Артем Силкин: «Основной поток в Свияжск формируют туристы, которые приезжают на автомобилях»

В Татарстане издан список жертв политических репрессий времен Ивана Грозного

Артем Силкин: «Основной поток в Свияжск формируют туристы, которые приезжают на автомобилях»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Увеличение туристического потока и взаимоотношения с РПЦ, научные проекты острова-града и создание новых рабочих мест не только на острове, но и в Казани. И, конечно, ответ на вопрос, когда же откроют фрески Успенского монастыря. Об этом шла речь на интернет-конференции с директором Свияжского музея-заповедника Артемом Силкиным.

«Я не сторонник любоваться развалинами»

— Артем Николаевич, первый вопрос, возможно, не очень приятный. Иногда можно слышать, что Свияжск после реконструкции острова уже не тот, прежнего Свияжска нет, исчезла аура острова. Как вы относитесь к таким разговорам?

— Свияжск, как и любой другой населенный пункт, меняется. Касательно уничтожения свияжского духа, мне кажется, это не совсем справедливое утверждение. Понятно, что у людей есть некие приятные воспоминания о поездке в заброшенную деревню под названием «Свияжск». Но Свияжск с XVI века был основан как городское поселение, мне кажется, что совсем неплохо, что он становится на это городское поселение похож все больше и больше. Он сейчас уже не напоминает заброшенную деревню. У нас в России очень много заброшенных деревень, которые находятся в очень плохом состоянии, много памятников архитектуры, которые, к сожалению, разваливаются. Их тысячи по всей России. Поэтому если свияжские памятники отреставрированы, на мой взгляд, это благо. А что, надо смотреть, как они разваливаются и наслаждаться этим? Нет, я не сторонник.

— Наши читатели интересуются: что входит в структуру вашего музея-заповедника?

— Музей-заповедник занимает всю территорию острова Свияжск, совпадает с границами достопримечательного места остров-град Свияжск, границы которого были определены постановлением Кабинета министров республики еще в начале двухтысячных годов. В имущественный комплекс музея-заповедника входят ряд зданий, ряд земельных участков. Например, это комплекс казенных сооружений Свияжского уезда, где размещается музей истории Свияжска, здание бывшей водонапорной башни, где размещается выставочный зал, здание музея гражданской войны в Поволжье. Нам передан комплекс пожарного обоза, скоро там откроется художественная галерея, кстати, там восстановлена деревянная каланча. В нашем ведении, также, деревянный дом на Троицкой улице, где скоро откроется музей художника Геннадия Архиереева. К музею-заповеднику относится и строящийся музей археологии, археологические объекты, которые находятся на нашей территории. В частности, это руины храмов, которые были разрушены в двадцатые годы прошлого века, на двух из них проведена консервация фундаментов — это Благовещенская и Никольская церкви. Рождественский собор и Софийская церковь на сей день пребывают в виде археологических объектов. Так же к нам относится музейный сад, реставрационные мастерские в здании бывшей земской больницы.

— Большое хозяйство.

— Это связано с большим туристическим потоком.

Свияжск с XVI века был основан как городское поселение, мне кажется, что совсем неплохо, что он становится на это городское поселение похож все больше и больше. Он сейчас уже не напоминает заброшенную деревню

«Мы создали около 500 рабочих мест»

— Наверняка у вас создавались новые рабочие места. Можете сказать, сколько их?

— По одному из своих образований я маркетолог, поэтому музейная экономика мне интересна. Да, мы проводили подсчеты. На сегодня в самом Свияжске создано порядка двухсот рабочих мест. Плюс новые рабочие места появляются в связи с развитием малого бизнеса, обслуживающего туристический поток в Свияжске. Это производство сувениров, это транспортные компании, это отели, которые размещают людей в Казани. Это люди, хотя они и работают в Казани, они непосредственно связаны со Свияжском Таких рабочих мест создано порядка трехсот. Так что в общей сложности Свияжск создал около пятисот рабочих мест.

— Один из читателей интересуется: есть ли у вас сейчас какие-либо вакансии?

— У нас в музее есть вакансии научных сотрудников. Сейчас мы находимся в поиске этих специалистов. Найти сегодня такого грамотного специалиста очень сложно, уровень подготовки и профессиональная мотивация у студентов крайне низкие.

— К вам приезжают работать казанцы?

— Приезжают. У нас ходит вахтовый автобус.

— Вот один из вопросов читателя: «У всех на слуху противостояние РПЦ и музея в Санкт-Петербурге, возможна ли на Свияжске такая же ситуация, как сложилась с Исаакиевским собором?».

— Ну, у нас нет Исаакиевского собора, поэтому такая ситуация невозможна. Это, конечно, шутка — наша ситуация, к счастью, принципиально отличается от многих других музеев-заповедников. На нашей территории есть объекты, которые переданы в пользование РПЦ. Это комплекс Иоанно-Предтеченского монастыря, комплекс Успенского монастыря. У нас там нет музейных экспозиций. Естественно, что по соглашению с Казанской епархией мы приводим туда в урочное время туристов, рассказываем им об обителях. Но, по большому счету, наш музейный комплекс не завязан на этих объектах.

— А Троицкая церковь?

— Она так же передана РПЦ. Мы сотрудничаем с церковью, например, совместно с монастырем открываем в Никольской церкви церковный музей — музей православной культуры. Он будет относиться к Успенскому монастырю, к его эксплуатации мы отношения иметь не будем, мы просто помогали разрабатывать его концепцию. Поэтому у нас ситуация, отличающаяся от Санкт-Петербурга.

— Кто будет заниматься новым музеем?

— Для того, чтобы им заниматься, эксплуатировать музей такого характера, специалисты не нужны. Специалисты нужны на стадии создания музея. Это церковный музей, а не научное учреждение, там нет научных сотрудников и любой человек, владеющий необходимой информацией, может водить там экскурсии. И это будет та информация, которая интересна монастырю.

Музеи, лишенные статуса научных учреждений — это нонсенс. Но на сегодняшний день это так

«Музей без научной работы это склад»

— Ваши сотрудники, они ведут научную работу?

— Естественно. Беда российских музеев в том, что или по недоразумению, или в связи с попыткой экономии там, где экономить не нужно, музеи лишены статуса научного учреждения. Это большая беда для всех, это обсуждалось на собрании в Российской общественной палате, я участвовал в обсуждении. Музеи, лишенные статуса научных учреждений, — нонсенс. Но на сегодняшний день это так. Конечно, у нас есть научные сотрудники, и они ведут работу, потому что без нее будет уже не музей, а склад, выставка антикварного барахла, или что-то еще. Представить себе музей без научных сотрудников я, например, не могу. Наша последняя работа — публикация Синодика Свияжского Успенского монастыря. Синодики — это поминальные книги, которые составлялись в XVI веке. Часть этого Синодика — так называемый Синодик опальных, то есть жертв политики Ивана четвертого. В Свияжске сохранился ранний список этого Синодика

— Вы его издали?

— Да, мы его издали, масса специалистов принимала участие в этой работе, это, прежде всего, автор перевода и научных комментариев Э.И. Амерханова из Казанского федерального университета. В конце мая состоялась презентация издания. Мы приглашали специалистов по этому вопросу из Санкт-Петербурга, из Москвы, они с большим интересом отнеслись к изданию. Это действительно уникальное издание по полноте, по качеству.

— Оно будет продаваться?

— Это научное издание, оно будет доступно специалистам. В музеях и крупнейших библиотеках России оно будет.

— Вопрос от читателя несколько бытовой: «Были в воскресенье на Свияжске, были толпы народа, поесть не сумели. Будут ли увеличиваться точки общепита?»

— С этого лета они уже увеличиваются, но надо понимать, что Свияжск находится под особой охраной, поэтому строительство сильно ограничено. Многие не понимают пока не столкнутся с этим, регуляция на острове достаточно серьезная. Тем не менее проблема с питанием, она требует оперативных мер, поэтому в этом году у нас будут работать летние кафе, чтобы накормить туристов. Зимой турпоток на порядок меньше и поэтому строить капитальные кафе бессмысленно.

«Этим летом у нас 91 судозаход»

— Турпоток в основном формируют туристы, которые приплывают на пароходах?

— Туристы, которые приезжают на автомобилях, это однозначно. С этого года мы начали принимать круизные теплоходы, которые проходят по Волге. На этот сезон у нас подтвержден 91 судозаход. В среднем, это порядка двухсот человек на каждом теплоходе — значительная прибавка к туристическому потоку. Тем не менее, безусловно, основной поток — автомобильный.

— Казанцы в основном приезжают, или из других городов бывают автобусы?

— Из других городов постоянно бывают. Едут из Екатеринбурга, из Ульяновска, Перми, Йошкар-Олы, Чебоксар, Москвы. Из всех мест.

— Вот вопрос-претензия. «В прошлом году посетили Свияжск, все понравилось, но перед входом в Троицкую церковь стоял охранник, который с нами очень грубо разговаривал. Остался неприятный осадок. Как такое может быть в святом месте?»

— Подобными работами занимаются так называемые трудники монастыря. Не всегда есть возможность удостовериться в психологических качествах этого человека и в его пригодности именно для такой работы. Сейчас идет процесс адаптации монастыря к тому имуществу, что он получил. Опыта у обители по обслуживанию туристического потока нет. Будем надеяться, что этот опыт постепенно будет накапливаться.

Планируется научное издание, посвященное фрескам свияжского собора, мы заказали его московским специалистам, ждем от них тексты

— Интерес вызывают фрески Успенского собора. Когда завершится реставрация и они будут открыты для осмотра?

— Предполагается, что собор будет открыт для посетителей в 2018 году. Надо понимать, что режим доступа в собор все равно будет ограничен. Потому что когда человек выдыхает углекислоту, в воздухе возникает кислая среда, и она влияет на фрески. Если через собор будут проходить до пятисот тысяч человек в год, что через пару лет останется от фресок? Церковь это тоже понимает, поэтому заинтересована в сохранении этого объекта. Богослужения там тоже будут совершаться, но с соблюдением всех необходимых режимов. Сейчас у нас работают специалисты-климатологи из московского института, которые разрабатывают технические регламенты и рекомендации режима посещения этого собора. С тем, чтобы не навредить уникальным фрескам.

— Есть печатные издания, например, альбомы, где можно посмотреть эти фрески?

— Летом такие издания будут напечатаны, на сегодня в монастырской лавке есть издания казанского историка и краеведа Рощектаева, посвященные свияжским церквям, они доступны и их можно купить. Есть альбом, который был издан КГАСУ, в котором опубликованы все фрески, он также продается. Планируется научное издание, посвященное фрескам свияжского собора, мы заказали его московским специалистам, ждем от них тексты.

Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров