Обманутые дольщики Татарстана ищут себя в дорожной карте
Граждане раскритиковали документы за расплывчатые формулировки и не увидели источников инвестиций, кроме собственных
В конце прошлой недели Минстрой России опубликовал региональные дорожные карты. За выходные обманутые дольщики Татарстана успели с ними ознакомиться и были несколько разочарованы. Главное, что удивило людей, — среди мер поддержки они не нашли землю, которую им обещали в помощь для завершения долгостроев. В Минстрое РТ поспешили успокоить: привлечение земель планируется в рамках обозначенного в карте указа президента о создании Республиканского фонда поддержки. В РФП заявлений от дольщиков пока не принимают: еще не выбрана модель оказания поддержки, но это не означает, что с ними не будут работать, говорят в фонде. Подробнее — в материале «Реального времени».
36 татарстанских долгостроев
В минувшую пятницу Минстрой России опубликовал дорожные карты по завершению проблемных строек в Татарстане. В письме от 3 августа за подписью премьер-министра РТ Алексея Песошина указаны 36 долгостроев: из них 28 в Казани, три — в Набережных Челнах, четыре — в Пестречинском районе (Куюки) и один — в Бавлах. Таким образом, в список попали не только объекты обманутых дольщиков, но и участников федеральной программы «Жилье для российской семьи» в Пестречинском районе.
В приведенном перечне застройщики, которые у всех на слуху: «Свей», «ФОН», их «дочки» «Маг-Строй», «Фон-Ривьера», ЗАО «ФОН», так и менее известные фирмы: «Инерт Добыча», «Универсальное строительство», ЗАО «Вектр», «Стройинвест», «Стройком», «Веха», ИТЦ, ИЧП «Йолдыз», МПФК «Гарантконтинентальсервис», ООО ГСК «Камстройсервис».
По всем перечисленным проблемным стройкам даны меры законодательного, организационного и финансового характера. Среди первых — два указа президента РТ: о предоставлении земли инвестору долгостроя без проведения торгов и о создании Республиканского фонда поддержки. Среди оргмер приведены еженедельные выездные совещания на объектах (объезды), помощь застройщику с разрешительной документацией и прием граждан.
Однако внимание дольщиков сразу привлекла третья графа, где указаны финансовые источники для завершения долгостроев. Ожидания, по их словам, не оправдались: самый распространенный ответ в этих строчках — выкуп парковок, кладовок и «взыскание дебиторской задолженности с участников долевого строительства» — доплаты, как поняли дольщики.
Дольщики: «Мы изучили дорожные карты»
Будущие жильцы долгостроев внимательно изучили дорожные карты. Но не все нашли там то, что искали, и были разочарованы: «Ничего конкретного. Кто и за счет чего будет строить? Я поняла, что опять за счет дольщиков. Про землю тоже ни слова», — расстроились представители ЖК «МЧС» в соцсетях.
— Всем дольщикам скинули эти карты, мы их изучили. Выскажу общее мнение: мы ими недовольны. Во-первых, размыты источники финансирования. Там написано о взыскании какой-то дебиторской задолженности и плюс еще какие-то источники. Указаны сроки, но непонятно, как под эти сроки все будет подбито. И про землю ничего там нет, — разочарован активист первого дома ЖК «МЧС» Михаил Новиков.
Между тем в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ поспешили успокоить дольщиков. «Привлечение земель для решения проблем дольщиков планируется в рамках Указа президента РТ от 29.05.2017г. №УП-447 «О Республиканском фонде поддержки», — сообщили «Реальному времени» в Минстрое республики.
У дольщиков возникли сомнения, помогут ли им землей в Республиканском фонде поддержки, где уже начали принимать заявления вкладчиков банков. В РФП пояснили, что участников долевого строительства они также поддержат:
«Республиканский фонд поддержки создан в том числе для оказания поддержки дольщикам. Это прописано в уставе организации. С данной информацией можно ознакомиться на сайте фонда по адресу: rfprt.ru. В настоящее время модель оказания поддержки дольщикам находится в процессе разработки, которая ведется совместно с городскими и республиканскими властями», — сообщили в фонде «Реальному времени».
Наше издание уже сообщало, что республика передала фонду еще один земельный участок на 17,7 га к уже выделенным почти 760 га в Аракчино: «Этот участок находится в муниципальной собственности и рассматривается в качестве актива, передаваемого инвестору на условиях завершения строительства проблемных домов дольщиков. Кроме того, кабинетом министров РТ, исполкомом Казани и РФП рассматривается вопрос о выделении дополнительного участка, принадлежащего фонду, потенциальному инвестору с целью обеспечения завершения строительства большего количества проблемных домов дольщиков».
Судя по дорожным картам, в этом году планировали сдать 11 долгостроев. В недавнем послании Госсовету речь шла только о шести домах. Правда, как отметил сам глава Минстроя России, данные планы-графики могут корректироваться. Новость дольщики восприняли неоднозначно, полагая, что все сведется к доплатам. В пример приводят недавнюю «разморозку» третьего дома ЖК «Симфония», где будущие жильцы согласились доплатить по 12 тыс. с кв. метра.
— У людей вопрос: почему в сроках указан чуть ли не 2020 год — окончание стройки, а начало — не указано. И вообще, в карте все размыто: каким образом, какие инвестиции будут по нашим домам? По нашему мнению, там должны были поэтапно расписать действия: если ведутся работы, то надо было указать какие. Но этого нет, — переживает дольщица самого проблемного объекта «Свея» — на Достоевского, 57 — Ольга Ахметшина.
— За последние полгода ничего не изменилось. У нас указан IV квартал 2017 года. Осталось 2—3 месяца. Коммуникаций до сих пор нет, отделка не закончена, внутридомовые работы не завершены, придомовые работы даже не начаты. Это нереально за такие сроки сделать, — сетует активист комплекса «Яшьлек» (Куюки) Михаил Сасин.
Встреча с Афониным
В субботу обманутые дольщики Казани встретились с депутатом-коммунистом Госдумы Юрием Афониным. Собрались представители почти всех проблемных строек города.
— Передали ему наше обращение, все наши боли. Расписали ему реальное положение дел у дольщиков, все пожаловались, что дорожные карты расплывчатые, непонятные, — рассказал Михаил Новиков.
В письме коммунистам представители ЖК «МЧС» поддержали ранее высказанные призывы Геннадия Зюганова — найти финансовый механизм достройки домов из федерального бюджета, «ведь регионы потянуть эту нагрузку не в состоянии».
— Дома «высокой степени готовности» они, конечно, доведут до конца, достроят. Здесь самая большая проблема — это проблема тех, дома которых «стоят на сваях», вот здесь надо контролировать и смотреть, — отметил Юрий Афонин в беседе с дольщиками.
Впрочем, проблемы и там, где дома, казалось бы, на финишной прямой. Представители первого дома ЖК «МЧС» и «Царицынского бугра» написали открытое письмо президенту РТ о том, что сроки не исполняются, так как на строительство нет средств: «При этом дольщики свои обязательства выполнили. Сейчас подрядчик, чтоб не испортить то, что было сделано на деньги дольщиков, собирается закрыть контур блока… полиэтиленом, так как деньги на двери ему не выделяют. Такая же плачевная ситуация в «Царицынском бугре».
комментарии
В Протоколе совещания у президента РТ, в январе месяце 2017 года, тоже были приняты сроки, даже источники финансирования. А толку то?
С дольщиками ЖК "Золотая середина", Миллениум сити" и дома на Достоевского-57, г-н Нигматзянов Р.А. вообще прекратил еженедельные встречи, ещё с начала лета. Например: срок сдачи дома на Четаева- 4 блок2 (ЖК Зол.сер.) со строительной готовностью 85%, был утвержден президентом РТ - до 01 декабря 2017г. Все это только "для снятия напряженности"! Печальную участь ожидает и эту Дорожную карту по обманутым дольщикам РТ.
МЧС 2 дом
1. В блоке "меры законодательного характера" приведен Указ Президента РТ от 14 ноября 2016 года, по форме и содержанию соответствующий чаяниям обманутых дольщиков, если бы не одно но, а именно, указ не работает в полной мере. Необходимо отметить и то обстоятельство, что данный указ один в один повторяет указ Президента РТ от 7 декабря 2015 года, что это, "реновация" старого указа, "перетряхивание старого одеяла" или еще что - то? С учетом этого срока, указу в декабре 2017 года исполняется 2 года, но, он как не работал, так и не работает. Исходя из этого, можно предположить, что не заработает и Фонд помощи вкладчикам и обманутым дольщикам.
2. Сроки реализации Указа Президента РТ и ожидаемые результаты, обозначенные в том же "законодательном блоке", при отсутствии эффекта от указа Президента РТ, еще более условные величины. Так, сроки реализации достройки обьектов взяты с потолка, с большим разрывом по времени между отдельно взятыми обьектами, от третьего квартала 2017 года до четвертого квартала 2020 года. В частности, предполагаемое завершение строительства домов № 3 и № 4 ЖК "МЧС" обозначено четвертым кварталом 2020 года, что возмутимо при наличии земельного участка (о котором ни слова в дорожной карте) у данного комплекса, переданного республике в целях решения проблем обманутых дольщиков, и постоянных заявлений представителей муниципалитета города Казани и региональной власти о помощи, оказываемой обманутым дольщикам. Отдельно необходимо упомянуть и о доле в 14 %, которую застройщик, ООО "ФОН", должен передать МЧС в рамках инвестиционного договора по строительству ЖК МЧС. Иначе говоря, после завершения строительства трех из пяти домов ЖК МЧС, имеющих высокую степень завершения, данная доля ложится целиком на "плечи" дольщиков 3 и 4 домов ЖК МЧС, что в разы увеличивает доплаты с дольщиков, а сотрудники МЧС получают за счет рядовых граждан бесплатные квартиры, что аморально в принципе. Что касается ожидаемых результатов от Указа Президента РТ, то напротив всех комплексов обозначена одна и та же фраза: привлечение средств инвестора для завершения строительства. Что понимать под инвестором, становится понятным, если посмотреть на содержание "финансового блока" документа, о чем ниже. В реальности, таковым инвестором выступает рядовой дольщик, попавший в тяжелую ситуацию по прямой вине муниципальной и региональной властей, "не доглядевших" за застройщиком.
3. Второй блок решения проблем обманутых дольщиков, обозначенный как "меры организационного характера", так же имеет чисто условный характер, ибо выездные совещания на проблемных обьектах, совершаемые заместителем руководителя Исполкома города Казани по градостроительной политике Нигматзяновым А. Р. в рамках своих полномочий, сводятся к разговорам о доплатах, что по сути девальвирует все заявления чиновников по поводу помощи обманутым дольщикам. Отдельно стоит упомянуть и о том, что в дорожной карте упоминается фраза "о снятии социальной напряженности среди дольщиков", которая, по сути, проходит красной нитью по всему документу.
4. Третий блок решения проблем обманутых дольщиков, обозначенный как "меры финансового характера", по своей сути отвечает на вышеподнятые вопросы, кто такой инвестор и какова помощь региональной власти в деле достройке проблемных обьектов. Так, в "финансовом блоке" есть упоминание о "реализации участникам долевого строительства нежилых помещений" и "соглашения о намерении по взаимодействию сторон для завершения строительства обьекта долевого строительства", что по сложившейся в Казани практике обозначает доплаты в чистом виде и выкуп кладовок и машиномест, носящий преимущественно принудительный характер.
PS: в общем и в целом, дорожная карта представляет собой документ с весьма расплывчатым содержанием, написанный по принципу "отвяжись", ибо Указ Президента РТ не работает, обозначенные сроки носят условный характер и взяты с потолка, нет никакого понимания того, кто такой инвестор, если бы не сложившаяся практика доплат.
2. и второе, главное:"Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 января 2007 г. N 7 "Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства"
Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строитель-стве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (РД-11-05-2007)
I. Общие положения (п.п. 1 - 6)
3. Общий журнал работ, в котором ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее - общий журнал работ), является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре.
Специальные журналы работ, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее - специальные журналы работ), являются документами, отражающими выполнение отдельных видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
4. Общие и (или) специальные журналы работ (далее - журналы работ) подлежат передаче за-стройщиком или заказчиком заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства одновременно с извещением, направляемым в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган государственного строительного надзора в случаях, если в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор.
Подлежащие передаче в орган государственного строительного надзора журналы работ должны быть сброшюрованы и пронумерованы застройщиком или заказчиком, титульные листы указанных журналов должны быть заполнены.
5. Орган государственного строительного надзора скрепляет поступившие в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка журналы работ печатью, проставляет регистрационную надпись с указанием номера дела и возвращает такие журналы застройщику или заказчику для ведения учета выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. По окончанию соответствующего журнала застройщиком или заказчиком в орган государственного строительного надзора для регистрации предоставляется новый журнал с пометкой "1", "2" и т.д.
6. Заполненные журналы работ подлежат хранению у застройщика или заказчика до проведения органом государственного строительного надзора итоговой проверки. На время проведения итоговой проверки журналы работ передаются застройщиком или заказчиком в орган государственного строительного надзора. После выдачи органом государственного строительного надзора заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации журналы работ передаются застройщику или заказчику на постоянное хранение."
3. вот это кто ни будь смотрел?
По предложенной дорожной карта еще надо ждать до конца 2020
Однако, это еще 4 года. В сумме уже 8-9 лет получается.
О каком 4 квартале 2019 года идёт речь?! Ау?!
Распишите пошагово что именно собираетесь делать до 4 квартала 2019 года!!!