Александр Овчинников: «История Татарстана в новом учебнике — «смена вех» или банальная спешка?

Как позиционируется Татарстан на страницах учебных пособий по «Основам российской государственности»

Александр Овчинников: «История Татарстана в новом учебнике — «смена вех» или банальная спешка?
Фото: Максим Платонов/ realnoevremya.ru

В российских вузах начали преподавать курс «Основы российской государственности» (ОРГ), новый предмет изучают первокурсники. На презентации программы ее авторы отметили, что отечественные учебники «начиная с конца восьмидесятых, и особенно в девяностых, пронизывались западной идеологией», а задача этого курса — «дать студентам новый взгляд на российское государство». Между тем роль Татарстана и важнейшие вехи его истории в новых учебных пособиях воспринимаются неоднозначно, заметил кандидат исторических наук Александр Овчинников. В авторской колонке для «Реального времени» эксперт размышляет о том, почему после изучения курса пришел к выводу, что учебники написаны в спешке, а некоторые разделы необходимо доработать.

Необходимость нового учебного курса в современных условиях очевидна

С этого учебного года студенты всех российских вузов (как «технари», так и гуманитарии) изучают курс «Основы российской государственности». С текстами учебных пособий можно ознакомиться на официальном сайте издательского дома «Дело» РАНХиГС (раздел «читать книгу»). Студенты негуманитарного профиля (естественно-научные и инженерно-технические специальности) будут работать с пособием под авторством А.П. Шевырева и др. (далее ОРГ-1), а студенты социогуманитарного профиля с текстом под редакцией С.В. Перевезенцева (далее ОРГ-2). Подготовлен предназначенный для преподавателей учебно-методический комплекс авторов В.М. Марасановой и др. (далее УМК ОРГ).

Необходимость нового учебного курса в современных условиях очевидна. Россия — модернизирующаяся страна, и чтобы пройти за короткое время сложный путь, обществу нужно солидаризироваться. Помочь в этом призваны основы того мировоззрения, которые представлены в пособиях.

Сложность подбора фактологии учебного курса обуславливалась многонациональностью федеративного государства. Видимо, с этим связан ряд спорных моментов, которые могут вызывать дискуссию в определенных регионах.

С этого учебного года студенты всех российских вузов (как «технари», так и гуманитарии) изучают курс «Основы российской государственности». Максим Платонов/realnoevremya.ru

Этническая история татар только с XIX века

В составе Российской Федерации находятся национальные республики. В отдельный период времени видение прошлого в академических кругах Татарстана диссонировало с основными постулатами общефедерального варианта отечественной истории. Наряду с этим стоит обязательно отметить, что сегодня Татарстан — динамично развивающаяся республика с серьезными достижениями в экономико-финансовой и инвестиционной сферах, пример толерантных межконфессиональных и межнациональных отношений, активно отстаивающая российские интересы на международной арене (в частности в исламском мире) и являющаяся примером для подражания многим другим регионам страны.

В идеологической сфере также есть примеры позитивных тенденций. Благодаря энергичным действиям Казани и готовности к диалогу Москвы обычной стала практика «идеологического компромисса». Например, из общефедерального историко-культурного стандарта в свое время были изъяты упоминания о «монголо-татарском иге»; не стал общегосударственной памятной датой день окончания «Стояния на Угре» (1480 г.); положительным примером стала региональная часть мультимедийной выставки «Россия — моя история» в Казани; в 2022 г. на всероссийском уровне был отпразднован 1100-летний юбилей принятия ислама Волжской Булгарией в 922 г. и так далее.

При знакомстве с содержанием курса «Основы российской государственности» я попытался осмыслить изложенное в учебных пособиях с позиций государственных интересов и внутреннего единства нашей страны в непростое для нее время. Слово «татары» и производные от него («татарский», «Татарстан» и т.д.) в ОРГ-1 встречаются 59 раз, в ОРГ-2 — 30 раз, в УМК ОРГ всего 4 раза.

Изучение контекста упоминаний позволяет сделать следующие выводы:

1. Вопреки точке зрения большинства казанских ученых, этническая история татар авторами пособий ведется только с XIX в. Более ранние периоды характеризуются лишь как время становления «политонима», а не «этнонима» «татары»: «Татары» русских источников XIII—XV вв. и «монголо-татары» отечественной исторической литературы — это не название отдельного этноса, т.е. это не этнонимы. Понятия «татары» и «монголо-татары» — это изначально политонимы, т.е. именование объединения множества кочевых племен, населявших Орду, где в политическом смысле доминировали монголы, но в этническом отношении — степные, в основном тюркские, племена, в первую очередь половцы» (ОРГ-2, с. 82).

Эти положения противоречат отстаиваемому сотрудниками Академии наук РТ мнению о татарском средневековом этносе, который, по их мнению, сформировался в границах Золотой Орды и стал основой для становления современной татарской нации. Наоборот, в ОРГ-1 утверждается: «название татары — позднее и пришедшее из русского языка». Это название использовалось «русскими чиновниками для обозначения тюркоязычных жителей Российской империи». Только в XIX в., когда «активно шли процессы нациестроительства, казанская татарская интеллигенция видела в использовании этнонима «татары» возможности объединения большинства тюркских народов Российской империи. Именно поэтому этот этноним был принят в качестве самоназвания» (ОРГ-1, с. 24, 25).

2. Авторами учебных материалов по «Основам российской государственности» не учтен очень важный для Татарстана в идеологическом плане тезис о единстве татарской нации. Этнические группы, которые в Казани считаются частью одного татарского народа, в пособиях представлены разными народами. Например, в ОРГ-2 утверждается, что после распада Золотой Орды «на основе тюркского элемента и местных этносов в разных регионах возникло еще несколько этнических групп, никак не связанных между собой кровным родством, но носящих то же имя — татары (крымские татары, сибирские татары, астраханские татары)» (ОРГ-2, с. 82). Этот вывод дал авторам возможность говорить о «татарах разной этнической принадлежности» (ОРГ-2, с. 83). Напомню, что еще недавно в казанской академической среде негативно отнеслись к объявлению Институтом языкознания РАН сибирско-татарского отдельным языком, а Институт языка, литературы и искусства АН РТ пытался опротестовать это решение. Когда генетики на страницах «Вестника Московского университета», обобщая данные своих исследований, сообщили об отсутствии генетического родства между различными группами татар, их статья вызвала критику в Казани (см. опубликованный «Реальным временем» ответ генетика Олега Балановского).

Эти положения противоречат отстаиваемому сотрудниками Академии наук РТ мнению о татарском средневековом этносе. Ирина Плотникова/realnoevremya.ru

«Единство татарской нации» — постулат, который отстаивают все гуманитарии АН РТ и татарстанские СМИ, особенно в преддверии Всероссийских переписей населения. В Казани существует Государственная программа «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2020—2024 годы)».

3. Золотая Орда или Улус Джучи — крупное средневековое государство. На его наследие (очень серьезный символический капитал) претендуют многие современные среднеазиатские страны, а в России именно Татарстан ищет истоки своей государственности в Золотой Орде. Отсюда актуализация положительных характеристик этого государства, подчеркивание симбиоза Московской Руси и Улуса Джучи, попытки вести истоки российской государственности от Орды, регулярные перечисления того, что Русь заимствовала от Орды, отрицание понятий «монголо-татарское иго» и «ордынское иго». Десять лет назад казанским ученым, как указывалось выше, удалось добиться исключения из концепции общефедерального школьного учебника по истории самого термина «иго».

В рассматриваемых учебных пособиях Золотая Орда представлена враждебным Руси государством, слово «иго» используется повсеместно, а «монголо-татары» именуются «иноземными захватчиками» (ОРГ-2, с. 38): «в XIII в. на русские земли обрушивается монголо-татарское нашествие, обернувшееся для наших предков 240-летним ордынским игом» (ОРГ-2, с. 37); «…достижения [в иконописи] наиболее ярко смотрятся на фоне культурного упадка Руси, терпевшей одновременно татаро-монгольское иго и западные вторжения» (ОРГ-1, с. 32); «После татаро-монгольского нашествия грамотность населения Руси значительно снизилась, но очаги учености не исчезли» (ОРГ-1, с. 36) и т.д.

4. Ни о каком «симбиозе» Руси и Золотой Орды в пособиях речи не идет, наоборот, утверждается: «Укрепление цивилизационной идентичности происходило в ходе превращения России в сильное централизованное государство — на трудном пути духовного, нравственного, территориального, политического разделения народа в период монголо-татарского ига» (УМК ОРГ, с. 40); «В XV—XVII в., после распада единой Орды, русским землям продолжали угрожать различные татарские государства: Большая, Крымская, Ногайская, Астраханская, Казанская, Сибирская орды» (ОРГ-2, с. 37); «Вспомним, как преп. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на борьбу с татарами» (УМК ОРГ, с. 68; данная фраза может быть воспринята в Казани особенно неоднозначно).

Татарстан ищет истоки своей государственности в Золотой Орде. Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Взаимоотношения княжеств бывшей Киевской Руси и Золотой Орды показаны с точки зрения конфронтации: «На протяжении XIII—XV вв. разным русским княжествам, защищавшим свои границы и оберегавшим своих жителей от угона в рабство, пришлось воевать с ордынскими татарами, но, к сожалению, в тот период силы были еще не равны». Позднее, когда «возникло независимое Русское государство с центром в Москве, русские власти все чаще переходили в наступление, постепенно подчиняя себе Казанское, Астраханское, Сибирское ханства» (ОРГ-2, с. 82). Казанскими же историками этот процесс часто трактуется как восстановление Московским улусом Золотой Орды прежнего государственного единства в форме нового Российского государства.

5. Неоднозначно может быть воспринята трактовка очень важного для Татарстана процесса обретения суверенного статуса в начале 1990-х гг. в учебных пособиях и УМК. Уже характеризуя административно-территориальное устройство Российской империи начала XX в., авторы отмечают, что в этом вопросе «не учитывался национальный состав населения», и зачем-то указывают, что «современный Татарстан был разделен между пятью губерниями — Казанской, Вятской, Уфимской, Самарской, Сибирской» (УМК ОРГ, с. 18, 19). Стремление национальных республик к самостоятельности в постбрежневское время и в начале 1990-х гг. представлено в негативном свете: «В стране росла коррупция, действовала теневая экономика, в национальных республиках зрели центробежные силы. Ходили слухи, что председатель КГБ Ю.В. Андропов готовил серьезные реформы экономики и управления, но время было упущено» (ОРГ-1, с. 108); «В стране росла криминальная экономика, а национальные республики уже не только де-факто, но и де-юре брали курс на полную самостоятельность. 12 июня 1990 г. декларацию о национальном суверенитете приняла Российская Федерация. Начался парад суверенитетов» (ОРГ-1, с. 109).

Если в Казани возникновение стремления к суверенитету характеризуется как естественный и положительный процесс самоопределения народов, то, по мнению авторов учебных пособий, это результат слабости «федеральной власти, вынужденной договариваться» (ОРГ-2, с. 104). Читатель подводится к мысли, что суверенизация происходила только в интересах элит, а не всего населения.

Необходимо доработать тексты в моментах, которые касаются Татарстана

Имеется ряд других спорных моментов. В учебном пособии для студентов естественнонаучных специальностей среди «героев в российской истории» помещен фортификатор Иван Выродков, под чьим руководством была построена крепость Свияжск для захвата Казани войсками Ивана IV. Свияжск упоминается только в этом контексте (ОРГ-1, с. 32). Ничего не говорится о возрождении Болгара и Свияжска. Ни один «брендовый» объект Татарстана в учебных пособиях не представлен.

В учебном пособии для студентов помещен фортификатор Иван Выродков, под чьим руководством была построена крепость Свияжск. Максим Платонов/realnoevremya.ru

Не упоминается о Болгаре и «принятии ислама Волжской Булгарией в 922 г.». Более того, утверждается, что татары приняли ислам только в XIV в. (ОРГ-2, с. 83). Явно не были учтены все нюансы длящегося более полувека казанско-чебоксарского спора о «булгарском наследстве», когда авторы констатировали, что «большинство современных исследователей сходятся во мнении, что именно чуваши в культурном отношении прямые потомки жителей Волжской Булгарии (X—XIII вв.)» (ОРГ-1, с. 26). Неоднозначное впечатление может вызвать сообщение о древнем празднике «Сабантуй», который в 1960-е гг. «стал основой для формирования так называемой новой советской обрядности, не связанной с мусульманской религией, и для него были разработаны типовые сценарии, по которым его отмечают и сейчас» (ОРГ-1, с. 25).

Судя по открытым источникам, проект создания учебных пособий по «Основам российской государственности» курировался аппаратом президента РФ, общая концепция и фактологический материал прорабатывался экспертами платформы «ДНК-Россия» и общества «Знание». В работе обеих площадок принимали участие представители Татарстана (сотрудники Общественной палаты РТ и казанских вузов).

Если окажется, что разработчики курса банально поспешили к началу нового учебного года, то необходимо доработать тексты в моментах, которые касаются Татарстана. При этом опять же важно помнить, что речь идет не о взглядах одного или группы ученых, академических корпораций и так далее, а о формировании воззрений на историю российской нации в целом, о становлении российской исторической культуры, в рамках которой историки и другие гуманитарии выступают в равноправной роли с другими жителями нашей страны.

Александр Овчинников
Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

ОбществоИсторияКультура Татарстан
комментарии 78

комментарии

  • Анонимно 12 сен
    Тюркский каганат - крупнейшее государство Евразии, созданное древними тюрками во главе с правителями из рода Ашина. В период могущества (конец VI века) включало все южные территории современной России от Татарского пролива до Черного моря.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Грош цена учебникам истории России, если в них не будет достойного (адекватного) места Тюркскому каганату, Хазарскому каганату и Волжской Булгарии, иным тюркским и мусульманским государствам, Золотой Орде и т.д.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Киевскую Русь забыли?
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Думаете в тех учебниках нет Киевской Руси? "Київ мати городом русскымъ"!
    А там сказано, что Киев в 6-7 вв. основали тюрки, но в 9 в. завоевали скандинавы из Дании и Швеции?
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Не читал, поэтому не могу сказать, что там написано.
    Вы читали, вы и ответьте на свой вопрос.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    лузеры против учебника ну понятно...
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Все нестыковки в учебниках идут от недосказанности. Есть еще в истории России белые пятна о населении среднего поволжья, которые не выгодно освещать. И самое главное - это недобровольное переименование булгар в "татар" в 1920-м году.
    "... М.Г. Худяков без сомнений отмечал, что «казанские татары прекрасно помнят свое происхождение от болгар, болгарские традиции в них чрезвычайно живы народные предания насыщены воспоминаниями болгарской истории, и развалины Булгара являются для казанских татар великими памятниками национального прошлого» (Худяков, 1922, С. 15—16)."

    И еще: директивно установленный 100 лет назад и принятый официально сейчас этноним "татары" абсолютно противоречит логике, потому что слово "татары" - русское в отличие от слова "булгары", которое тюркское или еще более древнее.
    Не мог народ по доброй воле назвать себя словом из другого языка!
    Это можно подтвердить цитатой из научно-популярной книги А. Каримуллина, которую 10 лет не выпускали в печать и издали только в период гласности. Его слова - это просто крик души.
    "Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является "булгары". Какими бы традициями, аргументами, ссылками ни отстаивалось имя "татары" как самоназвание, оно противоречит исторической действительности, сути этноса, вело (и ведет) к искажению подлинной истории ... Оно, навязанное как средство ..., вошло в сознание, стало как бы истинным этнонимом, хотя и поныне нередко оскорбляет мысли, чуства народа."
    (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.) см.стр.118.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Не ты писал в соседней ветке, что былгыры ("буйные") произошли от тиле ("сумасшедших")???
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Татарчонок научись слово "грошЬ" писать правильно. В Адымнар учился?
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Грош – правильный вариант написания слова, пишется без мягкого знака. Это существительное мужского рода, второго склонения. Согласно правилам русского языка мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных только третьего склонения женского рода (ночь, рожь).

    Неуч ты, не буду писать тебе "вы"...
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    "татары. (Историческое). Этот термин, как название народа, имеет скорее историческое, чем этнографическое значение. Татар, как отдельного народа, не существует" (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1901, т.64, с. 671).

    С легкой руки китайцев название "татары" , как синоним презрительным "варвары", "дикари", проникло в арабские и персидские источники (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 67, 1902, с. 347), а затем и в Европу.
    "Более того, в средневековой западноевропейской литературе даже русских начали отождествлять с татарами, Московию параллельно именовали "Тартарией", поскольку в свое время как русские, так и булгары были подданными Золотой Орды" (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.)

    А кроме исторического термина "татары" есть еще живое слово "татары". Те, кто по-настоящему знает и чувствует русский язык (из которого и взялся этот экзоэтноним), те понимают, что слово-то это нехорошее. Его культурный код в русском языке примерно означает: "чужой с востока и юга", "враг". Подтверждение см. в Толковом словаре русского языка (4 тома), где есть слово "татарва" - устаревшее, означает то же, что и слово "татары". Так что это слово - наш "крест" уже долгие годы, который мешает сближению (в смысле - просто полному доверию) нашего народа и др. славянских, про запад вообще не говорю, tartar - это ад, а татары - исчадие ада. Те, кто с нами вырос, работал или лично знаком, те нам доверяют, а остальные - нет (и все из-за этого слова). Так что болгары/булгары, булгары-тюрки или другие этнонимы были бы лучше, ведь не все же из нас сейчас верующие - "мусульмане", как называли себя наши предки до 1920 года.

    Вероятно, чудовищная история с Рамилем Шамсутдиновым - следствие того, что на подсознательном уровне у славян есть негативное отношение к слову "татарин". И 100%-ной дружбы народов пока нет, а если не находить причины и ничего не менять, то подобное может повторяться. Еще в советское время некоторые ученые доказали, что слово "татары" - не настоящий этноним, а фактически прозвище - и добивались замены его на "булгары".
    Ответить
  • Анонимно 12 сен
    Интересные, спорные в научном плане вопросы "поднял" учёный.
    Спасибо.

    "В составе Российской Федерации находятся национальные республики".

    Разве в Конституции РФ говорится о "национальных республиках"? Вроде нет? Надо перечитать. Лучше надо знать Основной Закон...
    О "многонациональном народе" республик в Конституции РФ и РТ точно говорится.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    РФ это Российская Федерация. Федерация чего? Разве не республик?
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Республик и областей?
    Но про "национальные" республики ни слова не сказано.
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    Пора переходить к губернскому(областному) административному делению.
    В местах компактного расселения национальных меньшинств оставить только культурную автономию.
    Как это сделано в Европе.
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    А зачем как в Европе? Европейским Союзом ЛГБТ под руководством США управляет, а "культурные автономии" Венгрия и Сербия упираются.
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    Сербия не входит в Евросоюз. И далеко не во многих странах Европы узаконены все это ЛГБТ.
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    Культурная автономия - это сорбы(лужичане) в Германии, а Венгрия - независимое государство.
    Должна быть Казанская губерния или Казанская область, в которой есть татарская культурная автономия.
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    Опять "татарская" культурная автономия!
    Да не "татары" мы, а булгары-тюрки.

    "татары. (Историческое). Этот термин, как название народа, имеет скорее историческое, чем этнографическое значение. Татар, как отдельного народа, не существует" (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1901, т.64, с. 671).

    С легкой руки китайцев название "татары" , как синоним презрительным "варвары", "дикари", проникло в арабские и персидские источники (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 67, 1902, с. 347), а затем и в Европу.
    "Более того, в средневековой западноевропейской литературе даже русских начали отождествлять с татарами, Московию параллельно именовали "Тартарией", поскольку в свое время как русские, так и булгары были подданными Золотой Орды" (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.)
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    К комментарию "Должна быть Казанская губерния ..."
    А страна как должна называться? РФГ? Российская Федерация Губерний? Саха и чеченцы уже согласны?
    Булгарская губерния - это будет Поволжье и Приуралье?
    "Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является "булгары". Какими бы традициями, аргументами, ссылками ни отстаивалось имя "татары" как самоназвание, оно противоречит исторической действительности, сути этноса, вело (и ведет) к искажению подлинной истории ... Оно, навязанное как средство ..., вошло в сознание, стало как бы истинным этнонимом, хотя и поныне нередко оскорбляет мысли, чуства народа."
    (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.) см.стр.118.
    Ответить
    Анонимно 14 сен
    В Федеративной Республике Германии есть 16 земель и ни одного национального административного образования.
    Только культурные автономии.
    Поэтому, при губерском или областном делении название государства "Российская Федерация" будет вполне правомочным.
    Казанская губерния(область) получит свое прежнее историческое название, как и Уфимская.

    Глава Чечни первым поставил вопрос о переименовании своей должности с "Президента" на "Главу региона".
    Поэтому его должность сейчас звучит как "Глава Чеченской Республики".
    Просто и солидно.
    Ответить
    Анонимно 14 сен
    "Глава Чеченской Республики"
    станет Главой Чеченской губернии или области.
    Ответить
    Анонимно 21 сен
    Карамзин:
    «Ни один из нынешних народов татарских не именуют себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей».
    Ответить
  • Анонимно 12 сен
    "Новый взгляд на историю российской государственности" по лекалам советских учебников 60-70-ых? Смешно и грустно...
    Ответить
  • Анонимно 12 сен
    Александр Овчинников, ты меня удивил. Ты всегда скептично относился к казанским историкам, истории Татар, Татарстана, Казанского ханства, Золотой Орды. А тут стал больше татарином, чем Рафаэль Хакимов с Дамиром Исхаковым. И ты всегда сочувствовал братьям-башкирам (помним твои поездки в Уфу во время переписи), а здесь ни разу о них не упомянул.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Рад стараться! Может премию дадуд в акамедии Татарии
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Вот торопитесь, как и составители учебника. ДадуТ, в академии Татарстана. Поспешишь, людей насмешишь.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    да он тут тролит по полной, даёт понять, что Москва больше не будет слушать казанских историков))) и вообще скоро им придеться переписывать свои книжки и учебники)))
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Так и пусть не слушает. История от переписки учебников не изменится. Будут сильно напрягать учебниками с фантазиями, заберём детей на домашнее обучение. Сами им историю татар рассказывать будем.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Вот это правильно, а то опять пытаются воду мутить в стакане, играя на чувствах людей с огнем
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Верно. Домашнюю контрпропаганду даже в СССР не смогли подавить. Нам деды рассказали свою реальную историю и мы внукам передадим уважение к защитникам Казани.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Я помню его интервью в РВ, а потом на каком-то уфимском сайте, где он жестко проезжается по казанской историографии, нациестроительстве татар. Не буду вдаваться, насколько он аргументированно все излагал, но позицию обозначит четко. А теперь как будто переобулся. Перестал обижаться на местную академическую среду?
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Социально взрослый человек всегда может осознать свои ошибки и постараться их исправить.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    тоже показалось странным, а потом прочитал, что "речь не идёт о взглядах одного ученого", он здесь не о науке пишет, а о идеологии. Он же не поддерживает местных, наоборот, фактически пишет, что они могут начать шуметь, когда учебник прочитают. Вот и предупреждает, что не нужно махать красной тряпкой
    Ответить
  • Анонимно 12 сен
    О каком «единстве татарской нации» может идти речь, если до сих пор казанские татары с мишарами "общаются" как кошка с собакой?
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Мы с женой тоже так общаемся,хотя оба мы русские.
    Нравится нам такое. Она еще всем рассказывает "бьет значит любит".
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Шах и мат озабоченным единством татарской нации. Браво!
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    С чего это казанлы с мишарями общаются как кошка с собакой? Нормально общаемся, женимся друг на друге. И все считают себя татарами.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    это вы марсианам рассказывать будете, когда они прилетят, а нам - местным - кирәкми
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Фантазер. Я казанская татарка. У меня свекор мишарин. Молитвами и уходом до 92 лет его дотянула.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    а муж кто?
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Догадайтесь сами, кто муж, если отец у него мишарин.
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    Волшебник, конечно! )
    Ответить
    Анонимно 14 сен
    У меня есть знакомый, имеющий татарские имя, фамилие и отчество, а графе национальность стоит - русский.
    Мать русская, в 16 лет решил, что он - русский.
    Ответить
    Анонимно 14 сен
    Обычное дело. Если мальчик хорошо знает русский язык, то чувствует, что слово "татары" - это прозвище. И только если родителя татарина/татарку любит больше, чем другого, то согласится стать "татарином". Вот так из-за этого прозвища гены булгар-тюрок расходятся и среди русских, и среди евреев, и среди людей других национальностей. Таким образом, мы булгары, получается, что "помогаем" формированию "российского суперэтноса" (словосочетание "российский суперэтнос" встретилось мне впервые в чьем-то комментарии).
    Ответить
    Анонимно 14 сен
    3 миллиона татар не могут формировать 100 миллионов русских.
    В России проживает 140 миллионов человек, из них русские составляют 111 миллионов.
    Ничего удивительного, что заграницей всех российских граждан называют русскими. Это и есть суперэтнос - граждане РФ.
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    Да прочитали бы внимательно комментарий до конца:

    "Таким образом, мы булгары, получается, что "помогаем" формированию "российского суперэтноса" (словосочетание "российский суперэтнос" встретилось мне впервые в чьем-то комментарии)."

    Например, у меня есть двое двоюродных племянников и четверо внучатых племянников с русскими именами и отчествами.
    Ответить
  • Анонимно 12 сен
    "Если окажется, что разработчики курса банально поспешили к началу нового учебного года, то необходимо доработать тексты в моментах, которые касаются Татарстана"...А если не поспешили? Получается, что в Казани всю местную историю нужно переписывать? Типа такое указание из Москвы. Этот курс во всех вузах Татарстана уже преподают...
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Да пусть пишут и переписывают, бумага она все стерпит. Память народа не стереть и не переписать.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Не "пусть". Зомбируют молодежь, вырастают Иваны без знания истории. Потом ахинею своим детям рассказывают и коменты идиотские пишут.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Конечно автор стать "троллит", четко, но со скрытой иронией и сарказмом, показывает, где домыслы региональных историков-идеологов-политиков расходятся с доказательствами независимых ученых-историков.
    Например:
    "Вопреки точке зрения большинства казанских ученых, этническая история татар авторами пособий ведется только с XIX в. Более ранние периоды характеризуются лишь как время становления «политонима», а не «этнонима» «татары»: «Татары» русских источников XIII—XV вв. и «монголо-татары» отечественной исторической литературы — это не название отдельного этноса, т.е. это не этнонимы. Понятия «татары» и «монголо-татары» — это изначально политонимы, т.е. именование объединения множества кочевых племен, населявших Орду, где в политическом смысле доминировали монголы, но в этническом отношении — степные, в основном тюркские, племена, в первую очередь половцы» (ОРГ-2, с. 82).

    Эти положения противоречат отстаиваемому сотрудниками Академии наук РТ мнению о татарском средневековом этносе, который, по их мнению, сформировался в границах Золотой Орды и стал основой для становления современной татарской нации. Наоборот, в ОРГ-1 утверждается: «название татары — позднее и пришедшее из русского языка». Это название использовалось «русскими чиновниками для обозначения тюркоязычных жителей Российской империи». Только в XIX в., когда «активно шли процессы нациестроительства, казанская татарская интеллигенция видела в использовании этнонима «татары» возможности объединения большинства тюркских народов Российской империи. Именно поэтому этот этноним был принят в качестве самоназвания» (ОРГ-1, с. 24, 25)".

    Общеизвестный факт, что поволжские тюркские мусульмане ещё в начале 20 века между собой ещё не договорились, какое слово выбрать в качестве этнонима.
    Было несколько предложений и слово "татары" пользовалось наименьшей поддержкой среди большинства поволжских тюркских мусульман.
    За слово "татары" в качестве этнонима выступали мизерная кучка интеллигенции, которая была страшна далека от народа.
    Поволжским тюркским мусульманам слово "татары" в качестве этнонима "присвоил" красный диктатор Ленин, в 1920 году, когда для укрепления своей диктатуры создавал с помощью националистической интеллигенции "национальные" автономные республики.
    Была создана и автономная Татарская СС республика.
    Ослушаться красного диктатора, поддержанного националистической интеллигенции никто не посмел, это было смертельно опасно для жизни, Феликс стоял на чеку...
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Если комментатор статьи пишет:
    "Поволжским тюркским мусульманам слово "татары" в качестве этнонима "присвоил" красный диктатор Ленин, в 1920 году"

    то, может быть, упомянуть еще про желающих тогда создать не Татарскую, а Булгарскую Народную Республику? Что с ними стало при той диктатуре?
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Правильно! Упомянем.
    Сын Багаутдина Ваисова (сидельца Казанской окружной психиатрической лечебницы) Гайнан Ваисов в свое время стал активным членом ВКП(б) и вместе с несколькими казанскими большевиками (русскими, евреями и др.) провозгласил создание советской БНР, однако вскоре был убит во время антисоветской демонстрации татар Казанской губернии.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Вот с чего это слово «татары» русское? Гугл Вам в помощь.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Марксист Ленин отличался кровожадностью.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Русских еще не было от слова ваапще когда про татар китайцы и персы в своих исторических и географических книгах писали.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Да БНР был проект марксистов-большевиков из Ленинской гвардии злодеев.
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Китайцы то про "дада" (татар) писали, но причем здесь ты и казанские татары?
    Где китайцы и где ты?
    Смешно...
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Прочитай очень внимательно:

    Русских еще не было от слова ваапще когда про татар китайцы и персы в своих исторических и географических книгах писали.

    Ааааууууууу русские вы где были в те далекие времена?
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Про рус-рус кто-то знал тогда?
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    В горах Швеции мы были, овец пасли. Ты только что узнал про эту историю?
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    А какое отношение слово «татары» имеет к русскому языку?
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    Вот именно. Этнополитоним "татары" не имеет никакого отношения к русскому языку. А появился он не позднее 5-6 вв., задолго до появления русского народа.
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    Православный священник Д. Григорьев не знал еще, что "этнополитоним "татары" не имеет никакого отношения к русскому языку", но будучи крещенным "татарином" с горечью писал на русском языке следующее:
    «Едва ли начальству известно, что для крещёного татарина нет выше обиды, когда называют его татарином. Вот уже прошло 350 лет, как первые из казанских инородцев - мусульман приняли святое крещение, и стали называть себя крещёными, а начальство все еще продолжает называть их ненавистным именем татарин, и, главное, даже требует этого" (Д.Г. Григорьев «Зовите нас крещёнами».- Известия по Казанской епархии, 1906, № 14/15, с.450).

    1906 год - 1552 год = 354 года, то есть Д. Григорьев упоминает события после взятия Казани войском Грозного, которое было началом затяжного (на три с половиной века) крестового похода на поволжских мусульман.
    Веру часть мусульман тогда поменяла (кто принудительно, кто добровольно-принудительно, кто добровольно), но язык не поменяли, поэтому пословица эта про захватчиков из Орды, возглавляемых монголами, общая, как для булгар-тюрок-мусульман, так и для кряшен:
    "Татар белен каберен янэшэ булмасын" - "Избавь от соседства с татарином и на том свете".
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    Они тогда были поволжскими финами: мурома, меря и тд..
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    Какие поволжские фины? В тексте: "из казанских инородцев - мусульман".

    "Вот уже прошло 350 лет, как первые из казанских инородцев - мусульман приняли святое крещение, и стали называть себя крещёными, а начальство все еще продолжает называть их ненавистным именем татарин, и, главное, даже требует этого" (Д.Г. Григорьев «Зовите нас крещёнами»
    Ответить
  • Анонимно 12 сен
    А какие есть письменные документы булгар про булгар 7 ,8,9, 10,11, 12,13веков??? Ну акромя Гул Кали про еврея Йосефа из Ветхого Завета???
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    Так и не будет ничего, если каждый раз историю будут переписывать, как удобно правящему классу. Еще немного и выяснится, что и татар, и Казанского ханства отродясь не было, а жили здесь только славяне и друг с другом воевали.
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    Согласны, надо написать один раз, но правдиво, а то получается, что татары сейчас есть, а нас - булгар - как будто нет уже.
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    Не знаю о чем Вы. Но моя бабушка 1903 года рождения никогда не назвала себя булгаркой, а всегда говорила что она, и предки наши были татарами.
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    "Не знаю о чем Вы."
    А я об этом:

    Из стихотворения, посвященного общественной библиотеке булгар-мусульман в г. Казань в 19-м веке, закрытой при участии полиции с изъятием всей старинной литературы, приобретенной суфием Ваисовым.
    Габдулла Тукай:
    Доказательства представим, что достойны жизни мы,
    Чтобы спорить перестали с нами чуждые умы.
    Пусть увидят, что на свете ещё булгары живут,
    Пусть увидят наше счастье, сами к счастью повернут.
    Перевод В. С. Думаевой-Валиевой

    26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч (ныне Арский район) родился будущий народный поэт Габдулла Тукай. Примерно в тех же краях на 10-15 лет позже родились все мои бабушки и дедушки.

    Поскольку после 1905 года в империи усилилась слежка за всеми, и за иноверцами также, "татар" подозревали в пантюркизме из-за языка "тюрки"; в панисламизме из-за того, что мусульмане, и из-за того, что последователей суфия Ваисова власти посчитали сектой, Г. Тукай был вынужден писать в своих стихах и официально принятое русское слово "татары". Даже в 1910 году в Казани студентам университета не разрешили устроить массовую сходку, чтобы почтить память умершего Л.Н. Толстого. А ведь известно, что у Толстого была встреча с булгаром-мусульманином - сыном Ваисова - после возвращения Гайнана Ваисова из ссылки в Сибирь.
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    Вот ведь упрямец, неоднократно было написано выше, что татары не русское это слово. Давайте лучше обсудим кто такие русские, и кто их так назвал. А татар в покое оставьте, без вас разберёмся как себя назвать.
    Ответить
    Анонимно 14 сен
    100 лет назад и чеченцы, и азербайджанцы избавились от этого слова-прозвища, а нашим предкам тогда не удалось, потому что всех инициаторов ликвидировали. И народ понял, что надо до лучших времен жить как в русской пословице "Хоть горшком назови, только в печь не сажай".
    Ответить
    Анонимно 14 сен
    Из стихотворения, посвященного общественной библиотеке булгар-мусульман в г. Казань в 19-м веке, закрытой при участии полиции с изъятием всей старинной литературы, приобретенной суфием Ваисовым.
    Габдулла Тукай:
    Доказательства представим, что достойны жизни мы,
    Чтобы спорить перестали с нами чуждые умы.
    Пусть увидят, что на свете ещё булгары живут,
    Пусть увидят наше счастье, сами к счастью повернут.
    Перевод В. С. Думаевой-Валиевой

    Иногда Г. Тукай был вынужден писать в своих стихах и официально принятое русское слово "татары", потому что жил в те времена, когда после 1905 года в империи усилилась слежка за всеми, и за иноверцами также, "татар" подозревали в пантюркизме из-за языка "тюрки"; в панисламизме из-за того, что мусульмане, и из-за того, что последователей суфия Ваисова власти посчитали сектой.
    Ответить
  • Анонимно 12 сен
    Мы сами не заметили, а новый 37-й уже позади, впереди новый 39-й, 40-й
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    В "37-м" лучший ученик марксиста Ленина марксист Сталин уничтожал, вырезал националистов и сепаратистов, которых его учитель марксист Ленин привлек для захвата и удержания власти и установления диктатуры.
    Выполнив свою работу националисты и сепаратисты стали не нужны марксистам - марксисты не терпят конкурентов во власти, ни с кем не желают делиться властью.
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    Если, как в комментарии - "марксисты не терпят конкурентов во власти, ни с кем не желают делиться властью", то получается, что татары, которые убили булгара Г. Ваисова тоже не хотели делиться властью. И в чем разница между марксистами и антимарксистами?

    Булгар "Гайнан Ваисов в свое время стал активным членом ВКП(б) и вместе с несколькими казанскими большевиками (русскими, евреями и др.) провозгласил создание советской БНР, однако вскоре был убит во время антисоветской демонстрации татар Казанской губернии" (цитата из комментария выше). В советское время, как герою революции, ему памятник не поставили?

    А сейчас тоже есть марксисты, например режиссер Шахназаров, который часто бывает в передаче главного пропагандиста страны.
    Ответить
    Анонимно 18 сен
    А зачем постоянно про каких-то сепаратистов писать? Их кто-то видел вообще после белогвардейцев?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров