Смерть на рабочем месте: какие отрасли промышленности Татарстана самые опасные?

Синтетические лифчики, широкие штаны и командировки: как работа губит людей

474 человека пострадали и 35 погибли в 2016 году на производстве. Как минимум в 14 процентах случаев жертв можно было бы избежать, если бы работники соблюдали трудовую дисциплину. Глава Минтруда Эльмира Зарипова посетовала, что во время визитов на предприятия даже ей не всегда предлагают надеть каску, не говоря о том, что требованиями безопасности пренебрегают сотрудники. Правда, каска не поможет, если одежда неподходящая, так, в 2016 году работник одного из татарстанских предприятий лишился пальцев, пытаясь вытащить штанину, которую зажевало станком. Крупный пожар на пороховом заводе в том же году списали на синтетические бюстгальтеры и носки работников. Подробности — в материале «Реального времени».

Самая опасная профессия — строитель

В России работать опасно, судя по статистике Федеральной службы по труду и занятости. На производстве у нас гибнут в три раза чаще, чем в Европе. От пожаров — в 4 раза чаще, от отравлений алкоголем — в 20 раз чаще. Причем иногда причиной смерти или увечий становятся одновременно три составляющие — распитие спиртных напитков на рабочем месте не редкость, констатировала министр труда, занятости и социальной защиты Татарстана Эльмира Зарипова.

— Самая травмоопасная отрасль — это строительство — больше всего смертельных случаев, при том что в этой сфере занято всего 8% работающих. Основная причина травм — падение с высоты. Ошибки одни и те же — неукрепленные леса, нет ограждений между лестничными маршами — элементарные требования, но они постоянно нарушаются, — говорит Эльмира Зарипова.

На втором месте — сельское хозяйство (надо признать, что в 2016 году в этой отрасли ни одной смерти не было, но пострадавших много), на третьем — транспорт, на четвертом — обрабатывающие производства, на пятом — добыча полезных ископаемых.

За 2016 год на производстве получили травмы 474 человека, 35 погибли. Правда, среди этих случаев есть и такие, которые прямой связи с производством не имеют — например, человек поехал в командировку, попал в ДПТ. Формально считается, что пострадал, будучи на работе.

Ранее «Реальное время» писало о том, что в Кукморе мужчине отрезало руку, когда она работал на деревообрабатывающем станке, но конечность удалось спасти благодаря врачам РКБ.

Выполняй инструкции, не носи синтетический бюстгальтер

Как минимум 14% случаев всех ЧП можно было избежать, сделали выводы контролирующие органы по итогам проверок. Эти трагедии произошли исключительно из-за того, что сотрудники предприятий не соблюдали технику безопасности.

— В Нижнекамске пять человек погибли, семь получили тяжелые повреждения. Автомобиль «Газель» сотрудники предприятия самостоятельно перевели на газовое оборудование. Баллоны заправляли сами, хранили в производственных помещениях. Автомобиль был припаркован рядом с цехом, произошла утечка газа — взрыв, пять человек, которые находились рядом, погибли, семь получили травмы, — рассказывает Эльмира Зарипова.

В Верхнем Услоне на складе неправильно хранившаяся продукция обвалилась и накрыла людей. Другой случай: оператор электропогрузчика не поставил его на тормоз, в результате машина покатилась и задавила проходящую мимо работницу другого цеха. Еще одно пренебрежение техникой безопасности: сотрудник рубил сухое дерево, не огородив территорию его возможного падения, — дерево задавило его коллегу.

— Незастегнутые халаты, слишком широкие штанины… В одном из таких случаев мужчине оторвало пальцы рук. Штанину затянуло в станок, он попытался вытащить ее, но следом затянуло и пальцы, — рассказывает Зарипова.

Можно вспомнить еще один случай, когда неправильная одежда привела к трагедии. В 2016 году директор Казанского порохового завода Халил Гиниятов на пресс-конференции рассказал, что пожар в одном из цехов произошел из-за синтетических бюстгальтера и носков сотрудников.

В 2016 году на пороховом заводе произошло несколько крупных ЧП, в 2017 году пожар на предприятии унес жизнь начальника пожарного караула Эдуарда Илларионова. Говоря о ситуации на пороховом, Эльмира Зарипова отметила, что «там есть объективные факторы, которые привели к несчастным случаям».

Без каски не входить, из бухгалтера инженера по технике безопасности не делать

Эльмира Зарипова привела в пример одно из альметьевских предприятий, где наглядно демонстрируют, к чему приводит пренебрежение техникой безопасности. Там создан шоковый центр, где на тренажерах показывают травмы, которые могут быть получены. После таких зрелищ, по ее словам, не возникает желания игнорировать средства защиты.

Министерством проводятся совещания по предупреждению производственного травматизма, часто их делают выездными, чтобы лишний раз предприятия вспомнили о технике безопасности. Но иногда, посетовала министр, даже визит высоких гостей не становится поводом навести порядок, и вспомнила, что однажды даже ей каску не предложили. Без защитных головных уборов работали и сотрудники.

— Зачастую малый бизнес, оптимизируя расходы, пытается функции инженера по охране труда переложить на юриста или бухгалтера. Формальное отношение ведет к печальным последствиям. Мы сегодня говорим о риск-ориентированной практике, работающей на предупреждение ЧП, работодатель не должен дожидаться, что его накажут. Ответственность и на работнике — никто не должен работать в заведомо опасных условиях, — говорит Зарипова.

Эльмира Зарипова уточнила, что с начала года за нарушения охраны труда и травматизм на производстве в Татарстане наложено штрафов на общую сумму свыше 16 млн рублей, всего проведено 466 проверок.

«Не кошмарьте малый бизнес» — проверки сократят к 2024 году

Днем ранее в Казани прошло совещание с участием руководителя Федеральной службы по труду и занятости Всеволода Вуколова и министра России по работе Открытого правительства Михаила Абызова. Обсуждалась новая модель контроля и надзора, предусматривающая защиту юрлиц и индивидуальных предпринимателей от излишних проверок, которая должна быть сформирована к 2024 году. Предполагается, что для государственных органов будут введены новые показатели контроля, которые помогут уйти от палочной системы, когда эффективность контролирующих органов оценивается по количеству проверок и наложенных на предприятия штрафов.

— Надо прекратить практику сплошных проверок. Они должны быть только на объектах повышенной опасности. Цветочный магазин и атомная электростанция, согласитесь, — разные вещи, — сказал Всеволод Вуколов.

Накануне в Казани обсуждалась новая модель контроля и надзора. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Таким образом, в 2024 году, предполагают авторы инициативы, количество смертей, заболеваний и отравлений будет сокращено на 50 процентов, вполовину сократится административная нагрузка на бизнес, повысится эффективность контрольно-надзорной деятельности. Что в среднем по стране даст 170 тысяч спасенных жизней и сокращение на 30 процентов материального ущерба. Один из шагов пути к прозрачности деятельности контролирующих органов — это начало работы портала онлайнинспекция.рф. Презентуя его, Всеволод Вуколов акцентировал внимание на том, что там работодатель может на доступном и понятном языке получить ответы на все интересующие его в части трудового законодательства вопросы.

Дарья Турцева

Новости партнеров