Камиль Самигуллин: «То, что сделал Фетхуллах Гюлен, — это неправильно»

Муфтий РТ прокомментировал «Реальному времени» критику московского коллеги за обязательное введение татарского языка в мечетях

Камиль Самигуллин: «То, что сделал Фетхуллах Гюлен, — это неправильно»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Сегодня в Казани прошла конференция, посвященная экстремистским движениям. В преддверии форума корреспондент «Реального времени» поговорил с муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным и ректором РИИ Рафиком Мухаметшиным. Спикеры дали свои ответы на критику Ильдара Аляутдинова в сторону проповедей на татарском языке, выразили мнение по поводу Фетхуллаха Гюлена, обвиняемого в попытке государственного переворота в Турции, и рассказали о будущем ректоре Исламской академии в Болгаре.

«Ответка» Аляутдинову

Сегодня в Академии наук РТ открылась Международная научно-практическая конференция «Россия и исламский мир: поиски ответа на глобализацию экстремистских движений». Международный статус форуму придавали несколько делегатов из Армении и Казахстана. Остальные — представляли различные регионы нашей страны. Причем спикеры с арабскими фамилиями были гражданами России и выступали от имени российских учреждений. Примерно половину слушателей составили студенты-востоковеды из КФУ.

С приветственными речами к собравшимся обратились президент АН РТ Мякзюм Салахов, замруководителя аппарата президента Татарстана Александр Терентьев и муфтий республики Камиль Самигуллин. Модератором мероприятия выступил директор Центра исламоведческих исследований АН РТ Ринат Патеев.

Перед началом конференции корреспондент «Реального времени» пообщался с одним из главных гостей встречи — председателем ДУМ РТ, муфтием Камилем Самигуллиным.

Напомним, накануне председатель Духовного управления мусульман Москвы, муфтий Ильдар Аляутдинов выразил обеспокоенность по поводу проведения проповедей на татарском языке в мечетях Татарстана. В августе делегаты пленума ДУМ РТ единогласно поддержали подобную инициативу муфтия Камиля Самигуллина.

По мнению Аляутдинова, часть прихожан, не владеющая татарским, может покинуть мечеть. В таких вопросах нужно учитывать мнения всех мусульман. И подобные решения могут подтолкнуть верующих в «объятия» сект, считает московский муфтий.

Камиль Самигуллин в ответе журналисту заявил, что Аляутдинов «просто не знает ситуацию».

— Человек высказал свое мнение, со стороны, может быть, это по-другому выглядит, — сказал Самигуллин.

Глава ДУМ РТ отметил, что только в трех мечетях республики имамы вещали на русском языке. И инициативу читать вагазы исключительно на татарском поддержали единогласно все имамы на пленуме Духовного управления мусульман Республики Татарстан.

— Претензии были только со стороны пары мечетей, — рассказал муфтий корреспонденту «Реального времени». — Они присылали одних и тех же «ходоков». Иногда смотришь, как русские ребята ратуют за русскую проповедь, но и они не всегда вовремя приходят на молитву. Их цель — только помолиться. И не всегда они внимательно слушают (имама. — прим. ред.).

Также в беседе с нашим журналистом Самигуллин подчеркнул, что занятия по основам ислама продолжают преподаваться на русском языке.

— Если будут желающие, можем и на английском организовать уроки, найдем преподавателей, — добавил он.

Что касается опасности ухода прихожан, не понимающих татарскую проповедь, председатель ДУМ РТ заметил, что проповеди в приходах всегда шли на татарском и в радикальные движения молодые люди уходят не из-за вагазов на непонятном им языке.

«То, что сделал Фетхуллах Гюлен, — это неправильно»

Корреспондент «Реального времени», в свою очередь, поинтересовался мнением Камиля Самигуллина по поводу исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого турецкие власти обвиняют в организации попытки военного переворота в июле 2016 года в Турции. К слову, месяцем ранее татарстанский муфтий назвал деятельность Гюлена и его сторонников (турецкая аббревиатура FETO — «террористическая организация Фетхуллаха Гюлена») бесчеловечной и противоречащей нормам ислама.

Муфтий в разговоре с нашим журналистом опроверг заявления СМИ, что он якобы говорил, что сторонники турецкого богослова — немусульмане. Также он подчеркнул, что адептов у Гюлена, который сейчас проживает в США, достаточно много в мире.

— Многие ребята искренне любили его, верили в него. Они даже сейчас отказываются верить в его причастность к тем событиям. Хотя турецкая сторона предоставила все доказательства. Мы смотрели все доклады, — подчеркнул муфтий.

Молодым людям, кто симпатизирует турецкому проповеднику, Самигуллин посоветовал одуматься, но при этом продолжать совершать намазы, держать посты, как делали и прежде. Он считает, что они стали мусульманами «не потому, что есть Фетхуллах Гюлен». И его проповеди, по мнению председателя ДУМ РТ, могут вполне заменить «наши хорошие богословы, прекрасная литература».

— Вы же учились в Турции. Вероятно, общались со сторонниками Гюлена? — спросил корреспондент «Реального времени».

— Во время учебы не пересекался, их же не видно, — ответил он. — В Татарстане ребята есть: активные, аккуратные, культурные.

Однако от обвинений в адрес турецко-американского богослова он не отказывается.

— То, что сделал Фетхуллах Гюлен, — это неправильно, — подчеркивает Самигуллин. — Понятно, были какие-то политические воззрения, надо было поменять Эрдогана. Но были выпущены пули против своих граждан. Эти генералы жили на бюджете страны, и стрелять в налогоплательщиков — это бессовестно.

Тем не менее собеседник нашего издания не умаляет заслуг Гюлена. Он согласился, что по его инициативе строились хорошие школы во многих странах, открывались университеты. Однако он подверг критике и другую сторону деятельности турецкого богослова — диалог между религиями.

— Диалог между религиями мы даже обсуждали с митрополитом Феофаном. У нас подход другой. Диалог ведется для того, чтобы собраться, сесть, найти общие точки. Есть некоторые вопросы, по которым невозможно пойти на уступки. Например, вполне логично, когда мусульманин любит свою религию больше, чем христианскую, и христианин считает свою религию истинной. Есть внутренние постулаты, в которые мы не должны вмешиваться. У нас в Татарстане к такому пониманию пришли: мы живем в большом доме, но у каждого своя квартира. Мы не можем теперь превратить ее в коммунальную, а их идея была похожа на эту: давайте смешаем, что-то будет общее, какими-то постулатами нужно будет поступиться. Но так не может быть: у нас есть своя концепция, своя идеология, у православных и иудеев — своя. Мы в эти вопросы не будем заходить. Мы будем обсуждать только то, что нас объединяет. Поэтому нет необходимости рыться в идеологии христианина для того, чтобы найти то, что подходит мне. Это будет бессмысленно и неправильно.

«Про Исхакова первый раз слышу»

Корреспондент не мог не удержаться, чтобы не задать другой волнующий вопрос — о будущем ректоре Болгарской исламской академии. Так, среди возможных претендентов на эту должность казанские СМИ называли имена нашего колумниста Альфрида Бустанова, экс-мэра Казани Камиля Исхакова.

— Про Исхакова первый раз слышу. Я от вас больше узнаю, — пошутил муфтий. — У нас идет активная работа по подготовке документации к концу года. Когда кандидатура будет одобрена, вы первыми узнаете об этом.

В свою очередь, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин, курирующий работу в этом направлении, в беседе с корреспондентом отметил, что времени для этого остается крайне мало. Однако даже не до конца сформирован список претендентов. И пока никто, по словам Мухаметшина, не изъявил желание сесть в кресло ректора будущего вуза.

Напомним, ранее в интервью «Реальному времени» он говорил, что руководителем академии будет гражданин РФ. Само учреждение откроется уже в следующем учебном году.

Во время своего выступления ректор РИИ сообщил, что новое исламское учебное заведение должно стать площадкой для качественного послевузовского образования, где готовятся конкурентоспособные, компетентные кадры, которые станут востребованными для мусульманской уммы.

Тимур Рахматуллин, фото автора

Новости партнеров