Дело «Леруа Мерлен»: как осужденный сын экс-министра юстиции РТ УДО «проспал»
На заседании Верховного суда РТ зэк Курманов обвинил начальника казанской колонии в фальсификации
Недостойным и лишнего месяца свободы признал сегодня сына экс-министра юстиции Татарстана Верховный суд РТ. На заседании прокурор уверял суд, что сон зэка Курманова в неположенное время свидетельствует о его нестабильности, а сам осужденный за мошенничество на 47 млн рублей по «делу «Леруа Мерлен» обвинял начальника своей колонии в подтасовках и просил освободить его, чтобы не «портить воспитание».
«Нестабильность и небезупречность поведения»
Срок отбывания наказания Курманова-младшего по приговору заканчивается 3 марта 2017 года. Но выпустить из-под стражи его могли еще в декабре 2016-го. Если бы не принципиальность прокуратуры. 9 декабря Приволжский райсуд одобрил ходатайство Курманова об УДО. Но в силу это решение не вступило, поскольку и.о. казанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Александр Микеркин направил в суд апелляционное представление, утверждая, что свободу осужденный за хищение 47 млн не заслужил.
Микеркин посчитал необоснованным решение райсуда, в котором сказано: «Курманов твердо встал на путь исправления, отбыл две трети срока, поощрений и взысканий не имеет, трудоустроен и характеризуется положительно...» В своем представлении Микеркин делает вывод о «нестабильности и небезупречности поведения осужденного за весь период отбывания наказания».
Доводы и.о. спецпрокурора таковы: вину осужденный не признал, ущерб не возместил, а 4 июля 2016 года вообще спал в СИЗО в дневное время. Правда, тяжесть этого проступка не получила должной оценки сотрудников ФСИН — они ограничились проведением «профилактической беседы». Также Микеркин ссылается на слова начальника отряда участка колонии-поселения, где содержится Курманов. 9 декабря на суде тот говорил, что «инициативности при осуществлении трудовой деятельности» осужденный не проявлял, не поощрялся, что «свидетельствует о его пассивности».
Еще одним препятствием к УДО Микеркин считает отправку жалобы на начальника ИК-18 Александра Мелешенко не через администрацию колонии, а через своего отца — общественного защитника. За нарушение порядка тюремного документооборота Курманов-младший получил выговор 12 декабря 2016 года, то есть уже после вынесения решения Советским райсудом Казани. Но само нарушение было совершено 6 декабря — то есть до решения.
В поддержку представления Микеркина прокурор отдела по надзору за законностью исполнения наказаний прокуратуры РТ Артур Ахметшин сегодня заявил, что административная комиссия исправительной колонии №18 (ИК-18) дала отрицательное заключение по вопросу УДО Курманова, и привел расклад голосов: трое «против», двое «за», двое воздержались.
«Инициативная» работа… грузчиком на складе
Защита считает доводы прокуратуры формальными и полагает, что освобождение отца двух детей за 33 дня до конца срока угрозой государству и обществу не является. По словам экс-министра юстиции РТ Мидхата Курманова, препятствуя освобождению его сына, прокуроры допустили юридический ляп: оспорили решение райсуда об УДО, но забыли о частном постановлении того же суда в адрес руководства ИК-18. А в этом «частнике» судья Щелыванов указал на нарушение закона двойственной позицией тюремного начальства: по итогам рассмотрения положительной характеристики Курманова дали ему отрицательную оценку — «на путь исправления не встал».
Адвокат осужденного Надежда Муратова говорила, что дневной сон — не основание для преследования, физиологические потребности у всех людей разные. А в те июльские дни стояла жара, и Курманова ежедневно доставляли в суд для ознакомления с материалами дела. Также адвокат огласила сегодня письмо начальника участка колонии начальнику ИК-18, тот 28 декабря 2016 года попросил представить Курманова и его «сослуживцев» к поощрению. Основание: работая на складе грузчиками, сын экс-министра и еще двое осужденных «поставленные задачи выполняли качественно и в срок, проявляя при этом разумную инициативу».
— Ребята, с которыми я работаю на складе, ежемесячно получают поощрения и выезжают на выходные домой. Все, кроме меня. Они мне здесь все воспитание испортят, лучше отпустите! — заявил по видеосвязи из колонии-поселения сам Ильдар Курманов и попросил суд и прокуратуру принять меры в отношении начальника ИК-18. — Это все по поручению начальника было сделано. Начальник отряда принес положительную характеристику на меня, начальник колонии потребовал ее переделать… Тут можно говорить о фальсификации доказательств…
Связь с колонией была посредственной: звук на словах Курманова то и дело пропадал, а дважды пропадал и сигнал. Причем в момент последнего включения в комнате связи, кроме осужденного, присутствующие в суде увидели минимум трех охранников.
На заседании сын экс-министра подтвердил, что продолжает оспаривать свой вступивший в силу приговор и не вступившее в силу решение Вахитовского райсуда от 5 декабря 2016 года о взыскании ущерба в пользу ООО «Интеллект и Право» (ИиП) — представителя российского подразделения сети «Леруа Мерлен-Восток». Отправку из колонии жалобы на Мелешенко в нарушение установленного порядка осужденный объяснил просто: реализовать законное право на обращение не мог несколько месяцев — зато на переданное через отца письмо уже получен ответ из УФСИН по РТ.
Ущерб вырос на 5 млн
Напомним, уголовное дело против Ильдара Курманова было возбуждено после пресс-конференции прокурора РТ Илдуса Нафикова в 2013 году. Правда, прокурор заявлял о взятке, а Следком по РТ усмотрел в действиях сына министра признаки мошенничества. Курманов-старший ушел в отставку, младший попал под следствие.
Приговором Вахитовского райсуда Казани в марте 2016 года Курманов был оправдан по семи эпизодам, но признан виновным в хищении 47 млн рублей ООО «Интеллект и Право» — представителя российского подразделения сети «Леруа Мерлен-Восток» — за умышленное неисполнение обязательств по договору, предполагавшему подключение фирмой Курмановых «СЭМ» строящегося гипермаркета на улице Чистопольской к энергосетям. Вину сын экс-министра не признал, говоря, что без его помощи в согласовании гипермаркет в 2013 году вообще не открылся бы, а выполнить работы его фирме просто не дали.
По приговору Курманов получил 6 лет за решеткой, а в сентябре в апелляции Верховный суд РТ смягчил наказание, сократив срок вдвое — до 3 лет колонии-поселения. На тот момент сидеть Курманову оставалось полгода.
Сегодня в суде представитель потерпевшего ООО «ИиП» Андрей Сидоренко заявил, что Курманов должен отсидеть все, до звонка. Поскольку вину не признал, не раскаялся и погашать ущерб не начал. К слову, уже после приговора размер ущерба увеличился до 52 млн рублей. Именно эта сумма с учетом процентов фигурирует в решение гражданского суда о взыскании с Курмановых и их партнера в компании «СЭМ», сообщил «Реальному времени» Сидоренко. В своей апелляционной жалобе он указал, что был лишен Приволжским райсудом права выразить свою позицию при рассмотрении ходатайства об УДО Курманова.
Верховный суд РТ с доводами прокуратуры и потерпевшего согласился. Решение райсуда об УДО было отменено, дело направлено в суд на новое рассмотрение. Шансы Курманова-младшего выйти на свободу до 3 марта мизерны.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.