается тяжелый, неквалифицированный труд по очистке канализации?
    Утрирую.
    Но все же?
    Понятно, что при существующем положении вещей, современной женской цивилизации, которую на свою голову построили мужчины, такого количества мужчин уже не надо.
    Женщины могут обойтись без мужчин - от получения оргазма и осеменения до ведения домашнего хозяйства и выращивания, воспроизводства рабочей силы.
    Мужчины как биологический вид обречены?
    Но тогда рухнет вся женская цивилизация, построенная исключительно на мужских научных открытиях и изобретениях.
    Но абсолютное большинство женщин этого даже не понимают.
    Философский вопрос Жизни и Смерти.
    Ответить
    Анонимно 25 окт
    Какой вы душный
    Ответить
    Анонимно 25 окт
    А кроме попыток обидеть и оскорбить, уважаемая, есть у Вас аргументы в защиту существующего положения вещей во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной?
    Все попытки развернуть дискуссию о гендерной проблеме с научной точки зрения упираются в "обиду" феминисток на простую констатацию фактов дискриминации мужчин по половому признаку.
    И не все простые констатации фактов о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами проходят фильтр модерации.
    Настолько они страшны?
    Своей правдой?
    Ведь в них нет ничего обидного для женщин.
    Ответить
  • Анонимно 25 окт
    Система образования превратилась в сферу, где установилась дискриминация мужчин. Например, при распределении нагрузки, поощрений и в оплате труда. И виновны в этом не только директоры и завучи, женская часть коллектива также всячески этому способствует. Идет незримая, но жесткая борьба за зарплату, и учителя - мужчины в женских коллективах часто оказываются не у дел.
    Ответить
    Анонимно 25 окт
    Идёт конкуренция "не против мужчин", а просто конкуренция между "коллегами".
    Но в этой конкуренции-борьбе за зарплату, за деньги женщины выигрывают, а мужчины проигрывают в силу лучшей биологической приспособляемости женщин к современным "правилам игры" в школах и университетах.
    Женщины всегда были лучшими секретарша и сил у них для "ухаживания" за ребенком или начальником больше, чем у мужчины.
    Школы и университеты захлестнула бумажная, бюрократическая волна, с которой женщины справляются лучше, чем мужчины.
    Женщины всегда лучше "ублажат" начальника, быстрее выполнят все его пожелания, чем мужчины.
    Поэтому смиритесь.
    И не обижайтесь на женщин.
    Они не ведают что творят.
    Они поставлены в такие условия, что должны конкурировать, бороться с мужчинами.
    Хотя объединение женщин в женские "масонские" ложи налицо - феминизм процветает.
    Самым ярким примером дискриминации российских мужчин по половому признаку является то, что российские мужчины живут на 20 лет меньше, чем российские женщины.
    Такого нет ни в одной другой стране Мира
    И начался этот процесс в октябре 1917 года.
    А затем распространился и на весь Земной шар.
    Ответить
    Анонимно 25 окт
    вам бы бабу себе найти
    Ответить
    Анонимно 25 окт
    "Баб" уже давно не осталось - одни женщины и "беременные девушки", как пишут в криминальных и прочих новостях.
    Ответить
    Анонимно 25 окт
    как грубо
    Ответить
    Анонимно 25 окт
    Мне не нравится в педагогической среде (я сам учитель из Закамья) интриганство, наговоры, похабщина, стремление "утопить" конкурента любыми способами. Прямота, честность, порядочность среди нас, учителей, практически исчезли. И учителя с советским опытом работы в этом отношении ничем не отличаются от современных.
    Ответить
  • Анонимно 25 окт
    чудачество
    Ответить
    Анонимно 25 окт
    Хорошо живёте.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров