От «MX-Автоспорт» до «ТАИФ Моторспорта»

История становления одного из сильнейших в России спортивных автоклубов

От «MX-Автоспорт» до «ТАИФ Моторспорта»
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

В 2023 году «ТАИФ Моторспорт» встретил свое 20-летие. Гоночная команда и одноименный клуб отметили торжество яркой победой на домашнем этапе DRIV Drive Всероссийских соревнований по кольцевым гонкам СМП РСКГ (Российская серия кольцевых гонок) Туринг. Но с чего началось становление гоночной команды? Об этом — в продолжении материала «Реального времени» об истории становления и развития автоспорта в Татарстане. Часть вторая.

Автоспорт набирает обороты

На рубеже XX и XXI веков автомобильный спорт в России в целом и Татарстане в частности активно набирал популярность. Росло число клубов, а вместе с ними и потребность в достойных накала страстей трассах.

Радик Шаймиев: «Строительство автодрома стало одним из ключевых решений в развитии автоспорта в Татарстане». предоставлено realnoevremya.ru из личного архива Радика Шаймиева

— В развитии автоспорта в Татарстане одним из ключевых решений стало строительство автодрома. Рустам Нургалиевич (Минниханов, — прим. ред.) тогда главой Высокогорского района был. В республике и до того были люди, которые посвятили жизнь автоспорту, которые действительно любили его. И у нас были в 60-х годах — это и Ильдус Хатыпович Мазитов, и «Икары», и шоссейно-кольцевые, и Петрухин. У нас был автоспорт — при ДОСААФе, при КАИ и просто любители, кто развивал этот спорт. Но нужно было правильное время. Это как с посевом хлеба: зерно нужно бросать в плодородную землю. И вот в республике сошлись необходимые факторы. Рустам Нургалиевич сам любил и любит гоняться — это было одно из ключевых решений, которое дало толчок. Бабай (Минтимер Шаймиев, — прим. ред.) поддержал также. Но больше Рустам Нургалиевич. И вот это было действительно зерна в благодатную почву. Все начало очень быстро развиваться, подхватилось. Много появилось желающих принять участие, — поделился своим мнением мастер спорта международного класса, чемпион Европы по автокроссу Радик Шаймиев.

Джаудат Миннахметов: «Я уговаривал Рустама Нургалиевича на строительство кольцевой трассы». с разрешения Джаудата Миннахметова, взято realnoevremya.ru с официальной страницы vk.com/kznring

Мастер спорта международного класса, призер чемпионата Европы по автокроссу, чемпион России, основатель гоночной команды «Чингисхан» и одноименного картинг-клуба Джаудат Миннахметов, возглавивший в 1996 году Высокогорский район, к совершенствованию заложенной Рустамом Миннихановым трассы подошел серьезно:

— Я уже начал разбираться в машинах — гоночных «восьмерках», «девятках», «уазиках». Сначала увеличили немного трассу — расширили ее, уплотнили, потом еще щебень насыпали, потому что трасса была такая — насыпанная только песком и грунтом. В этих процессах нам Рустам Нургалиевич активно помогал, — рассказал он.

Кольцевая трасса под Казанью уникальна по целому ряду характеристик. Максим Платонов/realnoevremya.ru

Дальше — больше. Появилась мечта создать в Татарстане свою кольцевую трассу.

— Есть кроссовые трассы. Но они в год работают максимум 4—5 раз — на этапах России, а остальное время простаивают. Там половина — асфальт, половина — грунт: пыльно. А «кольцо» всегда чистое и в любое время года доступно для желающих. Это моя инициатива была. 50 га земли было в моей собственности, и я уговаривал Рустама Нургалиевича: «Давайте построим, земля есть. За 30—40—50 млн рублей построим». А вышел бюджет в 700 млн. Но в течение 2—2,5 года мы ее построили. Очень хорошее месторасположение: трасса в каньоне, и, как на экране телевизора, можно все видеть. Нигде, где я был, я подобную трассу не видел — ни в Нижнем Новгороде, ни в Москве, ни в Чечне, ни в Смоленске… — вспоминает о знаковом этапе в развитии татарстанского автоспорта Джаудат Миннахметов.

Трасса получилась уникальная: протяженностью всего около 3,5 километра (далеко не самая длинная даже в России), она имеет перепад высот до 28 метров, одна из немногих в мире, где направление движения против часовой стрелки, а уклоны могут достигать 10%.

Джаудат Миннахметов: «Многих в кольцевые гонки вовлек в дисциплину именно Ирек». предоставлено realnoevremya.ru из личного архива Джаудата Миннахметова

— Мы на «кольце» не катались. Там уровень другой. Для «кольца» совсем другие требования: другая техника — более мощная и дорогая, другой технический персонал и службы, другой подход: там заезды по полчаса, а разницы иной раз в доли секунды. Вот наши гонщики: Ирек (Миннахметов, — прим. ред.), наш гонщик Дмитрий Брагин и Тимур (Шигабутдинов, — прим. ред.). Но завлек и увлек всех «кольцом» именно Ирек… Он каждый раз что-то менял, что только не делал. Он в этом отношении такой был — переживал очень о подходе к делу, — рассказал Джаудат Миннахметов.

Дмитрий Брагин: «Сложность этой трассы делает ее только интереснее». Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Как отмечают многие пилоты, казанская трасса — одна из самых коварных:

— Там сделаны «ловушки» — зоны вылета гравийные. Очень глубокие. И в большинстве случаев если автомобиль вылетел, то шанса вернуться на трассу у него уже нет. Надо иметь определенный навык, чтобы, вылетая за пределы трассы, можно было оттуда выбраться. Это сможет не каждый. Такой элемент сложности. Но он не только усложняет, но и делает интереснее проездку, — уверен мастер спорта международного класса, один из самых титулованных автоспортсменов современной России, пилот команды «ТАИФ Моторспорт» Дмитрий Брагин.

Но о том, как гонщик родом из Тольятти стал звездой татарстанского автомобильного спорта, чуть позже.

С вводом в эксплуатацию кольцевой трассы «Казан-ринга» развитие автоспорта в Татарстане обрело новый виток. предоставлено realnoevremya.ru из личного архива Джаудата Миннахметова

Между тем автомобильный спорт в республике стремительно набирал обороты, каждая новая победа татарстанских пилотов заставляла учащенно биться сердца мальчишек, мечтающих о реве моторов, скоростях и, что греха таить, кубках и медалях. Действующие спортсмены становились кумирами и примерами для подражания у молодежи.

Не кумиры, а примеры для подражания

«Кумир» — сегодня это слово звучит практически в каждой из областей нашей жизни. Кумиры — те люди, чьи достижения впечатляют и заставляют многих мечтать о том, чтобы хотя бы немного приблизиться к их результатам. Вот только те легенды автоспорта республики, с кем довелось пообщаться журналисту «Реального времени» в процессе подготовки материала, слово «кумир» используют неохотно. Говорят, что в автоспорте речь идет скорее не о кумирах, а о примерах для подражания.

Ильхам Рахматуллин: «Для меня примером в автоспорте был Владимир Гольцов». с разрешения Ильхама Рахматуллина, взято realnoevremya.ru с официального сайта zenit-kazan.com

— Для меня таким примером был Владимир Гольцов (заслуженный мастер спорта Российской Федерации, 11-кратный чемпион СССР по ралли, семикратный чемпион СССР по зимним трековым гонкам, неоднократный победитель и призер ралли, включая ралли «Дакар» в составе команды «КАМАЗ-мастер», обладатель Кубка мира, — прим. ред.). Они как-то через Ижевск проезжали, через Менделеевск — мой город, на гоночных «Москвичах» еще. Для меня все это было интересно. И мне повезло, что за свою профессиональную карьеру я с ним в двух-трех гонках участвовал. Состязались с ним. Для нас это было важно: научиться ездить и выиграть престижные гонки: этапы на России, «Серебряную ладью», — вспоминает мастер спорта международного класса, чемпион России по автокроссу, сооснователь клуба «Сувар» Ильхам Рахматуллин.

Ирек Миннахметов стал первым татарстанским гонщиком, которому покорилась «Серебряная ладья». предоставлено realnoevremya.ru из личного архива Джаудата Миннахметова

«Серебряная ладья» — состязания лучших автогонщиков страны, впервые стартовавшие в Тольятти в 1973 году, стали одним из самых масштабных и престижных событий в мире легкового автокросса и ралли-кросса. Проходящие под крылом спортивно-технического клуба «Лада» в День машиностроителя, они собирают до 80 тыс. зрителей. Стать обладателем кубка состязаний — мечта многих гонщиков страны, но тольяттинцы редко отдают этот приз гостям.

— Самая роскошная и престижная гонка была «Серебряная ладья». Ее мы, татарстанцы, никак не могли выиграть. Никому это не удавалось. И только в 2000 году ее выиграл Ирек — мой сын старший. Мы так радовались! Ему было всего 19 лет тогда, — рассказал мастер спорта международного класса, призер чемпионата Европы по автокроссу, чемпион России, основатель гоночной команды «Чингисхан» и одноименного картинг-клуба Джаудат Миннахметов.

Позже в копилке Ирека Миннахметова появилось еще немало честно завоеванных наград. предоставлено realnoevremya.ru из личного архива Джаудата Миннахметова

— Ирек выиграл ее первым. Причем в такой жесткой борьбе. Там надо попасть в суперфинал, а потом еще и его выиграть, а там два или три заезда. И вот Ирек выиграл первым. Затем Рустам Нургалиевич (Минниханов, — прим. ред.), потом еще победы были. Это была самая престижная гонка, — дополнил коллегу по увлечению Ильхам Рахматуллин.

Позже были еще победы, и еще. Ирек Миннахметов переключил внимание на другие дисциплины: в большей степени и очень успешно сосредоточился на гонках на багги и квадроциклах.

Вдохновленный примером отца и брата, за руль спорткара сел и Радик Миннахметов. предоставлено realnoevremya.ru из личного архива Джаудата Миннахметова

А в ралли-кроссе, вдохновленный примером отца и старшего брата, с 2002 года свой путь ко все более значимым вершинам начал Радик Миннахметов.

Если для Ирека и Радика Миннахметовых в автоспорте примером служил их собственный отец, то, как признался сам Джаудат Миннахметов, на его становление в автоспорте в свое время большое влияние оказал нынешний раис Татарстана.

По словам Джаудата Миннахметова, любовью к скорости его заразил Рустам Минниханов. предоставлено realnoevremya.ru из личного архива Джаудата Миннахметова

— Нас всех заразил любовью к скорости Рустам Минниханов. Он, во-первых, еще с молодости очень хорошо разбирается в технике: с 6-го класса за рулем. И любит он технику как никто другой. Когда новую машину видит, обязательно садится за руль. И в гонках он каждый раз какие-то новшества привносил. И вот он занимает призовые места в Татарстане, на России. Мы вместе и по России ездили: Курск, Нижний Новгород, Тольятти, Рязань, Москва, Димитровград. Потом он решил еще в Европе испытать себя. Я на этапах Европы тоже выигрывал. Но они победителями были — Минниханов становился серебряным призером, а Айрат и Радик Шаймиевы чемпионами становились, — рассказал он.

Радик Шаймиев: «Мы сами ставим перед собой цели». Максим Платонов/realnoevremya.ru

У Радика Шаймиева на тему «кумиров» есть своя точка зрения:

— Повторюсь: еще когда я в армию уходил, у меня был девиз: «Победишь себя, победишь всех». Этот кумир — он в нас. По-другому никак. Мы сами себе ставим эти цели. Что такое кумир? Можно восхищаться количеством побед, не зная, какой на самом деле это человек. Это сложный вопрос… А вот себе доказать, что ты можешь, — это кайф, — уверен он.

Сам Радик Шаймиев, в 2003 году уже уверенно блиставший на трассах Европы, стал тем человеком, благодаря которому на небосклоне автоспорта Татарстана и России появилось еще одно созвездие — команда «MX-Автоспорт», позже переименованная в «ТАИФ Моторспорт».

Тимур Шигабутдинов: «Радик Шаймиев мне сказал: «Занимайся, если тебе нравится». Максим Платонов/realnoevremya.ru

— Всегда говорю, что главный человек, который меня лично заинтриговал, заинтересовал и позволил заглянуть в мир автоспорта, откуда у меня потом желание пошло этим заниматься, — Радик Минтимерович. Ему огромная благодарность, огромное спасибо, до сих пор помню. Это именно он — тот человек, который мне это показал, который меня привел в этот мир автоспорта. Это именно тот человек, который первый спортивный автомобиль, гоночный, настоящий, «восьмерку», как сейчас помню, мне дал со словами: «Занимайся, если тебе нравится», — рассказал мастер спорта международного класса, пилот и президент клуба «ТАИФ Моторспорт» Тимур Шигабутдинов.

В начале не было почти ничего

Первое имя клуба было «МХ-Автоспорт». И как признался Тимур Шигабутдинов, главной движущей силой в то время было желание. Серьезная инфраструктура появилась позже. А тогда — гоночная машина и минимальный набор необходимых инструментов и запчастей.

История «ТАИФ Моторспорта» начиналась с одного гоночного автомобиля и минимального набора необходимых инструментов. скриншот realnoevremya.ru из фильма «Студии Баер» «ТАИФ Моторспорт» 20 лет».

— Это сегодня у нас такой большой коллектив — и администраторы, и механики, водители, прекрасная база технического обеспечения и т. д. А начиналось-то все в маленьком обычном гараже, куда с трудом влезали две машины. Реально физически можно было поставить две машины друг за другом, две «девятки». Вот такой гараж. Плюс сама спортивная машина, плюс «Газель» и прицеп. И все, — в интервью летописцу истории развития автоспорта в Татарстане — «Студии Баер» — поделился воспоминаниями Тимур Шигабутдинов.

Тимур Шигабутдинов: «Это сегодня у нас большой коллектив и прекрасная база обеспечения, а начинали с маленького гаража». Максим Платонов/realnoevremya.ru

— Было видно, что он этим жил, что в парне что-то есть. Есть то, что называется желанием. Желание гоняться. Желание мужское — где-то проверить себя и показать, что ты умеешь. Импонирует, что когда-то я принял участие в его становлении как гонщика и как личности, — с теплотой говорит о событиях 20-летней давности Радик Шаймиев.

А Тимур Шигабутдинов азартно осваивал непростую науку экстремального вождения. Так, в 2005 году в зачетной группе А-1600 пилот провел на треке восемь выходных подряд — с 23 января по 12 марта.

Постоянно нарабатывая опыт, Тимур Шигабутдинов уже в 2006 году впервые поднялся на пьедестал почета. скриншот realnoevremya.ru из фильма «Студии Баер» «ТАИФ Моторспорт» 20 лет».

Регулярное участие в соревнованиях вскоре принесло свои плоды: в августе 2006-го пилот впервые поднялся на пьедестал почета — занял второе место в дивизионе 1А в Кубке президента Татарстана по автокроссу. Как оказалось, это был последний кубок, разыгранный в автокроссе. Начиная со следующего года за этот почетный трофей сражались уже пилоты ралли-кросса. В 2007 году Тимур Шигабутдинов уверенно выигрывает первый и третий этапы чемпионата Татарстана. Накопленных очков совсем немного не хватило до золота гонки. Пришлось довольствоваться серебром, уступив верхнюю ступень пьедестала почета Ильдару Рахматуллину. В 2008 году у Тимура Шигабутдинова еще одно серебро Кубка президента Татарстана, но уже в ралли-кроссе. А с 2011-го пилот полностью перешел в эту дисциплину и уверенно выиграл три этапа из семи. В 2012-м — дебют на чемпионате Европы по ралли-кроссу. Первый год стал пробным, зато в первый юбилейный для клуба — 2013 год, участвуя в трех этапах, пилот стабильно был в числе лидеров гонки в классе «супер-1600», а в Германии стал вторым. Еще более успешным стал для гонщика 2014-й: еще одно серебро на этапе чемпионата Европы, но на этот раз в Бельгии, и золото на Кубке президента в Татарстане.

Впервые на этапе чемпионата Европы Тимур Шигабутдинов стал призером в 2013 году. скриншот realnoevremya.ru из фильма «Студии Баер» «ТАИФ Моторспорт» 20 лет».

В 2015-м Тимур Шигабутдинов трижды поднимался на пьедестал почета этапов чемпионата Европы, взяв бронзу во Франции и серебро в Германии и Италии. И к слову, в этом же году гоночный автомобиль впервые украсила эмблема с новым именем команды: «ТАИФ Моторспорт». 2015-й запомнился еще и тем, что впервые в рамках Российской серии кольцевых гонок в национальном классе за «ТАИФ Моторспорт» выступал Дмитрий Брагин. Он сразу не просто ворвался в число призеров, но и вырвал победу. Потому было принято решение о переходе клуба в новый, самый мощный и быстрый класс дисциплины — Туринг.

В 2015 году впервые на этап РСКГ за «ТАИФ Моторспорт» вышел на трассу Дмитрий Брагин. скриншот realnoevremya.ru из фильма «Студии Баер» «ТАИФ Моторспорт» 20 лет».

Сам Дмитрий Брагин в интервью «Реальному времени» напомнил, что выступать за «ТАИФ Моторспорт» начал даже раньше — еще в 2013-м. Так что 2023-й для него юбилейный вдвойне: 20 лет команде и 10 — с момента, как он сам стал ее частью. Правда, в 2013-м речь о «кольце» еще не шла — это были зимние трековые гонки.

— Тимур Альбертович — основатель нашего клуба и наш идейный вдохновитель, тогда сам выступал. На одном из соревнований мы, скажем так, участвовали в одном классе — как соперники. И он предложил мне перейти в клуб. Я тогда работал на АвтоВАЗе, и у нас как-то так звезды сошлись, что там команда прекращала свое существование, а тут поступило предложение. Я не особо раздумывал — сразу принял предложение.

Радик Шаймиев: «Взять в команду пилота сильнее тебя — это сложное, но сильное решение». Максим Платонов/realnoevremya.ru

Радик Шаймиев прокомментировал решение президента клуба так:

— Тимуру Шигабутдинову нужно отдать должное. Не тешить свое самолюбие, а взять в команду пилота, заведомо зная, что это будет гонщик лучше, чем ты сам, — это сложное решение. Думать не о себе, не о своем лидерстве, а о результативности команды — это достойно уважения. Мы все лидеры. А ты сам берешь человека, который едет лучше тебя. Вот это — профессиональный рост!

В 2016 году Тимур Шигабутдинов одновременно участвовал в чемпионате Европы и чемпионате России. скриншот realnoevremya.ru из фильма «Студии Баер» «ТАИФ Моторспорт» 20 лет».

2016 год стал для Тимура Шигабутдинова сверхнасыщенным на события: гонщик умудрялся не пропустить ни одного этапа, выходя на трассы всех шести этапов чемпионата Европы и семи чемпионата России. Итог — золото отечественных состязаний в классе «супер-1600» и четвертое место по итогам сезона континентального чемпионата.

Почетное звание «Мастер спорта международного класса» стало достойным дополнением к золоту латвийского этапа чемпионата Европы в 2019 году.

Золото чемпионата России в классе «супер-1600» — главное достижение спортсмена в 2016 году. скриншот realnoevremya.ru из фильма «Студии Баер» «ТАИФ Моторспорт» 20 лет».

Сам пилот о своем участии в международных состязаниях вспоминает так:

— Да, чемпионства не получилось. Но мы побеждали в гонках и очень часто стояли на пьедесталах на различных этапах и в различных странах. Особое чувство гордости врезается в память, когда ты стоишь на пьедестале международных соревнований, в Европе в частности, — и поднимается флаг России, и играет гимн России. Это очень яркие впечатления, которые откладываются в памяти. Это наши победы, когда мы поднимали флаги Татарстана, России, «ТАИФ Моторспорта» и играл гимн нашей страны.

Главное — команда

Сегодня «ТАИФ Моторспорт» — двукратный победитель РСКГ в командном зачете, а Дмитрий Брагин в октябре 2023 года в 6-й раз завоевал титул чемпиона России. Тимур Шигабутдинов, приняв решение пригласить в команду еще одного профессионального пилота-«кольцевика» Павла Кальмановича, полностью сосредоточился на ралли-рейдах, успешно защищая цвета команды в этой дисциплине.

Тимур Шигабутдинов: «Ралли-рейды — отдельное удовольствие». Максим Платонов/realnoevremya.ru

Сам он о своем пристрастии именно к этому виду автоспорта говорит так:

— Это отдельное удовольствие — ездить на ралли-рейды. Сам формат проведения, сама гонка, когда ты не находишься где-то в родной точке, на одной трассе, как в «кольце», например, а когда ты проезжаешь 200, 300, 400 километров на природе, в постоянно меняющемся пейзаже, по различным дорогам, по различным территориям, само только это уже делает гонки ралли-рейда очень интересными, очень необычными, нестандартными такими. Сама красота. Ты не только гоняешься, ты еще имеешь возможность все это вокруг себя лицезреть.

Плюс никуда не ушла и любовь к ралли-кроссу. Однако с 2022-го «ТАИФ Моторспорт» в этой дисциплине сосредоточился на внутренних — российских — заездах. Причина — некорректное отношение к российским гонщикам со стороны Международной федерации автоспорта:

— Разрешили нам участвовать, но на определенных условиях. Нам, я имею в виду российских спортсменов, необходимо было получить спортивную лицензию не российского формата, а где-то в других федерациях, в странах. Также были ограничения по использованию символики российской: гербы, флаги, гимн и т.д. — все это подпадало под запрет. На машине, на шлемах и так далее. И самое главное — при победе на этапе российский гимн не будет звучать… Увидев такое, честно сказать, хамское отношение к спортсменам, которые не имеют отношения к политической составляющей, мы приняли решение, что мы не будем участвовать в Европе, — объяснил решение Тимур Шигабутдинов.

Несмотря на принятое решение отказаться от международных гонок, стартов в 2022 и 2023 годах стало даже больше. Максим Платонов/realnoevremya.ru

Причем активность команды не только не снизилась, но и значительно возросла.

— Если говорить о ралли-рейдах, то количество этих гонок увеличилось в 3 раза. Для сравнения: было всего три этапа, а то и два, теперь кубок России — это пять этапов, чемпионат России — шесть этапов. Итого — 11. Больше стало забот и в ралли-кроссе: этот год — он самый сложный на самом деле получился для нас потому, что это семь этапов кольцевых гонок, это четыре этапа кубка России, это пять этапов чемпионата России, и это не считая тестовых мероприятий, которые практически также уик-энд считается. Плюс полная подготовка всех транспортных средств — боевых автомобилей — собственными руками и силами. Плюс, как ни крути, а все-таки накладывает на тебя определенные моменты геополитическая обстановка, это время доставки и стоимость всех запчастей и расходных материалов, — рассказал директор команды «ТАИФ Моторспорт» Фарит Валеев.

С ростом числа стартов нагрузка на техническую команду клуба серьезно возросла. Максим Платонов/realnoevremya.ru

Но при том, что коллектив клуба сравнительно небольшой: кроме пилотов и президента, всего шесть человек — директор, администратор и механики, объем задач команде по плечу. В клубе говорят, в этом заслуга руководителя:

— Команду собирал непосредственно Тимур Альбертович. Наверное, по своему невероятно правильному чутью: способности со стороны видеть по человеку — на что тот способен, что он умеет, к чему он может привести, чем он может быть полезен команде, — отмечает Фарит Валеев.

Дмитрий Брагин: «ТАИФ Моторспорт» — ведущая команда в России». Роман Хасаев/realnoevremya.ru

— Команда «ТАИФ Моторспорт» — ведущая команда в России. Очень приятно, что мы вместе, сплоченным коллективом, работаем над любыми встающими перед нами задачами. Каждый совершенствуется благодаря этому. Как пилоты, как технический персонал. А все вместе делаем одно большое дело, — дополняет его Дмитрий Брагин.

Тимур Шигабутдинов также уверен, что команда — ключевая ценность и достоинство клуба:

— Самое главное, что мы сумели сплотить людей в одной действительно спортивной команде. Люди, которые дышат автоспортом, которые живут автоспортом в прямом смысле этого слова. Таких людей найти, собрать, объединить идеями и задачами в одну команду — вот это, я считаю, самое большое за эти 20 лет достижение.

С такой командой, уверен президент «ТАИФ Моторспорта», любые трудности преодолимы и покорятся любые вершины.

О том, какие планы строит «ТАИФ Моторспорт» на обозримое будущее, в чем философия автомобильного спорта, чего, возможно, сегодня ему не хватает, по мнению аксакалов, стоявших у истоков зарождения автоспорта в Татарстане, и о чем они мечтают сегодня — в следующей части материала.

Реклама АО «ТАИФ».

Арсений Фавстрицкий
Спорт Татарстан ТАИФ

Новости партнеров