Башкирский «кустэнэс» для Казани: «Первая Республика», зажигательный «Аргымак» и спорные вопросы переписи
Как в Татарстане отмечали 100-летие соседней республики и готовились к Всемирному курултаю башкир
Накануне в Казани высадился представительный десант из Уфы. Гости из соседней республики приехали на собрание общественной башкирской организации Татарстана. Поводов для встречи было два — 100-летие Башкортостана и предстоящий V Всемирный курултай башкир. В качестве гостинцев уфимцы привезли с собой ленту «Первая Республика» и рок-группу «Аргымак». О казанской премьере фильма, плясках под курай, неучтенных в переписях башкирах и шутках по поводу вариаций на тему «Без булдырабыз» — в репортаже «Реального времени».
«Многие люди, показанные в фильме, объединяют две республики»
В субботу Дом дружбы народов Татарстана превратился в небольшой филиал Башкирии. При входе в здание гостей встречали парень в башкирской одежде с кураем и девушка, с улыбкой приветствующая «Һаумыһығыҙ!» («Здравствуйте!»). Башкирская речь, как и башкирская музыка, звучала целый день. Многие гости, этнические башкиры, ныне живущие в Казани и других городах РТ, пришли в национальных нарядах. Около концертного зала были организованы выставки книг издательства «Китап», журнала «Ватандаш», традиционных женских и мужских украшений, башкирских музыкальных инструментов.
Гвоздем программы стал показ фильма Булата Юсупова «Первая Республика», посвященного первым десятилетиям формирования культуры и науки молодого Башкортостана. Картину в Казань привезла Рушанна Бабич — народный артист РБ, депутат Госсобрания-Курултая РБ. Сама она сыграла в ленте театральную актрису Зайтуну Бикбулатову. К слову, в прошлом году режиссер фильма давал интервью «Реальному времени» о своем творческом детище. Рецензия на историческую драму выходила в нашем издании в марте 2019 года.
— Этим фильмом мы отдавали дань памяти тем деятелям, которые основали театры, музеи, библиотеки, газету «Башкортостан», — рассказывает Бабич. — Актеры и актрисы со всей республики объединялись на съемочной площадке, чтобы оставить память о великих людях. У того народа, который чтит память своих предков, есть будущее. Многие люди, показанные в фильме, объединяют две республики — Башкортостан и Татарстан.
Надо сказать, что «Первая Республика» не оставила никого равнодушным. Уже после премьеры в Уфе картина получила массу позитивных отзывов. Хотя в соцсетях высказывались претензии к отдельным деталям: поднятие бокалов, использование арабской вязи, кириллицы и латиницы в надписях (к слову, тема литературного башкирского языка тоже поднималась в фильме), чересчур положительные персонажи. Но когда в зале ДДН РТ пошли титры фильма и включили свет, зрители аплодировали создателям фильма стоя и буквально со слезами на глазах.
«Речь идет о переходе на другую национальность 250 тысяч башкир»
Официальная часть собрания началась с «гимна башкирского народа» (как представил его председатель исполкома Всемирного курултая башкир Данир Гайнуллин) — мелодии «Уралым», которую на кураях исполнили глава Курултая башкир РТ Гали Хасанов и фронтмен рок-группы «Аргымак» Ринат Рамазанов. Были также и профильные чиновники из Уфы и Казани — начальник Управления по государственной охране объектов культурного наследия Башкортостана Ильгам Фаткуллин, руководитель исполкома Всемирного конгресса татар РТ Ринат Закиров и начальник управления по реализации национальной политики департамента президента РТ по вопросам внутренней политики Данил Мустафин.
Поздравления, теплые слова (которые чаще всего сводились к дружбе, братству и сотрудничеству), приветственные речи (от имени врио главы РБ Радия Хабирова, спикера Госсобрания Башкирии Константина Толкачева), обмены подарками (чак-чак, башкирский мед, печатные издания), награждения — и здесь были все атрибуты любого официального торжества. Присутствовали и шутки по поводу девиза татарстанских властей «Без булдырабыз» («Мы можем») и лозунга Хабирова «Беҙ яҡшыраҡ булдырабыҙ» («Мы можем лучше»).
Одним из любопытных выступлений стала речь уфимского историка Нурислама Калмантаева, который затронул болезненную тему — башкир, проживающих в восточных районах Татарстана. Этот вопрос, как известно, вызывает множество споров.
— Утрата башкирской идентичности произошла не у десятков и сотен индивидов, — отметил Калмантаев. — Речь идет о переходе в другую национальность (вероятно, татарскую, — прим. ред.) около 250 тысяч башкир. Проводившиеся в Российской империи в XVIII—XX веках учеты населения («ревизские сказки») фиксировали множество сел с башкирским населением в Мензелинском, Бугульминском уездах, а также в части Елабужского и Сарапульского уездов. Часть этих сел в этническом отношении были смешанными — башкиро-тептярскими, башкиро-тептяро-мишарскими. Однако вплоть до XX века в них преобладали башкиры.
Сегодня, по словам спикера, башкирские деревни есть в Бугульминском, Лениногорском, Альметьевском, Бавлинском, Ютазинском, Азнакаевском, Тукаевском, Мензелинском районах.
Позже корреспондент «Реального времени» уточнил у историка, насколько достоверны эти сведения. Ученый ответил, что его слова подтверждаются множеством архивных документов и даже записями иностранных исследователей. Более того, он не боится, что его заявления могут вызвать гневную реакцию у представителей татарского населения. Башкиры, по его мнению, были отважными воинами и своей храбростью воодушевляли на подвиги татарских джигитов. И двум братским народам делить нечего, им нужно только дружить и объединять усилия.
Как сообщил Гали Хасанов, на сегодняшний день в Татарстане насчитывается более 13 тысяч башкир.
«Традиционное исполнительство мы сохраняем в течение всего концерта»
Еще одним «кустэнэсом» (гостинцем), который привезли делегаты из Уфы, была группа «Аргымак», исполняющая песни в стиле этно-рок. Коллектив имеет множество наград и становится все более популярным в России и за рубежом. На днях музыканты из Уфы завоевали гран-при международного этно-фестиваля «Вселенная кочевников», который проходил в Эр-Рияде. Зажигательное выступление башкирских парней в Казани не оставило равнодушным даже дам в возрасте, которые уже с первых аккордов пустились в пляс. Через полчаса на импровизированном танцполе отплясывали уже парни и девушки, не смог усидеть в кресле и Данир Гайнуллин, который тоже вышел танцевать.
Надо отметить, что в репертуаре группы присутствуют как современные композиции, так и старинные народные песни, мунаджаты (религиозные песнопения), кубаиры (поэтические сказы под аккомпанемент). Древние мелодии музыканты перекладывают на современный лад. Использование рок-инструментов наряду с традиционными башкирскими (курай, кубыз, думбыра и другие) и применение узляу (горловое пение) делают их музыку понятной как молодежи, так и людям старшего поколения.
Как позже признался корреспонденту «Реального времени» Ринат Рамазанов, через свои концерты он приобщает зрителя к общеисламским ценностям и традиционной башкирской культуре.
— Сцена — прекрасный инструмент для положительного влияния на общество, — отмечает Рамазанов. — Когда ты любишь свою родину, свой народ, религию, чтишь своих предков, батыров, то должен выражать им благодарность. Когда находишь духовную связь со своим прошлым, пытаешься раскрыть свой потенциал, Аллах тебе помогает. Мы создаем ворота для молодежи к национальной культуре. Именно традиционное исполнительство мы сохраняем в течение всего концерта.
После концерта участники встречи снова вернулись к серьезным разговорам. Заслушав доклады актива общественной организации, они выбрали делегатов на предстоящий V Всемирный курултай башкир, который пройдет в Уфе в конце июня. В этот же день они посетили могилу балерины, народного артиста РБ и РТ Нинель Юлтыевой, похороненной в Казани. Кстати, эта танцовщица тоже присутствует в «Первой Республике» — юной девочкой, у которой репрессировали отца (писателя Даута Юлтыя).
Подобные собрания в преддверии уфимского общенационального конгресса Исполком ВКБ проводит и в других регионах России, где компактно проживают башкиры. Например, в апреле уфимский десант высадится в Челябинске.


























































































комментарии
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/134639-bashkirskiy-kustenes-dlya-kazani?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Когда будут Казанские десанты в РБ, Свердловск, Челябинск, Курган, Оренбург, Самару и тд?
Вот что пишет он в журнале Шура в 1913 году: "Башкыртлар" булып киткән халык, телен һәм үзатамасын үзгәртсәләр дә, төп сыйфаты-караклыктан, һаман котыла алмыйлар, һаман татарның я бер нәрсәсен, я икенче нәрсәсен урлап ята бирәләр. Әллә татарның түзәре бетеп, бу килмешәк күршесен үз туган җиреннән куып чыгарганны көтәләр микән?”. (“Те, кто сегодня стал какими-то “башкирами”, которые несмотря на то, что изменили свой язык и свое самоназвание (до этого он пишет, что башкиры отатарившиеся финугры), никак не могут избавиться от своего главного свойства – воровства. Они не прекращают воровать у татар то одно, то другое. Или они ждут, когда у татар терпение лопнет и они этих пришлых своих соседей выгонят из своих родных земель?”
Клинический случай.
Клинический случай.
..................................................................................................................................................................Историю Древней Уйгурии читайте, там есть про это!
Это вы ничего не читали. До 17 года Валиди был ярым татаристом (Первая книга у него называется (История тюрко-татар), башкир он не признавал как народ (читайте его статьи в журнале Шура, он активный участник тогдашнего диспута: Мы тюрки или татары?), а когда убежал в Среднюю Азию он стал тюркистом, а когда оттуда бежал в Турцию - он стал пантюркистом. За пантюркизм его и судили. И судили, и в тюрьму посадили. Он тогда писал: нет никаких башкир, киргизов, сартов, якутов и т.д. Есть единый тюркский народ. В Уфе никто об этом не пишет. В Уфе до того искажают Валиди, за такие фальсификации надо посадить. Его Воспоминания были изданы в Уфе и Москве. Они отличаются как небо и земля. В уфимском издании много мест просто убраны, слова башкир, башкирский - добавлены сотни раз, слова Нугай, нугайский переправлены на башкир, башкирский и т.д.
То же самое и с его "Историей башкир".
Ну это уйгуры. Татары, образовавшиеся как нация в к. 19 века, тут никак не связана
"Древней Уйгурии читайте, там есть про это!"
Ну это уйгуры. Татары, образовавшиеся как нация в к. 19 века, тут никак не связана
,........................................................................................................................................................... Написал , что в очерках об истории Древней Уйгурии есть строки про древних татар! А китайцы и уйгуров прозывали "белыми" татарами, из "чёрных" татар происхождением Чингиз хан, но впрочем во второй половине семисотых годов татары пребывали в союзе с уйгурами и активно смешивались! Область , которую они населяли называлась Татарией(восточной).
Мы остановились на одном из предгорий и невольно залюбовались развернувшейся под нашими ногами широкой картиной. Однообразный общий тон нарушался только светлыми окнами степных озер, - они еще не были покрыты белой пеленой утреннего тумана. Глаз невольно искал на этом благодатном просторе человеческого жилья — богатых сел, деревень, улусов, стойбищ—и ничего не находил. В трех-четырех местах по течению какой-то степной речонки роковыми заплатами выделялись приисковые площади, и только.
Где же тут живут?—спросил я своего спутника, Павла Степаныча, с которым мы ехали на охоту.
— Да как вам сказать,—немного смутился он. Одним словом, благословенная Башкирия,—значит, пустыня. Вон там, у озера есть небольшая деревушка. Дворов пятнадцать осталось...
— Выгорела вся деревня?
— Нет, зачем выгореть, сохрани Бог! Так, просто вымирают... Вот и у того озера тоже деревушка стояла!
По указанному направлению я мог рассмотреть только несколько бурых пятен, а сохранившаяся башкирская деревня походила издали на неправильный ряд кучек навоза. Картина незавидная...
— Отчего же они вымерли, вот эти деревушки?
— Да так... От лености. Работать не хотят башкиры, ну, и вымирают. Больше от голода, конечно. Есть нечего... Можно сказать, просто, как мухи мрут.
Павел Степаныч говорил таким спокойным тоном, точно кладбищенский сторож. Сказывался привычный человек, достаточно насмотревшийся на это башкирское вымирание и потерявший уже способность даже просто возмущаться этим обстоятельством. Что же тут такого особенного? Ну, вымирают в одиночку и целыми деревнями, — кто же этого не знает?
"Байгушъ" Л.Н.Мамин-Сибирякъ Москва .издание 1914г.
Ну это его мнение о башкирах. Не любил наверное, как чужой человек.
Только вот эти "вымирающие" башкиры через несколько десятилетий после М.Сибиряка первыми создадут свою Республику.
Так что не злорадствуй. Его обычное мнение против фактов.
Но истина все равно воскреснет . Она незыблема. Мы знаем, что была Золотая Орда, а не только Татарстан, Башкортостан и т.д.
Потом русскими было придуманы сословия ясачные и служилые татар, в которые и записали чувашей, а также часть башкир, марийцев и удмуртов.
Самих ордынских "татар" в сословии служилые татары в Казанской губернии осталось всего 5-6%, в Касимовском княжестве около 40 %.
Причем сами современные казанские татары стали называть себя "татары" только в конце 19 - начале 20 века. В следующем году как раз будет юбилей официального принятия этого экзонима.
Да все другие авторы пишут (прочти хотя бы Янгужина, его "Башкирские роды"), что все башкиры - кильмишяки (пришлые), которые оказались на этой земле, когда башгирды-венгры переселились на Дунай.
Это - ваша официальная версия. А в действительности, на тех землях, которые сейчас по ошибке Башкирией называются, никогда никаких тюркских башкир не было.
“Башгирды есть венгры-христиане в Венгрии”, “Башгирды – это синоним келеров, то есть венгров”; “Башгирды –многочисленный народ христианского исповедания, который, говорят, живет рядом с франками”. Джувейни.
После этого этноним баджгард претерпел такую эволюцию: в Верхнем Прикамье: баджгард – башгард/башкарт – башгирд/башкирт – башгир/башкир (башкирт/башкорт). А на Дунае: баджгард – маджгард/моджгард – маджшар/моджгар – маджар/мадьяр. Об этом писал уже Хвольсон и в конце 19 века
-----------------
на потолке много чего можно вычитать...
Лучше в архивах посидите. Конечно, это дело скучное, не то что на диване фантазировать.
А после 1552 года башкирами стали называть всех тех, кто добровольно принял подданство Московии. И независимо от их этнической принадлежности.
После распада Золотой орды на тех землях, которые почему-то называются Башкирией-Венгрией, был Беловолжский улус Казанского ханства. Потом эти земли захватила ТАТАРСКАЯ Ногайская орда и частично ТАТАРСКОЕ Сибирское ханство.
После взятия Казани все земли восточнее Камы остались в распоряжении Ногайской орды. Именно тогда в Ногайской орде началась гражданская война между сторонниками и противниками Московии. Противников Московии возглавлял отец Сююмбике Юсуф мурза. Ему доложили, что Сююмбике в Московии обижают, насильно выдавали замуж за Шахгали, он написал письмо Ивану 4, но тот ответил ему письмом в пренебрежительном тоне, мол, не суйся на наши дела. Война была жестокой, беспощадной, как пишет Соловьев, татары на радость Москве, сами полностью перерезали друг-друга. Московия этот момент успешно использовала. Она направила на северные земли Ногайской орды своих эмиссаров с обращениями принять московское подданство. Обещал им за ничтожный ясак неприкосновенность их земель и имущества. Именно тогда многие беки северных земель Ногайской орды получали ярлыки на свои земли, охранные грамоты у казанского губернатора.
А эти ярлыки назывались башкирскими.
Так этнические татары начали называться «башкирами» (венграми). Которых никогда не было в Ногайской орде.
Короче, башгирды до 1552 года – это этнические венгры-башгирды, а после 1552 года – все те, кто добровольно принял подданство Москвы и представитель льготного сословия с названием «башкир», который обязан был охранять восточные границы государства
Как численность этих башкир увеличилась по геометрической прогрессии.
Например в 1812 году численность башкир увеличилась вдвое.
Почему?
Потому что из Москвы пришла разнарядка: собрать столько то башкирских полков на войну. Тогда татар переписали в башкиры и отправили воевать.
Я могу вам принести несколько десятков цитат, в которых говорится что русы - тюрки.
У ибн-Фадлана нет башкир. У него какие-то загадочные башгирды (некоторые пишут башджрды). Если эти башджирды ибн-Фадлана были тюрками, они не поклонялись бы журавлям, змеям, лягушкам и прочим как и финугры, а поклонялись бы волку. Волк - главный культ всех тюрков. Главным божеством никогда не называли бы журавля, а назвали бы Тенгри.
И не обрубили бы головы побежденным врагам и не унесли бы эти головы с собой как трофеи. - Это как раз финугорский, венгерский обычай.
Ну это чисто мнение Кулешова. Пусть думает что хочет.
Аль-Гарнати жил в Венгрии около 30 лет, м все время венгров он называент башгирдами и только башгирдами. Он побывал и в Волжской Булгарии, Хазарии, в городах Булгар, Хаджи-Тархан, описывал там всех народов, включая буртас, но никаких башгирд он у нас не обнаружил.
Абу-ль-Фида «башджиры живут на берегах Дуная по соседству с германцами»
Аль-Казвини «басджиры живут между Константинополем и и Болгарией».
То же самое и у Якута, и у Джувейни и других авторов.
Тотемизм тоже был развит у других тюркских и монгольских народов которые поклонялись и быкам, баранам, различным птицам, оленям. А волк был ещё монгольским тотемом согласно легенде монголы произошли от союза волка (Борте-чино) и марала (Гоа-марал).
Головы врагов много кто отрезал от печенегов и кельтов до солдат Тамерлана. По приказу Тамерлана солдаты уносили с собой головы убитых и складывали их в горы, как в известной картине "Апофеоз войны".
Мы народ не боязливый.
Истерик как у вас в Актаныше не будет
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/134639-bashkirskiy-kustenes-dlya-kazani?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
..отважные- не сдаются
Тик шунысы туганнар начар эш: без ике ин, якын халыклар, уз ара талашабыз. Безнен, талашуга урыс карап мыек астыннан елмаеп кына тора. Алданрак язып узганнар иде: борынгылар да шулай ук бер берсенэ каршы чыгып сугышлар да булган. Ул безгэ урнэк туганнар: тату яшэргэ, бер берен,не хормэт итеп.
Безнен, теллэр дэ якын, динебездэ бер, шун,а курэ урысларга безенен, араны бутарга ирек бирмик бергэлэп.
Безнен, ныгу хэм усеш - тик бердэмлектэ туганнар!!!. Исэн имин булыгыз.
Но наши (татарстанские ) чиновники и ученые не то боятся кого-то, не то стесняются, никто о таких казусах жизни татар в РБ не говорит. Даже журналисты помалкивают.
Представьте, если бы всё было наоборот, как бы эти обманные башкиры набросились бы на татарских ученых, чиновников...
1926г: башкиры 625 845 чел. (23,48%), татары 461 871 чел. (17,33 %).
1959г: башкиры 737 711 (22,08 %), татары 768 566 (23,00 %).
1979г.: башкиры 935 880 (24,34 %), татары 940 436 (24,46 %).
2010г.: башкиры 1 172 287 (28,79 %), татары 1 009 295 (24,78 %).
---------------------------------------------------------
При Сталине почти во всех деревнях РБ работали татарские школы. Их было 1905 единиц. А ныне, вот уже как 30 лет татары живут в Башкирии как плененный народ: без национальных школ, без филармоний (для малочисленных башкир функционирует 6 филармоний), радио-телевидения... Татары в РБ имеют право только лишь платить налоги, которые администрация использует для национально-культурного развития других народов. Что само по себе является нарушением всех законов РФ, и даже международных...
Хотелось бы задать вопрос энтому Калмантаеву, кстати, остепенившемуся в Казани историку, что же вы не поможете многочисленному татарскому народу пользоваться правами по статьям конституции РБ татарам?
В Бурзянском районы нет русскоязычных школ. Одна-единственная - в райцентре. То же самое во всех башкироязычных районах. Да и в татароязычных районах все школы перевели на башкирский. В Илишевском районе почти все школы например перевели на башкирский язык. Из 1905 татарских школ осталось 200 с небольшим.
-----
Ах-ах! Это башкиры все ликвидировали? Вы башкирских посчитайте, сколько их осталось. Это в общем то ваша заслуга, вы 30 лет воевали против изучения госязыка республики. Ну вот и добились своего, радуйтесь. И в Татарстане татарского мало осталось. Еще у вас нереализованным осталась Уфимская губерния. Старайтесь дальше - будет вам и Уфимская, и Казанская губернии.
Такая же картина во всех татароязычных районах.
Что сближает татар , башкир, на этом и стройте свои отношения! Больше знаний,веры, - меньше обмана, без фанатизма!
+++++++++++++++++++++++++++++++
И что особо интересно, это произошло почти мгновенно, всего лишь за три года. По Мензелинскому уезду нет данных переписей 1917 и 1920 годов. Куда они делись, толком никто не знает. Однако по этим переписям есть даные по уездам Уфимской губернии приписанных большевиками в 1922 году к Башкурдистану. И вот пожалуйста татарча кучтанящ:
Таблица 14.
Бирский уезд 1913 г. 1917 г. 1920 г.
башкиры 232 869 208 579 140 928 -91 941
тептяри 53 448 81 815 52 509 -939
мещеряки / мишари 45 079 63 945 51 310 6 231
татары 17 287 12 507 107 792 90 505
Таблица 15.
Белебеевский уезд 1913 г. 1917 г. 1920 г.
башкиры 202 550 175 649 87 704 -114 846
тептяри 85 162 130 331 48 514 -36 648
мишари 19 597 38 472 5947 -13 650
татары 38 232 31 409 207 311 169 079
Таблица 16.
Уфимский уезд 1913 г. 1917 г. 1920 г.
башкиры 96 421 66 765 18 595 -77 826
тептяри 25 676 53 345 25 448 -228
мишари 39 732 49 425 33 932 -5 800
татары 1 182 650 47 688 46 502
---------------
Административный ресурс!
Да и быть башкиром в начале 20х было небезопасно. Вся башкирская элита была уничтожена, изгнана, выслана.. На юге зверствовали карательные отряды. Руденко, Поленов - слышали эти фамилии?
Например, в работе Роднова родная деревня поэта Бабича, Кигазытамак мутно указана как "мусульмане", а в "Списке населенных пунктов Башреспублики" же верно указано как башкиры.
Всем советую там смотреть в указанной книге.
Генерал Ишбулатов четко различал эти понятия сословие - вотчинник, национальность - башкир. И не морочь голову сословиями. Татар бы не было не будь татарских сословий. Ясашные, служилые ... За 400 лет привыкли что их называют татарами, даже сами себя так стали называть.
Никакая не придумка. В Списке например деревня Ермухаметово указано как тептяри, что верно, поскольку туда приняли припущенников из башкир рода айле, и они помнят что из этого рода. Или деревня Старотамьяново как тептяри, там жили тептяри-татары и тептяри из башкир рода елан и тамьян.
Некоторые деревни Кигинского района у Роднова указаны как мусульмане, а в Списке НПБР верно указаны как башкиры.
В общем в Списке хоть и грубо, но верно отражена нац.прин-ть деревень. Из минусов Списка, указана только преобладающая нац-ть деревень, и тептяри точнее не указаны из какого народа происходят.
При составлении Списка использовались наверное многие источники, включая краеведов.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Не надо в угадайки играть. Обратимся к словам М.И. Роднова из его книги: КРЕСТЬЯНСТВО БЕЛЕБЕЕВСКОГО УЕЗДА ПО ПЕРЕПИСИ 1920 ГОДА: ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ
Многие, наверное, удивились, прочитав заявление автора, что здесь впервые в научный оборот вводятся итоги переписи 1920 г. по этническому составу населения Белебеевского уезда. Действительно, во многих историко-краеведческих работах со-временного Башкортостана упоминаются сведения переписи 1920 г. по конкретным деревням и сѐлам края. Например, в трудах историка А.З. Асфандиярова, автора многотомной «Истории сел и деревень Башкортостана», часто приводятся данные пере-писи 1920 г. Происхождение этой информации следующее. В 1926 г., накануне готовившейся очередной переписи в Уфе издаѐтся «Список населѐнных пунктов Башреспублики», состав-ленный БашЦСУ. В 2002 г. эта книга в полном объѐме была переиздана. Она состоит из табличного материала по кантонам, волостям и селениям, где приведены данные переписи 1920 г. (число дворов, мужчин и женщин). Рядом имеется графа – «Преобладающая национальность» без указания даты. Эти-то сведения нередко историки и краеведы и считают почему-то за данные переписи 1920 г.
Однако в предисловии к изданию 1926 года уфимские статистики честно и открыто заявили совершенно другое. Читаем. «В основу показаний о преобладающей национальности для тюрко-татар по селениям быв. Уфимской губернии взяты данные земской переписи 1911–1912 гг., а в отношении всех остальных на-родностей по быв. Уфимской губернии и вообще всех народно-стей по быв. Малой Башкирии приведены данные переписей 1917 и 1920 гг.» Таким образом, информация из списка насе-лѐнных пунктов 1926 года – это комбинированные сведения из разных источников. Для «тюрко-татар» бывшей Уфимской гу-бернии в основу были положены дореволюционные материалы переписи 1912–1913 гг. (ошибочно датированные 1911–1912 гг.)30. Можно предположить, что при подготовке к следующей переписи 1926 г. составители статистического сборника по сути произвольно, в угоду собственным (или заказчика) представлениям, мягко говоря, корректировали итоги переписи 1920 г. главным образом по «тюрко-татарам».(стр.28-29)
Кто же так подставил Анвера Закировича? (Сведения по около, и по переписи 1920 года. Продолжение ).
irek_tattarich
29 сентября, 2016
Первыми по каждому н/п представлены его название и состав, как это есть в обсуждаемом Приложении книги (1), а в скобках указаны их названия и состав по тому списку НПБ (2). Всё это уточняется собственно результатами переписи 1920 г. Следом, с новой строки, опуская некоторые подробности, идут сведения по этому н/п из книги А.З.Асфандиярова (4):
С. Ермухамет – 1574 баш. (Ермухаметова – 1574 теп.), Ермухаметово – 1659 тат.
Д. Ермухаметово основали башкиры д. Касаево Еланской волости, принятые канлинцами по договору от 14 июля 1738 г. «для поселения при р. Кармасан и другим урочищам». Вместе с еланцами в ее создании участвовали бывшие вотчинники Айлинской волости Троицкого уезда. Последние составляли подавляющее большинство жителей села.
По 1920 году Асфандияровым и в книге указаны 1574 тептряр (стр.257), а в Приложении нарисовали 1574 башкир, "помогли" Анвару Закировичу.
Ну это только его предполагалки. На самом деле как уже говорили Список НПРБ составлен по нескольким источникам с уточнением нац.прин-ти. Уточнить неизбежно надо было, поскольку возникали вопросы.
(По 1920 году Асфандияровым и в книге указаны 1574 тептряр (стр.257), а в Приложении нарисовали 1574 башкир)
Не нарисовали, поскольку жители Ермухаметово и без этого издревле знают что они башкиры рода айле, побывавшие тептярями. В неспокойные годы восстаний башкиры нередко мигрировали внутри своих земель.
Тептяри не только татары, как в вашем представлении, но и часто и башкиры.
+++++++++++++++++++++++++++++
Парень, внимательно можешь читать. Знак вопроса не ставлю, не можешь.
В справочнике Список НПБ и в книге А.З. Асфандиярова «История сёл и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. – 744 с.» прописано 1574 тептяр, а в книге Асфандияров "Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI — первая половина XIX в.). – Уфа: Китап, 2006 -504 с.» помощники Анвара Закировича подкрутили, сшельмовали и нарисовали 1574 башкир. И таких подкруток, шельмований в означенной книге премножество.
А в реальной переписи 1920 года, данные по которой недавно были введены в научный оборот М.И. Родновым в Ермухаметово наличествовало 1659 татар.
Ну вот видите какое недоразумение. Башкиры рода айле, осевшие в Ермухаметово должны были быть обозначены как тептяри, а еще точнее как башкиры.
Но вместо этого в те неспокойные годы по чьей то вине (наверное сельского старосты или переписчика) тептяри у него оказались синонимом татар. А это не так.
Как говорил в годы восстаний башкиры мигрировали по своим землям, разорялись или уходили от действий карателей.
Вот например одна запись о том что айлинцы оказались на западе в Енейской волости: "1734 г. июля 23.— Запись башкир Сибирской дороги, Айлинской вол. Чюраша Келдышева с товарищами своим родственникам, живущим в пределах Каванской дороги в Енейской вол., Ибраю Бигашеву с товарищами о припуске их в общую вотчину.
Писана запись под гербом четырекопеешным: Уфинского уезду, Сибирской дороги, Айлинской волости башкирцы Чюраш Келдышев, Абубакыр Кулачев, Аликей Сарычеев, Байзигит Ишибаев с това¬рыщи, всею Айлинскою волостию з братьями и с племянники и с родственники своими, дали запись родственником же своим Уфин-ского ж уезду, Сибирской дороги, тое ж Алинской волости башкир- цом, которые ныне живут на Казанской дороге в Енейской волости, Ибраю Бигашеву, Араслану Иликову....по некоторому разорению сошли жить на Казанскую дорогу в помянутую Енейскую волость.."
Таким же образом айлинцы оказались тептярями в Ермухаметово и в др. деревнях на западе совр. РБ.
То что жители Ермухаметово являются башкирами рода айле они и сами помнили. А то что вместо тептяри написали башкиры, это даже по моему не ошибка, а уточнение.
Н.Н. Томашевская скрупулёзно искала «новобашкир» в сартах, аюкинских калмыках, каракалпаках, в «султановских ногайцах» казачьего ирререгулярного войска, «казанских торговых татарах», киргизах (т.е. казахах), в выходцах из Среднего и Нижнего Поволжья, Средней Азии и Казах¬стана, в финноугорских группах Среднего Повол¬жья, в тюркоязычных тептярях, и мещеряках. Искала тщательно и скрупулёзно, но теряла их в башкирах, объявляя, приписывая им небывалые ассимиляторские способности. Ведь если иноэтничное население становилось «новобашкирами», так ведь далее оно могло числиться «старобашкирами», т.е. просто «башкирами». Например, тептяр Заки Валиди стал башкиром, а бывал он и в татарах. В фильме «Преемник Валидова» телевизионной передачи БСТ «Историческая среда» Салавата Хамидуллина, рассказывалось, что отец Муллаяна Давлетшиновича Халикова был «новобашкиром», а он, его сын уже башкир. Ну, почти, как для членства в КПСС, надо было сначала в кандидатах походить, отец Муллаяна Халикова значит был в кандидатах, в «новобашкирах», а его сын Муллаян, стал уже башкиром. Уже без шуток, так ведь те выше отмеченные иноэтничные «башкиры» Оренбургского и Стерлитамакского уездов уже по VIII ревизии 1834 числятся просто башкирами, расписаны в башкирских кантонах, юртах и волостях. Вот, пожалуйста, данные этой ревизии по трём разным н/п с одинаковым названием, но с разным содержанием:
1941 Стерлибашева 167 170 башк. VII кант., 23-я юрта; Тептим-Юрматынской вол., Илчик-Темировой тюбы Землю имеют собственную, в т.ч. мужска - 167, жен-ска - 169 душ на праве припущенников
1942 Стерлибашева 48 45 башк. IX кант., 41-я юрта; Телтимской вол. Жители перешли в сии деревни к заселению из башкирцев Сеитовского посада, имеют происхождение из казанских торговых. Живут на куплен-ной земле у башкирцев XII кантона Кулиле-Минской волости в 1751 г.
1943 Стерлибашева 12 13 мещ. II кант., 5-я юрта; Телтим-Юрматынской вол., Татига-чевской тюбы На праве припущенников по договору от башкирцев Телтим-Юрматынской волости 1809 г.
Различия двух первых н/п только в пояснениях последнего столбца, в обоих же них показаны башкиры. По третьему н/п помимо таковых пояснений, указано, что жительствовали в нём 25 мещеряков II мещеряцкого, не башкирского кантона [6, с.302].
Уже говорил что башкиры были и тептярями. Потерять свою вотчину и перестать быть по документам башкиром-вотчинником было не так сложно, сложно было снова получить вотчину.
Потерявший вотчину башкир только по документам становился тептярем, бобылем, или мог пойти в служилые, "ясачные татары", или в мещеряки.
Во всем остальном он естественно оставался прежним башкиром.
Одним из решений было обратиться к своим сородичам с просьбой поделиться землей. Если община башкир решала выделить землю то он по док-м снова становился башкиром-вотч-ком.
Здесь с предком М.Халикова вероятно тот же случай. Его пра..дед потерял вотчину и стал тептярем, позже община сжалилась и выделила семье землю, в документах могли написать новобашкир.
Он был из башкир рода канлы, раньше старики следили за родней, знали кто есть кто, кто свой, кто чужой. Даже сейчас знают кто из небашкир в округе когда и откуда приехал. Ничего такого за М.Халиковым не слышно, и по виду он обычный башкир.
(Например, тептяр Заки Валиди стал башкиром, а бывал он и в татарах.)
Снова ставите знак равенства между тептярями и татарами. Хотя я уже приводил пример как башкиры-айле становились тептярями.
Точно также предок Валиди бывал и тептярем. Семья Валиди вела родословную, никаких татар там не видно.
1942 Стерлибашева 48 45 башк. IX кант., 41-я юрта; Телтимской вол.)
Так это 1834г времена башкиро-мещерякского войска. В приказном порядке к этому войску приписывали со стороны людей. Они использовали казачьи или купленную у башкир землю.
И не все 93 чел. в Стерлибашево выходцы из Каргалов, а только часть. Остальные это этнические башкиры рода юрматы.
По документам каргалинцы могли числиться башкирами, позже с роспуском Войска ушли обратно в свой этнос. В принципе по менталитету, нравам, родству, обычаям, генам они из своего этноса и не уходили.
++++++++++++++++++++++++++++++++++
Highly likelly, Highly likelly
Муллаян Халиков «новобашкир» или башкир?
Знал я, что Заки Валиди Тоган из тептяр, но не знал какого происхождения его преемник Муллаян Халиков. Сегодня, пришедши с праведных трудов, зарядил я один свой компьютер за столом на БСТ (кто не знает, это башкирское спутниковое телевидение). Вернее на фильм «Преемник Валидова» из архива передачи человека в «безрукавочке» Салавата Хамидуллина «Историческая среда».
И рассказывают по ходу фильма голосом диктора где, когда и от кого родился Муллаян Давлетшинович Халиков. А родился он, оказывается, от «новобашкира». И ладно бы, кто из зрителей БСТ задумается, что сиё значит, однако стали объяснять это. И, похоже специально для этого пригласили известного в Башкортостане знатока по тептярям Рахимова Рамиля Насибулловича, диссертация которого так и называется «Тептяри Башкирии в XVII – 60-х г. XIX вв. (социально-экономическое развитие)».
Рахимов в фильме утверждает, что де после отмены кантонного управления с потерей военного сословия башкиры-тептяри, которые помнили что они башкирского происхождения стали "новобашкирами". Не стану спрашивать, почему через "новобашкир" становились Халиковы башкирами, может, как для членства в КПСС, надо было сначала в кандидатах походить. Отец Муллаяна Халикова был в кандидатах, в «новобашкирах», а его сын Муллаян, стал уже башкиром.
А как быть со следующим: "В среднем, в первой половине XIX в., по нашим подсчетам, было около 100 тыс. «новобашкир». Они были мишарами, тептярами, ногайцами и представителями других этнических групп и составляли примерно 15—17% от общей численности".
(Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры.Уфа Китап 2007 352 (стр.95), а точнее из книги: «Томашевская Н. Н. От социального пространства к социальному времени: Опыт этнической истории башкирского этноса в новое время. Уф: Китап, 2002. – 240 с.)
И это, в общем-то, только по 10 ревизии 1859 года. В частности, по этой ревизии например "башкир из мещеряков" оказалось 34 665 человек. Кстати, пишут бывает, что мишаре уже по 3 ревизии 1762 года стали было записываться в башкирское сословие.
Что, мишаре тоже вспоминали, что они были башкирами? Надо заметить, что «башкир из тептярей» по 10 ревизии набралось аж 54 665 человек. И как быть с "башкирами из киргисцев", "башкирами из каракалпак", из султановских ногайцев, из казанских торговых татар и с другими "новобашкирами"?
PS. Мне лично, в общем-то, без разницы кем был этнически Муллаян Халиков, и Заки Валиди тоже, но вот то, что процесс инкорпорации в «новобашкиры» и далее в «башкиры» шёл длительное время, это уже никак не просто так. Если ещё учесть, т.е. озадачиться, даже не тем, кто же более всех инкорпорировался в башкирское сословие, и кому это было более доступно, а тем, кто позднее остался в «башкирах» то уже и вовсе становится не сабантуйно. Если же вспомнить советские переписи 1959 года, 1979 года в БАССР, и перепись 2002 года в республике Башкортостан, когда татар просто тупо "понижали в численности", то приходит полный аптраган, что творят. По результатам же переписи 2010 в РБ лично для меня несколько повеяло надеждой, что всё же татары сами стали просыпаться от трактуемой им сабантуйности. И об этом, об этой надежде я уже писал чуток в своём блоге.
PPS. Я никак не записываю тептяра Заки Валиди в татары, но он сам бывал в таковых. Башкиром он стал становиться когда его выбрали в руководство башкирского национального движения, а окончательно он стал башкиром уже в своих "Воспоминаниях".
PS. В моих статьях не ваши здешних анонимов Highly likelly, пишутся мои работы со ссылками. Причем преимущественно со ссылками на работы башкирских историков, или иных гуманитариев, одобренных ими же, башкирскими историками.
№ 157
Ведомость о численности населения Оренбургской губернии по данным 8-й ревизии (1834 г.)
ЦГИА РБ. Ф. И-6. Оп, 1. Д. 145. Л. 70 об, -71. Подлинник. Рукопись.
Заметим, что хотя и подписано, что это подлинник, но, во всяком случае, одна ошибка в этой копии есть. Наверное, вручную «копировали» этот документ в означенной книге, и потому ошиблись. А может к этому, что-то и Фрейдовское кому-то сказалось, поблазнилось, не предполагать же, что арифметическую операцию сложения не освоили в школе авторы книги. В строке «Башкир» общая численность указана на сто тысяч человек неверной, т.е. большей, а, в самом деле, эта численность равна 350 438, и это нами выверено по другим источникам.
Однако действительно «пропали» некоторые категории населения, как то татары, и нами обозначенные «прочие». И в общем даже русские, коих уже ещё более стало в губернии, тоже явно не наличествуют в представленном документе. А вместе с тем, и ничего нет странного в этом, все учтены, и, причём учтены, вполне скрупулёзно в сословиях, и в других подобных категориях, кроме, может быть, вполне этнических 74 каракалпак. Скажут, спросят, а как же 350 438 башкир и ещё 3 355 таковых, приписанных к Уральскому войску? А почему, если практически всё население губернии по этой ревизии обозначены, в общем-то, не в этнических категориях, то эти «башкиры» обязательно и непременно этнические башкиры?
---------------------------
А почему тебя кто то должен воспринимать всерьез? Одни длинные копипасты, никаких собственных мыслей. Таких полно тут.
Нет у Валиди ничего татарского ни в роду, ни в деятельности. После Революции объявил не всетатарский, а Всебашкирский съезд. Печатался в Казани, и там на него могли давить татаристы-издатели с целью повлиять на содержание и заглавие его трудов.
Еще по поводу тептярей вы заблуждаетесь, думая что башкиры целиком находились только в состоянии башкира-вотчинника и больше никем. Они могли стать тептярями, бобылями, даже служилыми, ясачными татарами, мещеряками.
По причине разорения, участия в восстаниях и тд, уже привел примеры.
Потом при благоприятном случае могли снова получить вотчину.
На примере М.Халикова башкир, ходивший тептярем снова стал вотчинником, новобашкиром или башкиром из тептярей, или башкиром из татар.
Вообще то родная речь , это и есть вера, программа народа, в речи , в его фонемах скрыты возможности, характеристика народа, его жизнь и перспективы, склонность к проявлению определённых свойств народа! Их можно глушить и преобразовывать , переходя на другую речь, другого народа и приобретая тем самым новые свойства.Хорошо , если при этом не забывать родную, если она давала возможности для лучшего развития, в связи с этим и процветания! а так, конечно всегда кроме имеющих возможности ,были и есть, которым при всём желании их приобрести , недостижимо! Татарам, стопроцентно обязательно нужно общение на родном языке и отличное знание русского языка, лучше , к тому же ещё иностранных!
++++++++++++++++++++++++++++
Правильно, но уже сколько раз мне татару приходилось слышать от земляков башкир, как это я татар роднюсь с башкирами. И вместе с тем, было премного всяких разных утвержадющих что я башкир.
Может со следующего всяко разно тако началось:
"Если существовал на рубеже XIX –XX вв. «татарский проект», о чём часто, причем, иногда с таковым намекая даже и на времена Марджани, вещает главный «традиционалист» Башкортостана А.Т. Бердин, то ведь и башкирский проект наличествовал, причём однозначно. Б.Х. Юлдашбаев писал: «В различных слоях баш¬кирского населения в начале XX в., особенно после Февраль¬ской революции, усилились голоса с требованием признать их самостоятельной, отдельной от татар нацией, имеющей право на историческое существование, на развитие родного языка, нацио¬нальной культуры и т. д.» (Там же, стр.58). Эти, в общем-то, сугубо справедливые чаяния башкирского народа были только предтечей, ну вроде, как бывшего призрака коммунизма в Европе, хотя, конечно же, не такой масштабной как тот призрак. Отцом же башкирского проекта, его повивальной бабкой, в конце концов, стал тептяр Заки Валиди Тоган. Главная же особенность этого проекта выражена даже в уже приведённых словах Билала Хамитовича, наиболее дистанцироваться от татар. Заки Валиди, возглавив башкирское национальное движение, ещё более усилил, существенно усугубил это стремление, но не столь собственно в упомянутых чаяниях самих башкир, а в кругу, скажем так, своих единомышленников. Тогда даже любое татаро-башкирское определение, т.е. со связывающим тире стало для них категорически не приемлемым. Заки Валиди и карту будущего Башкурдистана скрупулёзно вырисовывал только с теми волостями, где именно башкирское население численно преобладало, отставляя при этом в стороне большую часть Уфимской губернии с Уфою, ну и Казанскую губернию, конечно же, тоже.
Однако сказать, что Заки Валиди был особо башкирский изоляционист, это будет очень неправильно. Он, в общем-то, изначально стоял за общетюркскую межнационально – территориальную автономию, и тоже карту к этому рисовал, карту «Федерации свободных мусульманских областей Вос¬точной России», включая туда и русских Оренбургских казаков. Однако также большую часть Уфимской губернии и Казанскую губернию целиком он оставлял вне этой Федерации. Сказать что из-за большой численности русских в этих губерниях, всё же не можно, поскольку вполне многочисленных Оренбургских русских казаков он видел и желал в той Федерации.
Автор некоего современного башкирского проекта Муртаза Губайдуллович Рахимов, взывал было по своей отставке, что если не башкира в башбаши, то «русского, русского нам надо», читай, только не татара. Получается так, что и у Заки Валиди было то же самое подобное желание, как и у Муртазы Губайдулловича, только не татар, только не с татарами строить, обустраивать общетюркское бытиё. А то, что даже в Уфимской губернии татары преобладали в численности по сравнению с башкирами, Заки Валиди лучшее многих знал, не говоря уже о Казанской губернии.
Почему и с чего было у него личностное неприятие татар в его планах, и, в общем, у его же единомышленников, это сугубо интересно, но требует отдельного рассмотрения. Автор здешних строк, уже подступался к изыскам и в этих вопросах, а здесь же я только замечу, что ни лично в самом Заки Валиди, ни в его единомышленниках, думаю, не следует искать какой-либо татарофобии. В этих единомышленниках были и татары, или скажем так, не совсем башкиры, да и сам он башкиром однозначно и окончательно стал уже только в своих «Воспоминаниях», а бывал, как писал наш земляк, московский историк С.М. Исхаков, и в других самоопределениях.
И всё же необходимо особо отметить, что, в общем, башкирский проект оказался VS всему татарскому, и думается, что более всего он и оказался основной причиной раскола общего движения мусульман Центральной части России. Конечно же, и лидеры собственно татарского национального движения оказались не на высоте в отношениях с башкирскими сотоварищами. Возможно, и мог бы сложиться между ними некий консенсус. Хотя по амбициозности самого Заки Валиди, и по тому, как он с ходу «закусил удила» в башкирском национальном движении против татарских устремлений, или даже вернее сказать против общемусульманских, в это всё же сложно поверить. Однако как уже было сказано, всё это требует отдельного и более подробного рассмотрения.
Думается, что после уже сказанного нет необходимости, дополнительно оговаривать, почему в основу письменно-литературного башкирского был положен мало распространенный, но наиболее отличающийся от татарского языка куваканский диалект горных башкир".
Снова враки и хотелки татаристов. По Валиди, территория Башкурдистана включала и Уфим. губернию даже с Мензелинским уездом, и часть соврем. Челябинской обл.
Другой -"татарский Киселёв" вообще отрицает другие этносы кроме казанских татар, и считает что все произошли от казанских татар)))
Вместе татарские "Соловьевы" и "Киселевы" зомбируют неокрепшие мозги молодежи. Срач уже идёт 10 -15 лет и все аргументы уже разобраны проанализированы изданы книги и нет уже ничего нового, но всё равно время от времени появляются всё новые тролли с теми же старыми аргументами))))
Кто же так подставил Анвера Закировича?
irek_tattarich
29 сентября, 2016
На страницах моего блога ЖЖ на примере Туймазинского района Башкортостана, были проанализированы некоторые особенности представления этничности н/п в одном Приложении (стр. 392-462) к книге «Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI — первая половина XIX в.). – Уфа: Китап, 2006 -504 с.» (1). В предваряющем это Приложение тексте указано, что сведения по переписи 1920 года взяты из Справочника «Населенные пункты Башкортостана. Ч. III. Башреспублика, 1926. – Уфа: Китап, 2002. – 400 с.» (2).
Вместе с тем, результаты этой переписи 1920 года, только относительно недавно были введены в научный оборот
д.и.н. М.И. Родновым. На стр. 28-29 своей книги: «Крестьянство Белебеевского уезда по переписи 1920 года: этнический состав. - Москва: ИЭА РАН, 2009. - 121 с.» (3) Роднов указывает, что материалы этого Справочника (2) в целом не есть данные только этой переписи, а представляют собой комбинированные сведения из разных источников. Более того, он же пишет: «Можно предположить, что при подготовке к следующей переписи 1926 г. составители статистического сборника по сути произвольно, в угоду собственным (или заказчика) представлениям, мягко говоря, корректировали итоги переписи главным образом по «тюрко-татарам». Он также указывает, что наряду с другими авторами, к данным этого Справочника как к результатам переписи 1920 года часто обращался и А.З. Асфандияров в своих справочных томах «Истории сел и деревень Башкортостана».
Справочные тома Анвара Закировича по истории н\п пунктов районов Башкортостана были написаны им в 90-х годах прошлого столетия, и он конечно же пользовался Справочником, составленного БашЦСУ, и именованном «Список населённых пунктов Башреспублики» 1926 года издания. И, наверное, он, в общем-то, мог проглядеть, что в Предисловии к этому изданию 1926 года, авторы этого труда сами пишут, что это не собственно результаты только переписи 1920 года, а некая подборка из разных источников. И в частности указывают, что «в основу показаний о преобладающей национальности для «тюрко-татар» бывшей Уфимской губернии взяты данные земской переписи 1911-12 гг.» (1912-1913 гг.). Но как он мог не знать всего этого после переиздания этого Справочника в 2002 году (2), всё же, не очень понятно. Дело в том, что Предисловие к переизданию этого Справочника (далее НПБ) писал он сам. Как такое могло, случится уже тогда, совершенно не понятно, но, увы, этот вопрос, к сожалению, мы уже не зададим уважаемому Анвару Закировичу.
При анализе данных 1920 года по этничности н/п Туймазинского района Башкортостана указанного Приложения книги (1) на стр.447-450, выяснились дополнительные особенности представления этих данных. Мало того, что в качестве таковых взяты как и во всём этом Приложении не данные собственно переписи 1920 года, а совершенно другие, из НПБ, так и взятые оказались с «ошибками». Все в этом мире ошибаются, однако «ошибки» в Приложении по данным из НПБ вполне часты, и извините за выражение несколько «ниппельны», т.е. с трэндом в некую одну сторону. Как в самом НПБ данные по н/п «тяготеют» к их башкирскости, так и упомянутые « ошибки» той же направленности
И хотя в предваряющем тексте к табличным данным, указано, что таблицы составлены А.З. Асфандияровым и
К.М. Асфандияровой, я усомнился, что так «ошибался» сам Анвар Закирович. И для того чтобы проверить свои сомнения я обратился к сводной справочной книге А.З. Асфандиярова «История сёл и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. – 744 с.» (4).
Так оно в действительности и оказалось, что и было проанализировано на примере того же Туймазинского района. Асфандиров А.З. не мог иметь отношения к этим «ошибкам».
Нет, конечно же, были и незначительные его личные ошибки, описки по данным Справочника «Список населенных пунктов Башреспублики» издания 1926 года в его справочных томах, сведенных воедино в (4).
К слову, они, эти действительные ошибки повторяются в обсуждаемом Приложении. И потому не лишне будет заметить, что при составлении табличных данных этого Приложения, наверняка были использованы прежние наработки Анвара Закировича, его материалы. Можно к ошибке Асфандиярова отнести и то, что он воспользовался данными этого упомянутого Справочника, однако, как сказать. Может даже не проглядел он, что это всё же не собственно данные переписи 1920 года, но воспользовался этим как неким приближением, за неимением другого, настоящего источника. И может даже, он где-то в своих работах оговаривается об этом.
Но однозначно, он Асфандияров А.З. никак не мог иметь отношения к тем «ошибкам» данных в Приложении по переписи 1920 года, т.е. по данным упомянутого Справочника. Да, и к «ошибкам» в этом Приложении по переписи 1917 года тоже.
Анвар Закирович, да, было, правил данные этого Справочника, но сугубо как специалист. Я же, будучи сугубо не специалистом, всё же сказанное мной, попытался обосновать, подтвердить нижеследующими данными о н/п Туймазинского района по работе Анвара Закировича (4), в том плане, как они согласуются с данными Справочника, или НПБ, с данными Приложения, и собственно с данными переписи 1920 года.
Ласково просимо, глядайте в моём ЖЖ:
Тептярями по воле судьбы становились и башкиры.
....................................................................................................................................................................... Это не логично и категорически быть не может! Всё это ерунду пишут, как готовят почву (она уже практикуется) для переписи тептяр в башкиры! Тептяри и мишары и есть продукт их совместного смешения из чего и состоит татарский народ! Просто большинство их перешло на литературный татарский язык, а свои диалекты они используют в разговорной речи!
У вас просто голословное отрицание, а выше я уже привел примеры как башкиры становились тептярями.
Тептяри знаете ли сами по себе не были, а только в связке с вотчинами башкир, припущенники в вотчинах, в других русских регионах их не было.
(Это не логично и категорически быть не может!)
У вас просто голословное отрицание, а выше я уже привел примеры как башкиры становились тептярями.
Тептяри знаете ли сами по себе не были, а только в связке с вотчинами башкир, припущенники в вотчинах, в других русских регионах их не было.
...................................................................................................................................................................А вы знаете , что вы сказали, что в других регионах не было?! Тогда тем самым и башкиры , получается не народ , а владельцы земли , то есть по русски помещики, а его работники , его крестьяне, в данном случае, если иметь ввиду тептяр, как вы изложили , арендаторы! Тогда выходить, что и башкир и тептяр , это искусственные , условно обозначенные категории людей с их правами и обязанности, то есть это не национальности!
Башкир и тептярей не было в других русских ргионах, кроме тех регионов где башкиры исторически проживали, это вся террритория соврем. РБ, большая часть Оренбургской, Челябинской, часть Пермской, Свердловской обл., часть востока РТ.
Если бы это были просто помещики то башкиры были бы везде, мы бы их находили в архивах под Тулой или Новгородом, или Чебоксарами.
Тут с юга ногайцы это верховья реки Эмба и горы Мугоджары, с востока река Тобол. Теперь это земли Казахстана.
......................................................................................................................................................................Вы не согласны с размерами республики?! Чего врать то ?!
++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Я то внял заповеди мудрого Акмуллы, укырга киряк. И библиотека моя реальных книг вполне объёмная, а электронная, вообще, огроменная. И я делюсь материалами из своей копилки, и даже с историками профессионалами. И по их же просьбе отправляю на публикацию свои собственные материалы. Например, недавно отправил было материал более чем на 100 страниц на Урал. Объём всё же ужали, но эта моя работа уже принята к публикации, и мне сообщили, что соответствующий сборник отправлен в типографию для печати. Жду решения этой задачи.
Но моя бибилиотека покруче вашей, а электронных книг на пол терабайта внешнего жесткого диска по самым разным областям знаний похудожественной литературе, поэзии, математике, химии, физике, истории, биологии, астрономии, религиоведении, и много много других вплоть до руководства эксплуатации и ремонта автомобилей))) И я тоже сканирую и выкладываю книги в интернет, в основном на книжных сайтах и на рутрекере.
+++++++++++++++++++++++++++++++++
Так я ведь не меряюсь с Вами. А у Вас значит от космологии и до гинекологии. У меня же, материалы в основном по истории, и в часности, скажем так, по башкирской истории у меня собрано, отобрано электронных текстов более тысячи наименований. И ведь много чего глядено, анализировано. А Вы и читаете да, свой полтерабайт. А более что, по космологии, или по гинекологии? А по истории, а она как-то же мимо Вас.
-----------------------------
А вот это интересно. Как не удивительно, базу для консенсуса заложили большевики. Поделили Западнобашкирский регион на две половины, на которые претендовали Башкирская и Татарская республики. Бирский и Белебеевский уезды передали Башкирской республики. Мензелинский и Бугульминский Татарской. Действительно на этом можно было остановится и согласиться.
Татарское руководство одним махом переписало население на татар. Никаких башкир, мишарей и типтярей. Вы бывали в краеведческих музеях в восточных районах РТ? Там башкир даже в историческом ракурсе не упоминают. Табу!
А вот башкиры, как то очень демократично к этому отнеслись. Нужно было поступить таким же образом - все башкиры и точка. Шакиров слишком поздно за это взялся. И не было бы сегодняшних непоняток.
Западные уезды:
В Бирском уезде к 20 707 башкир (25,25%), иные наличествовали общим числом в 42 031 человек (51,25%).
В Белебеевском уезде на 17 237 башкир (27,73%), только татар приходилось 26 741 человек (43,02%), иных же общим числом 38 483 человек (61,91%).
В Мензелинском уезде 16 338 башкир (18,78%), а одних только татар 23 675 человек (27,21%), а, в общем, иных 36 284 человек (41,71%).
В Бугульминском уезде 3 111 башкир (5.11%), татар 12 918 человек (21,07%), т.е. более чем 4 раза, в общем, иных 38 949 (63,52%), и это уже более чем в 12 раз.
В Бузулукском уезде 1 066 башкир (2,53%), в общем, иных 10 649 человека (25,29%), т.е. больше почти в 10 раз.
В Бугурусланском уезде всего лишь 582 башкир (0,74%), иных же 36 154 человека (46,03%).
В общей же сложности по этим уездам на 59 061 башкир (14,30%) иных приходилось 202 541 человек (49, 03%). И даже не учитывая татарской составляющей в мишарях и тептярях, только собственно татар было больше чем башкир 70 386 человек, или 17,04% от общей численности населения этих уездов.
Теперь, Восточные уезды. Однако их по отдельности и не надо особо расписывать, в них на 25,38% башкир, всего лишь 5,36% «наших» иных. Зато кроме Верхнеуральского уезда в остальных трех, много русских. Поскольку мы русских не включили в таблицы, здесь всё же привёдем это отдельной строкой. В Оренбургском уезде их 40 171 человек (62,64%), в Троицком – 37 705 (70,36%), и в Челябинском уезде – 67 088 (81,02%). В Верхнеуральском уезде русских относительно немного 8 200 человек (27,19%), зато отмечается особо высокий процент башкир 62,31%, самый высокий по всем уездам. Т.е. по этим уездам получается так, или преобладающая численность башкир, при вполне значимой численности в процентах русских, как в Верхнеуральском уезде, или тоже вполне значимая численность башкир, но при значительно преобладающем русском населении. А наших «иных», повторимся, относительно небольшая численность, 5,36%.
Однако оставим вновь пока всё это как в арифметике «на ум пошло», и обратим внимание на те два особых уезда, т.е. разделённых Н.Н. Томашевской на части, на Уфимский и Стерлитамакский уезды. Как уже отмечалось, по числу различных н\п эти уезды этнически смешанные, но Стерлитамакский уезд более башкирский нежели Уфимский. Так и, в общем, по этничности населения картина такова же. В Уфимском уезде на 8 445 башкир (13,90%) наличествовало 19 278 «иных» (31,74%), а в Стерлитамакском было 25 262 башкир (43,35%), при 17 214 иных (29,54%). Несколько огрубляя детали разделения на части этих уездов Томашевской, которые нам не известны, или не выявлены, их эти уезды в целом можно разнести на Западные и Восточные, к первым отнести Уфимский, а ко вторым Стерлитамакский. Так далее и поступим.
Три Западных уезда, Бугульминский, Бузулукский и Бугурусланский мало репрезентативны, в этих уездах численность башкир даже до 5 тысяч не дотягивала. Наличествовали и тоже малым числом башкиры и в уездах Вятской, Пермской и Саратовской губерниях. Отставим в сторону эти три уезда и уезды перечисленных губерний.
Итак, по Западу Оренбургской губернии имеем следующие уезды: Бирский, Белебеевский, Мензелинский и Уфимский, а по Востоку: Стерлитамакский, Оренбургский, Верхнеуральский, Троицкий и Челябинский.
И что скажу товарищ, мной проанализированы последующие цифры по этим уездам, и это даже вполне изложено в моём ЖЖ.
А Вы то аноним с чего так возбудились то шумно. Если имеете потенцию поговорить по арифметике, по цифре, заходите в мой ЖЖ, и дербаньте меня, разносите в пух, и в прах. Какаег гэна сыекламасын
Интересно что башкиры и в ясачных и служилых башкирах ходили, в том числе и на востоке соврем. РТ.
Если в похожих случаях удавалось перейти в башкиры-вотчинники или возвратить вотчину, то наверное писали "башкир из татар"))
"Мы и доверители наши действительно из роду башкирского Саралиминской волости, записанные в оклад ясашной, состоят ныне Мензелинского уезда в деревнях Кутусас (Иманово тож), Сарсас Тикирменовой, Саклов Чурашевой, Старой Дюрюш, Мрясевой, Сеитовой, Чершилы (Шанды Тамак тож) и Старой Сакловой ...что почислены в оклад из башкирцов Саралиминской волости...
второе, что немалое количество сара-лиминских башкирцев вообще и в смежстве с нами живущих владеют теми же землями;
в третьих, что многие из башкирцев саралиминских -ближние нам родственники, от чего доныне и мы сохраняем название башкирцы Саралиминской волости и в подкрепление сего и родословная у нас имеется."
-----------------
Сарайлы Мең - подразделение клана Мең. Минцы составляют болшинство населения в бассейне реки Дим - Демы. Председатель Всемирного Курултая Башкир Данир Гайнуллин из этого рода.
Опечатка, в ясачных и служилых "татарах"
Ребята, все кто писал pro-(за)-татар и contra-(против)-башкир, перечитайте себя. Только без эмоций, чистым разумом. Вы что творите? Вам будет полезна самооценка.
Без (моих)комментариев...
Поясняю, Наш ИҘЕЛ-УРАЛ :
говорить "наш" про имена собственные УРАЛ и ИҘЕЛ могут только башкурты, потому что УРАЛ - первопредок башкирских народов,
потому что ИҘЕЛ - его сын, рожденный принцессой Хомай в браке по любви, - прародитель башкирского народа Кыпсак.
Любой, кто говорит: "наш" суть башкурт!