Вопросы татарского языкознания: первый муфтий Татарстана уговаривает Камиля Самигуллина на двуязычие

Вопросы татарского языкознания: первый муфтий Татарстана уговаривает Камиля Самигуллина на двуязычие
Фото: realnoevremya.ru/Михаил Козловский

Как стало известно «Реальному времени», накануне первый муфтий РТ, а ныне настоятель мечети «Нурулла» Габдулла Галиуллин встретился с председателем ДУМ РТ Камилем Самигуллиным по вопросу возвращения в некоторые мечети пятничных проповедей на русском языке. Сегодня же он направил в муфтият обращение с той же просьбой. Активность оппозиционного имама некоторые СМИ уже расценили как начало предвыборной кампании на пост татарстанского муфтия, сам Галиуллин этот факт опровергает.

Началась предвыборная кампания?

Как утверждает Габдулла Галиуллин, муфтий РТ Камиль Самигуллин «услышал и понял проблему», но решение примет позже.

Отметим, в этом году состоятся выборы председателя ДУМ РТ. Так, имамы Советского района Казани утвердили кандидатуру Самигуллина. В некоторых СМИ появилось сообщение, что Галиуллин планирует вновь занять кресло муфтия, и его слова являются частью предвыборной кампании.

Однако сам экс-муфтий в разговоре с нашим журналистом опроверг эту информацию, добавив, что не выдвигал свою кандидатуру. Вопрос проведения вагазов на двух языках, по его словам, он поднимал еще до Нового года при личных встречах с муфтием.

— Если предвыборная кампания начнется, там уже пожестче будет, — подчеркнул он.

«В некоторых мечетях число мигрантов и татар, не знающих татарского языка, доходит до 80%»

В минувшую пятницу Галиуллин, выступая в казанской мечети «Нурулла» («Сенная»), привел аргументацию, почему он за равноправие русского языка с татарским в городских мечетях.

Ведение проповедей (вагазов) только на татарском языке может подорвать всю работу имамов и правоохранительных органов по противодействию экстремизму и терроризму, считает Габдулла хазрат. Поэтому он предложил оставить в некоторых городских приходах пятничные проповеди на двух языках — татарском и русском.

Как пояснил экс-муфтий корреспонденту «Реального времени», с ним в этом вопросе солидарны и некоторые другие имамы, однако их имена он называть не стал. Обращение к прихожанам было его личной инициативой.

— Среди имамов мы вели такие разговоры, — отметил Габдулла хазрат. — Мы не говорим, чтоб проводить проповеди на русском языке в деревнях. Мы имеем в виду города, где много инородцев, эмигрантов.

По словам священнослужителя, мечети Казани, Нижнекамска, Чистополя, Зеленодольска и Челнов посещают мигранты, которые не понимают татарского языка. Этим людям необходимо рассказывать об исламе в рамках политики, которую Россия проводит относительно мусульман и мигрантов. А это, по мнению экс-муфтия, возможно вести только на двух языках — русском и татарском. В некоторых мечетях число мигрантов и татар, не знающих татарского языка, по его информации, доходит до 80%.

— Мы ведь раньше проводили на двух языках в течение нескольких лет. И все прихожане с пониманием относились. К нам после вагаза подходили, задавали вопросы, просили что-то прояснить. Я на проповедях говорю, что Россия — это моя родина. Любите Россию, уважайте Россию — и вас Россия будет любить и уважать. Здесь государство разрешает совершать необходимые для мусульман обряды. Я знаю, что в некоторых странах Средней Азии не разрешают носить бороду, есть возрастной ценз для посещения мечети, женщинам не позволяют носить платки, не разрешается читать намаз на работе, в аэропорту, в больницах. А у нас все это разрешается, — рассказал Галиуллин.

«Камиль хазрат — дальновидный молодой человек»

Ведение татарских проповедей он не считает панацеей для сохранения традиций и языка народа. По его мнению, популяризировать татарский язык нужно через открытие специализированных детских садов, школ, преподавание на языке отдельных предметов в вузах, а также введение документооборота на татарском.

Экс-муфтий выразил надежду, что его идея найдет понимание со стороны руководства ДУМ РТ.

— Камиль хазрат — дальновидный молодой человек, не закостенелый никакой. Он четыре года поработал муфтием, у него есть стаж, и он все сможет понять, — подчеркнул Габдулла хазрат.

Напомним, в августе 2016 года на пленуме Духовного управления мусульман Республики Татарстан имамы поддержали инициативу муфтия Камиля Самигуллина вести пятничные проповеди исключительно на татарском языке. Однако такое решение татарстанских мусульманских священнослужителей вызвало непонимание среди некоторых верующих.

С московским приветом

Более того, осенью прошлого года через «Реальное время» завязалась заочная полемика между двумя муфтиями — Самигуллиным и председателем ДУМ Москвы Ильдаром Аляутдиновым. Московский муфтий выразил сомнение в такой необходимости. По его мнению, часть прихожан, не владеющая татарским, может покинуть мечеть. По словам Ильдара хазрата, в таких вопросах нужно учитывать мнения всех мусульман. И подобные решения могут подтолкнуть верующих в «объятия» сект.

В ответ Камиль хазрат заявил, что его оппонент «не знает ситуации» и «претензии были только со стороны пары мечетей». Аляутдинов же в интервью нашему корреспонденту сообщил, что в Татарстане немало людей не владеют татарским. Не остались равнодушными к проблеме и колумнисты «Реального времени» — историк Альфрид Бустанов, блогер и предприниматель Расул Тавдиряков и протоиерей Всеволод Чаплин.

«Невыполнение решения пленума»

«Реальное время» направило запрос в татарстанский муфтият с просьбой прокомментировать ситуацию. В пресс-службе сообщили, что наше письмо до них дошло. На момент публикации материала редакция ответа не получила. Первый заместитель председателя и пресс-секретарь ДУМ РТ Рустам Батров не стал отвечать на наши вопросы.

Вместе с тем заместитель муфтия, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин в беседе с корреспондентом «Реального времени» подчеркнул, что августовское решение пленума надо трактовать однозначно: проповеди на татарском языке проводятся только во время пятничного намаза. У мечетей, по словам заммуфтия, остается много времени, чтобы они смогли работать с русскоязычными прихожанами.

— Трактовать решения пленума, дескать, из мечети выгоняют русский язык, неправильно, — отметил Мухаметшин. — Наоборот, определяем место, чтобы национально-конфессиональный фактор мечети присутствовал в виде 15—30 минут. Еще остается огромное количество времени. Это дает возможность усилить работу с русскоязычными прихожанами. У нас каждый день проводятся почти все лекции на русском языке, муфтий тоже проводит на русском.

Рафик Мухаметшин вопрос языка пятничных вагазов считает сильно раздутым. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Вопрос языка пятничных вагазов он назвал сильно раздутым. Более того, верующие приходят в пятницу в мечеть в первую очередь, чтобы совершить намаз.

— Практически 99% мечетей были татароязычными, — прокомментировал он решение пленума ДУМ РТ. — Ничего нового и кардинального здесь не было. Решение духовного управления поставило точку на том, что было, легализовало ситуацию. Была только проблема городских мечетей. Из казанских мечетей — «Бурнаевская» и «Сенная». Немного их было. Но серьезных проблем вроде бы нет.

Заявление Габдуллы Галиуллина он расценил как невыполнение решения пленума, и «со стороны духовного управления какие-то должны быть меры».

Тимур Рахматуллин

Новости партнеров