«Договор стал оселком, на котором испытывают готовность республики дальше идти своим путем»

Рафаэль Хакимов. Монологи о идеологии Татарстана. Часть 6

«Договор стал оселком, на котором испытывают готовность республики дальше идти своим путем»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов продолжает цикл колонок «Зачем Татарстану идеология?». Сегодня наш колумнист представляет вниманию читателей шестую часть записок, составленных специально для «Реального времени».

«А когда-то Башкортостан был для нас примером»

Отказ от идеологии сырьевой республики начался в 1996 году, когда было принято решение о переориентации экономики на развитие высоких технологий. Тогда был популярен лозунг «Татарстан — второй Кувейт». Сознание не только простых граждан, но и руководителей было ориентировано на продажу нефти, а вопросы образования стояли на последнем месте. Раньше такие страны называли колониями. В развитых странах на первом месте как в головах, так и бюджетных расходах стоит образование.

Идеология суверенитета придавала значимость всей политике, которая ориентировалась не на ближайшие прибыли и конъюнктурный успех, а долгосрочные планы и намерения. В то время в республике работали гарвардские ребята, они на графиках показали, что опора на продажу сырой нефти грозит большими потерями из-за изменчивой конъюнктуры рынка. Никто не собирался отказываться от нефти и тем более терять «Татнефть», как это сделал Муртаза Рахимов с «Башнефтью». Половинчатость политики Башкортостана привела к потере своей базовой структуры. Башкортостан раздели у всех на глазах. «Голый король» высоко держит голову под аплодисменты башкирских националистов, а республика в это время сдает позиции. А когда-то Башкортостан был для нас примером. Национализм, шовинизм, патриотизм — плохие советчики в вопросах идеологии.

«Никто не собирался отказываться от нефти и тем более терять «Татнефть», как это сделал Муртаза Рахимов с «Башнефтью». Половинчатость политики Башкортостана привела к потере своей базовой структуры». Фото newsader.com

«Борьба за договор — это отстаивание собственного видения экономического будущего»

Сегодня Татарстан проверяют на прочность. Договор стал оселком, на котором испытывают готовность республики и дальше идти своим путем. Отказ от подписания договора станет сигналом к тому, чтобы начать раздевать республику, которая слишком явно показывает свои успехи и может стать «дурным» примером для других. Ведь с усилением регионов ослабнет влияние естественных монополий как опоры вертикали власти. Тогда, полагают шовинисты, наступит анархия, т.е. регионы начнут сами управлять территорией, опираясь на Конституцию РФ и законы. И чего доброго, может ослабнуть коррупция. Борьба за договор — это отстаивание собственного видения экономического будущего.

Очевидно, что «Татнефть» стала основой для переориентации всей экономики республики. Первый шаг состоял в глубокой переработке нефти. Второй шаг включал развитие нефтехимии и машиностроения. Третий шаг — развитие IT-технологий. В 90-е годы никто не планировал получать дивиденды через год-два, более того, искусственно остановили добычу нефти на уровне 30 млн тонн с тем, чтобы ее хватило нашим потомкам, и одновременно для создания щадящего режима для экологии.

Налоговые послабления по договору 1994 года вкладывались в инфраструктуру, а не проедались. Эта экономическая стратегия шла вразрез с общероссийской «шоковой терапией». Безусловно, существовал риск провала такой самостоятельности, названной Москвой почему-то «сепаратистской». Татарстан дивиденды от своей экономической политики начал получать относительно недавно, пришлось ждать четверть века.

Россия в принципе не может реальную экономику строить на такой долгосрочной основе. Сегодня есть видимость стратегии, на деле все связано с ожиданием повышения цены на нефть и выполнением бюджетных обязательств перед очередными выборами. Либералы тянут рынок в свою сторону, монополии — в свою. Правила игры, как и законы, меняются перманентно. Ручное управление принимает решения под диктовку естественных монополий, от которых зависит бюджет страны, а значит, и благополучие беднеющих с каждым днем регионов.

«Первый шаг состоял в глубокой переработке нефти. Второй шаг включал развитие нефтехимии и машиностроения. Третий шаг — развитие IT-технологий». Фото Максима Платонова

Реальных доноров осталось чуть больше десяти. Не существует стимулов для доноров, выгоднее быть реципиентами. Межбюджетная политика — рычаг влияния центра на регионы, а не стимул их развития. Федеральные трансферты отражают текущие геополитические задачи, конкретно — поддержку Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма. Усиление доноров, имеющих, как правило, собственное мнение, для центра нежелательно. Для власти важно держать под контролем регионы, укреплять вертикаль власти, для чего нужна сырьевая ориентация, где игроками выступают «естественные» монополии. Этому же содействует слабая консолидация общества, не испытывающая ответственности за будущее. А сюжеты с царями, ставшими вдруг святыми, православие с мощами и вовсе загоняют общественное сознание в Средневековье.

«Татарстан ушел от сырьевой экономики»

Татарстан с особым мнением не дает покоя ни центру, ни патриотически настроенным россиянам. Вначале все боялись раздутого российской прессой мнимого сепаратизма республики, сегодня беспокоит быстрое экономическое развитие региона. В 90-е годы хотели в республике найти противоречия между татарами и русскими, националистами и демократами, но не нашли. Сегодня пытаются разыграть ту же карту, запуская в СМИ ложь о слабом знании в Татарстане русского языка и насилии над русскими, которых заставляют учить татарский язык. Вопрос с языком в политике является наиболее сложным и конфликтогенным. Достаточно сослаться на опыт Украины.

Татарстан из центра видится как регион, где еще возможен передел собственности в пользу олигархов. Все остальные разговоры о пустом договоре, неправильной языковой политике РТ, засилье татар в госструктурах, и т.д. — от лукавого, прикрытие для наивных избирателей. Суть — в собственности.

Татарстан ушел от сырьевой экономики, иначе говоря, колониальной зависимости, и перешел на стадию «догоняющей» стратегии. Свободные экономические зоны и Иннополис могут обеспечить выход экономики и социальной жизни на среднеевропейский уровень. Однако даже в качестве «догоняющей» стратегии мы очень уязвимы, ибо университеты брошены на произвол судьбы, т.е. на милость Министерства образования России и рынка. Требование к ученым «Зарабатывайте!» было истолковано превратно, кое-кто его истолковал прямолинейно, как призыв «пилить» бюджетные деньги, или просто воровать. Вместо интересов Татарстана и России появились рейтинги, которые стали мерилом не учености, а ловкости. «Догоняющий» этап не пройти, пока университеты системно будут снижать не только научный уровень, но и качество подготовки студентов.

«В 90-е годы хотели в республике найти противоречия между татарами и русскими, националистами и демократами, но не нашли. Сегодня пытаются разыграть ту же карту, запуская в СМИ ложь о слабом знании в Татарстане русского языка и насилии над русскими, которых заставляют учить татарский язык». Фото kazanfirst.ru

Рост производства в Татарстане будет сталкиваться с проблемой сбыта. Уже сейчас половина произведенных в республике товаров уходит на экспорт, а дальше эта доля еще более вырастет и вопрос рынка сбыта станет еще более острым. «Догоняющая» стратегия рассчитана на производство товаров, которые кем-то в мире уже производятся. При росте уровня жизни себестоимость будет приближаться к общемировой, а значит, конкурентоспособность будет падать. На примере новых членов Европейского Союза видно, с каким трудом им приходится адаптироваться к новым стандартам жизни и производства. Им среди таких монстров, как Германия, Франция, Великобритания, трудно найти свою нишу, а потому они превращаются в поставщиков молодых, свежих, обученных кадров.

Новейшие технологии можно купить или даже просто привлечь инвесторов, которые сами завезут роботов и организуют новейшее производство, а вот изменить сознание людей — задача, решаемая только на месте. Цивилизационные навыки крайне трудно прививаются. Таким простым вещам, как вытирать ноги или спускать воду в унитазе, научить на редкость сложно. Человек может быть трижды профессором, но, если его в детстве не научили чистоплотности, он не будет спускать воду. Цивилизованность входит в жизнь через семейное и школьное воспитание, а для этого должна быть мотивация, иначе говоря, идеология, воспринимаемая в качестве собственной большой цели.

Конкурентные преимущества в значительной мере содержатся в культуре. Конечно, география, климат, природные ресурсы также играют немаловажное значение. Однако в принципе всего этого может не быть, но при наличии культуры, открытой к инновациям, можно достичь больших успехов. Пример тому Сингапур, создавший в буквальном смысле на песке современное общество. Не имея ресурсов, Сингапур использовал свое местоположение, построив порт и связав страны мира финансовыми потоками. Однако параллельно занимался образованием, внедряя, порой по-диктаторски, цивилизованность.

Ясно, что ни один народ не убежит от своей национальной культуры, однако инновационная экономика смотрит вперед и учится у передовых стран. Из прошлой культуры нужно использовать естественные преимущества, отбросив без сожаления этнографическую шелуху. Этнография должна придать современной глобализации местную окраску, не более того. Расшитая тюбетейка хороша, но важнее то, что находится под ней.

«Не имея ресурсов, Сингапур использовал свое местоположение, построив порт и связав страны мира финансовыми потоками. Однако параллельно занимался образованием, внедряя, порой по-диктаторски, цивилизованность». Фото tintucsingapore.com

«Реформация ислама начнется в странах, ориентированных на современное образование»

«Перестройка» начиналась для выхода из «застоя». Демократы совершили революцию, суть которой сводится к переделу собственности. После грандиозной «приватизации» и концентрации власти в руках кучки олигархов к нам вернулся «застой». Если советский «застой» был «старческим», то нынешний — «молодецкий». Он вызван идеологическим провалом, включая отказ от федерализации. Вместо демократии и либерального рынка мы получили клановую систему, которая нам вернулась из далекого прошлого.

Государства всегда развивались от реформ к реформам. Так развивалась человеческая цивилизация. Нынешние темпы развития экономики требуют непрерывных реформ. Идеология перманентных реформ становится ключевой для стратегии. Для восприятия такой установки существуют исторические предпосылки. Конец ХIХ и начало ХХ века отмечены у русских и татар особым реформаторским настроем, ориентированным на выход из Средневековья. Русская литература и общественная мысль в то время достигли невиданной высоты, которая даже спустя столетие удивляет своей свежестью. Научные изыскания определяли прорывные направления в мире. Тормозом выступала политическая культура, опиравшаяся на произвол.

У татар джадидизм стал грандиозным движением в богословии и культуре. Исламский мир в будущем, когда появится потребность в технологическом развитии, пойдет тем же путем. Сегодня одни исламские страны погрязли в нефтедолларах, другие — в междоусобных войнах, и весь исламский мир ополчился против инноваций. Реформация ислама начнется в странах, ориентированных на современное образование, передовую науку и технологии. Именно эти страны поднимут на щит татарское богословие, опередившее на два столетия исламскую мысль.

Вывод напрашивается сам собой: как у русских, так и татар имеется в прошлом опыт реформаторства, а Казань всегда отличалась особым новаторским духом. Это то, что можно использовать для верного ориентира нынешней молодежи. Идеология перманентных реформ, новаторства, инноваций может опираться на возможности современных достижений. На первый взгляд, кажется, что у Татарстана есть проигрышная сторона — он небольшой регион по сравнению со многими субъектами России. Но дело не в размерах и даже не в естественных ресурсах, а в людях. В ходу выражение: «Были бы деньги, а люди найдутся». Ничего подобного. Если есть хорошие проекты и благоприятная обстановка, то деньги найти можно.

«Реформация ислама начнется в странах, ориентированных на современное образование, передовую науку и технологии. Именно эти страны поднимут на щит татарское богословие, опередившее на два столетия исламскую мысль». Фото Максима Платонова

Многих завораживают огромные территории и большие ресурсы России. Большие пространства — это еще и большие проблемы. В то же время даже на маленькой территории можно делать большие дела. Весь вопрос не в количестве, а в качестве. Технология ускорения, опережения за счет непрерывных реформ использует гибкость, динамичность политики и принцип концентрации сил в нужном месте и в нужное время. Такую политику невозможно проводить через «вертикаль», она требует, не отвергая единоначалия, использования «плоских», «горизонтальных» структур, когда каждый человек чувствует себя личностью, востребованной обществом.

См. также:

Рафаэль Хакимов: «Есть ностальгия по годам «суверенитета», когда был энтузиазм и отсутствовало рвачество»

Рафаэль Хакимов: «Надо или признать федерализацию как приоритет, или смириться с возвращением к «феодализму»

Рафаэль Хакимов: «Татарин, великолепно говорящий на родном языке, но ворующий из бюджета, — не наш человек»

Рафаэль Хакимов: «Будущее Татарстана — в бессребрениках, не смотрящих на республику как на дойную корову»

Рафаэль Хакимов: «Стратегия догоняющей республики ущербна и безнадежна изначально...»

Рафаэль Хакимов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Хакимов Рафаэль Сибгатович

Новости партнеров