«Именно развал Советского Союза привел к тому, что мы пропустили технологический бум»

ЦИПР-2016: цифровой мир как ложка, трудности импортозамещения и облик России в 2035 году

«Именно развал Советского Союза привел к тому, что мы пропустили технологический бум»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Сегодня в Иннополисе открылась конференция «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР), на которой в ходе первой дискуссии обсуждался новый драйвер роста промышленности — сфера электроники, именуемая экспертами «антилопой роста». Корреспондент «Реального времени» побывала на мероприятии и стала свидетелем обсуждения вопросов, касающихся конкурентоспособности России на мировом рынке электроники и IT, угрозы массовых сокращений на производстве из-за автоматизации, а также смерти профессии как понятия.

Проблемы с техникой в высокотехнологичном Иннополисе и «место мечты» Халикова

Модератор встречи — экс-ведущий телеканала НТВ, соавтор нашумевшего документального проекта «Срок» (в дальнейшем Lenta.doc) Алексей Пивоваров — перед началом конференции кратко обозначил текущую ситуацию в российской электронике. По его словам, несмотря на наличие определенных успехов в сфере технологий, пока Россия, увы, не может претендовать на роль глобального быстрорастущего лидера на мировых рынках электроники. Сама эта сфера, по мнению Пивоварова, базируется на четырех основных участниках: производители, интеграторы, регуляторы и рынки сбыта. И пока они в нашей стране не научатся работать вместе, гнаться за общемировыми тенденциями будет проблематично.

Еще одним тормозом развития является тяжелый процесс импортозамещения. Сейчас доля российского «железа» в сегменте вычислительной техники составляет всего 1%. Ситуацию могли бы спасти якорные заказчики в лице крупнейших государственных покупателей. Без них будущее нашей электроники туманно, так как эти заказы являются трамплинами для отрасли.

После краткого экскурса в мир российской электроники Пивоваров передал слово занявшему место за кафедрой на сцене премьер-министру РТ Ильдару Халикову, выступлению которого неожиданно помешал… технический сбой. Пока премьер искал исправный микрофон, Пивоваров отшучивался, чтобы сгладить неловкую ситуацию: «Это пример сложности в высокотехнологичных отраслях! Я уверен, что микрофоны не российского производства, кстати. Я вам даже готов отдать свой микрофон, хотя мне для этого придется снять пиджак и раздеться», — шутил Пивоваров, которого, вероятно, пригласили модерировать ЦИПР потому, что во время своей работы на НТВ и СТС он много внимания уделял теме промышленных технологий.

Через пару минут работающий микрофон был обнаружен рядом с креслом, приготовленным специально для Халикова, — и премьер-министр Татарстана начал свое выступление. «Я еще в зале, пока сидел, возмутился: вот какое безобразие — раньше всегда сидя со сцены можно было выступать, а тут придумали, что надо выходить на сцену и стоя докладывать. Вот, кто-то меня услышал, и я нахожусь именно на том месте, о котором мечтал, сидя в зале», — остроумно сгладил неловкую техническую заминку премьер.

Переключившись на деловой тон, Ильдар Халиков выразил свою радость по поводу того, что проект, интегрированный Ростехом в прошлом году, получил-таки свое продолжение. По словам Халикова, то, что ЦИПР проходит уже во второй раз, внушает уверенность в том, что подобные встречи в рамках этого мероприятия будут постоянными.

Следующим с приветственной речью выступил начальник Департамента развития секторов экономики экспертного управления администрации президента России Олег Теплов, который напомнил о том, что в прошлом году началась работа по направлению национальных технологических инициатив.

— Мы приняли первые четыре дорожные карты. Это новые рынки — это то, как мы будем видеть Россию в 2035 году. И без цифровых технологий, которые пронизывают любой из рынков в национально-технологических инициативах, невозможно. То фантастическое задание, которое нам дали руководители по тому, чтобы мы придумали, как будет выглядеть Россия в 2035 году, переросло в масштабную работу, в которой сейчас заняты тысячи людей. У нас уже четыре дорожные карты реализуется, на подходе еще четыре карты — это «маринет», «автонет», «авианет» и «энерджинет», — выступил Теплов.

На оценку Пивоваровым текущей ситуации в российской электронике отреагировал директор компании «РТ-Информ» Камиль Газизов.

— На самом деле, все не так плохо — на самом деле, все очень хорошо. Есть очень много решений, как в области софта, так и в области «железа», — прокомментировал он.

Пропуск технологического бума и путь к глобальной конкурентоспособности

Тем временем церемония открытия конференции, которая представляла собой краткие выступления спикеров ЦИПРа, плавно перетекла в панельную дискуссию на тему «Конкурентоспособность. Электроника как фактор развития промышленности». Одним из первых по обозначенному вопросу высказался директор по коммуникациям, аналитике и стратегическим исследованиям госкорпорации «Ростех» Василий Бровко.

— Мы хотели проанализировать, что происходило с российским промпроизводством и производством электроники на протяжении 20-го века. В общем и целом мы были очень последовательны в развитии, и именно развал Советского Союза, а также последующая гуманитарная катастрофа привели к тому, что мы пропустили технологический бум, — высказался Бровко.

По словам представителя «Ростеха», российское производство находилось в стадии глубочайшей деградации в 90-е годы, и поправить положение нам удалось только ближе к 2015 году. В условиях пропущенного цикла роста нам пока трудно перейти к глобальной конкурентоспособности. Свои прогнозы по завоеванию Россией достойного места на пьедестале высокотехнологичных стран дал временный генеральный директор АО «Росэлектроника» Игорь Козлов. По его словам, нам не хватит 2–4 лет для перехода к глобальной конкурентоспособности.

— Отмечу, что за это время мы сможем подготовиться к тому, чтобы на горизонте 10 лет стать именно теми, кем должны быть. У нас для этого все есть. Есть задел, но уже не Советского Союза, а задел Российской Федерации. У нас есть люди. Просто нужно время для переселения задела в практическую плоскость. Это большая системная работа, — высказался Козлов.

В Иннополисе не место стартаперам?

Дискуссия о положении России на глобальном рынке электроники постепенно привела спикеров к обсуждению достаточно серьезной проблемы — разрыва между реальным производством и молодыми компаниями-стартаперами, которые, по признанию Бровко, генерируют очень интересные идеи.

— Ребята делают технологические прорывы, но отсутствие реальной среды, инструментов и институтов встраивания этих технологий приводит к тому, что в большинстве своем эти хорошие идеи поднимают раунд финансирования за рубежом, — сообщил Бровко.

По словам представителя «Ростеха», очевидно, что сейчас России крайне сложно конкурировать со столь заманчивой Силиконовой долиной. И из этого следует вопрос: а сможет ли с ней конкурировать Иннополис? Или же это лишь перевалочный пункт перед отъездом за границу? На эти вопросы кратко, но емко ответил мэр Иннополиса Егор Иванов: «Иннополис в первую очередь — это город не про стартапы, это, наверное, город про большие состоявшиеся компании».

«Профессии давно умерли — профессий нет»

Еще одной болезненной темой стала автоматизация производства, которая неизбежно приводит к массовым сокращениям сотрудников. Основной нюанс, который может затормозить внедрение новых технологий в производство, — это интуитивное нежелание руководителей идти на оптимизацию рабочих мест. Василий Бровко заметил, что вполне возможно, что в ближайшие годы в индустрии производства вообще не останется ни одного человека, а пока же в производстве задействованы сотни тысяч людей, и сокращать никого не хотелось бы.

— В 1998 году я стал финансовым директором КАМАЗа. Тогда рентабельность предприятия была минус 27%, на предприятии работало 84 тысячи человек, — решил прокомментировать ситуацию Халиков. — Нет других вариантов. Минус 30 тыс. человек. Нет других вариантов нигде. Это стимулировало развитие малого бизнеса, развитие других предприятий. Какими бы старыми не звучали слова про повышение производительности и автоматизацию — это единственный путь к конкурентоспособности.

Позицию премьер-министра поддержал Игорь Козлов, однако уточнил, что в этом деле важно соблюдать баланс.

— У нас в «Росэлектронике» 122 предприятия, средний возраст сотрудников — 47 лет. Так сложилось в отрасли. Нужно автоматизировать процесс, улучшать точность изготовления, повышать производительность, но все это влечет естественные сокращения. Сложно себе представить, куда после сокращения пойдет 45-летняя женщина, допустим. Поэтому тут важно соблюдать баланс, — высказался Козлов.

Также спикеры попытались ответить на вопрос из зала о том, какие профессии в скором времени канут в Лету и какое направление стоит выбирать тем, кто собирается связать свою жизнь с электроникой.

— Профессии давно умерли — профессий нет. Надо говорить о компетенциях, которые нужны, — заявил генеральный директор Союза «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов. — Мне кажется, студентам надо делать ключевую ставку на несколько простых вещей. Во-первых, это программирование. Если ты не умеешь программировать, в современном мире тебе не будет просто. Ты должен уметь пользоваться цифровым миром точно так же, как ты умеешь пользоваться ложкой. Второе: ни один прорыв не возникает сейчас, основанный на одиночках. Все эти прорывы связаны с командной работой. Простую компетенцию под названием «как уметь коллаборировать» мы сейчас не даем вообще — мы сейчас растим чемпионов-одиночек, мы даем им KPI из ЕГЭ, золотые медали… Нет ни одного показателя, который отвечал бы за умение собрать команду. Третий момент — межкультурная коммуникация. Если мы эти компетенции в себе прорастим, то все остальные мы будем набирать с большей легкостью.

1/79
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Лина Саримова, фото Максима Платонова
Мероприятия

Новости партнеров