Минюст попросили подготовить мировых судей к валу исков клиентов ТФБ
Правовой каркас Татарстана по-прежнему продолжают «расшатывать» слабые настройки по подзаконному регулированию местных актов и «западающие» в них так называемые бланкетные нормы, из-за чего на практике руководствуются федеральными, а не республиканскими законами. Об этом с некоторым разочарованием рассуждал на итоговой коллегии Министерства юстиции РТ спикер Госсовета Фарид Мухаметшин в преддверии грядущего 25-летия Конституции РТ. Зачастую применение республиканских законов тормозится отсутствием подзаконных актов, выпускаемых министерствами. Лучше всех справляются МЧС и Минлесхоз, а постоянно срывает разработку подзаконных актов Минпромторг РФ.
Каждый второй закон оказался «парализованным»
Единое правовое пространство Татарстана соткано не только из федеральных законов, но и из постоянно пополняющих его республиканских нормативных актов. С пролонгацией Договора о разграничении полномочий РФ и РТ 10 лет назад республика обрела «всю полноту государственной власти вне пределов полномочий федеральной власти», т. е. за «периметром» федеральных полномочий верховенство должны иметь республиканские законы и наоборот. И в этом смысле Министерство юстиции выполняет роль «разыгрывающего» на законодательном поле РФ и РТ, принимая участие в подготовке новых законов для татарстанцев. В прошлом году, по словам спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, их было принято 10.
Однако выяснилось, что за несколько лет функционирования «татарстанского правового конвейера» многие принятые республиканским парламентом законы «простаивают» и не могут работать в полную силу. Их тормозит отсутствие подзаконных правовых актов: исполнительная власть просто не успевает их выпустить. Именно эта фундаментальная проблема татарстанского законотворчества вновь выступила крупным планом на итоговой коллегии Министерства юстиции РТ.
Масштабы правового «брака», т. е. сколько именно законов РТ нуждаются в исполнительской «подстройке», не раскрывались. Однако в прошлом году начальник правового управления аппарата Госсовета РТ Андрей Ощепков утверждал, что каждая десятая норма закона нуждается в подзаконной регламентации. Иначе говоря, парламент принимает новый закон, а регламентов для его исполнения нет. «Например, закон от 2014 года о содержании домашних животных не имеет регламентации по определению места для выгула собак, — констатировал он. — Положения закона часто остаются на бумаге, чем подрывают его авторитет».
Сейчас татарстанским законодательством установлен 30-дневный срок после издания «свежеиспеченного» закона, но все равно он срывается, сообщила в отчетном докладе министр юстиции РТ Лариса Глухова. По ее словам, в прошлом году были «решены вопросы по урегулированию 75 законов, а непринятыми остаются акты кабмина по 36 нормам законов республики» (сколько это законов, не уточнялось, только в одном законе может быть несколько нерегламентированных норм). Лучше всех справляются МЧС и Минлесхоз, а постоянно срывает разработку подзаконных актов — Минпромторг РФ. Что именно регулируют «парализованные» законы, не называлось, но уточнялось, что «среди 36 норм 18 были приняты в 2016 году».
«Бланкетные нормы сократить!»
«Первый вопрос, который волнует меня как председателя Госсовета: все ли сделано нами, чтобы правовое поле Татарстана было пронизано действующими законами, — заявил на коллегии Фарид Мухаметшин, обращаясь к руководству Министерства юстиции РТ. — Нас беспокоит эта проблема, потому что выявляются случаи, когда принятые парламентом законы и подписанные президентом не обеспечены нормативными документами для полной их реализации. Исполнительная власть не может породить нормотворческий документ для полной его реализации. <...> К сожалению, есть факты, когда в рамках 73-й статьи Конституции РФ при отсутствии законов субъекта правоприменители (судьи, прокуратура) ломают голову, как применить новый закон, и в итоге применяют федеральный закон. А мне пишут письма: что, еще собственный суд сделать? Это наша недоработка».
Правда, острота проблемы постепенно снижается. По словам Мухаметшина, в этом году удалось переломить сложившуюся ситуацию и будет усилена работа по законам, которые отдельными статьям не действуют. «Мы не оставим их, — пообещал он. — Имея такую армаду юристов, надо посмотреть, как лучше организоваться».
Другим изъяном татарстанского законодательства остается увлечение так называемыми бланкетными нормами, т. е. когда общие формулировки закона позволяют трактовать его как угодно. «Бланкетные нормы, которые мы ухищряемся вписывать в законы РТ, нужно сократить! — отрезал он. — Они порождают коррупцию и соблазн, так как разрешают применять закон, как удобно. Такая тенденция есть и на федеральном уровне — там озабочены этой нормой».
Фарид Мухаметшин не стал скрывать, что Министерство юстиции РТ продолжает работать в республике параллельно с федеральным управлением Минюста, и от него ждут законотворческой активности: «Вы помните тот долгий спор, который велся с федеральным центром на эту тему. И я помню, как мы увеличили штат Минюста более чем на 20 штатных единиц со специальной задачей — заниматься производством законов, которые нужны правоприменителям РТ в рамках своих полномочий, и приведение в соответствие с федеральными законами, которые как «снег на голову» обрушивались на регионы. Мне кажется, в этой части есть резервы, и вы, Лариса Юрьевна, как министр посмотрите на них и представьте ответы», — подстегнул он.
Минюсту РТ надо взяться за «земельные дела» муниципалитетов, а мировых судей разгрузят?
Низкое качество законодательного поля муниципалитетов вновь вызвало тревогу на коллегии. «Более тысячи фактов прокурорского реагирования, отмены постановлений, уголовные дела в отношении глав муниципальных поселений и городов зафиксировано в прошлом году, — возмущался Фарид Мухаметшин. — Это ненормальное явление». Наиболее тревожным сигналом оказалось возбуждение уголовных дел против глав муниципальных поселений по земельным сделкам пяти-, шестилетней давности.
«Минюст РТ много проводит обучающих семинаров среди муниципальных служащих, но одним этим не решить, — то ли в шутку, то ли всерьез произнес Мухаметшин. — Надо внести предложения, как защитить людей, оказавшихся жертвами правового вакуума».
Обнадеживающая новость для мировых судей прозвучала от Верховного суда РТ. Из года в год мировая юстиция испытывает запредельную нагрузку по разрешению уголовных, гражданских и административных дел. Причем она распределяется неравномерно. Но только в этом году судейское сообщество нашло выход из положения. «Если судья работает на участке, где расположено большее количество банков и предприятий, то ему «не повезло» — у него нагрузка будет выше, чем у коллеги. Поэтому в будущем году ее будет распределять председатель суда в рамках одного судебного района», — рассказал зампредседателя Верховного суда РТ Роман Гафаров.
При этом произойдет перетасовка служащих: те, кто будет больше загружен делами, получат дополнительные кадры, а кто меньше — освободится от них. «В ближайшее время мы ожидаем огромного вала дел от пострадавших клиентов Татфондбанка, и тогда эти меры заработают в полную силу», — сообщил он напоследок «Реальному времени».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.