Кто вбивает клин между татарами и башкирами?
«Элиты дико боятся фантастической консолидации тюркских народов»: как выясняют отношения Казань и Уфа и кто за этим стоит
Некие силы намеренно стравливают братские народы — татар и башкир? Несмотря на то, что «семейные сцены» и склоки бывали и раньше, последнее время поляризация достигла новых пределов. Кто-то умело пользуется любыми шероховатостями в отношениях и хватается за каждый повод посеять раздор. Очередной такой повод, но, похоже, далеко не последний — всероссийская перепись населения. Эксперты «Реального времени» указывают на возможных интересантов противостояния Татарстана и Башкортостана: «федералы», «профессиональные» башкиры и татары. В причинах и последствиях зреющей «татаро-башкирской войны», которую надо прекратить до перехода к «боевым действиям», попыталось разобраться «Реальное время».
Оттепель и похолодание
Поволжье — один из центров сосредоточения национальных республик, куда после развала СССР как на малую родину потянулись народы, разбросанные ранее по огромной стране. Сложности во взаимоотношениях сильнейших регионов округа — Татарстаном и Башкирией — бывали. Но сегодня риторика обострилась как никогда ранее.
Хотя еще «вчера» в отношениях братских республик двух братских народов была самая настоящая оттепель. Лидеры Татарстана и Башкортостана не раз с официальными визитами навещали друг друга: Рустам Минниханов бывал в Уфе, где открывал памятник Габдулле Тукаю, а Радий Хабиров — в Казани, где присутствовал, например, на открытии памятника Мустаю Кариму. Башкирские чиновники, деятели культуры неоднократно ездили к своим западным соседям, а татарстанские — к восточным. Собственно, звезды национальной эстрады давно стали общим достоянием.
Однако некоторое непонимание в Казани вызвал лозунг башкирский властей «Беҙ яҡшыраҡ булдырабыҙ!» («Мы можем лучше!») — переиначенный татарстанский девиз «Без булдырабыз» («Мы можем»). Как и неоднозначные высказывания соседей в сторону Казани. Но в уфимском Белом доме нашли компромисс, придумав к приезду Минниханова «Беҙ бергә яҡшыраҡ булдырабыҙ!» («Вместе мы можем лучше»). Более того, Хабиров заставил извиниться художника Камиля Бузыкаева, который нарисовал карикатуру, оскорбившую некоторых казанцев (карикатурист извинился другой картинкой).
Конечно, когда дело касается спорта, на льду встречаются казанский ХК «Ак Барс» и уфимский «Салават Юлаев», такие «зеленые дерби» привлекают внимание далеко за пределами двух республик, и на эмоции просто никто не обращает внимания. Принципиальный характер теперь носят и матчи на газоне — между казанским футбольным клубом «Рубин» и ФК «Уфа». Ученые в свою очередь любят сравнивать две братские республики и по социально-экономическим показателям, хотя о таком соперничестве говорят еще с советских времен.
Казалось бы, дружите и вместе добивайтесь высот, а отношения выясняйте на спортивной площадке или на майдане Сабантуя.
«Зеленое дерби» ученых, политиков и общественников
Вместе с тем в информационном пространстве вновь усилились баталии вокруг национальной идентификации татар и родственных народов (башкир, ногайцев, нагайбаков и др.). Имеют место и опасения фальсификации результатов переписи. В частности, есть беспокойство, что в Башкирии татар и носителей татарского языка по результатам окажется меньше, чем в 2010-м или в 2002-м годах.
Нерешенным остается вопрос национальности и языка жителей северо-западных районов Башкортостана и населения, проживающего вдоль границы соседних республик. Так, в 2019 году в 50 регионах России и 11 странах мира прошла акция «Татарча диктант». Однако Ассамблея народов Башкортостана, возглавляемая депутатом Госдумы Зугурой Рахматуллиной, направила президенту Татарстана Рустаму Минниханову претензию, в которой пожаловалась, что проведение «Татарского диктанта» в республике не было согласовано с правительством РБ. По их мнению, подобные действия, которые «нарушают все нормы деловой этики», могут привести к «пересмотру существующих административных границ и конституционного порядка Российской Федерации». Свои претензии Ассамблея народов РБ адресовала, в частности, к Всемирному конгрессу татар. В свою очередь Всемирный форум татарской молодежи направил свое письмо в адрес главы РБ Радия Хабирова. Общественники из Казани считают, что башкирские чиновники «вбивают клин между народами» (между татарами и башкирами).
В 2020 году организаторы из Уфы провели «Башкирский диктант», где предлагалось написать текст на северо-западном диалекте башкирского языка, что вызвало «аллергическую реакцию» в Татарстане. В Казани утверждают, что язык татарский. А осенью в Уфе прошел фестиваль «Сердце Евразии», где группа «Хаят-Исмаил», основанная музыкантом Альбертом Исмаилом (в прошлом татарский активист, обнаруживший в себе башкира), выступила с популярной башкирско-татарской песней «Ай, былбылым». Композицию представили как исполненную на диалекте, после чего «холивары» вновь усилились.
Зачастую стороны, дабы обосновать свою позицию, прибегают к истории, и каждый интерпретирует факты уже по-своему. Периодически отдельные деятели вбрасывают версию, что татары — это не национальность, а некая сборная из мишар, тептяр, кряшен, сибирских татар, башкир и ногаев, либо башкиры — это не народ, а сословие. Возникают споры и вокруг национального происхождения известных ученых, писателей, политиков, музыкантов прошлого и настоящего.
«Сознательная политтехнологическая спецоперация властей»

— «Разделяй и властвуй» — это выгодно людям из властной элиты, которые дико боятся фантастической консолидации тюркских народов, — комментирует он «Реальному времени». — А тюркские народы консолидированы в рамках федерализма, единого политического пространства (сейчас это Российская Федерация, раньше — Советский Союз). Ни в какой пантюркизм и пантуранизм я не верю, как и в панславизм.
По мнению Шевченко, политтехнологи, сталкивающие лбами два народа, считают, что консолидация тюрков — это слишком большая угроза.
— Этим продиктована сознательная политтехнологическая спецоперация властей — стравливать интеллигенцию двух народов, чтобы избежать, как они полагают, единого пантюркистского проекта, — добавляет эксперт.
«Профессиональные татары» и «профессиональные башкиры»

— Еще в конце советского периода у нас сложилось своеобразное сословие интеллигентов и интеллектуалов, которые являются «профессиональными татарами», «профессиональными башкирами», «профессиональными русскими», «профессиональными евреями» и т. д. И для них это вопрос воспроизводства как особого сообщества, которое должно постоянно находиться в состоянии мобилизации против кого-то, — комментирует Кагарлицкий.
По его словам, сейчас их время уходит.
— То, что было в конце 1990-х, являлось результатом советской политики в сфере образования и формирования кадров. И политика, которая на определенном этапе казалась вполне себе закономерной и даже немного полезной, пережила себя. Но сейчас ситуация иная: экономика намного важнее. И такие вещи катастрофического результата не дадут, как давали бы в 1990-е годы, — считает социолог.
Когда выгодно подчеркивать «башкирскость» и «татарскость»

— Руководству обеих республик выгодно подчеркивать свою этническую идентичность — «башкирскость» и «татарскость». Эта борьба не очень приятная, но вполне понятная. Особенно она актуализируется в преддверии Всероссийской переписи населения. Некоторые эксперты говорят, что эти трения носят системный характер, — говорит он нашему корреспонденту.
Что касается Башкирии, по словам Михайличенко, здесь добавляется эксцесс исполнителей, озабоченных национальной тематикой, которые не умеют работать деликатно, но умеют создавать конфликты.
— В этих конфликтах нет ничего хорошего, — продолжает он. — И люди с татарской и башкирской идентичностью видят некоторые различия в языке, культуре, но в целом склонны к осознанию общей истории, этнического происхождения и пространства развития. Характерна реакция федеральных структур: месседж о недопустимости попыток сеять межнациональную рознь некоторые маргиналы от науки получили четкий.
Сложившаяся ситуация ему напоминает 1990-е, когда тема татаро-башкирских отношений была очень актуальной.
— Чем больше башкиры и татары ругают друг друга, тем менее здоровым кажется общество. Такую же проекцию можно сделать на уровень российско-украинских отношений. И от этого надо уходить, поскольку оно не принесет ничего, кроме сиюминутных политических очков. Межнациональные отношения — это критерий здорового общества. И я не поддерживаю эту политизацию, — резюмирует собеседник «Реального времени».
«Пытаются искусственными поводами отвлечь от реальных проблем»

— Виной всему — фобии и стереотипы, которые существуют в ангажированной части общественности, татарской и башкирской. И эта небольшая часть будирует такие настроения, дескать, татары (или отдельные их представители) — враги башкирского народа, — отмечает собеседник издания.
Прокомментировал он и версию, о том, что такие настроения подогревает федеральный центр, исходя из принципа «Разделяй и властвуй».
— Если ты хочешь командовать кем-либо, создавай им проблему, чтобы они воевали между собой, а меня пусть считают верховным арбитром. Исходя из этого делается вывод, что чем больше проблем создают эти субъекты, тем легче будет с ними договариваться, отбирать активы, собственность у республик (например, нефтянку, должность президента и т. п.). И подводится общественное мнение под мысль, что две ключевые республики — Башкортостан и Татарстан — необходимо ликвидировать, как и в целом национально-территориальное деление России, — предполагает Габдрафиков.
Не исключает он и вариант об отвлекающей составляющей.
— В Башкирии пытаются искусственными поводами отвлечь от проблем социально-экономического характера: рост цен, падение уровня жизни, повышение коммунальных тарифов. И «высшие силы» в Москве чувствуют эти настроения и пытаются отвлечь другими информационными поводами: рисунки художницы Алены Савельевой, скандал вокруг клипа Мурзагулова, искусственное напряжение против членов запрещенного «Башкорта». Но я как человек, занимающийся этнологическим мониторингом и разрешением конфликтов, скажу, что таким образом не решаются проблемы взаимодействия государства с общественными организациями. Таким образом башкирский крайний национализм не решается, а усугубляется, уходит в теневую сторону, молодежь свое мнение не меняет, а, наоборот, радикализируется, — предупреждает эксперт.
«В конструктивном русле»
В конце прошлого года Институт истории им. Ш. Марджани выпустил справочник «Татары Уфимского уезда», в котором ученые, опираясь на ревизии XVIII века доказывают, что на северо-западе Башкирии расположены татарские деревни. Справочник вызвал гневную реакцию у башкирских общественников.
Не прошел мимо издания и заместитель премьер-министра Башкирии Азат Бадранов. В канун Нового года он весьма несдержанно высказался о представителях власти Татарстана (особенно досталось вице-премьеру РТ Василю Шайхразиеву), почему-то упомянув и высокую смертность в Татарстане. Информационную поддержку башкирскому чиновнику энергично оказывал карикатурист Камиль Бузыкаев, создавший рисунки с узнаваемыми татарскими общественниками.
Однако на минувшие выходные Азат Бадранов в компании Ростислава Мурзагулова съездил в Казань. Официально: на никах к певцу Элвину Грею (Радик Юльякшин). А накануне уже Шайхразиев нанес визит вежливости в Уфу, где встретился с Бадрановым за чашкой чая с чак-чаком и медом. Оба чиновника курируют в своих регионах весьма тонкий национальный вопрос. В официальных сводках сообщалось, что «разговор прошел в конструктивном русле». Хотя бы так. «Реальное время» будет следить за развитием событий.
комментарии
Но это не мешает "противостоянию", как, например, и между украинцами и русскими.
Тут уважаемое РВ совершенно право:
"В причинах и последствиях зреющей «татаро-башкирской войны», которую надо прекратить до перехода к «боевым действиям», попыталось разобраться «Реальное время».
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/200601-kto-vbivaet-klin-mezhdu-tatarami-i-bashkirami
Если на доли секунды представить себе, что РТ и РБ не входят в состав РФ, то тут же возникает угроза и "боевых действий", и "горячей войны" наподобие "противостояния" украинцев и русских в Донбассе.
И ведь так было не всегда - совсем недавно по историческим меркам - 120 лет назад - такого "противостояния" и в помине не было.
А 100 лет назад уже было...
И сестры.
И это при том, что этнократии в Татарстане с 53% титульным населением нет, а в Башкирии с 20% титульным населением есть.
PR в Башкирии поставлен в 1000 раз лучше, чем в Татарстане.
Назвать татар "северо-западными башкирами", переписать в башкиры сотни тысяч татар, придумать башкирское происхождение для Пушкина или Шекспира - легко.
Забыл, извините.
По книге реакции с башкирской стороны не было. Видать, никому она неинтересна, в т.ч. самим татарам.
Да, кстати: песня "Ай, былбылым" - татарская.
До революции татары это сословие из башкир, чувашей, казанских, кавказких и прочих мусульман.
Деревня Саитово на р. Ургуда - поселение сарайли-минцев, проживавших «на собственной земле» в составе 3-й юрты 11-го башкантона в 1798-1847 гг., затем номера кантона и юрты были изменены.
Прежде чем охрактеризовать демографическую ситуацию в Саитове, обратим внимание на архивный материал, исходящий от самих жителей. «1805 год. Оренбургской губернии Мензелинского уезда Сарайли-Минской волости поверенные (доверенные. - А. А.) от ясашных татар, поступивших в оклад из башкирского состояния деревень Сеитовой указного муллы и бывшего сельского заседателя Сеита Нурметева и Чиршилы (Шанды Тамак тож) татарина Ахтяма Рахмеева.
Уполномочены они от поселян
1) Сеит Нурметев ради ходатайства о выключке в первобытное состояние башкирское и с коего сверх их желания вписаны в оклад;
2) Ахтям Рахмеев для употребления просьбы о защищении жителей наших от несправедливости башкирцов Саралиминской волости, как неправо продают разным владельцам земли наши, изстари занимаемые, и приводят в конечное разорение.
Первое. Мы и доверители наши действительно из роду башкирского Сарайли-Минской волости, записанные в оклад ясашной, состоят ныне Мензелинского уезда в деревнях Кутусас (Иманово тож), Сарсас Тикирменовой, Саклов Чурашевой, Старой Дюрюш, Мрясевой, Сеитовой, Чершилы (Шанды Тамак тож) и Старой Сакловой по последней 5-й ревизии (1795 г. - А.А.) в числе 297 душ (муж. пола), что почислены в оклад из башкирцов Саралиминской волости, то доказывается, во-первых, что деревни они все состоят на земле не коронной (т. е. неказенной или государственной. — А.А.), а на жалованной предкам нашим за службы по грамотам, что подкрепляет выпись 1715 года декабря 8 дня, данная из производимого в Казанской губернской канцелярии дела и другие документы;
второе, что немалое количество сарайли-минских башкирцев вообще и в смежстве с нами живущих владеют теми же землями; в третьих, что многие из башкирцев саралиминских - ближние нам родственники, от чего доныне и мы сохраняем название башкирцы Сарайли-Минской волости и в подкрепление сего и родословная у нас имеется. Что мы действительно поколения башкирскаго из волости Сарайли-Минской, но записаны в оклад (татарской. - А.А.), а потому Мензелинская нижняя расправа представила дела о выключке их из податного состояния. Саралиминцы же, считая окладных татар, не имеющих уже права владеть вотчинной землей, пытаются отторгнуть нас от владения землей, заселенной нами издревле и поныне владеемой, показывают, что мы будто по родству только имели пребывание на их земле».
Таким образом, башкиры-вотчинники нескольких населенных пунктов невольно оказались в составе окладных татар. Их просьба - возвращение их «в первобытное башкирское состояние». У нас нет документа о положительном решении этого вопроса. Скорее всего изменений не было. Это отразилось на этническом составе населения.
Илону Маску и Биллу Гейтсу не следовало бы скрывать свое башкирское происхождение.
Зауральские гопники действуют агрессивно, нагло, подло, согласованно друг с другом, да еще объявляют слишком интеллигентных казанских ботаников обидчиками.
Зауральские гопники всегда будут переигрывать казанских ботаников, пока последние будут вести себя как ботаники.
То что башкир объявили сословием? А Р. Хакимов вообще объявил что башкир нет.
А как прокомментируете Д.Исхакова, который заявляет, что "башкир мало, республика утратит свой статус". Т.е. призывает ликвидировать Башкортостан.
А псеводнаучная "Татары Уфимского уезда"?
А заявления типа "Туймазы, Татешле - татарская земля"?
А передачи в ТНВ, "7 дней", Данир Сабитов, Альметьевский театр?
Уфимский ТОЦ еще с 80-х годов выступает за Уфимскую губернию.
Империалистом был, например, Чингизхан.
Византийская империя существовала более тысячи лет.
Императором (управителем) империи мог стать человек любой национальности, например, императорами были хазарин, армянин, грек и т.д.
Яркий пример империи это США.
Все империи строятся по административно-территориальному принципу, а не по национально-территориальному.
Международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий, захватив вооруженным путем власть в свободной Демократической Российской Республике, сохранившей административно-территориальное деление от Российской империи, для удержания власти разделили Россию по национально-территориальному признаку - создали союзные и автономные республики.
Но красные диктаторы-империалисты Ленин и Троцкий прекрасно понимали, что сохранить свою власть они могут лишь в случае сохранения созданного ими СССР.
А СССР может существовать лишь в форме империи, как, например, и США.
Поэтому в фундамент империи СССР они положили диктатуру марксистской партии, которой обязаны были подчиняться все "национальные лидеры" союзных и автономных образований, существование которых должно лишь маскировать (как и Советы народных депутатов) диктатуру марксистской партии.
"Границы" союзных и автономных "национальных" республик "нарезались" с учетом создания будущих национальных конфликтов - для лучшего манипулирования населением и удержания власти.
Все современные "национальные" конфликты на территории бывшего "ленинского" СССР были заложены красными диктаторами Лениным и Троцким.
Азербайджано-армянский конфликт, украинско-русский конфликт, башкиро-татарский конфликт, грузино-абхазский конфликт и др. - это всё "ленинское наследие".
Чтобы ликвидировать эти конфликты надо создать чисто "национальные" государства, но и тогда войны за спорные территории никогда не закончатся.
(Здесь ещё возникает вопрос - жизнеспособны ли такие моно-национальные государства или они будут поглощены другими современными империями типа США, Индии, ЕС, Китая, Турции и др?)
Или создать новую империю наподобие империи США, где нет деление территорий по национальному признаку.
Кстати в начале 20 века в России были проекты создания Соединенных Штатов России, куда входил бы и административно-территориальный Волго-Уральский штат.
Не стоит также забывать, что "башкиро-татарский конфликт" осложняется и тем, что "башкиры" и "татары" это практически один и тот же народ с одним языком, который был насильственно расчленён красными диктаторами Лениным и Троцким в своих политических целях.
Если бы не "вмешательство" марксистов Ленина и Троцкого в этногенез, то в настоящее время поволжских тюркских мусульман было бы 30 - 40 миллионов и они использовали бы единый литературный язык и несколько региональных диалектов.
Какой "государственный" язык, язык межнационального, межэтнического общения выбрать и что будет с "региональными" языками - французским, русским, английским, китайским, татарским, башкирским, иврит, испанским, чувашским, немецким и т.д.
На какой идеологической базе строить единство народов Земного Шара тоже отдельный разговор.
Понятно, что если выбрать опять "марксизм", то ничего кроме концлагерей "построено" не будет.
На базе материалистической экономики тоже вряд ли что хорошее получится.
Но тогда что?
Экономические и политические элиты малюсенькой планеты Земля находятся в остром противостоянии - кто же будет "императором" Земного Шара.
Только новый Великий Монгол Чингизхан мог бы их "примирить".
Но его к несчастью народов планеты Земля пока нет...
---
То что один народ вполне согласен. И вполне мог стать одним единым народом, если бы не татаристкая идеология, возникшая в Казани 140 лет назад. До того все назвали себя единым именем "мусульмане". И башкиры, и казанцы, и чуваши, и мишаре.
И в "сочувствии" не нуждаются.
Но если это искреннее чувство по отношению к человеку, выживающему в трудных условиях современного глобального мира, то спасибо.
Во-первых, на территории Уфимского уезда и по всем Приуралье вспыхивали башкирские восстания против этих переписей, поскольку башкирское население видело в них предстоящий рост налогообложения. В итоге переписчики часто фиксировали лишь небашкир, так как татары или марийцы были менее склоны к участию в восстаниях против переписей. Впервые башкиры были полноценно переписаны только ревизией 1811 года, материалы которой составители включать в свой справочник не стали.
Во-вторых, татарские историки автоматически приравнивают служилых и ясачных татар к современным татарам, полностью игнорируя тот факт, что понятия «служилый татарин» и «ясачный татарин» относились к сословию, в которое охотно записывались чуваши, марийцы и мордва, поскольку это давало определенные привилегии. Аналогичная ситуация и с тептярями, которые следует рассматривать как социальную группу, в которую могли входить представители разных этносов.
В-третьих, следует понимать, что этническое самосознание в современном его понимании не было в XVIII веке свойственно людям, живущим в сельской местности. Автоматически переносить современные критерии этничности на ситуацию, бывшую нескольких веков назад, в корне неверно. Но именно это и делают татарские национал-историки, рассуждая о «средневековой татарской нации», хотя понятие «нация» может быть применено исключительно к эпохе индустриального развития общества и появления многочисленного городского населения.
название столицы Шупушкар призошло именно от этого названия ;(сродни Кудымкар, Сыктывкар, Йошкар-Ола все на "кар ") . Удмуртов, черемисы -марийцы называли одамари. Мордовские народы- чувашей называли вэде,и ветьке. Все таки как там не было ,но башкир называли иштяками, вероятнее всего таким образом подчеркивалась общность происхождения с остяками- предками нынешних хантов и манси! Отсюда напрашивается вопрос вообще о каких народах в этих писаниях идёт речь?
Иштяк- от слова иштяге, истяге означает внутренний. Внутренними назывались коренные тюркские племена. У Булгар тоже существовало племя АСКЕЛ (Эсегел)- внутренние.
ОСТЯК- от слова остагы, означает внешний, окраинный. Так назывались чужие подчиненные племена и народы.
По татарски Эстяге будет Эчке, Ички, а ОСТАГЫ- Очкы.
Внутренние башкиры - это башкиры живущие на Урале, внешние - живущие у Черного моря. То же самое с булгарами: те что внешние - живут на Дунае, внутренние - на Волге.
Остяки не имеют отношения к башкирам. В Пермском крае остяками назывались предки сылвенско-иренских (кунгурских) татар. Это были манси, которые постепенно тюркизировались и стали современными сылвенско-иренскими татарами. Не надо путать их с башкирами, как делают татаристы. Башкиры и предки сылвенско-иренских татар (остяки) во всех документах Пермского края указывались отдельно.
их недрах и выработалась идеология уничтожения ненавистной мусульманской Золотой Орды. В принципе она лежала на поверхности. Слишком много оказалось чингизидов, слишком многим не хватило власти. От этого огромное недовольство. Маленькие почести со стороны русских, и они уже игрушки в их руках. Тут тебе можно и пьянствовать, есть свинину,и никаких намазов каждодневных.
Таким образом Золотая Орда была расщеплена. После падения Казанского ханства и Казани сразу обнаружился еще один враг казанских татар- башкиры. Ну, как ущемленный брат. И вот это подпитывается уже на протяжении 460 лет. К взаимному разрушению. Но, думаю, татарский народ с честью пройдет через эти испытания. Также как их прошли Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан и т.д. А башкирскому народу надо сильно задуматься. Они идут по пути разрушения.