Ринат Рамазанов, «Аргымак»: «Чтобы играть на курае, надо родиться башкиром — это факт»

Ринат Рамазанов, «Аргымак»: «Чтобы играть на курае, надо родиться башкиром — это факт» Фото: vk.com

«Реальное время» продолжает общение с солистами и музыкантами групп, работающих в стиле этно-рок. Следом за челнинским коллективом «Ак Буре» корреспондент пообщался с солистом, художественным руководителем уфимской группы «Аргымак» Ринатом Рамазановым. В чем кроются причины недопонимания, которое порой возникает между татарами и башкирами? Кому нет равных в игре на курае? Как лондонцы и парижане приняли на своей земле музыкальный коллектив, исполняющий башкирский этно-рок? На эти вопросы «Реального времени» ответил руководитель уфимской группы.

«Что за этно-рок? Что за дураки — обвешались микрофонами и что-то рычат»

— Ринат, расскажите об истоках: как был создан «Аргымак», и почему вы выбрали такое направление, как этно-рок?

— Еще в детстве меня отдали в музыкальную школу по классу курая и, когда я уже в более осознанном возрасте поступил в музыкальное училище, мне захотелось показать всем курай с разных сторон. Понимаете, если говорить о молодежи, то на сегодняшний день преобладает влияние западной музыки и культуры. Так вот, мне очень хотелось привлечь внимание молодежи к национальной культуре. Причем сделать это через совмещение разных направлений в музыке и при помощи народных музыкальных инструментов.

А если говорить про группу, то первая репетиция у нас прошла примерно в 2009 году, потом мы уже подбирали состав: в основном были музыканты, которые занимались художественной самодеятельностью, потому что профессионалы сразу требовали оплаты. А тогда денег не было, как и инструментов, репетиционной базы. Мы с супругой Дедом Морозом и Снегурочкой подрабатывали и так заработали на первые колонки, микрофоны.

Мы начинали с небольших концертов, поначалу над нами смеялись: «Что за этно-рок? Что за дураки — обвешались микрофонами и что-то рычат». Прям откровенно ржали, но я ребятам говорил, что нам просто надо пройти через этот период. И сейчас эти же люди предлагают нам сделать совместные проекты. Мы не обидчивые, так что вместе выступаем даже иногда. Вообще, я очень благодарен тем ребятам, которые когда-то доверились мне. Если бы не они — ничего этого не было бы.

— Не могу не спросить про название группы. Есть ли у него какая-то интересная история?

— Название родилось по книге башкирской поэтессы Марьям Буракаевой. У нее есть книга «Аргымак», в которой каждой букве она дает пояснения. Дословно перевести на русский язык очень тяжело, потому что это сакральные смыслы: «ан», «рух», «мон» и так далее — из этого и складывается аргымак. Это дух, благо, народность, мелодия — все это совмещается.

Вообще, само слово переводится, как скакун, вороной конь, главный конь в табуне. У нас есть башкирская порода лошадей, которая сама по себе может существовать — и как домашнее, и как дикое животное. Сами по себе они не погибнут, если их выпустить на природу. И главный конь в этом табуне — аргымак. Это башкирский скакун, который несет в себе все смыслы этой жизни, духовности. Ну, и мы стараемся соответствовать этому названию — не зазнаемся, чересчур не коммерциализируемся. Хотя неплохие успехи у коллектива.

Мы стараемся соответствовать нашему названию — не зазнаемся, чересчур не коммерциализируемся

— А в каких странах вы выступали?

— Мы за это время объездили много стран. Были в Европе, Азии. Выступали, к примеру, в Methodist Central Hall в Лондоне, который прямо рядом с «Биг Беном» находится, в Париже — в зале ЮНЕСКО. И, знаете, нас очень позитивно принимали за рубежом. Там все привыкли европейскую культуру видеть, а мы — экзотика для них. То, что показываем мы (народные танцевальные элементы, к примеру) они не могут повторить даже после долгих и настойчивых попыток — нервно курят в сторонке, в общем.

Когда ты играешь на древних инструментах древних народов, это не может остаться незамеченным или не захватить человека — это воздействует на духовном, эмоциональном уровне. У нас недавно провели эксперимент: сфотографировали энергетическое поле, ауру человека, который играл на курае, и выяснилось, что основная жизненная чакра в момент игры становится больше во много раз. Так что это энергетически сильный инструмент. Поэтому когда мы исполняем песни, абсолютно неважно какой ты национальности, никто равнодушным не остается.

«Нас обвиняли в том, что мы коверкаем народное творчество»

— Кстати, на каких инструментах вы играете?

— Я умею играть на наших народных башкирских инструментах: думбыра, кубыз, дунгур, курай, владею горловым пением, ну и немного на гитаре и фортепиано.

— А насколько трудно освоить и исполнять горловое пение? Этому любой может научиться?

— Нелегко, я бы сказал. Надо долго практиковаться, правильная постановка должна быть. Если начать неправильно это делать, то это может повлечь определенные последствия. Еще один момент: нужно достичь определенного возраста — у молодых людей голос ломается в определенный период, и в это время категорически запрещено что-то делать с голосом, чтобы не посадить его. Меня, кстати, никто не учил горловому пению, которым обладают, например, тувинцы, хакасы, монголы. Башкирское горловое пение такое… Все это в себя включающее.

Мы выступали, к примеру, в Methodist Central Hall в Лондоне, который прямо рядом с «Биг Беном» находится, в Париже — в зале ЮНЕСКО. И, знаете, нас очень позитивно принимали за рубежом

— Что есть в вашем репертуаре? Чего больше — собственных песен или переделанных народных?

— У нас абсолютно разные направления: есть и авторские, и народные песни — все идет в балансе. Вообще, наш концерт устроен так, что он учитывает один очень важный факт: человеческий мозг активно, осознанно воспринимает информацию только первые семь минут где-то. Даже когда ты смотришь фильм, то каждые семь минут что-то должно происходить, что-то, что встряхнет твои мозги, чтобы информация дальше воспринималась. Это работает и с концертной программой. Люди устают от однообразной музыки. А у нас каждый трек — это разное направление и разный жанр начиная от регги, диско, рока и африканских ритмов заканчивая мусульманскими песнопениями — нашидами и мунаджатами. Все это исполняется на национальных инструментах башкирского народа и народов мира. Возможно, поэтому наше творчество становится непонятным, но прикольным и интересным для слушателя.

— А как башкирская общественность отнеслась к вашим каверам народных песен?

— Знаете, были очень жесткие высказывания, нас обвиняли в том, что мы коверкаем народное творчество. Вначале, конечно, не очень приятно было, но мы сами не знали, что у нас в итоге должно получиться. Со временем, постепенно уже начало приходить понимание, и заключалось оно в том, что это лишь гарнир к основному блюду, а основное блюдо — это сохранение нашей культуры и наших традиций в неизменном виде. Вот это эталон.

Наше творчество — это некие ворота, шаг к пониманию. И когда человек входит в эти ворота, мы уже становимся вторичным. Я сам очень люблю, ценю и уважаю наши древние башкирские мелодии, кубаиры, танцы, для меня это очень важно. И я бы не согласился с тем, что мы портим народную музыку — мы обращаем на нее внимание молодежи современным творческим языком, и им это нравится, впоследствии они начинают понимать народную истину.

У нас какая форма работы: привлечь внимание, дать информацию, побудить к действию. Мы через эти разные направления в искусстве привлекаем внимание молодежи и даем понимание об уникальности народов. Искусство каждого народа само по себе очень интересное: у казахов есть домбра, у башкир есть древний инструмент курай, у тувинцев есть горловое пение, у африканцев есть барабаны. На курае, к примеру, никто другой не сможет так сыграть, как это сделает башкир. Чтобы играть на курае, надо родиться башкиром — это факт.

Мы через это современное искусство привлекаем внимание к истокам, люди начинают интересоваться: «А как же это звучало в первоисточнике?», и начинают слушать старые записи. То есть, если просто так традиционный курай включить молодежи, то они, может, пару секунд послушают, а потом переключат на Бейонсе или Тимберлейка. А если дать им послушать курай, исполненный в этих же новых направлениях, то потихоньку можно переключить их внимание на народное искусство.

«С башкирской стороны возможно тоже есть перехлесты...»

— Ринат, а вы согласны с тем, что в последнее время национальная тематика и эстетика становятся модными среди молодого поколения?

— Сейчас да, это очень активно пошло. Я даже скажу, что сейчас, в принципе, во всем мире интерес к этно очень вырос. Это направление, возможно, в скором времени и вовсе станет мэйнстримом — не только в музыке, но и в других видах искусства. Интерес, конечно, растет, но он, скорее, более коммерческий, нежели идейный. Люди видят, что придумать что-то уже довольно сложно, и чтобы хоть как-то отличиться, используются национальные элементы. Но это делается не с целью сохранить самоидентичность, а с целью заработать в большинстве случаев.

Сейчас в принципе во всем мире интерес к этно очень вырос. Это направление, возможно, в скором времени и вовсе станет мейнстримом – не только в музыке, но и в других видах искусства

Не многие занимаются своим делом для того, чтобы сохранить свою культуру и передать ее будущим поколениям, таких немного и это такие идейные придурки — такие же, как и мы, которым в первую очередь не деньги и не слава важны. И это не какой-то национализм — это любовь к своему народу и нации, стремление это преподнести современным творческим языком. Это больше духовная работа, чем мирская. Мирская работа — та, которая кормит — корпоративы, каверы, разные мероприятия. Чтобы эта духовная работа кормила, нужно очень хорошо попотеть. Вот мы потели лет пять, прежде чем начали хоть как-то на этом зарабатывать.

— А часто ли вам приходится выступать в Татарстане? И как вас местная публика принимает?

— В Татарстане мы были несколько раз на «Крутушке» и на «Исянфесте». Очень хорошо принимала публика — все-таки соседи же. Зажигали там у вас, дали жару (смеется) — и потанцевали, и попели. А вообще, мы не очень часто ездим.

— Как вы думаете, в чем причина недопонимания, которое порой возникает между двумя народами — татарами и башкирами?

— По моим ощущениям, у вас очень сильная национальная политика. Везде звучит: «татары», «татарское» — весь мир вообще татарский (смеется). Возможно, даже немножко неприятное присваивание каких-то ценностей других народов можно углядеть. К примеру, наши народные композиции, которые территориально, событийно связаны с нами, в некоторых татарских источниках указываются как татарские песни татарских композиторов. Возьмем только курай, пишут, что он стал татарским народным инструментом, хотя он растет только на территории Южного Урала и издревле наш народ на нем играет, есть легенды и предания, у каждой мелодии своя история происхождения, это, конечно, вызывает недоумение.

Конечно, и с башкирской стороны возможно тоже есть перехлесты, но для меня важно другое. Я как верующий говорю: Всевышний нас не отличает по разрезу глаз, по цвету кожи, по росту или по еще каким-то признакам, он отличает нас по богобоязненности и по степени духовного и нравственного воспитания. В мире есть много народов, нужно ценить их традиции, быть толерантными, уважать друг друга и брать друг с друга хороший пример.

— Ринат, вот любопытно узнать: вы уже упоминали историю народов, а к какой теории происхождения башкирского народа вы лично относитесь с пониманием и с приятием?

— Башкирский народ — очень древний народ. У нас есть эпос «Урал-батыр», который уходит корнями в тысячелетия. Есть пещера, которая называется Шульган-Таш — это родной брат Урал-батыра, а это эпоха палеолита. Наш народ жил и живет на Урале тысячелетиями, никогда ему не нужно было ничего большего. Он благодарен Всевышнему за эту землю, поэтому делал все возможное, чтобы ее сохранить.

Иногда некоторые народы приходили, убегая от крещения, крепостного права и чтобы сохранить себя. Они нуждались в защите, а наши предки как верующие давали им помощь, так как это основа ислама — помогать друг другу. С каждым годом открывается история происхождения нашего народа.

Взять, к примеру, Уфу: раскопки показали, что городу 1500—2000 лет, основан до нашей эры. Или взять историю распространения ислама — в конце 1950-х годов при строительстве химического завода в районе Стерлитамака найдены Левашовские курганы. Раскопки показали, что это вторая половина 600-х годов. Найдены захоронения людей по мусульманским обычаям, это доказывает, что уже в VII веке наши предки были мусульманами и приняли ислам напрямую от сахабов пророка Мухаммада (да благославит его Аллах и приветствует).

Лина Саримова, Диляра Ахметзянова, фото vk.com
комментарии 83

комментарии

  • Анонимно 05 мар
    Научите играть на курае!!!
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    Интересная музыка
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    Он думает, если большевики создали БАССР и сделали Уфу её столицей, то все на её территории относилось Башкирам. В одном он прав, что Башкиры жили на Урале! А курай такой же древний инструмент у Татар, только размеры горазде меньше, аккуратнее.
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    Хорошо, что есть люди радеющие за свою страну и историю. Молодцы. Развивайтесь.
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    Родился башкиром - играй на курае!
    Ответить
    Анонимно 06 мар
    Никогда никаких башкир не было. Их выдумали советы.
    Ответить
    Анонимно 08 мар
    Cкорее наоборот, никогда татар не было их выдумали советы по настоянию большевиков-татаристов которые писали - мы монголы, мы татары и наша культура будет татарской. Очень большие споры шли кем же именоваться в ту пору в конце 19 века в начале 20 века.
    Ответить
    Анонимно 10 мар
    Да. Правильно. Все Зауралье - истинные татары, татары Чингиса. О существовании там каких-то мифических башкир нигде сведений нет. Да. были споры. Лишь о том, что татары это - только татары Золотой орды или татары это - все население империи Чингисхана.
    Ответить
    Анонимно 13 мар
    До чего же вас зомбировали казанские историки монголисты - Чингизхановские татары, кругом татары и татары.
    Ответить
    Анонимно 13 мар
    До чего же вас зомбировали истинных чингисхановских татар уфимские фальсификаторы, у них везде башкиры да башкиры. Народ, который никогда не существовал.
    Ответить
    Анонимно 14 мар
    Может хватит врать то, про Чингизхановских татар. Открою вам секрет, Чингизхан уничтожил монгольское племя татар. Cейчас это всем известно и есть масса научно-исторической литературы в просторах интернета. Стоит только забить в поисковик - Чингизхан уничтожил татар. Даже вот из простейшего источника - Википедия, забиваем cлово - Чингизхан и читаем оттуда https://ru.wikipedia.org/wiki/Чингисхан Выступление против татар
    В 1202 году Тэмуджин самостоятельно выступил против татар. Перед этим походом он отдал приказ, согласно которому под угрозой смертной казни категорически запрещалось захватывать добычу во время боя и преследовать неприятеля без приказа: начальники должны были делить захваченное имущество между воинами только по окончании боя. Жестокое сражение было выиграно, и на совете, собранном Тэмуджином после битвы, было решено уничтожить всех татар, кроме детей ниже тележного колеса[7], как месть за убитых ими предков монголов (в частности за отца Тэмуджина).
    Ответить
    Анонимно 14 мар
    Сколько можно эти советские лживые штампы повторять? Их ведь специально распространяли, чтоб очернить татар, умалить его достижения. Для того, чтобы татары отказались от своей татарскости, от своей славной истории, от своих предков. Чтоб татары называли себя хоть кем угодно, только не татарамии. Хоть вымышленными какими-то башкирами, хоть чертами двурогими. Если всех татар вырезали, почему сам Чингизхан остался в живых?
    Почему не вырезали самого главного его полководца, аталыка его детей, Субудея? А ведь его слава была ничуть не меньше славы самого Чингизхана. Почему другой великий полководец Чингиза Мухури остался в живых? Ведь согласно Мэн-да-бэйлу, все они татары: Князь Субутай происходит от белых татар… Нынешний император Чингиз, его полководцы, министры и главнейшие чиновники, все принадлежат к черным татарам… Главнокомандующий всех войск, канцлер всех провинций, великий князь Мухури – черный татарин … Я сам при свиданиях с ним слышал, как он называл себя всякий раз татарским человеком». Почему тогда внук Чингизхана Хубилай сам себя татарином называл и всю свою империю, которая растянулась от Океании до Балкан Татарией?
    Ответить
    Анонимно 17 мар
    Причем тут советские источники? Это не советские источники, сейчас масса таких источников из прошлого, раньше не у всех был доступ к этим источникам. Благо сейчас есть интернет, можно просто загуглить - Чингисхан уничтожил татар и появится масса информации на эту тему.
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Весь интернет заполнили ложной информацией.
    А тогда вы как остались в живых?
    Ваши предки: табынцы, барынцы, катайцы, куваканы и прочие татары Зауралья? А ведь все они - татарские племена. И по Рашид-ад-Дину,и в Сокровенном сказании и в других источниках.
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    Да-а! "Великие" башкирские "историки" забили голову человеку основательно...Надо было еще сказать, что башкирские историки и ученые доказали факт строительства пирамид башкирами, что весь мир они научили писать и читать, и вообще, что Адам был башкиром...И про курай. С чего он взял, что с кураем знакомы и играют только башкиры? Это был распространенный инструмент и у татар в том числе. У моего деда были несколько штук, сам делал, сам играл. И не был он башкиром. Его предки из нынешнего Дрожжановского района, мишары.
    Ответить
    Анонимно 05 мар
    не утрируйте. он все это не говорил
    Ответить
    Анонимно 06 мар
    Башкирский народ — очень древний народ. У нас есть эпос «Урал-батыр»// Нет башкирского народа. И не было. Башгирдами называли венгров-маджар. А после 1552 года - коллаборционистское сословие. Вот до чего люднй зомбировали в Уфимском крае. Они верят даже в эту писанину Урал-батыр, которого написал один зауральский спьяну. Насчет этого у него признание есть.
    Ответить
    Анонимно 09 мар
    Если у твоего деда было несколько штук кураев, то должно быть старинные народные мелодии на этом самом курае. Есть они? Хотелось бы ознакомиться. А то что исполняют группа Аргамак и например Роберт Юлдашев это всё народные старинные башкирские произведения. И у этих произведений такие как Буранбай, Азамат, Cибай, Абдрахман, Cынрау торна, Кара юрга и другие, которые они исполняют есть история - где(!!!) когда и кем записаны.
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    Живет созданными мифами парень.
    Важно отметить, что татары никогда не противопоставляли себя башкирам.
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    очередной башкирский бред, какой Урал-батыр? хоть он знает, что написан он в 20 года 20 века? курай на Южном Урале не растет, а растет на севере Башкирии. и изначально пошло от ногайцев и т.п. еще верующим себя называет.
    Ответить
    Анонимно 05 мар
    Вы сами читали "Урал-батыр"? Изучали историю эпоса, прежде, чем бросаться подобными пустыми фразочками? И если курай растет, по вашим словам, на севере Башкирии, то как ногайцы могли быть родоначальниками этого инструмента, если они жили к югу от башкир - на территории нынешней Астраханской области, Оренбургской, Казахстана и Дагестана? Могу вас удивить, но курай растет и в таких районах, как Зианчуринский, Бурзянский, Зилаирский, Баймакский, Хайбуллинский, Абзелиловский. Заметьте, это совсем не север Башкортостана.
    Ответить
    Анонимно 07 мар
    Я прочитал. И не только этот так называемый «эпос». Но и много материалов о том, как был сичинено это «произведение». Как пишут уфимские обманщики, этому эпосу 35 тыс лет и относится он чуть ли не к эпоху палеолита («профессор» Кульшарипов: «Эпосу Урал-батыр» - 35 тыс лет»). Не было еще ни египтян, ни Месопатии, не китайской цивилизации, не было ни одного государства, ни одного народа в мире, а вот башкиры – были. Были с развитой цивилизацией со своими эпосами и картинными галереями на Каповой пещере. То, что все это чушь, назову только 2 факта. Этот мифический Урал-батыр там сражается с Минотавром. Откуда 35 тыс лет тому назад где-то на Южном Урале знали про греческого Минотавра? Далее, главный враг Урал-батыра – Шульген. Это название озера перед Каповой пещерой, а Капову пещеру на местном языке называют Шульген-таш. Паллас пишет об этом названии, что слово Шульген произошло от татарского «Кеше ульген («где помер человек»; у Палласа никаких башкир нет, он местное население называет татарами), а у Бурангулова это словосочетание превращается на имя собственное. Значит этот Бурангулов не имел никакого представления ни об этом озере, ни об этой пещере в смысле происхождения их названий (спросил бы местных жителей там). Бурангулов этот тот, кто будто бы нашел этот источник и записал от каких-то местных сэсэнов (народных сказителей) его. Но интересно то, что все они как раз люди, которые как раз год-два тому назад стали покойниками, да и никто в этой деревне про этот «эпос» даже и не слышал. Вообще никто не знает об этом «эпосе» и во всем районе, и во всем Зауралье, да и во всей Башкирии.
    Ответить
    Анонимно 07 мар
    Чтобы было ясно читателям, кто и когда написал башкирский эпос, надо ознакомиться с уголовным делом М.Бурангулова, находящимся в УФСБ РБ. Как известно, Бурангулов М. арестовывался несколько раз со стандартной формулировкой «националист и враг народа», либо в связке с националистами. В данном уголовном деле есть три протокола допроса М.Бурангулова, где он подробно рассказывает, как писал свой «Урал-Батыр», когда пришла ему в голову идея написать этот «эпос» и как он придумывал сэсэнов, со слов которых он и написал якобы этот «исторический» эпос. И эти протоколы - не секрет. Каждый может познакомиться с ним в архивах Уфы.
    С уголовным делом неоднократно знакомились родственники М.Бурангулова, которые сегодня в частных беседах признают, что именно он написал этот «эпос» в середине 20-х годов. Поэтому не сохранился этот эпос в истории России и про него ничего не слышал профессор Кузеев Р.Г., который несколько десятилетий собирал фольклор и шэжэрэ башкир. Вообще никто не слышал про этот эпос и нигде.
    Но есть в уголовном деле еще одна изюминка, неизвестная читателям. Оказывается, М.Бурангулов был «сексотом» НКВД и немало сдал своих подельников НКВД и МГБ. Его непродолжительные отсидки всегда сопровождались преданию суду башкирских националистов, что легко установить по датам, когда Бурангулов М. сидел под следствием и когда проходили суды над башкирскими националистами.
    Историки и специалисты знают, что было в то время арест любого человека и даже аресты высших военных начальников РККА, первых секретарей обкомов ВКП(Б), директоров заводов и даже членов политбюро?
    Сам факт ареста с формулировкой «враг народа» и «националист» был гарантией расстрела либо лагеря на длительный срок. Однако наш непотопляемый М.Бурангулов пережил несколько арестов и, пожалуй, единственный в СССР избежал расстрела, несмотря на предъявленное тяжкое обвинение.
    Ответить
    Анонимно 07 мар
    Если ничего не знаете, не говорите ничего. Не было никаких башкир. И никогда. Например в российских источниках нет ни единого сведения о каких-то башкирах и нигде и ни разу. Везде говорится о татарах, татарах Ногайской орды. Территория до Урала вначале была в составе Казанского ханства, с ослаблением этого ханства, границы орды дошли до реки Ик. После падения Казани вся территория до Камы осталась в куках ногайских татар. Ничего не известно о существовании там каких-то башкир. Башгирды -венгры-маджары (Джувейни, Гарнати, Юлиан, Рубрук, Карпини, Рона-таш и др).. Небольшая тзолированная группа этих башгирд-венгров существовала да середины 16 века в Верхнем Прикамье. Первыми именно они приняли подданство Москвы и с тех пор всех тех, кто признал Московскую власть стали называть башкирами. Читайте Урусова. Он пишет: Вы, башкиры, раньше назывались ногайскими татарами ... Из-за того, что вы перешли на сторону Москвы вам установили самый меньший налог, предоставляли многие привилегии и т.д.
    Ответить
    Анонимно 09 мар
    Начитавшись от всяких башкирофобов типа Швецова, несешь свой бред про Бурангулова. Где такое есть? Только у Щвецова и его компании, неподтвержденными никакими документами и фактами. Вот только не показываете эти самие протоколы допросов Бурангулова раз утверждаете что они есть в архивах ФСБ РБ.
    Ответить
    Анонимно 09 мар
    Никаких ногайских татар(!) не было. Ногайцы не татары. И казанским татарам(чувашам-суасам) они не имеют никакого отношения.
    Ответить
    Анонимно 10 мар
    В архивам НКВД. Бурангулов был агентом НКВД. Идите в архив НКВД и просите протоколы допроса Бурангулова.
    Ответить
    Анонимно 10 мар
    Все татары - татары. Это советы раскололи татар на сто частей. Даже несуществующие народы выдумали. Например - башкир.
    Ответить
    Анонимно 10 мар
    Нет уж, раз сами такое утверждаете, то должны выложить на всеобщее обозрение. А сами вы видели эти протоколы? Скорее нет.
    Ответить
    Анонимно 11 мар
    Читайте статьи на сайте Уфимский журнал насчет этого. Бурангулов был агентом НКВД, многих писателей Уфы посадил.
    Ответить
    Анонимно 11 мар
    Понятно, отсылка в Уфимский журнал, не более. Там Кучумов, Орлов, Щвецов и Габдрафиков. Отойдем от темы, просвещайтесь, https://vk.com/wall-33923986_24466 ответ из группы в контакте Русская Башкирия Габдрафикову на здешнею его одну статью. http://realnoevremya.ru/today/41526 Взято оттуда из Русской Башкирии, пост 4 cентября 2016 г. При этом обращает на себя внимание, что казанские татары часто мыслятся, как некая примордиальная данность, но жители Казанского ханства и позже мусульманское население Казанской губернии себя татарами не называли. А вот русские исторически называли татарами практически всех тюркоговорящих мусульман, при этом общего между сибирскими, казанскими, астраханскими, крымскими и кавказскими татарами не так уж и много. Язык да, похож, но этническое происхождение разное.
    Ответить
    Анонимно 12 мар
    Вот вы здесь начитавшись всякую грязь из Уфимских журналов про Бурангулова пишите. Но при этом вам ничего не мешает брать народные башкирские мелодии на курае и вставлять как музыкальное сопровождение к своим татарским ТВ передачам и всяким фильмам.
    Ответить
    Анонимно 12 мар
    При этом обращает на себя внимание, что казанские татары часто мыслятся, как некая примордиальная данность, но жители Казанского ханства и позже мусульманское население Казанской губернии себя татарами не называли //. Что за чушь вы говорите? Именно никто себя башкиром не называл. Башкиры - сословие коллаборацтгонистов. Разве себя башкиром называл Зайнулла ишан Расулев? По вашему, он - этнический башкир. А вот его внучка, Исламия апа (эби) Латыпова в своих книгах и статьях о нем пишет, что он в Троицком медресе розгами бил тех, кто говорил на местным диалекте и говорил: "Чем раньше мы начнем говорить на литературным татарском языке, тем лучше для нас, чем быстрее объединимся.
    Ответить
    Анонимно 12 мар
    А вот русские исторически называли татарами практически всех тюркоговорящих мусульман, при этом общего между сибирскими, казанскими, астраханскими, крымскими и кавказскими татарами не так уж и много. Язык да, похож, но этническое происхождение разное //. Правильно так называли. Они все татары и есть. Только вы предатели отказались от своей истори и самоназвания, прячетесь за названием каллоборационистов. Голубчик, хакасы, шорцы, телеуты, алтайцы и многие другие племена сами себя до сегодняшнего дня называют татарами. Они под Москву не легли, как зауральские татары. Которые выдумали себе миф о каких-то несуществующих башкирах, и стараются в виде такой вот выдуманной народности интегрироваться в российскую действительность. Отказались от своей истлрии, от своих предков, от своего самоназвания.
    Ответить
    Анонимно 12 мар
    Никаких башкирских мелодий нет. Потому что нет такого народа. Все эти мелодии татарские, мелодии зауральских чингизхановских татар.
    Ответить
    Анонимно 13 мар
    Значит внучка Расулева - манкуртка. И писала отсебятину. Расулев башкир из рода кувакан. Об этом писал Риза Фахретдин. Да кстати, читали ли вы книгу Ризаэддин Фәхреддинев. Болгар вә Казан төрекләре. Казан: Татар. кит. нәшр., 1993.? Там написано: - «Унтугызынчы милади гасырда безнең гыйлем сөючеләребез Көнчыгышны өйрәнүче галимнәргә катнашып йөри hәм рус әсәрләрен укый башладылар. Рус тарихларында күренгәләгән «татар» исемен тикшерүсез hәм тәнкыйтьсез алып, яманат чыгардылар». Перевод текста: - «В XIX веке наши ученые начинают общаться с востоковедами и изучать русские источники. Взяв безо всякой критики и проверки в качестве самоназвания, упоминаемых в русской исторической литературе татар, обесчестили себя»
    Ответить
    Анонимно 13 мар
    Дожили. Даже куваканы оказывается какие то башкиры. Куваканы - татары Чингисхана. Это есть во всех источниках. Они приехали на наши земли вместе с войсками Бату. А согласно "трудов" уфимских горе-ученых эти мифические башкиры 7 лет героически воевали против этих кувакан, табынцев, барынцев и других татарских племен Зауралья. Которых уфимские обманщики показывают некими мифическими башкирами.
    Ответить
    Анонимно 14 мар
    Голубчик, а вы какое отношение имеете к хакасам шорцам телеутам и прочим? Даже внешне не похожи, про остальное молчу.
    Ответить
    Анонимно 15 мар
    Посмотри на итальянцев? Похожи ли пьемонтцы на сицилийцев? первые - белокурые, а вторые - наполовину негры. Да и язык у них отличался так, что сицилийцев еще 50 лет не понимали неаполитанцы. У татар есть разные говоры, и люди разные по внешнему виду.
    Ответить
    Анонимно 16 мар
    Значит внучка Расулева - манкуртка // И сам Расулев манкурт? Если запрещал говорить на диалектах татарского языка?
    Ответить
    Анонимно 09 мар
    Вот никогда у ногайцев не слышал произведения в исполнение на музыкальном инструменте - курай. Врать не хорошо. Ногайцы не татары вот про это я знаю хорошо.
    Ответить
    Анонимно 11 мар
    Приведи хотя бы один документ касающийся Ногайской орды, в которых их не татарами называли?
    Ответить
    Анонимно 11 мар
    Ну в прошлых русских документах может и именовали их татарами. В русских документах были даже братские татары(буряты) и многие другие. Но сейчас ногайцы себя больно татарами не собираются именоваться. Можно зайти в ихние группы и сайты и проверить на счет этого.
    Ответить
    Анонимно 12 мар
    Именно советы и татар в ногайцев переименовали.
    Ответить
    Анонимно 13 мар
    Доказательства будут? Что именно Советы переименовали татар в ногайцев. Документы ссылки на документы, пруфы? Только не надо ссылаться на казанских ученых, они всякое пишут, нужны нейтральные источники, можно и от ногайских источников где пишут - мы были татарами стали ногаями. Есть такие источники?
    Ответить
    Анонимно 13 мар
    Ты мне приведи хотя бы один источник со времен Ногайской орды, когда ее население называют какими-то ногайцами, а не татарами.
    Ответить
    Анонимно 14 мар
    Тут ты мне русскими документами-переписками тех лет не приводи. Татарами в тех документах кого только не именовали. У них, у русских было как, на западе все немцы(европейцы), а на востоке татары. И вот что, Ногайская Орда это Мангытский Юрт. Гугл в помощь если вы - мангыты.
    Ответить
    Анонимно 15 мар
    Не ври!
    На западе не все были немцами. Англичан и шотландцев никто никогда немцами не называл. Да и византийцев тоже. Насчет татар. Если так называли, значит так но и было. Все они были татарами. Татарами различных юрт и орд. Насчет мангытцев. Вот они и есть как раз самые настоящие татары. Посмотри на родословные Юсуповых, Урусовых, Магницких, Городецких, Княжевых и прочих. Они все – мангытские татары. Кто из них в своей родословной себя не татарином называл? Когда называл себя Денис Давыдов мангытом? Он – тоже из мангытских татар. Вообще объясни мне пожалуйста, откуда пошли мангыты?
    Ответить
    Анонимно 17 мар
    Мангыты - это монголы изначально, а если еще и татары, то да, татары это тоже монголы.
    Ответить
    Анонимно 17 мар
    Так и не вру, это у вас врать в порядке вещей. Гугл в помощь - мангыты это монгольское племя. А то что испанцев называли шпанскими, шведов - свейскими, англичан - англицкими немцами это факт. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шведы Шве́ды (швед. svenskar) — народ, говорящий на шведском языке, основное население Королевства Швеция. Численность — около 8 млн человек. В самой Швеции проживает ок. 7,7 млн человек (2009). Значительное шведское меньшинство (граждане Швеции) проживает в США (56 324) и Канаде (7000). Государство шведов сформировалось на основе объединения на рубеже I—II тысячелетий н. э. гётов и свеев (основных групп племён). От названия последней племенной группы произошло русское название страны — Швеция.


    Шведский митинг[где?][когда?]
    По религии большинство шведов — лютеране.

    Старорусское название XV—XVI вв. — свейские немцы.
    Ответить
    Анонимно 18 мар
    А кто такие табынцы, барынцы, катайцы, куваканы и другие племена Зауралья?
    Ответить
    Анонимно 18 мар
    А с какого испуга Мангытский юрт тогда стал какой-то мифической Башкирией?
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Табынцы, телевцы и прочие племена Зауралья - это чисто татаро-монгольские племена, которых уфимские фальсификаторы стараются показывать некими мифическими башкирами. Они приехали на наши земли вместе с войсками Бату хана.
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    Обожаю музыку Аргымака. Очень задорные парни. Нам, русским, слова непонятны. Но культура тюрков, башкир становится интересней. Очень уважаю парней. Успехов им!
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    Классная башкирская музыка, интересный парень. Очень нравится башкирская культура. С удовольствием приезжаю в Башкирию, много знакомых среди башкир. Но все-таки не стоит отделять башкир от татар. Это самые близкие народы. И поспорил бы с заявлениями о том, что башкиры приняли ислам от сахабов. Наши татарские "ученые" тоже пытаются доказать подобное. Но все это так сильно притянуто, что даже не стоит серьезно об этом заявлять.
    Мне братья-башкиры нравятся тем, что они смогли больше сохранить свою тюркскую самобытность, дух кочевника, они помнят, какого они роду-племени, они очень привязаны к своей родине. И они этим держатся. Многие из нас, к сожалению, все это утрачивают. Нам есть чему поучиться друг у друга.
    Ответить
    Анонимно 05 мар
    Башкиры сами отгораживаются от татар, стараясь не видеть место татар, татарской культуры и языка в становлении башкирского этноса, в развитии многих направлений общественного развития Башкирии и башкир как народа. Это не касается простого народа, народы живут и не делят кто чьих будет. Это идет от верхушки, для них человек родившийся в Башкирии уже должен быть башкиром, и записывают башкиром. Сколько татар записаны башкирами? Вместо того, чтобы поблагодарить татарский народ за огромный вклад в просвещении башкир, за вклад развития культуры, науки, общества идут гонения на язык, на возможность развития татарского общества, противопоставляя татар и башкир. Это делается специально, ведь еще в царские времена Москва прилагала огромные усилия для недопущения союза татар и башкир, понимая, что это огромная сила. Жаль, что башкиры не хотят понимать, кто для них друг и кто враг, строча пасквили на татар в Москву...
    Ответить
    Анонимно 05 мар
    Так обвиняйте Рахимова, московские власти, а не башкирский народ. Вы тут не сравнивайте мягкое с зеленым. И их стремление несколько отгородиться от нас вполне обосновано: иначе растворятся среди более крупного этноса. Они не позволили себя крестить, ассимилировать, когда на их глазах все это происходило с финно-уграми, которые становились частью русских и татар.
    Дорогие мои башкиры, желаю вам успехов и процветания, но сильно не отгораживайтесь от татар. У нас больше общего, чем различий, что бы там ни говорили политизированные люди.
    Ответить
    Анонимно 06 мар
    /...ведь еще в царские времена Москва прилагала огромные усилия для недопущения союза татар и башкир, понимая, что это огромная сила./
    Исторический бумеранг ударил по Москве русско-украинским конфликтом.
    Ответить
    Анонимно 06 мар
    Ты пробуй с самими этими людьми найти общий язык. Они больше всех ненавидят татар.
    Ответить
    Анонимно 06 мар
    Прочтите «Происхождение башкирского народа» Кузеева. Именно он и считается «отцом башкирской истории». Если у вас есть хоть 100 грамм мозгов, вы убедитесь, что такого народа не существовало и нет. Башгирдами, басгирдами, баджгардами и прочими в средние века называли венгров (самоназвание маджар). Фадлан, Масуди, Тарджумани, Идриси и прочие средневековые авторы писали о предках современных венгров-башгирд. “Башгирды есть венгры-христиане в Венгрии”, “Башгирды – это синоним келеров, то есть венгров”; “Башгирды –многочисленный народ христианского исповедания, который, говорят, живет рядом с франками”. Джувейни. Теперешние так называемые «башкиры» к ним не имеют никакого отношения. Вернемся к Кузееву. Согласно ему, в этих местах до появления венгров-башгирд жили разные фин-угорские племена. У него нет никакой истории башкир, а есть истории отдельных родов и племен, или история отдельных групп родов. «История табынских и барынских башкир», «История башкир бурджигенцев, усергенцев и тамьян». «История башкир юрматынцев» и т.д. Что-то общее у них начинается только с 18 века. Он так и пишет, что до 18 века (до формирования башкиро-мещеряцкого войска для охраны границ от киргис-кайсацких татар) башкирского народа не было, каждый представитель племени самоиндифицировался именем своего племени. Вообще, согласно ему, до 10 века ни одного башкирского племени (у него протобашкирские племена) на Волго-Урале не было. Он пишет о семи пластах формирования башкир. Первый пласт - древние фин-угры. Они растворились среди других пластов. Об этом говорят только некоторые элементы из быта и культуры «башкир». Потом эти земли заняли венгры. Под натиском булгар и кимаков они были вынуждены оставить эти земли. И потом на эти освободившиеся земли хлынули разные племена, разного происхождения и с разных мест Евразии (Приазовье. Приаралье, Сибирь, Центральная Азия и т.д.). Вначале 3 печенежских племени переселились в начале 10 века, это второй пласт, но именно они и были первыми протобашкирами, именно они и есть самые-самые и самые настоящие башкиры (к слову скажем, все эти три племени – из чингисхановских татар, бред у него). Дальше. 3 венггерских племени откололись и остались с ними, это согласно его бреду - третий пласт. Потом к ним будто бы присоединились более 30-и булгарских племен из Приазовья (почти все население до Урала, татары Казанского ханства), четвертый пласт. О них надо говорить отдельно. В отличие от племен (татаро-монгольских племен) Южного Урала и Зауралья, эти роды-племена нигде нет, нигде они не фиксированы, Кузеев населения бывших волостей Уфимского и других губерний голословно объявляет какими-то мифическими башкирами, названия волостей – названиями родов. Они жили в Приазовье в составе Великой Булгарии, потом переселились на Среднюю Волгу, построили там Булгарское государство, все время были булгарами, волжскими булгарами, и потом, ни с того, ни с чего вдруг взяли да в башкиры превратились. Опять таки бред. Самый настоящий бред. Далее 5 пласт – татары Чингисхана, кереиты, табынцы, барынцы, минцы, мангыты, катайцы, телевцы и прочие. Почти все население Южного Урала и Зауралья, 13 век. Они тоже пришли с войсками Бату хана и из-за невиданного магнетизма башкирскости начали считать себя не татарами, а башкирами (чушь!). 6 пласт, 14, 15 века – татары Золотой орды; почему то вдруг и они стали башкирами согласно фантазии Кузеева (им расхотелось быть татарами, чушь!). А 7 пласт Кузеева – ногайские татары, они в 16 веке башкирами стали будто бы. Все время были татарами, потом взяли да отказались от имени татар (наверно в угоду Москве, хотя согласно Валиди, на той земле, которая нынче по ошибке Башкирией называется, никакой московской власти не было до середины 17 века). И смех и грех. И все это у них называется историей. Историей каких-то выдуманных советами башкир. Все образовавших их пласты – татары и только татары (только в небольшой части отатарившиеся фин-угры), а вот сами они не татары, а какие-то мифические башкиры! И это пишут «академики». Горе-академики.
    Ответить
    Анонимно 07 мар
    Ты дружочек, пробуй жить среди этих "дорогих твоих башкир". Сразу по-другому петь начнешь. С первой же недели.
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    Башкиры, это те же татары, черные татары! Мы одна нация и делить нас не надо!
    Ответить
    Анонимно 05 мар
    почему черные?
    Ответить
    Анонимно 06 мар
    Факт - башкиры древний народ. Здесь татар-смесь этносов после монгол-татарского нашествия рядом ставить это неграмотно и некорректно.
    Ответить
    Анонимно 06 мар
    Загоревшие!
    Ответить
    Анонимно 07 мар
    "Башкиры - народ получившийся присоединением тюрков к монголдам" (Башкортлар - монголларга төркиләр кушылудан барлыкка килгән кавем"). А-З. Валиди. "История башкир (Башкорттар тарихы). Есть в интернете. Под редакцией Юлдашбаева. Можете прочесть. Валиди первыми башкирами называет население государства Теле, которое возле Китая. Они по его мнению, башкиры рода "теляу".
    Ответить
  • Кадерле Имамутдинов 05 мар
    1. "Так обвиняйте Рахимова, московские власти, а не башкирский народ." В общем-то никто бы не обвинял башкир огульно. Так ведь он повторяет слово в слово словоблудия башистов, по которым "оккупанты-русские" их сделали хозяевами земли, а сами же они хвастают, что воевали против них. Когда им что надо, то они и говорят.
    2. Вначале были самые радужные мысли. Но энтот петух расхвастался, и уже даже не хотелось оставить коммент. Он и подобные, не могут понять, что большевики создали большую Башкирию, многочисленных татар лишили прав, а малочисленным башкирам дали всего сверх... Далее все 20 лет все СМИ трубили, что татары, - это остатки татаро-монголов, они эксплуатировали башкир... Так создали из бывших братьев, враждующие народы. Вот энти музыканты продвинутые якобы, а понять что к чему нет ума...
    3. Насчет курая. Какой умный человек скажет, что на курае может играть только башкир. Разве это не глупо? Между прочим первый кураист, и учитель прославленный на курае - сам из татар.
    4. Не провоцировай людей. Не разделяй их. А дружба может быть только тогда, когда народы имют равные права...
    Раз приступил, занимайся искусством. Покажи свое мастерство. Мы же будем смотреть и оценивать. Соревноваться в искусстве, - это самое верное занятие среди народов. Если, конечно, есть равные возможности. У татар пока таких возможностей нет...
    Ответить
    Анонимно 06 мар
    Вы историю Башкирии, Южного Урала и Поволжья изучали, прежде чем такими выводами бросаться? Или сами себе что-то придумали, наслушались бредней наших татарских сепаратистов, а теперь несете всю эту ерунду в комментариях? И не путайте настоящий башкирский курай с нашим татарским. Это совершенно разные инструменты. Для башкирского курая нужна сноровка, заложенная с детства.
    Я с некоторыми мыслями парня тоже не согласен, но глубоко поддерживаю башкирский народ в их праве на свою культуру, самоопределение, владение собственными землями и богатствами недр. У нас с высоких трибун еще больше странных вещей говорят, но ничего, все дружно хлопают. И не позволю обвинять братский башкирский народ в каких-то грехах. Это наши люди, братья, кто бы и что бы ни заявлял с той или иной стороны. И музыка у Рамазанова классная. Спасибо Реальному времени, что познакомили с творчеством такого замечательного коллектива.
    Ответить
    Анонимно 06 мар
    Я изучил. прочитал все от корки до корки. И Кузеева, и Кульшарипова, и Рахматуллина, и Мазитова, и Валиди и всех остальных так называемых "башкирских ученых". Они несут такой бред, Согласно моему мнению, их всех надо срочно отправить в психбольницу. Зав кафедрой истории Башуниверситетета Кульшарипов например пишет, что башкирам 35 тыс лет. "Профессор" Мазитов пишет, что более половины населения Венгрии были башкирами. Виднейший "ученый" С.Галлямов пишет, что все индоарийские народы (все европейские народы, персы, индусы, курды и т.д.)- лишь отдельные племена великих башкир, все они от Южного Урала, от Аркаима (от Арийкаима), от Ирендека (Ирендек-Ирандак-Ирандаг - Арийандаг - гора арийцев), а башкиры со своими раскосыми глазами и стопроцентной азиатскостькостью - арийцы в квадрате, главные арийцы - баш арийцы, баш курды (Древние арии и Вечный Баш Курдистан). .
    Кроме всего прочего я прочел и всех средневековых авторов, которые будто бы "писали" об этих мифических башкирах. Фадлан, Масуди, Тарджумани, Омари, Идриси и др. Они все, и без всякого исключения, писали о башгирдах венграх, башгирд просто другое название венгров (Джувейни, Гарнати, Рано-таш и др).
    Ответить
    Анонимно 14 мар
    Этот виднейший Галлямов к историкам РБ не имеет отношения, и его публикации не берут во внимание башкирские историки. А вот ваши ведущие историки отжигают - Чингизхан татарин и т.д. Много чего можно прочитать в Бизнес - онлайн.))
    Ответить
    Анонимно 15 мар
    Мэн да бэйлу: "Чингизхан - из черных татар".
    Ответить
    Анонимно 15 мар
    "Никакого тюркского народа башкир не было и нет. Башгирд - другое название венгров-маджар". Венгерский академик Рона-Таш.
    Ответить
    Анонимно 17 мар
    Никакого тюркского народа татар не было. Чингизхан уничтожил племя под именем - татар.
    Ответить
    Анонимно 17 мар
    Пожалуйста источник, что Чингисхан из черных татар? Только не надо от разных Хакимовых Рафаэлей.
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Читай Мэн да бейлу.
    "Князь Субутай происходит от белых татар. Нынешний император Чингиз, его полководцы, министры и главнейшие чиновники, все принадлежат к черным татарам…Главнокомандующий всех войск, канцлер всех провинций, великий князь Мухури – черный татарин. Я сам при свиданиях с ним слышал, как он называл себя всякий раз татарским человеком».
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Почему не вырезали самого главного его полководца, аталыка его детей, Субудея? А ведь его слава была ничуть не меньше славы самого Чингизхана. Почему другой великий полководец Чингиза Мухури остался в живых? Ведь согласно Мэн-да-бэйлу, все они татары. Почему тогда внук Чингизхана Хубилай сам себя татарином называл и всю свою империю, которая растянулась от Океании до Балкан Татарией?
    Ответить
    Анонимно 08 мар
    Врешь бабай и не краснеешь на счет первого учителя на курае из татар. У каждой башкирской народной мелодии на курае есть своя история - где, когда, кем и кого записана. У Рыбакова С.Г. в Музыка и песни уральских мусульман например есть про это. И у него там описывается именно башкирский курай, а про татарский курай ни слова. Да какой там курай, Рыбаков там пишет у татар вообще нет музыкальных инструментов только взаимствованные скрипка да гармонь у других. Так что не ври, старичок.
    Ответить
  • Анонимно 06 мар
    Вы ошибаетесь-адам по национальности армянин, сам от армян не раз слышал.....
    Ответить
  • Анонимно 06 мар
    Наших артистов (артисты Альметьевского театра) уфимцы выгнали, не давали им там играть, а наши - этих татарофобов принимают с распростертыми объятиями. В мире нет никого, которые так не любили бы татар. Вообщем эти люди никого не жалуют. Читайте их комменты в интернете, их записи в социальных сетях:: русские - алкаши, грязные оккупанты, безмозглое стадо, которое дает грабить свою страну всяким проходимцам; евреи - самые худшие люди, им бы все воровать и обмануть; татары - торгаши, продажные люди, казахи - конокрады и т.д. А вот только они - самые лучшие, самые-самые хорошие, мягкие и пушистые, еще и самые великие в истории человечества, самые древние, самые бесстрашные, самые гостеприимные (??? пробуйте жить в башкирской деревне, они покажут вам гостеприимность). Короче только они люди, а остальных можно и не считать за людей.
    Ответить
  • Анонимно 06 мар
    “Башгирды есть венгры-христиане в Венгрии”, “Башгирды – это синоним келеров, то есть венгров”; “Башгирды –многочисленный народ христианского исповедания, который, говорят, живет рядом с франками”. Джувейни.
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Никакого тюркского народы именем башкиры не существовал и не существует. Башкирами после взятия Казани начали называть всех предателей. За предательство им выделяли огромные земельные владения за счет тех, кто противился экспансии Московии и облагали их символическим ясаком. Башкирство - только одна черная страница в татарской истории.
    Ответить
    Анонимно 31 мар
    Аноним от 19 марта, только вот Чингизхан истребил монгольский народ - татары. А русские по незнанию прозвали вас казанских чуваш - татарами. Вы чуваши и это факт. Факт еще что - мещеряки это фино-угорская мещёря. Прими к сведению.
    Ответить
  • Анонимно 06 окт
    где башкир там курай
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров