Философия автоспорта

Что самое важное для успеха на трассе? Несколько советов от профессиональных пилотов

Философия автоспорта
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

Почему гонщики не превышают скорость на трассах общего пользования? Что общего между автоспортом, жонглированием и игрой на музыкальных инструментах? Как изменился автомобильный спорт за последние три десятилетия? И почему сегодня начинать путь к будущим победам стоит уже с детства? Обо всем этом — в завершающей части цикла материалов об истории становления и развития автоспорта в Татарстане.

О чем мечтают гонщики?

Понятно, одно из главных стремлений — новые старты и новые победы. После победы на финальном этапе в Грозном и нового чемпионства, пилоты «ТАИФ Моторспорта» уже планируют заезды зимнего трека и начинают прикидывать предстоящие старты на лето 2024-го. Технический персонал при поддержке спонсоров — входящих в Группу ТАИФ компаний «ТАИФ-НК» и «ТАИФ-СМ» — готовит технику и пополняет запасы ремкомплектов.

А ветераны татарстанского автомобильного спорта мечтают вновь собрать «старую гвардию» и помериться силами на трассе. Это желание озвучил во время интервью «Реальному времени» мастер спорта международного класса, призер чемпионата Европы по автокроссу, чемпион России, основатель гоночной команды «Чингисхан» и одноименного картинг-клуба Джаудат Миннахметов:

— Хотелось бы провести соревнования среди аксакалов автоспорта. Провести этапы. Хотя бы один-два раза в год. Заезд звезд — пилотов старше 60 лет. Проводить на должном уровне. Очень интересно было бы. Причем на стандартных машинах. Не так, чтобы каждый себе сам готовил, а именно на стандартных машинах. Этим мы бы еще и молодежь подняли, и привлекли бы внимание других клубов, которые сегодня переживают не лучшие времена.

Джаудат Миннахметов: «Хотелось бы провести соревнования среди аксакалов автоспорта». с разрешения Джаудата Миннахметова, взято realnoevremya.ru с официальной страницы vk.com/kznring

Идея коллегам по увлечению — тем, с кем вместе в конце прошлого века он начинал летопись автоспорта в новейшей истории республики, — пришлась по душе. И мысль про равные стартовые условия тоже.

— Да, Джаудат Мидхатович мыслит с размахом! И то, что нужно иметь шесть одинаковых машин — тоже совершенно правильно. По-другому не получится. Иначе каждый умудренный опытом гонщик приедет с машиной под себя, и это будет бойня. Они перебьют все. Подобные гонки уже существуют: самарцы и тольяттинцы делают зимнюю «Гонку чемпионов». У них такой проект: шесть машин одинаковой комплектации и подготовки. Проедете контрольное время, определитесь с местом в турнирной решетке и гоните. И обязательно одинаковая резина. Вот тут — мастерство! — поддержал задумку мастер спорта международного класса, чемпион Европы по автокроссу Радик Шаймиев.

Коллеги по увлечению, в том числе и Радик Шаймиев, готовы поддержать идею с заездом ветеранов автоспорта. предоставлено realnoevremya.ru из личного архива Радика Шаймиева

А чемпион России по автокроссу, сооснователь клуба «Сувар» Ильхам Рахматуллин напомнил, что подобный старт уже имел место и в республике. Причем и тогда инициатором выступал Джаудат Миннахметов:

— Было пять подготовленных машин «Лада», и мы всех ветеранов собрали. Целая таблица была. И сделали параллельные гонки — бесконтактные. Интересная трасса была. Эдик Куприянов занял первое место, Мудрик — второе, я — третье. Интересно было. Это было году в 2018— 2019-м. И потом, как-то после профессиональной гонки в Челнах, на этапе России, кажется, объявили гонку ветеранов. Кто там был? Нас там человек восемь, наверное, собралось. Петрухин выиграл тогда. Интересно было. Там и Джаудат ехал. От этого никто не устает, — рассказал он.

И если подобный старт состоится вновь, то, судя по настроению собеседников «Реального времени», от соблазна потягаться в скорости и мастерстве с друзьями-соперниками устоят немногие. И не только ради самих состязаний — автоспорт для тех, кто стоял у его истоков, еще и своего рода огромный клуб увлеченных людей, и подобные гонки станут прекрасным поводом, чтобы вновь собраться всем вместе как прежде.

Эмоций стало меньше

В целом, по наблюдениям ветеранов татарстанского автоспорта, за минувшие почти три десятка лет в этой дисциплине многое изменилось. У многих нынешних спортсменов поменялось само отношение к дисциплине: не все, но значительная часть пилотов и техников относятся к автомобильному спорту именно как к работе, и это ведет к потере эмоций и на трассе, и на трибунах.

Старшее поколение пилотов гоночных треков отмечает, что эмоций и на трассе, и на трибунах становится меньше. Максим Платонов/realnoevremya.ru

— Мы сами уже с богатым жизненным опытом были, когда в автоспорт пришли. Я вот начал в 35 лет. И Айрат (Шаймиев, — прим. ред.), и Рустам Нургалиевич, и Джаудат Мидхатович — тоже уже взрослым начинали. Зрелыми уже, увидевшими жизнь. У каждого была работа, и не так-то просто было успевать везде. Но если у тебя что-то получается, и ты этим так увлекаешься, что просто не можешь этим не заниматься, то, конечно, и на работе выкроишь время. Нет, для нас автоспорт не был игрушкой, мы профессионально занимались. Но, видимо, в силу возраста более яркая эмоциональная атмосфера была. Сейчас молодежи, как мне кажется, не так интересно. Или возможностей стало слишком много, и потому потеряно то ощущение ценности. Не скажу, что мы в свое время каждой гайкой дорожили, но вот видом спорта дорожили. И когда я получил практически в 39 лет звание мастера спорта, для нас это было огромным достижением. И мы очень гордились. А сейчас как-то размыли это звание. И ездить нам интересно было. И очень трудно было в таблицу турнирную попасть. Все через это прошли, — поделился мнением Ильхам Рахматуллин.

Ильхам Рахматуллин: «Если у тебя что-то получается и ты этим увлечен, то найти время всегда получится». Максим Платонов/realnoevremya.ru

— Наверное, это действительно так: интересно, когда чего-то не хватает. А сейчас, как мне кажется, в автоспорте люди немного избалованные. Говорят, другие трассы нужны, другое обмундирование... а раньше у нас — каска… форма редко была, обмундирование, и грязь (смеется), сетка… Вот это время было гораздо дороже, чем сегодня. Когда кольцевая трасса есть, ралли-трасса есть, это — одно. А вот когда ничего нет, ты трассу сам расчертишь, потом бульдозерами уплотняешь, потом по ней гоняешь. Вот это — совершенно другое. Да, техника прогрессирует. Люди, обмундирование — само собой. Трассы. Отношение… Но самый хороший период — это вот первые 5 лет у меня были. Когда нужно было соревноваться не только с коллегами по увлечению и не только с самим собой, но еще и с обстоятельствами, — вспоминает Джаудат Миннахметов.

Автоспорт — состязание не только с соперниками, но и с самим собой. Максим Платонов/realnoevremya.ru

— Для нас это было хобби. Но серьезное такое хобби — на уровне чуть ли не профессионального. Но точно — не профессия. Может быть, именно это и позволяло нам быстрее достигать высот. Мы не ставили целью своей жизни дойти к этим высотам. Мы это делали как бы параллельно. Не секрет: когда мозг у тебя освобожден от некоторых окостенелых таких штампов, когда на него не давят раскруткой темпов: надо, надо, надо, то тогда ты все делаешь легче, — считает Радик Шаймиев.

Мозг, искренняя любовь к автоспорту, немного эгоизма и удачи

Этот квартет — основа успеха. Таково мнение аксакалов татарстанского автоспорта. Но в основе всего — именно ум и любовь.

— Мозг — это основа всему. В любом спорте. Да в жизни. Да везде! — уверен Радик Шаймиев. И добавляет: — В чем специфика классического ралли? Тут нагрузка на мозг уникальна. На шоссейной или кольцевой гонке ты знаешь трассу, ты знаешь точки — их максимум может быть 32. Ты их запомнил и просто летишь. Здесь же каждый поворот — это импровизация. Это как в музыке: блюз, джаз… Ты не можешь себе сказать, что я проеду это только так. Проходящие перед тобой машины могут выбить камень, который окажется на твоей траектории, или еще какая неожиданность. На такой скорости тебе принимать решение. И это именно то, что мне там больше всего нравилось — вот эта нагрузка на мозг.

Радик Шаймиев: «Мозг — это основа всему. В любом спорте». предоставлено realnoevremya.ru из личного архива Радика Шаймиева

Плюс необходимость работать сразу в двух плоскостях: реальной — той, что именно сейчас перед глазами, и той, что еще только впереди — за поворотом, и о которой предупреждает штурман. И все это на огромной скорости, с которой ты стремишься к очередной победе. А без стремления к победе теряется смысл в гонках как таковых. И это — только часть философии автомобильного спорта, считает Радик Шаймиев:

— Человек — здравый, нормальный эгоист. И, наверное, это правильно, без этого не будет побед. Но обязательно должен быть баланс: если ты слишком развил в себе этот эгоизм, то в обществе будет ой как трудно. Вот есть знаки «инь» и «янь». Это великий знак великой китайской нации. Там все ответы. Самое главное — равновесие. И в хорошем, и в плохом, существуют частицы-антагонизмы и весь вопрос исключительно в балансе. В каждом из нас живут два волка: белый и черный, вопрос в том — кого ты кормишь. Но второй-то все-равно есть (улыбается). Без этого не будет баланса.

Автоспорт воспитывает баланс между эгоизмом в стремлении к победе и способностью ценить окружающих, — уверен Радик Шаймиев. предоставлено realnoevremya.ru из личного архива Радика Шаймиева

И этот баланс в душе сохраняется и за пределами трека. Интересный момент: профессиональные поклонники скоростей, обгонов и резких вхождений в повороты на трассах общего пользования демонстрируют куда большую законопослушность, чем большинство автовладельцев.

— Мы, как и любые другие спортсмены, понимаем разницу. Профессиональный боец не станет на улице размахивать кулаками. Так и мы, профессиональные автогонщики, на обычной трассе к лихачеству не стремимся и не гоняем просто так по городу, чтобы обратить на себя внимание. Автомобильный спорт, он дисциплинирует даже, — считает Ильхам Рахматуллин.

Профессиональные гонщики не будут лихачить на трассе. Адреналина в крови хватает и на треке. предоставлено realnoevremya.ru из личного архива Радика Шаймиева

— Лихачество на трассе? — даже удивился вопросу Джаудат Миннахметов. — Это исключено. На треке — можно погонять. На гоночном. А на дороге общего пользования как ты можешь так рисковать? У тебя слева-справа «чайники». Ты, во-первых, напугаешь их, во-вторых, они тебя могут коснуться. И ты будешь ответственный. Зачем это? Ты на треке уже столько адреналина оставил, зачем тебе нужно гонять на дороге общего пользования? Нельзя так. И не делаем так. Мне кажется, среди нас, профессиональных гонщиков, такого не бывает.

Картинг — основа основ

В ходе интервью зашла речь и о будущем автомобильного спорта: в Татарстане, в стране в целом. И тут мнения мастеров автотреков полностью сошлись: не нужно сочинять что-то новое. Все, что необходимо для развития автоспорта, уже давно придумано и сегодня нуждается только во внимании и поддержке. И начинать свой путь к будущим победам нужно как можно раньше.

Ильхам Рахматуллин: «Первый шаг к успеху в автоспорте — школа картинга». Дарья Редюкова/realnoevremya.ru

— Пожелал бы тем, кого тянет в автоспорт, с картинга начать. Чтобы все азы уже с детства получать. И чем раньше начнешь, тем лучше. Я своего сына отдал в 8 лет. И он до 17 лет стал шестикратным чемпионом республики по картингу. Вот мы особо без такой школы занимались, просто по наитию, а он знал и говорил: «Вот там надо передок чуть смягчить, потому что меня в повороте несет». Еще раз говорю: первый шаг — школа картинга. Это — основа. Для детей — это азбука автоспорта, — уверен Ильхам Рахматуллин.

Радик Шаймиев: «Материальная база по картингу у нас в республике хорошая. Нужны тренеры». Дарья Редюкова/realnoevremya.ru

— Вкладываться надо в клубы. Раньше ДОСААФ был, и технические виды спорта очень четко поддерживались. Сейчас тоже нужно помогать молодежи, если, конечно, мы намерены расти в этом. У нас автоспорт на уровне хобби: и начиналось и, похоже, закончится на уровне хобби. У меня такое ощущение. Почему? Материальная база у нас хорошая, но туда сейчас хорошо бы еще идеологическую основу. И одних только энтузиастов мало. Нужна системная работа. Обязательно нужны тренеры. Вот Шафранов был в этом плане уникальный. Как он работал с детьми! Многие мастера вышли из-под его рук. Тимерзянов тот же. Картинг — это основа. Там все: траектории, школа борьбы... Это все с детства должно воспитываться. Я бы вот именно тут большой акцент поставил. Если мы хотим автоспорт, нужен картинг. Технически он у нас развит, но нужны тренеры увлеченные. И они должны быть на хорошей зарплате. Шафранов был чистый энтузиаст. Но он болел, горел, умел зажечь. Но таких мало, — поделился своим мнением Радик Шаймиев.

Джаудат Миннахметов: «Развитый автоспорт — это безопасность, это реакция, это интерес к технике». Динар Фатыхов/realnoevremya.ru

— Да, у нас в республике очень серьезно занимаются картингом. И самые лучшие трассы сегодня есть. Но надо заниматься еще сильнее, еще грамотнее и еще основательнее. По-другому будущего у пацанов не вижу я. Все мы сегодня за рулем. И развитый автоспорт — это безопасность, это реакция, это интерес к технике и техническим видам спорта. В картинге же не только катаются. Вот я уже лет 20, наверное, клуб поддерживаю. Человек 30—40 ходит у меня. «Чингисхан» называется. Ребята сами знают, что и как: сами собирают, сами ремонтируют технику. Это же тоже своего рода спорт. Спорт технический — с мозгами, — рассказал Джаудат Миннахметов.

Ветераны автоспорта Татарстана уверены: будущим чемпионам нужна поддержка в момент перехода на следующую ступень мастерства. Дарья Редюкова/realnoevremya.ru

И в чем еще сошлись все герои этого цикла: будущим чемпионам автодисциплин, точно так же, как и в других видах спорта, нужна поддержка в момент перехода с одной ступени развития мастерства на другую: когда юноши и девушки уже перерастают пору картинга, хорошо бы, чтобы хотя бы самые яркие звезды могли рассчитывать на еще большее внимание со стороны действующих клубов или Федерации автомотоспорта республики.

Реклама АО «ТАИФ».

Арсений Фавстрицкий

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Спорт Татарстан ТАИФ

Новости партнеров