Рафаэль Хакимов: «Надо или признать федерализацию как приоритет, или смириться с возвращением к «феодализму»
Зачем Татарстану своя идеология? Часть 2
Директор Института истории им. Ш. Марджани, колумнист «Реального времени» Рафаэль Хакимов продолжает цикл колонок «Зачем Татарстану идеология?». Представляем вниманию читателя продолжение записок историка, написанных для нашей интернет-газеты.
«Из российского идеологического вакуума Татарстану придется выбираться в одиночку»
Сегодня страна в целом не сможет перейти на новый уровень понимания перспективных задач. Политика движется от выборов к выборам, а экономика не может сформировать бюджет даже на три года вперед. Нет недостатка в многотомных трудах, где изложены долгосрочные цели и даже существует «Стратегия-2030», однако в данном случае речь идет не о повышении ВВП, укреплении армии или хороших пожеланиях. Суть заключается в преодолении ситуации вечно догоняющей Запад страны, выходе из Долгого Средневековья. Сегодня страна постепенно возвращается к удельно-княжеским отношениям под сладкие речи о великой державе. В отсутствии реальной федерализации регионы страны неизбежно стремятся к феодализации государства. В царской России в условиях гигантских просторов земли отдавались на откуп воеводам и губернаторам. В столице только могли догадываться, что творится на местах. Так, знаменитые Демидовы на Урале аж начали чеканить серебряную монету, претендуя на полную автономию. Без эффективных средств коммуникации и даже обычных дорог управлять такой страной из единого центра невозможно в принципе. Значит, надо или признать федерализацию как приоритет, или смириться с возвращением к «феодализму», когда кланы определяют российскую политику.
Россия в социально-экономическом смысле — сплошной клубок противоречий. Достижения в космосе очевидны, но ведь строительство космодрома «Восточный» связано с невиданным до сей поры масштабом воровства, и это при строжайшем контроле над этим стратегическим объектом. Что уж говорить о других сферах. «Протон-М» не мог взлететь целый год из-за мелких поломок — опытные кадры ушли, а новые плохо готовят. Противоречия на каждом шагу. Россия — развивающаяся страна с атомной промышленностью и ракетостроением, но с бедным населением. Казалось бы, абсурд, но он не единственный. В стране масса хороших университетов, но лучшие кадры уезжают на Запад. Похвальба о Великой России не приблизит страну к истинному величию, ведь речь не идет о списке миллиардеров в Forbes'е. Страна станет цивилизованной, когда народ из инструмента решения проблем станет конечной целью и смыслом работы государства.
Люди способны выдержать самые тяжелые испытания, если знают, ради чего это делают. Но когда они видят массовое воровство и коррупцию на фоне безудержного пиара, они становятся апатичными или выходят на улицу. «Перестройка» началась с критики времен социалистического «застоя» и закончилась капиталистическим «застоем». Лозунги либеральной демократии потеряли свою привлекательность. Липовая многопартийность уже никого не может обмануть, даже архитекторов этой системы. А программные заявления «правящей» «Единой России» вовсе не говорят о наличии идеологии.
«Россия в социально-экономическом смысле — сплошной клубок противоречий. Достижения в космосе очевидны, но ведь строительство космодрома «Восточный» связано с невиданным до сей поры масштабом воровства. <...> «Протон-М» не мог взлететь целый год из-за мелких поломок — опытные кадры ушли, а новые плохо готовят. Противоречия на каждом шагу. Фото geektimes.ru
Из российского идеологического вакуума Татарстану придется выбираться в одиночку. Союзников в лице субъектов не осталось. Каждый сам за себя. Точки роста появятся в различных регионах и в разное время. К тому же выработка самостоятельных задач субъектов может подтолкнуть Россию к идеологическому прорыву, хотя в ближайшее время это маловероятно. Ныне торжествует патриотизм с привкусом шовинизма.
Татарстан в любом случае, то есть даже при наличии общероссийской идеологии, будет иметь собственную точку зрения на социальные процессы в силу культурного своеобразия и геополитического положения. Это не вопрос амбиций, а оценка реалий. Нравится или не нравится Москве, но Татарстан пойдет своим путем. Это не доктринальная установка, а естественный ход событий. Советский строй пытался нивелировать этническое своеобразие регионов, но при малейшем ослаблении режима возвращались сложившиеся столетиями традиции. Поэтому надо просто понять природу Татарстана и использовать его естественные преимущества, а подгонять республику под вымученные российскими ловцами душ нормы — пустая игра.
Миссия Татарстана заключается в том, чтобы показать преимущества принципа равенства всех народов, уважения к их культуре и традициям. Такой принцип, кроме стабильности, создает еще и конкуренцию между культурами, что становится ускорителем социальных процессов. Многолетние социологические исследования показывают консолидацию татарстанского сообщества вокруг общих ценностей. Расхождения в предпочтениях, удовлетворенности жизнью, оценке состояния межнациональных отношений между татарами и русскими не выходят за рамки статистической погрешности. Этнически смешанный характер республики — наше преимущество, отражающее природу всей России. Это альтернатива взглядам шовинистов, твердящим о чисто русской и православной основе страны. Шовинисты вдохновляются своим численным превосходством и административным ресурсом, однако не всегда количество и сила определяют ход истории.
Мины Петра I и детонаторы Сталина
Республики в России появились не случайно. Они указывают на роль коренных этносов в качестве государствообразующих факторов наряду с русским народом. Ссылки на якобы деструктивную роль Ленина в этом вопросе говорит лишь о безграмотности или предвзятости аналитиков. У Ленина, как и у Сталина, не было намерения создавать федерацию. Советская Федерация возникла вопреки желанию вождей пролетариата. В любом случае во времена культа личности Сталин мог под предлогом единства и неделимости страны превратить СССР в Великую Россию безо всяких республик. Хотя он это делал фактически, но побоялся пережать и оставил народам некоторые атрибуты государственности. Надави он сильнее на республики, СССР развалился бы гораздо быстрее. Султан-Галиев — первая жертва сталинских чисток, в 20-е годы предсказал развал матрешечной федерации. Если бы Сталин и последующие лидеры дали больше прав субъектам, страна сохранилась бы как могучий Союз и не распалась на национальные государства. Федеративное устройство не провоцирует развал государства, напротив, оно сдерживает центробежные силы. Не национальное многообразие причина распада Союза, а бесправие народов.
Петр I в свое время заложил мины под фундамент империи, поменяв вектор развития с «евразийского» на «римский». Несоответствие государственного устройства природе страны стало особенно заметно с появлением капиталистических отношений. Революция взорвала прогнившую империю, а федерализм остановил процесс распада и собрал воедино возникшие независимые государства. Последующее закручивание гаек привело к подрыву петровских мин. Детонатором выступил Сталин — самый последовательный продолжатель дела не Ленина, а Петра I — первого большевика на российской политической арене. Искусственное историческое мышление, выработанное при Екатерине II и развитое официозными историками, сыграло жестокую шутку. Руководители думали всех уравнять и даже растворить в русской идентичности, а природа страны требовала признания многообразия культур. В конце концов, все закончилось печально. Винить надо не Ленина, а петровские установки, сталинский тоталитаризм и национальную политику КПСС, ориентированную на слияние наций. Те, кто настаивает на русско-православной природе России, наступают на те же самые грабли. Задача Татарстана — двигаться вперед, пока российские политики будут искать выход из идеологического тупика.
«Нам важно подчеркивать, что в истории России не было антагонистического противостояния татар и русских. Это шовинисты и крайние националисты заинтересованы в пропаганде непримиримой борьбы татар с русскими, ислама с православием». Фото imannuri.ru
Нам важно подчеркивать, что в истории России не было антагонистического противостояния татар и русских. Это шовинисты и крайние националисты заинтересованы в пропаганде непримиримой борьбы татар с русскими, ислама с православием. С возникновением капитализма конкуренция русских и татар в отдельных сферах экономики действительно существовала. Конечно, были разные права у разных конфессий. Православные имели привилегии, у мусульман и католиков были ограничения по многим аспектам, а иудеи были ограничены даже в передвижении по территории империи — они жили в пределах черты оседлости. При этом недовольство народов своим положением выражалось в основном по отношению к государству, хотя, конечно, не было восторгов от русских черносотенцев. В русской среде существовало высокомерное отношение к инородцам, но оно не было антагонистическим. Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ написал «Историю татар с древнейших времен в 7 томах». Можно однозначно утверждать, что во все времена шли межгрупповые разборки, а не этническое или религиозное противоборство.
Восстания русских в Золотой Орде были направлены не против хана-царя, а против своих же коррумпированных князей, облагавших население, кроме татарской дани (10%), дополнительными поборами. Именно в Орде наступил золотой век для православия, чьи монастыри были освобождены от дани. Монастыри были обложены налогами Иваном Грозным, а Петр I и вовсе переплавил колокола на пушки. На Куликовом поле Дмитрий Донской воевал не с законным ханом, а узурпатором Мамаем. С обеих сторон выступили русские-татары-литовцы, но из разных политических группировок. При взятии Казани в авангарде шла татарская конница касимовского хана Шах-Али. В Смутное время татары выступали за сохранение России как целостного государства, поскольку в них еще жив был имперский дух. В Казанском царстве во главе с Никанором Шульгиным сепаратистами были русские, а не татары, кстати, предотвратившие отпадение Казани от Московии. В то время у русских доминировало удельно-княжеское сознание, ставшее имперским под влиянием именно татар. Единственный период противостояния православия и ислама начался с Петра I, объявившего политику христианизации татар, и закончился указом Екатерины II о веротерпимости. Причиной разворота политики в сторону мусульман стали не мнимые либеральные взгляды императрицы, а многочисленные восстания татар, расстроившие всю государственную систему.
Период капитализма изменил татарскую ментальность, трансформировав ее в национальную, тем не менее народ в целом остался государственником, которому трудно объяснить, почему собственными руками нужно было разрушать Советский Союз. Кое-кто пытается представить Татарстан в качестве сепаратиста, но для татар сегодняшняя территория России не чужая, она своя родная, в прошлом называвшаяся Татарией (Tartaria), о чем молчат учебники истории.
Поведение людей определяется не только историческими сюжетами. Человек прежде всего озабочен достижением благополучия, обеспечением будущего детей. Он в основном занимается добыванием хлеба насущного, лишь на досуге думая о своей культуре и истории. Можно было бы всю идеологию свести к росту ВВП и дохода на душу населения страны, но дело в том, что «души» разные. На одну душу приходятся миллионы долларов, а на другую — пенсия в рублях, сопровождаемая ростом цен. В прямом эфире президента страны почтальон пожаловался на свою зарплату в 3600 рублей. Министр труда немедленно отреагировал, пояснив, что это всего лишь 0,5 ставки. Стало быть, 7200 рублей вполне приемлемая сумма… На фоне роста цен и безобразий в ЖКХ можно ответить только одной фразой: «Терпите, граждане!».
Возможна ли цветная революция у нас?
К сожалению, разрыв между бедными и богатыми в Татарстане не сокращается. Количество меценатов растет несущественно, это один и тот же узкий круг компаний. Остальные богатенькие любят рассуждать о народе и республике, а детей отправляют учиться за границу. Неравенство неизбежно вызывает социальное напряжение. Существует коренное противоречие капитализма — возможность больше заработать стимулирует экономическое развитие, но одновременно ведет к неравенству, с последующим требованием справедливости, что сдерживает темпы роста производства. Причем система такова, что все одинаково не могут стать богатыми, кто-то должен обязательно обеднеть, чтобы разбогатели другие. Можно было бы остановиться на простой формуле: «Богатые обогащайтесь и вкладывайте деньги в создание рабочих мест с достойной зарплатой», но бизнесмены не спешат инвестировать в собственную экономику и культуру. Их социальная ответственность ограничивается болтовней. Разбогатевшие предприниматели, за редким исключением, лишены национальных чувств — они уже ни татары, ни русские, а просто космополиты, чья страсть к обогащению становится выше любых иных интересов.
«В прямом эфире президента страны почтальон пожаловался на свою зарплату в 3600 рублей. Министр труда немедленно отреагировал, пояснив, что это всего лишь 0,5 ставки. Стало быть, 7200 рублей вполне приемлемая сумма… На фоне роста цен и безобразий в ЖКХ можно ответить только одной фразой: «Терпите, граждане!» Фото Алексея Куденко (ria.ru)
Идеология может быть направлена на укрепление власти или же, наоборот, ее разрушение. При нынешней силе пиара и политтехнологий, СМИ, соцсети, интернет становятся мощным оружием возбуждения толпы. С 2000 года под видом недопущения криминальных элементов во властные структуры вполне успешно начали пропаганду вертикали власти, однако это не стало фильтром для отсеивания мошенников. В стране с огромной территорией в принципе невозможен эффективный контроль из единого центра, но зато легко и просто взращивается коррупция, которая становится частью государственной машины. Даже губернаторы в этом списке не стали исключением. Как показывает мировой опыт, эффективный контроль возможен только со стороны народа, все остальные средства лишь дополняют демократические процедуры.
Средства политтехнологии используют не только для сохранения власти, но и в направлении ее расшатывания. Цветные революции просты и эффективны, однако срабатывают далеко не всегда. Они действенны в странах со значительным разрывом между бедными и богатыми. Недовольство властью возникает среди населения, живущего на грани бедности, когда значительная часть сбережений тратится на еду и ЖКХ.
Цветные революции питаются также критикой коррумпированной власти. Именно с антикоррупционными лозунгами начинались выступления во многих странах Латинской Америки и Восточной Европы. Поводом для выступлений могут стать не только бедность и коррумпированность власти, но и высокая стоимость обучения в университетах. Российская молодежь, выросшая на лозунгах 90-х годов о либеральной демократии, не имеет в душе страха советских времен. Молодежь хорошо представляет ситуацию на Западе и сравнивает тамошние порядки с положением своей страны, ее трудно вдохновить портретами Сталина.
Цветные революции невозможны в странах с демократическим строем, где разрыв между бедностью и богатством регулируется законами, где существует консолидация общества на основе единого понимания перспектив развития страны, где работает система борьбы с коррупцией. Позитивная система ценностей, мотивирующая на напряженный труд, не оставляет места для деструктивных выступлений толпы.
Идеологию иначе можно назвать системой ценностей, важных для общества и человека. Это не просто цели правящей власти или оппозиции, а связка властных структур со всем обществом, это база для создания корпорации под названием «Татарстан». Идеология ассоциируется с доктринальными установками, что у многих вызывает недоверие. Поэтому можно найти синонимы этому термину и говорить о философии жизни, социальных нормах и установках. Но в любом случае важно единое понимание властью и населением системы ценностей общества.
Продолжение следует
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.