Старейшему гражданскому зданию Казани нужно около 30 миллионов рублей
Возможно, в этом доме обитали хозяева Суконной фабрики?
Казанские краеведы продолжают кампанию по консервации старинных домов города. Завершив работу в доме Полянина в Ново-Татарской слободе, волонтеры перешли к зданию на улице Старой, 4. Есть основания полагать, что в этом старинном гражданском строении жили владельцы Суконной фабрики. На этот раз на помощь в сохранении объекта пришел госресурс. Подробнее — в материале «Реального времени».
Фабрика, больница или купеческий дом?
По одним данным, дом на Старой, 4, — это купеческие палаты и бывшая чаеразвесочная фабрика Садовникова. К такому выводу пришел краевед, блогер и автор телеграм-канала «Архитектурасы» Ян Гордеев, изучив старинный фотоснимок здания, где можно прочесть надпись «Производство фруктового чая и кофе».
Дом расположен на улице Старой, хотя визуально находится на Тихомирнова, поскольку после появления оживленной трассы вся эта часть Суконной слободы сильно изменилась. Раньше особняк стоял в окружении схожих с ним зданий, а теперь закрыт шумозащитным экраном с одной стороны, а с другой — забором и деревьями.
— Не знаю, откуда пошел этот вирус про «чаеразвесочную фабрику», — возражает Гордееву архитектор Сергей Саначин. — Во времена «Суконки», в начале XIX века, здесь была больница, давайте остановимся на этой версии. А до этого, как я подозреваю, это был дом владельцев Суконной фабрики — дом Дряблова. Но это просто моя версия, основанная на том, что сейчас это единственный дом, у которого сохранилось «красное крыльцо». Для простой больницы — это слишком.
Действительно, даже на картах 1814 года в этом месте можно увидеть дом. С Саначиным частично соглашается студентка пятого курса кафедры реконструкции, реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры КГАСУ Екатерина Козлова — она пишет дипломную работу по истории этого здания:
— В документах я нашла указание, что за зданием лицея на Волкова располагалась больница. Впрочем, работа еще не закончена.
На месте дома планировали соорудить перехватывающую парковку
— В поле моего внимания этот объект больше десяти лет, тогда охраной памятников занималось министерство культуры, — говорит Гордеев. — Мой хороший знакомый, Ильдар Мухаметшин, сын ректора Российского исламского университета, работал в министерстве, он сказал, что планируется фабрику сносить, готов проект перехватывающей парковки, давай что-то делать!
В 2010 году в «Новой газете» вышла статья Гордеева «Старую Казань разбирают по кирпичикам», где он написал: «Это происходит по отработанной схеме — памятник начинают «ремонтировать» или «готовить к реконструкции». «Подготовка» чаще всего заключается в сносе всего здания, кроме фасадной части. Дальше работы прекращаются — наполовину разобранное здание или фасадная стена начинают медленно оседать. Через некоторое время Министерство культуры готовит экспертное заключение о том, что памятник утратил свою ценность из-за ветхости. Постановлением правительства Татарстана здание исключают из реестра памятников, после чего сносят окончательно. В некоторых случаях уничтожение происходит даже без соблюдения формальных процедур. Дома сносят как бы невзначай. Несколько дней назад в Казани разобрали по кирпичу городские палаты XVIII века — памятник республиканского значения. Разобрали «по ошибке». Собственник якобы «перепутал» номера домов. Когда хватились — здание было уничтожено наполовину. Прокуратура Казани, конечно, разбирается, но значения это уже не имеет. Памятник приведен в негодность. Участь его печальна».
Тогда же из реестра памятников якобы собирались исключить гостиницу Дворянского собрания на улице Рахматуллина, гостиницу «Казань» и дом ректора Казанского университета Карла Фукса. Все объекты уцелели, хотя история спасения квартала на Рахматуллина еще не закончена.
В том же 2010 году, кстати, в Казани прошла акция поддержки митинга Архнадзора в Москве против готовящейся поправки к закону об объектах культурного наследия. Проводили ее казанские экскурсоводы совместно с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры в РТ, организовав бесплатную экскурсию по разрушенным зданиям.
В 2016-м казанские СМИ писали, как с улицы Старой не хотели выселяться люди, притом что в помещении не было отопления, а на стенах появлялась плесень. Во время строительства перегона метро между станциями «Площадь Тукая» и «Суконная слобода» затопило подвал дома (он и сейчас в воде). Но жители не хотели переезжать в «Салават купере», хотя, как отвечали чиновники мэрии, выкупная цена аварийного жилья за квадратный метр жилплощади в 11 022 рубля установлена не ими. После этого дом облюбовали бомжи, он оказался забит мусором.
— Год назад мой знакомый Алмаз Гараев, изучающий «заброшки», водящий по ним экскурсии, залез в дом, снял его изнутри, рассказал, что он в ужасном состоянии, — говорит Гордеев. — Я написал заявление в комитет по охране культурного наследия и попросил помочь с консервацией. Но началась пандемия, так что дело отложилось. Но когда возник вопрос, что будем делать после дома Полянина, вновь возникла чаеразвесочная фабрика. Комитет подтянул строительную компанию с лицензией, чтобы мы могли работать.
Напомним, в начале года волонтеры, в том числе и корреспондент сайта, чистили единственный старинный гражданский объект Ново-Татарской слободы на улице Меховщиков — он также известен как дом Мазута. Оттуда вывезли три контейнера разнообразного мусора, а все окна закрыли железными листами.
Вода, лепнина, кованые петли
Недавно волонтеры, в числе которых были работники строительной компании ОСК и сотрудники Комитета РТ по охране ОКН (во главе с председателем Иваном Гущиным), а также ГБУ «Центр культурного наследия», убирались внутри помещения и на территории вокруг. Собрали больше одного 20-кубового контейнера мусора, на этой неделе дом будет закрыт.
Как сообщил глава комитета Иван Гущин: «Уже есть много желающих приобрести это здание. На него будет объявлен конкурс». Также он подчеркнул, что на восстановление дома понадобится не менее 30 млн рублей. В частности, для работы с кровлей и фундаментом. Но даже в аварийном состоянии дом интересен. Крыльцо с тремя арками, множество окон, кованые петли для наличников, высокие потолки с лепниной — все завораживает.
— Сам дом находится на строительной площадке, доступа особо к нему нет, так что мы закрываем не металлическими, а деревянными листами, — говорит Гордеев. — Здание находится на отшибе, его сильно отрезает улица Тихомирнова, рядом возводится отель, но если сделать проход с Петербургской, восстановить яблоневый сад, можно сделать ресторан или клуб. Проблема в том, что затоплен подвал, откачивать воду бессмысленно. Нужна серьезная реставрация.





















Инвесторы есть, нужен проект, но что с ровесником дома на Старой?
— Домиком этим я занимаюсь много лет, — комментирует «Реальному времени» помощник президента Татарстана Олеся Балтусова. — Сначала долго решался вопрос с расселением жильцов, после чего его пытались продать с аукциона. Тогда исполком долго формировал пакет документов, затянулось проведение оценки, жителей долго не могли снять с регистрации. Надо заметить, что по закону продавать дом надо с проектом. Подтверждаю, что инвесторы есть, главный — соседи рядом, строящие дом и заодно наблюдающие, с поддержкой управления района, чтобы никто к объекту за забор не лазил.
Между тем пока комитет занимается одним объектом начала XVIII века, сгущаются тучи над другим. Как пишет социолог, руководитель института городских исследований «Тамга» Марья Леонтьева у дома директоров Порохового завода на ул. 1 Мая, 16, разобрана крыша в районе слухового окна, а также — секция забора, окружающего здание.
Татарстанское республиканское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры подавало заявление на внесение этого дома в реестр вновь выявленных объектов культурного наследия, тогда как Комитет по охране культурного наследия РТ отказал им в этом — сейчас спор решается в суде.
комментарии
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/210476--stareyshemu-grazhdanskomu-zdaniyu-kazani-nuzhno-okolo-30-millionov
Вирусов много и у Саначина.
А Гордеев опирается на факты - фотографию.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/210476--stareyshemu-grazhdanskomu-zdaniyu-kazani-nuzhno-okolo-30-millionov
Надпись на фотографии гласит "производство" чая, а не "продажа" как Вы утверждаете.
И с чего это Вы "взяли", что я "взял", что "Саначит не опирается на факты"?
Я такого не писал - не приписывайте, пожалуйста, свои мысли другим.
Я написал, что у Саначина, как и всех пишущих любые тексты имеются "вирусы" - только и всего.
Не стоит строить из себя безгрешного, всегда правого "исследователя".
Возьмите любую книгу, любой текст и найдете "вирусы", как пишет Саначин.
Полной Истиной ни один человек обладать не может.
Даже догматик и начетчик.
У Саначина, как и у большинства людей, преобладают двойные стандарты (и это нормально):
"— Не знаю, откуда пошел этот вирус про «чаеразвесочную фабрику», — возражает Гордееву архитектор Сергей Саначин. — Во времена «Суконки», в начале XIX века, здесь была больница, давайте остановимся на этой версии. А до этого, как я подозреваю, это был дом владельцев Суконной фабрики — дом Дряблова. Но это просто моя версия, основанная на том, что сейчас это единственный дом, у которого сохранилось «красное крыльцо». Для простой больницы — это слишком.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/210476--stareyshemu-grazhdanskomu-zdaniyu-kazani-nuzhno-okolo-30-millionov
Высказывание Гордеева, основанные на анализе данных фотографии - это "вирус".
А вот его субъективные высказывания, его "подозрения", основанные на "единственном сохранившемся красном крыльце" - это "версия".
Если бы "красное крыльцо" не сохранилось, то Саначин предложил бы другую "версию-подозрение"?
Человек, имеющий двойные стандарты, не может быть объективным исследователем истории.
Интересно.
А почему в СМИ об этом съезде "общественной организации" ничего не писали?
Или все же это частное ООО Забировой?
Масонская ложа?
Женская?
Мужская?
Смешанная?
Тайная организация "любителей Старой Казани"?
Все же, чем бы не было ТРО ВООПИиК, оно значительно влияет на архитектурный и исторический облик Казани.
Хотелось бы узнать подробности съезда этой влиятельной в Казани полу-тайной организации - ТРО ВООПиИК.
Уважающие себя и общество общественные организации, имеющие влияние на общество, обычно заранее оповещают через СМИ о своих значимых событиях.
И приглашают всех желающих поучаствовать.
А затем ещё и в СМИ отчет о событии приводят.
Только и всего.
Значимые события с участием Президента известны за две недели.
А Вы сразу "гневаться".
Зачем, уважаемая?
Извините, а кто и по какому признаку выбирались "делегаты"?
И в каком количестве?
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/210476--stareyshemu-grazhdanskomu-zdaniyu-kazani-nuzhno-okolo-30-millionov
При попустительстве (если не сказать больше) ТРО ВООПИК в 1990-е - 2010-е годы только в Казани были уничтожены многие сотни Памятников истории, культуры и архитектуры.
И вдруг Забирова стала судиться с Комитетом по охране культурного наследия РТ из-за невзрачного деревянного домика.
Удивительно...
ВООПИИК законы не выпускает.
Но ТРО ВООПиИК молчало, когда сносили, например, номера "Булгар", тесно связанные с Г.Тукаем.
Молчало когда сотнями сносили красивейшие домики, среди которых были которым "более 200 лет".
И ТРО ВООПиИК молчала - в суд не подавало.
И вдруг из-за невзрачного домика (в прямом смысле невзрачного в плане архитектурном) подало в суд и "усиленно" судится.
Что вдруг произошло?
Это просто факты.
Почему они Вам так не нравятся?
Вы аффилированы, связаны с ТРО ВООПиИК?
Значит это на вашей совести сотни погибших Памятников.
Где Вы были когда в Казани сносили красивейшие "домики", с многовековой историей?
И часто.
Очень.
Вроде раньше "старейшим" считался дом Михляева-Дряблова около Петропавловского собора?