Война управдомов в «Радужном» закончилась победой застройщика и ростом тарифов

Жильцам выставили приличные долги, даже тем, кто уже заплатил по счетам

Затянувшаяся на два года война за управление домами в ЖК «Радужный», похоже, подошла к концу. До сих пор выигрывавшая суды УК «Комсервис» в последних судебных тяжбах не выстояла, сдала ключи конкурентам и отошла от дел. Жильцы в недоумении: почему Фемида приняла радикально противоположную позицию и как быть с уже оплаченными счетами по квартплате? В УК «Жилсервис» их платежи оппонентам за услуги ЖКХ не признают и советуют возвращать деньги через суд. Подробнее — в материале «Реального времени».

Как «Татстрой» поссорился с Шариповым

Дома в ЖК «Радужный» изначально взяла в управление УК «Жилсервис» — компания, близкая к застройщику комплекса «Татстройинвесту». Управляющая компания на 49% принадлежала ее директору, бизнесмену Камилю Шарипову, на 51% — физлицу Эльвире Камаловой, за которой, по словам Шарипова, и стояла структура «Татстроя».

Однако в 2015 году между компаньонами разгорелся конфликт, Шарипов вынужден был уйти с поста директора УК. По сведениям источников, его заподозрили в обналичивании денег жильцов через фирмы-однодневки. Сам экс-глава «Жилсервиса» привел свою версию раздора:

— Со стороны «Татстроя» в 2015 году пошли претензии. Как я понимаю, просто захотели на мое место поставить другого человека. Хотя моя работа и жильцов, и всех устраивала. Со стороны финансовых показателей серьезных нарушений тоже не было. Я, в принципе, и готов был отдать, сказал им: «Ребята, я выхожу, и долю мою забирайте». Но разразился конфликт на коммерческой основе между учредителями, который перерос в эту ситуацию, — пояснил Камиль Шарипов.

В октябре 2015 г., со скандалом покинув пост, экс-глава «Жилсервиса» создал свою УК в районе — «Комсервис» и увел за собой почти весь рабочий коллектив. Шарипову удалось провести заочное собрание собственников жилья и большинством их голосов провести смену власти в управлении домами.

Двойные счета-фактуры и долги на 150 миллионов

Прежнее УК «Жилсервис» не признавало это решение и продолжало работать. Счета-фактуры населению выставляли обе компании: у прежней был договор с поставщиками ресурсов, а новая — оказывала жилищные услуги. В этой неразберихе с двойными квитанциями к оплате многие жители вовсе перестали платить. Собираемость платежей упала до 35%. Долги за тепло перед поставщиком энергоресурсов достигли 56 млн рублей. Жилищно-коммунальный раздор докатился до президента РТ, который жестко раскритиковал местные власти, допустившие двоевластие в «Радужном».

УК «Комсервис» еще в 2015 г. отстояла свое право на управление домами, выиграв в судах первой инстанции и апелляционном. Многие жильцы начали платить по ее счетам. Однако прежний управленец не сдался и спустя полтора года сумел обойти оппонентов в судах.

— Старая УК «Жилсервис» нашла лазейку в законе и теперь отменяет пачками решения собрания собственников. Хотя уже срок исковой давности прошел! Мы все в шоке, потому что уже начали платить той УК «Комсервис», которую судом признали законной. Этой истории два года и долги-то надо гасить начинать. Здесь живет 10 тысяч человек, 2 600 лицевых счетов и средний размер долга — от 40 до 60 тысяч рублей. Так что понимаете, каков размер наших переживаний на сей счет! — говорит жительница дома по Садовой, 8.

Нетрудно посчитать, что с населения «Радужного» пытаются собрать от 100 до 150 млн рублей. Кстати, в прошлом году район перевели к другому поставщику тепла: с ТЭЦ-3 на ОТК (Осиновская теплоснабжающая компания), и тарифы существенно выросли: «Мы фактически сейчас спонсируем их инвестиционную программу. Реально тариф 600 рублей за гКал, но с учетом их затрат нам сейчас выкатывают 1 159 рублей. С ТЭЦ-3 мы платили 800 рублей, потом 1 000. А сейчас тарифы растут на 8% в год», — возмущены жители района.

В прошлом году район перевели к другому поставщику тепла: с ТЭЦ-3 на ОТК (Осиновская теплоснабжающая компания), и тарифы существенно выросли. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Как «Жилсервис» защищал и истца, и ответчика

Как сообщили в «Жилсервисе», за последние месяцы им удалось решить дело в свою пользу в судах по десяти домам в «Радужном». Но решения в законную силу еще не вступили, за исключением одного дома по Гайсина, 2.

— Сейчас ожидаем по Гайсина, 1, потом по Гайсина, 7, но они тоже где-то через месяц-два пройдут. Надо, чтобы еще по семи домам суды прошли, и также решения вступили в законную силу. Мы еще не можем и долги в полной мере взыскивать, — рассказал «Реальному времени» директор УК «Жилсервис» Сергей Трунов.

Почему раньше не могли обойти конкурентов в суде и как это удалось сейчас, в компании объяснили так: «Раньше должным образом не подключали население. А сейчас нашлись жители, которые не подписывали протоколы «Комсервису» и которые вправе были возмутиться. Что сейчас и произошло», — говорит Трунов.

В «Комсервисе» привели свою версию того, за счет чего удается выиграть «Жилсервису». Дескать, компания находит в доме своих сторонников, просит их выступить истцом и ответчиком и так отменяет решение всего собрания.

— Они приводят в суд своего истца, который говорит: «А я не знал, что два года назад у нас поменялась УК, все эти два года жил в неведении». И приводят своего же ответчика, который приходит и говорит: «А я признаю данный иск, действительно он не знал». И два человека решают судьбу всего дома, — посетовал Камиль Шарипов.

Антонина Серебрякова, секретарь оспариваемого собрания собственников жилья, рассказывает об одной из таких схем:

— Я живу по Гайсина, 3. По нашему дому жительница, от имени которой это пытались сделать, узнала и была в шоке. Она даже не в курсе была, обманным путем от нее подали иск. Не читая подписала бумажку, а, оказывается, это была доверенность, чтобы подать в суд. Она написала отказ от иска, и дело закрыли. Но скоро у нас опять суд. Четыре дома выиграли дела в Верховном суде РТ, а сейчас Зеленодольский суд отменяет эти решения. Мы не понимаем, что происходит. Многие уже сомневаются в адекватности судов. Потому что всегда во главу угла ставили выбор жителей, населения, а здесь пытаются отменить решение, принятое собственниками, — возмущается Антонина.

Конец двоевластию и уход «Комсервиса»

В ходе двухлетней борьбы «Комсервису» удалось отсудить у «Жилсервиса» деньги за текущий ремонт: приличная сумма — по 700 тысяч рублей с дома, а всего их 17. Зато Шарипову пришлось испытать на себе все прелести уголовного преследования. Сначала его обвиняли в незаконном обогащении, затем в мошенничестве — якобы завысил суммы работ по некоторым видам. На фоне этой ситуации, а также вкупе с низкими платежами населения и поражения в судах глава «Комсервиса» решил отступить.

— Тут много факторов, которые подтолкнули нас к этому решению. С 1 сентября мы уже прекратили обслуживание «Радужного». Отдали все ключи от подвалов «Жилсервису». Поводов тому много, изначально люди нас поддержали: выбрать — выбрали. А в дальнейшем по платежам не поддержали: платили, но далеко не все. Но я людей тоже не обвиняю, они в этой неразберихе просто не знали, кому платить, — посетовал Шарипов.

Победившая старая УК прислала новые платежки по квартплате с миллионными долгами. Все эти годы она выставляла жильцам счета на все услуги, хотя, по словам жителей, оказывала лишь часть из них. Вывоз ТБО, техобслуживание сетей и ряд других услуг оказывал «Комсервис».

— Мы зимой сами нанимали трактор, чистили двор. Жители скидывались, мы выходили с лопатами. И сейчас «Жилсервис» хочет на нас же и навариться?! А тем, кто уже заплатил за эти услуги, в «Жилсервисе» сказали, мол, судитесь с «Комсервисом», возвращайте свои деньги, нас не волнует, выплачивайте нам все, — пересказывает разговор с руководством старой УК Антонина Серебрякова.

Однако жильцы «Радужного» выяснили, что это не так. Юристы пояснили им решение пленума Верховного суда РФ, где говорится, что если в споре двух УК потребители оплачивали по принципу: кто кому, то оставшаяся компания должна предъявить претензии другой и сама взыскивать с нее эти деньги. А потребитель дважды платить не должен. Поэтому многие в «Радужном» вновь заняли выжидательную позицию и решили не платить нарисованные долги за услуги, которые они уже оплатили.

Василя Ширшова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Недвижимость

Новости партнеров