Радик Исхаков: «Вчерашние новобашкиры опять стали татарами»
«Татары Уфимского уезда» — идеологический ответ Башкортостану или сугубо научный справочник казанских историков?
На Северо-Запад Башкирии переселялись татары Заказанья, поэтому здесь говорят на «чисто татарском языке», утверждает ученый Института истории им. Ш. Марджани, доктор исторических наук Радик Исхаков. В то же время переход тептяр в башкиры в XVIII—XIX веках был делом добровольным, считает он. Однако уже в XX веке многие жители востока Татарстана и запада Башкортостана обратно вернулись в татары. Исхаков выступил ответственным редактором книги «Татары Уфимского уезда», посвященной ревизиям татарских деревень в XVIII веке. Монография была презентована в Казани и вызвала неоднозначную реакцию в Башкирии. А выход издания в преддверии Всероссийской переписи населения добавляет пикантности ситуации. Как рассказал казанский ученый в интервью корреспонденту «Реального времени», выпущенный историками справочник не является продуктом политического заказа татарстанских властей. При этом он признал определенное доминирование уфимских коллег в информационном пространстве. Кроме того, наш собеседник поведал о таких этносословных группах, как тептяри, бобыли, уфимские, служилые и ясачные татары, а также поделился своим мнением относительно северо-западного диалекта башкирского языка.
«Проводили перепись всего населения за исключением уфимских татар и башкирцев»
— Радик Равильевич, когда татары впервые появились на территории современного Башкортостана?
— У нас выходил первый том «Татары Приуралья», полностью посвященный этой теме: как заселялся этот регион, входивший в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Татары фиксируются еще со времен средневековья на территории Западного Башкортостана, Восточного Татарстана. Имелись тарханные грамоты, на основе которых татарский феодал имел обширные земли — на территории рек Белая, Ик. Это уже была территория, освоенная татарами. Кроме того, это была территория кочевий ногайских татар.
Книга «Татары Уфимского уезда» охватывает XVIII век, когда формировалась Российская империя. В это время современная Башкирия (Уфимский уезд) считалась внутренней окраиной, где часто вспыхивали восстания. Она граничила с территориями, киргиз-кайсаков, ногайцев.
— Какие этнографические группы татар описываются в вашей книге?
— Приуралье, восточное Закамье были территорией интенсивных этнических контактов. Поэтому здесь сформировалась сословная стратификация, которая не встречалась в других регионах.
Уфимский уезд — большая административно-территориальная область, которая охватывала территорию современного Башкортостана, востока Татарстана, частично Удмуртии, Оренбургской и Свердловской областей. До XVIII века Уфимский уезд подчинялся Приказу Казанского дворца, в начале XVIII века он вошел в состав Казанской губернии. А с 40-х годов XVIII века он входил уже в состав Оренбургской губернии.
Первая государственная ревизия (1722 год) была связана с реформой системы налогообложения. Такие переписи проводились для того, чтобы зафиксировать податное население — всех налогоплательщиков. Для реформы Петра I перепись проводилась «подымная», т. е. налоги собирались с каждого домохозяйства, а с первой ревизии — подушно, т. е. с душ мужского пола. Материалы этих ревизий являются более точными, в них зафиксирована информация по этническому и сословному составу. Ревизии являются основным источником генеалогических исследований (составление родословных). Это уникальный комплекс документов, очень значимый источник.
Первая ревизия зафиксировала наличие большого количества татарских деревень — более 200. Были записаны три основные сословные группы татар. Первая — ясачные татары, т. е. татары-хлебопашцы, наиболее крупная группа. Как таковой ясак они не платили, подати оплачивались деньгами. Другие группы — служилые татары и служилые мещеряки. Мещеряки появились довольно рано на этой территории, они фиксируются в конце XVI века. Они несли военную службу и часто направлялись на пограничные территории…
Книга «Татары Уфимского уезда» охватывает XVIII век, когда формировалась Российская империя. В это время современная Башкирия (Уфимский уезд) считалась внутренней окраиной, где часто вспыхивали восстания
— Для подавления восстаний, в том числе башкирских?
— Да. Как граница расширялась, их передвигали дальше. Уфа была небольшой крепостью. По грамоте 1688 года (конец XVII века) зафиксировано, что в Уфу на службу были переведены служилые мещеряки. Уфу в это время защищали от восстаний башкирцев служилые мещеряки, поместные дворяне (конница) и иноземцы — представители нового иррегулярного войска. Служилые мещеряки в XVIII и XIX веках продолжали нести военную службу.
В указе о проведении первой ревизии было приказано проводить перепись всего населения за исключением уфимских татар и башкирцев, в других регионах — инородцев Сибири, которые платили натуральный ясак, и астраханских татар. В первых материалах присутствуют все сословные группы, кроме башкирцев и уфимских татар.
— Кто такие уфимские татары?
— Это дискуссионный вопрос. Таких исследований нет. Но исходя из логики, можно предположить, что это татары, которые жили в Уфе. А поскольку городское население не переписывалось, в материалах первой ревизии они не указаны.
— Почему башкиры остались за рамками переписи?
— Это было связано с тем, что башкиры имели вотчинное право, были вотчинниками. Они обладали определенными привилегиями и не платили подати. Фиксировались только те, кто платили налоги. Поэтому башкирцы не вошли в первую ревизию. Поэтому эти населенные пункты, в которых указаны татары, однозначно являются татарскими селениями, тем более ясачные татары — здесь указаны сословие и этнос.
— А к ним не могли быть приписаны представители других народов, в том числе башкир или финно-угров?
— Мы дали материалы только по ясачным татарам. Но присутствовали и другие — ясачные чуваши, удмурты, все они представлены в материалах [ревизии]. То же самое касается служилых. А башкирцы — это вотчинники. Маловероятна такая трансформация, чтоб башкирцев записали ясачными татарами. Это разные сословные и этнические группы. И многие деревни ясачных татар были основаны выходцами из Заказанья. И по материалам ревизий Заказанья это очень хорошо видно, как массово мигрировало население (ясачные татары). Все фиксировалось довольно четко. И каких-то разночтений быть не может, учитывая, что башкирцев не фиксировали. Ревизия — это основной источник по этнической истории и для составления родословных. В документе указаны татары, это подтверждается другими источниками. Трудно отсюда вывести каких-то башкир.
Ревизия — это основной источник по этнической истории и для составления родословных. В документе указаны татары, это подтверждается другими источниками. Трудно отсюда вывести каких-то башкир
«Сохранилось много документов, где татары просят перевести их в башкирское сословие»
— Как учитывалось население в других переписях?
— Вторая ревизия — это 40-е годы XVIII века. Появляются новые сословные группы в составе татар и других народов. Также увеличивается территориальный охват. Если в первой ревизии учитывались четыре дороги (Казанская, Сибирская, Ногайская и Осинская), то во второй появляется Новомосковская дорога. Это связано с тем, что между первой и второй ревизиями шла интенсивная миграция татар, поскольку здесь было больше земли, не проводилась политика насильственной христианизации, религиозной унификации. Здесь жить было вольготнее, поэтому вторая ревизия фиксирует появление большого количества татарских деревень, особенно на территории Новомосковской дороги. Это современные Азнакаевский, Альметьевский, Бавлинский, Бугульминский, Заинский, Лениногорский, Сармановский районы Республики Татарстан, Бакалинский, Бижбулякский районы Башкортостана, районы Оренбургской области и город Оренбург.
Появляются и новые сословные группы. Был создан Сеитовский Посад Оренбурга (ныне Татарская Каргала, — прим. ред.), в котором зафиксированы торговые татары. Это привилегированная группа (переходная в купечество). Недалеко была граница, требовались деятельные люди, которые бы знали тюркские языки и могли торговать с казахами. Наиболее подходили для этого татары. Из-за того, что они туда переселились, оживили торговлю с казахами, им предоставили определенные льготы. Это были выходцы из Заказанья: Сабинский и Тюлячинский районы. В дальнейшем в составе местной татарской общины появились татары-казаки.
Кроме того, на Новомосковской дороге на территории современного Бугульминского района образовалась группа чемоданных татар. Назвали их так неслучайно. На них лежала повинность по перевозке почты по станциям, за это освобождались от различных денежных обязательств. Они носили большие кожаные сумки кустарного производства (чемоданы), в которых перевозилась почта.
Наиболее крупная сословная группа, зафиксированная в третьей ревизии, — тептяри и бобыли.
— Тептяри и бобыли были отнесены в одну группу?
— Они появляются в материалах третьей ревизии одним пунктом «тептяри и бобыли», в дальнейшем они вошли в одно сословие, их различия к концу XVIII века были уже незначительными.
— Насколько я понимаю, в бобыли могли записывать марийцев, удмуртов, а в тептяри могли попасть и башкиры.
— В 1740-е годы была проведена перепись тептярско-бобыльских групп, с того времени начинается формирование этого сословия. Изначально в их составе было множество этнических групп. Наиболее многочисленной были татары, были также марийцы, удмурты и другие. Это была переходная сословная группа между ясачным и военно-служилым сословием. В 1790 году на них была официально возложена повинность по отбыванию военно-пограничной службы, они стали военно-служилым сословием. Они участвовали в войнах, в т. ч. наполеоновских, были образованы тептярские полки. Тептяри уже в 1760-х годах управлялись военной администрацией. Если ясачными и служилыми татарами управляли волостные старшины, то тептярами — старшины команд. Тептяри были сложносоставным сословием, и в материалах ревизии это тоже указывается: тептяри из татар, тептяри из черемисов. В нашей книге мы представили тептярей татарского происхождения.
Многие представленные в книге деревни существуют и сейчас на западе Башкортостана и востоке Татарстана. Те же крупные районные центры — Актаныш, Бугульма, Сарманово, Муслюмово — все они есть, там жили татары
— Как этих тептярей-татар вычислили и отделили от остальных народов?
— Основная группа тептярей-татар в материалах предшествующих переписей фиксируется как ясачные татары. Типичный пример — деревня Аняково Актанышского района, малая родина первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Согласно материалам ревизий, там проживали тептяри. В материалах первой переписи основная доля населения — ясачные татары, а в материалах третьей и четвертой ревизии у татар доминируют тептяри (более 60%). Многие представленные в книге деревни существуют и сейчас на западе Башкортостана и востоке Татарстана. Те же крупные районные центры — Актаныш, Бугульма, Сарманово, Муслюмово — все они есть, там жили татары.
— То есть вы исключаете наличие в них башкир?
— В материалах указано «татары». В данных третьей ревизии появляются три деревни, в которых зафиксированы башкирцы, которых в документе не должно быть, поскольку они вотчинники. Почему они зафиксированы, сложно сказать. По одной из версий, это те же татары, которые получили вотчинные права, и поэтому фиксируются как башкирцы.
— Или это башкиры, которые по различным причинам лишились вотчинных прав?
— Если бы они лишились вотчинных прав, то они не должны были фиксироваться башкирцами.
— А кем тогда таковых определяли? Тептярами?
— В материалах ревизий с 1722 до 1782 годов зафиксирована три таких случая: когда башкирцы переходили в тептярское сословие. Они очень многое теряли — свои вотчинные права. Они из более высокой социальной страты переходили в низкую. Такие примеры были, но единицы. И делать выводы, что тептяри — деклассированные башкирцы, исходя из этих данных, очень сложно. Я встречал такой тезис, в первую очередь у башкирских коллег, о том, что тептяри — это деклассированные башкирцы. Я не знаю, на основе каких источников они делали такие выводы. Но в источниках таких примеров очень мало.
В материалах третьей и четвертой ревизий начинают фиксироваться не только сословные, но и конфессиональные группы. Появляются новокрещеные татары, старокрещеные татары, старокрещеные татары из князей, мурз. Эти крещеные татары (кряшены) в основном были переселенцами (современные Бакалинский район Башкортостана, Тукаевский, Лениногорский и Сармановский районы Татарстана).
— Почему башкиры начали учитываться в четвертой переписи, хотя они не были податными людьми?
— Полноценно башкирцы начали учитываться с пятой ревизии, которую мы в своей книге не охватываем. Было организовано Башкиро-мещерякское войско. Причем жители тех деревень, которые в первых ревизиях были зафиксированы как татары, в последующем начинают обозначаться как башкирцы. К тому времени была введена кантонная система, и татары, которые вошли в состав Башкиро-мещерякского войска, начали фиксироваться не по этническому происхождению, а уже по сословию. То есть они стали нести военную службу, получили вотчинные права, заметно повысили свой социальный статус. В этом были заинтересованы сами татары. Сохранилось очень много документов, где они просят: «Переведите нас в башкирское сословие».
Татары, которые вошли в состав Башкиро-мещерякского войска, начали фиксироваться не по этническому происхождению, а уже по сословию. То есть они стали нести военную службу, получили вотчинные права, заметно повысили свой социальный статус. В этом были заинтересованы сами татары
— И, выражаясь современным языком, башкиром быть круто, так?
— Да. Можно провести такую аналогию: по материалам ревизий в Оренбургское казачье войско вошли разные этнические группы, в том числе татары, а также нагайбаки, крещеные татары, ногайцы, были калмыки. В ревизии фиксируются просто «казаки». А башкирцы занимали более привилегированное положение, чем казаки. Если казакам за службу полагалось 30 десятин земли, то башкирцам — 40. Казаки с выслугой лет, заработав офицерские чины, уже получали больше земли.
Происходила такая трансформация. Во время наполеоновских войн жители четвертого кантона Оренбургского казачьего войска, в том числе жители Сеитовского Посада, были переведены в сословие башкирцев. Много населенных пунктов, в которых жили татары, казахи и ногайцы, были переведены в состав Башкиро-мещерякского войска. Здесь уже и татары, и ногайцы в материалах ревизий XIX века считаются башкирцами. Произошел перевод из одного сословия в другое.
Были и примеры, когда в сословие башкирцев переводили марийцев, казахов. Этническая марийская деревня, в которой проживали марийцы-тептяре, переводится в Башкирское войско.
«Риза Фахретдинов, Заки Валиди происходили из тептярских деревень»
— Выпуск этого издания произошел в преддверии Всероссийской переписи населения. Это случайно так вышло?
— Эта работа велась несколько лет. В ней принимали участие и краеведы, которые собирали материалы в течение последних 10 лет. Конечно, перепись накладывает определенный отпечаток. Башкирские коллеги издавали материалы по башкирским родам. Но почему-то они использовали материалы пятой и последующих ревизии, а первые четыре не учитывали.
— Это логично, потому что тогда, наконец, начали учитывать башкир.
— Тогда начали учитываться башкирцы. Но есть книги, которые охватывают территорию восточного Татарстана — о так называемых мензелинских башкирах. Материалы первых четырех ревизий показывали более развернутую картину, двухсословную, где учитывалась этническая составляющая. Но они эти материалы не публикуют.
— Вы ограничились тем, что касается татар, а они — башкир.
— Но на основе этих материалов (более поздних ревизий) они делают выводы о том, что жители деревень — этнические башкиры, что противоречит материалам более ранних переписей.
— Разве указанные территории не были вотчинными владениями башкир?
— Они нашли «доказательства», что какие-то деревни были башкирскими. А в материалах первых переписей — там ясачные татары.
— «Ясачные татары» подразумевает и сословный фактор. К ним могли быть отнесены и башкиры?
— Как это возможно? Массово, более 200 деревень, были записаны. Та же деревня Бугульма, мы знаем, кто был основателем. Риза Фахретдинов, Заки Валиди происходили из тептярских деревень.
— Ахмет-Заки Валиди в своих «Воспоминаниях» пишет, что он из тептяр (это сословие), но при этом называет себя башкиром.
— Но если брать эту этносословную группу, то основная часть тептярских деревень в восточном Татарстане были основаны татарами.
— Альметьевск основал башкирский мулла Альмет.
— У Надыра Уразметова сохранились его тарханные права. Он был основателем этой деревни. Происходил из татарской деревни Большой Менгер современного Атнинского района Татарстана.
В чем задача этого издания? Здесь нет какой-то идеологии. Мы просто взяли, как в документе написано, так и написали. Если написано «служилый татарин» или «служилый мещеряк», мы так и пишем
— Считается, что и он происходил из башкир.
— Есть такое мнение, которое мы не разделяем. Но в чем задача этого издания? Здесь нет какой-то идеологии. Мы просто взяли, как в документе написано, так и написали. Если написано «служилый татарин» или «служилый мещеряк», мы так и пишем. А это очень большой хронологический охват — почти весь XVIII век (1722—1822). И здесь зафиксированы служилые татары, ясачные татары, тептяри. Но на основе этих материалов никак нельзя сделать вывод, что это башкирцы, если написано, что жители — ясачные татары.
Что касается башкирского сословия, в 1855 году был издан указ о переименовании Башкиро-мещерякского войска в Башкирское. И в этом указе четко прописано, что население этого войска должно именоваться башкирцами. И только в исключительных случаях можно указывать их добашкирское сословное и этническое происхождение. И после 1855 года практически все жители, входившие в состав Башкирского войска, четко были записаны башкирцами. Этот указ привел к тому, что в материалах девятой и десятой ревизий жители сплошь указывались башкирцами.
— Как понимаю, они сами не возражали против именования себя башкирами?
— Они же военные люди, как они могут сопротивляться этому? И многие тептяри, ясачные татары писали прошения, чтоб их перевели в башкирцы. Так они ничего не теряли, но приобретали очень много, становились вотчинниками. Это был определенный социальный лифт.
«О политическом заказе речи не идет»
— Радик Равильевич, скажите, а был ли какой-нибудь специальный заказ от правительства Татарстана или аппарата президента РТ на выпуск этого справочника?
— Нет, не было. Я как ответственный редактор заявляю, что эта работа началась в то время, когда правительство не знало о ней. Только на финальной стадии, когда требовалось финансирование на издание книги, тогда мы уже обратились в органы власти, чтобы оказали финансовую помощь. О каком политическом заказе можно говорить, если руководство республики не знало о книге? Это справочное издание, где представлены источники.
— У вас в Институте истории работают и выходцы из Башкортостана (Лилия Габдрафикова, Ильнур Миргалеев и другие). Участвовали ли они в подготовке издания?
— Нет. Все работают в разных отделах, каждый занимается локальными темами. Лилия Рамильевна занимается татарской повседневностью, началом XX века. Ильнур Миргалеев занимается исключительно Золотой Ордой. Он участвовал в выпуске первого тома «Татары Приуралья». Не может медиевист заниматься началом XX века. Опять-таки, для того, чтобы прочитать материалы ревизии (скоропись), нужна определенная квалификация.
— Правда ли, что Заки Валидов назван у вас «известным татарином»?
— Здесь краевед составил родословную, на основе которой Заки Валиди в этническом отношении происходил из татар-тептярей. Хотя башкирские ученые считают, что он был башкиром по происхождению.
— Потому что он сам не раз заявлял, что башкир, на это указывают метрические книги родителей, и был отцом-основателем Башкирской Республики.
— То же самое касается Ризы Фахретдинова: башкирские исследователи заявляют, что и он был башкиром по происхождению. Сохранился единственный документ, где он в графе «сословие» указывает «башкирец». Споров очень много: насчет Галимжана Ибрагимова, Карима Хакимова, Мутиных (Ильдархан и Мухтар).
— Почему бы это не могло быть башкирским шежере?
— Два первых человека [основатели рода], которые они приписывают к башкирам, документально не подтверждаются — на основе ревизий. Мы говорим не о том, кем себя самоидентифицировал, а о том, кем были его предки, из каких деревень они происходят.
По материалам ревизий XVIII века невозможно вычислить, сколько должно быть татар и башкир. Я могу лишь сказать, сколько было по материалам первой или второй ревизии. А сколько реально в современной Башкирии, я не знаю, кто сможет точно и корректно ответить на этот вопрос
«Издания башкирских ученых в информационном пространстве до последнего времени доминировали»
— Соответствуют ли, на ваш взгляд, реальной картине результаты Переписи-2010 в Башкортостане? Ведь довольно много звучит заявлений, что один народ переписывался в другой, чтоб поддержать титульную нацию.
— Этим должны заниматься социологи. По материалам ревизий XVIII века невозможно вычислить, сколько должно быть татар и башкир. Я могу лишь сказать, сколько было по материалам первой или второй ревизии. А сколько реально в современной Башкирии, я не знаю, кто сможет точно и корректно ответить на этот вопрос.
Цель нашей книги — показать материалы первичного фискального учета XVIII века и кто в населенных пунктах проживал по этническому и сословному статусу. Здесь представлены листы конкретных документов, что позволяет научно верифицировать данные. Человек, интересующийся родословной своей семьи, может обратиться к документам или к нам и получить более подробную информацию. Мы готовили книгу с сугубо научной целью.
— Была ли реакция уфимских коллег на это издание?
— Не видел. В наш институт и мне лично писали татары Башкортостана, которые спрашивали, как можно приобрести книгу, предлагали свои услуги по распространению, тиражированию, предлагали опубликовать по конкретным районам в своих периодических изданиях, чтоб донести до народа информацию. Издания башкирских ученых в информационном пространстве до последнего времени доминировали. У них опубликованы материалы с пятой ревизии. И житель деревни смотрит туда и видит, что там проживали башкирцы, а другой информации, более ранних ревизий, у него нет. Ему сложно понять, что башкирцы — это не только этническая составляющая, но и сословная, где ядром были башкиры. Мы как ученые должны делать выводы на основе исторических источников. Я могу документально доказать, кто из какой деревни вышел. А когда составляют башкирские родословные, как они могут документально доказать, что у жителя деревни, в которой он зафиксирован как ясачный татарин, предки были башкирами?
— Как пишут в СМИ, вы уже заявили, что Уфа и Стерлитамак — это якобы татарские города. Вы действительно что-то подобное говорили?
— Это не совсем так. Я сказал, что в них жили татары. Я приводил данные грамоты 1688 года, в соответствии с которой в Уфу переселились мещеряки, т. е. татары.
— Но основным населением Уфы и Стерлитамака были русские. Скорее, это русские города.
— В том-то и дело. Здесь никто не говорит, что Уфа — татарский город. Она была небольшой крепостью. Вокруг нее была развита сеть населенных пунктов, которые вошли в состав города. И многие эти селения, которые сейчас являются Уфой, были татарскими деревнями. То же самое касается Набережных Челнов и других городов: в их состав вошло много татарских населенных пунктов. Что касается Стерлитамака, здесь была деревня, в которой жили ясачные и служилые татары. Исходя из этой информации можно сделать вывод, что это была татарская деревня, которая позже стала крупным промышленным городом. Речь идет лишь о том, что татары там просто жили. А выводы о «татарском городе» — это определенный журналистский прием.
— Несколько лет назад некоторые татарские активисты предлагали присоединить к Татарстану западные районы Башкирии. Как вам такая идея?
— Я не представляю, как это можно сделать. Я к этому отношусь отрицательно. Политические последствия будут негативными, обострятся межнациональные отношения. Это ничего не даст. Мы живем внутри одного единого государства, и такие идеи не могу поддерживать.
— Хотелось бы узнать также ваше мнение относительно северо-западного диалекта башкирского языка.
— Исходя из данных материалов, мы знаем, что туда переселялись татары Заказанья, поэтому это чисто татарский язык. Есть отдельные говоры, специфика языка, но есть научные аспекты. По всем признакам это татарский язык. Когда мы едем в Башкирию, и там говорят на татарском языке, я всех прекрасно понимаю.
Где жили этнические башкиры, там нет татарских деревень. Башкирцев не переписывали в ревизии, но проводились специальные переписи башкирского населения. Я брал некоторые деревни и сравнивал, кто где живет. Прошло более 300 лет, а этническая картина особо не изменилась
— Вы, вероятно, поймете и жителей Бурзянского района, где проживают преимущественно башкиры. Это не значит, что они разговаривают на татарском.
— Кстати, в материалах ревизий практически нет татарских деревень Сибирской дороги (Урал, Зауралье). Где жили этнические башкиры, там нет татарских деревень. Башкирцев не переписывали в ревизии, но проводились специальные переписи башкирского населения. Я брал некоторые деревни и сравнивал, кто где живет. Прошло более 300 лет, а этническая картина особо не изменилась.
При фискальном учете превалировало обозначение сословного статуса. И сословные группы трансформировалось во многом под влиянием государства. Например, в результате реформ Петра I служилые татары были деклассированы и переведены в лашманское сословие. Поскольку не хватало лашманов, ясачные татары переводились в служилые татары, т. к. служилые татары могли нести лашманскую повинность. То же самое с башкирцами. В башкирское сословие массово переводили во время наполеоновских войн, потому что срочно нужна была конница. В 1860-е годы полностью отменили систему Башкирского войска, и жители стали сельскими обывателями. Население деревень, которые в первой ревизии указаны как ясачные татары, в поздней стали башкирцами.
В первых советских переписях (1920-е годы) сословный статус не имел никакого значения, вотчинных прав нет, и они записывают себя татарами. Произошла двойная трансформация: вчерашние новобашкиры стали опять татарами.
комментарии
Заки Валидов в своих "Воспоминаниях" пишет , что они происхождением из "белых" татар.
— Да. Как граница расширялась, их передвигали дальше. Уфа была небольшой крепостью. По грамоте 1688 года (конец XVII века) зафиксировано, что в Уфу на службу были переведены служилые мещеряки. Уфу в это время защищали от восстаний башкирцев служилые мещеряки, поместные дворяне (конница) и иноземцы — представители нового иррегулярного войска. Служилые мещеряки в XVIII и XIX веках продолжали нести военную службу.
...........................................................................................................................................
не совсем так, насчёт восстаний. мой прадед 9мишар)сам был одним из руководителей восстания.
Но в бытовом плане решается очень просто - каждый человек решает сам к какому этносу принадлежит.
Или к каким этносам.
Русские, например, своими предками имеют и славян, и финно-угоров, и тюрков, и монгол, и семитов и др.
"Башкирский" язык появился в 1919 году.
А "татарский" язык возник в 1920 и году.
До этого поволжские тюркские мусульмане разговаривали на одном языке.
Да, были диалекты единого языка от деревни к деревне.
Но не более.
Или ошибаюсь?
И понимали друг друга после драк "деревня на деревню".
Но приезжая в Москву на заработки они начинали говорить на городском "московском" русском языке - иначе не выживешь.
Жители аулов Казанской губернии, Уфимской губернии, Оренбургской губернии тоже говорили на своих диалектах.
И понимали друг друга при встрече.
В Казани, Уфе, Оренбурге и др. городах, куда они приезжали на заработки, вырабатывался единый литературный язык поволжских тюркских мусульман, создавалась единый этнос поволжских тюркских мусульман.
Но в 1919-1920 гг. марксисты-"интернационалисты", красные диктаторы Ленин и Троцкий разделили (почему - другой вопрос) единый этнос поволжских тюркских мусульман с единым литературным языком на"башкир" и "татар" - создали АБССР и АТССР.
Возникла необходимость создания и новых языков - "башкирского" и " татарского".
С тех пор и идут эти бесконечные бесплодные "споры" - кто "башкир", а кто "татарин", какой язык - "башкирский" или "татарский".
Это что за административные образования АБССР и АТССР?
Но чтобы не знать что такое АТССР...
Из Википедии:
"22 марта 1920 года председатель СНК РСФСР В. И. Ленин принял в Кремле Б. X. Мансурова, С. Г. Саид-Галиева и других для обсуждения с ними вопроса об образовании Татарской республики[4].
Она была провозглашена декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 27 мая 1920 года[5] и образована 25 июня того же года как Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика (А.Т.С.С.Р., Татреспублика) (тат. Avtonomiəle Tatarstan Sovet Sotsialstik Respublikasь (A.T.S.S.R., Tatarstan)[6])".
Специально для безграмотного господина "тыкалка" - АБССР это классовая. диктаторская Автономная Башкирская Советская Социалистическая Республика (Красная Башкирия) - образована на год раньше, чем АТССР (Красная Татария).
А предки казанских татар вплоть до 15-16, а некоторые до 18 века говорили на чувашском языке булгарского типа и назывались чувашами.
Просто в Среднем Поволжье шел поступательный процесс формирования чувашского народа. Который прервался с завоеванием Казани. Тогда чуваши разделились на три народа: на собственно чувашей, на предков казанских татар и на бесермян.
Современные башкирский и татарский языки похожи, как были в своё время похожи "языки" жителей деревень Владимирской и Костромской губернии.
Которые потом стали "русским" языком.
Или это упрощение?
Может что-то похожее происходит и с современными башкирским и татарским языком?
Они должны объединиться и превратиться в единый язык поволжских тюркских мусульман?
Ведь этот процесс уже почти завершился в начале 20 века.
Но был насильственно прерван марксистами Лениным и Троцким.
А куда исчез древнетюркский ???
Ясачные татары на самом деле было только сословтем состоящим из других этносов в том числе башкир. У ясачных татар даже не было этнического самосознания до начала 20 века.
А в русских документа к тому же "татарами" называли всех тюрков без разбора в основном мусульман, то есть это не обозначение этнической принадлежности. Поэтому категорию "татар" в документах того времени нужно рассматривать либо как сословное понятие, либо как принадлежность к мусульманам и тюркам вообще.
Правда были и диалекты.
Но в городах - Казани, Уфе, Оренбурге, Москве и др. - стал
уже формироваться единый литературный язык поволжских тюркских мусульман.
Марксистские "учёные" расчленили единый литературный язык поволжских тюркских мусульман на пролетарские "башкирский и "татарский".
Зачем марксисты это сделали - другой вопрос.
Тоже относящийся, впрочем, к Истории.
Ты же хохол.
В школе обучение было на татарском языке ( 1972-1982 годы).
Вот наше село Куртлыкуль, (отметило в прошлом году свое СТОлетие) образовалось в 1919 году. Рядом находится село Мрясимово (мишары), вот оттуда выходцы наши односельчане, а наши предки - мишары. Язык наш чистый татарский, без каких либо диалектов и абсолютно ничем не отличается от казанского татарского.
А для дилетантов, которые не видели живых мишар и не слышали их язык - господа не выдумывайте байки, что у мишар другой язык, более того, что они другой этнос. Хватит нести чушь.
Из рассказов отца (он был 1915 года рождения) слыхал, что рядом расположенные села: Деушево и Сюндюково были населены - тептярами. Но язык у всех у нас был единый. В одной школе мы учились и среди нас не было ни одного башкира/башкирки. Башкирский язык я в детстве слышал только по радио, а потом по телевизору их видел. Сейчас лжеученые хотят ввести какой то "северо-западный диалект башкирского" и всех нас переписать в башкир.
Я ничего не имею против башкир, у меня зять башкирин (дочь вышла замуж, более того я очень люблю своего зятя) и соответственно внуки - башкиры.
Просто на ровном месте политтехнологи создают проблемы между братскими народами, которые исповедуют одну религию. Начинаются трения, непонятки, оскорбления и т.д.
Безусловно каждый сам определяет для себя кем он является по национальности. Это самоидентификация человека, связь со своими предками через века, его отношение и владение языком. Одно плохо, клин вбивают между народами лжеученые и проплаченные политиканы.
Вы не читатель - Вы писатель.
Нас таких большинство...
А надо бы читать и научно оппонировать, если это требуется.
Кстати многие комментарии интересно читать - и познавательно.
Спасибо уважаемым РВ, авторам и комментаторам за доставленное интеллектуальное удовольствие.
Потомками хантов и манси являются сибирские татары, пермские (сылвенско-иренские) татары потомки манси.
Но есть и спорные, дискуссионные вопросы.
В комментариях это отмечено.
Финно-угорские народы и славяне, безусловно, участвовали в этногенезе современных "татар" и "башкир".
Ещё в 922 году учёный араб, секретарь Багдадского посольства писал о принятии Ислама булгарским царем славян-сакалибов.
1) Все эти сословия: ясачные татары, служилые татары, чемоданные татары, лашманные татары, служилые мещеряки, тептяри, бобыли и др. были полиэтничными. Самоназвания "татар" до начала XX века не было.
2) Башкиры не учитывались в первых ревизиях, но это не означает, что башкир там не было. Как правило, все эти деревни основали либо сами башкиры-вотчинники на своих землях, либо припущенники по договору с башкирами.
3) Появление башкир в последующих ревизиях не означает исчезновение ясачных и прочих татар, мещеряков, тептярей и др. Они так же продолжали учитываться в ревизиях.
4) Мишари вплоть до переписи 1939 года считались отдельным народом, а не татарами. Аналогично с тептярами.
5) Башкирское войско было упразднено в 1865 году, но по мнению авторов, в него продолжали записывать и дальше, вплоть до 1917 года. Войска нет, а в него записывали?
Расчленение марксистами Лениным и Троцким России по национальному признаку было тоже чисто пропагандистским приемом - ничего общего не имеющего с наукой.
Эти красные диктаторы могли создать и Вологодскую АССР, и Архангельскую АССР и т.д., если бы это нужно было им для удержания власти.
И, соответственно, создать вологодский "язык" и Архангельский "язык".
И сейчас бы "учёные" спорили бы - кто "вологодец", а кто "архангелец", где вологодский и где Архангельский язык.
Создали же они Дальневосточную республику - а потом, правда, разогнали её.
В "корень" проблемы надо смотреть - правильно Вы пишите.
Это что за фантазии?
Она же для Вас тоже "феерическая ахинея"?
Они русским языком (и разговорным и научным) владеют гораздо лучше (на порядки), чем татарским или башкирским языком.
Русский язык в силу ряда причин стал давно (уже несколько столетий) языком меж-этнического, меж-национального общения, вытеснив региональные славянские, финно-угорские, тюркские и др. языки.
Объективный это процесс или субъективный - другой вопрос.
Но так есть.
В США языком межнационального общения стал английский язык - точнее его разновидность, диалект.
Есть силы, которые стремятся разрушить империю США и для этого предлагают использовать в качестве мощного "тарана" ленинскую концепцию самоопределения наций вплоть до полного отделения.
Если нео-марксистам-ленинистам это удастся, то США погрузится на долгие годы в кровавую Гражданскую войну.
Они не понимают, что если в деревне живут два чуваша из сословия ясачный татарин, и сто башкир, это не означает, что деревня татарская.
В состав войска входили и оренбургские татары и ногайцы - 2000 чел, несколько сотен казахов, пару десятков бухарцев, хивинцев, туркмен и др. Было даже несколько персов, арабов и афганцев.
По сравнению с количеством башкир - это мизер. Их можно было бы даже не упоминать, т.к. они служили в обозе. Писари, конюхи и т.д.
Мишари так же были в подчиненном положении в войске. Есть письма мишар с жалобами.
Для создания войска нужны были огромные деньги. Башкиры полностью за свой счет финансировали армию. В любой момент могли выставить 110000 вооружённых всадников с тыловым обеспечением.
Ни о каком массовом переводе "ясачных татар" в башкиро-мещерякское войско нет никаких сведений, в том числе в этой пропагандисткой книге.
Разберитесь сначала с этим. Некоторые вообще пошли дальше и придумали понятие этносословие. В одной статье о демографии населения Восточной Сибири встречал таблицу, где был столбец озоглавленный "этносословия" где указаны "якуты", "тунгусы" и... "мещане", "крестьяне". Что это за этнос такой "мещане" и "крестьяне".
Ведь по определнию "этносословие - это этнос наделенный определенными правами и привилегиями". И понятие "этносословие" не имеет отношение к Российской империи, так как тогда такого термина не существовало, его придумали недавно. И научно необосновано его применение в отношении царской России.
А сословия появились в Российкой империи только к 19 веку.
Да и то, как пишут некоторые авторы 19 века сословия не играли особой роли в России.
Затем некто скопировал из интернета эти данные, опубликованные ранее другими людьми, и опубликовал анонимно (видимо постеснялся) в журнале Туган жир #3-4 (гл. редактор Дамир Исхаков) в конце июля этого года, выдав за свою работу. Причем скопированы даже все примечания Tusia слово в слово.
В августе в институте марджани решили издать все это в виде книги. Взяли таблицы из интернета, добавили пару сканов листов, написали введение и вуаля "шедевр" готов. Больше времени наверно ушло на введение.
Какие "10 лет"? Ни стыда, ни совести.
Впрочем, почему не может быть...
Примеров из Диссернета полным полно...
Это как раз говорит о том, что главной целью было переписать 200 башкирских деревень и их жителей в татары. Тут уже указывали, что раз в деревне в ранних ревизиях указаны только ясачные татары, это не значит, что там не было башкир, так как в ранних ревизиях башкиры просто не учитывались. Поэтому башкиры могли в этих деревнях значительно преобладать над сословными татарами.
И про мишарей тоже указывалось, чтт они тогда не являлись частью татар и в категорию татар были записаны в начале 20 века.
Чтобы не признать очевидного факта, что марксисты, красные диктаторы Ленин и Троцкий разделили в 1919 году единый этнос поволжских тюркских мусульман с единым литературным языком дав им разные названия на "башкир" и "татар".
Стоит "придумать" единое самоназвание, этноним, устраивающее большинство, и "башкиры" и "татары" станут единым этносом с одним языком.
1. В справочнике «Татары Уфимского уезда» приведены данные первых четырх ревизий, которые учитывали на территории Уфимского уезда лишь небашкирское население. Башкиры не учитывались, так как власти опасались их восстания, а не потому, что они не платили податей, как пишет Р.Исхаков. Например, последняя фаза башкирского восстания 1735-1740 гг. вспыхнула в 1739 году как раз из-за попыток правительства переписать население. Впервые полноценно с приведением имен башкиры были переписаны ревизией 1811 года.
2. Относительно достоверности статистических данных, приведенных в справочнике, ничего сказать нельзя, так как никто их не перепроверял. Одно можно сказать определенно, что к татарским деревням были отнесены смешанные деревни без всякого пояснения, что кроме ясачных или служилых татар тут проживали также башкиры, часто составлявшие большую часть населения. Например, в каком-нибудь ауле жило 100 башкир, 10 ясачных и 3 служилых татар. Но так как составители справочника приводят данные лишь по первым четырем ревизиям, не учитывавшим башкир, в их таблицы попадают лишь татары – те самые 10 ясачных и 3 служилых татар. Основателями большей части населенных пунктов Уфимского уезда был тот или иной башкир, на чьей вотчине возникло селение. Пустых земель не бывает. Например, деревня Бакаево Кушнаренковского р-на РБ основана в 17 веке башкиром Дуванейской волости Бакаем Тойметовым. В начале 18 в. он припустил мишарей, которые и были учтены ревизией 1722 г. На это основании Р. Исхаков относит этот аул к татарским селениям, хотя большинство населения там составляли башкиры, учтенные последующими переписями. Это явная манипуляция фактами, дабы сформировать у неискушенного читателя ложные представления.
3. Далее чисто концептуальные моменты. Авторы ставят знак равенства между названиями сословий служилых и ясачных татар и современным самоназванием татар, словно первые и в 18 веке так же себя именовали. Но это не так. Татарской идентичности тогда еще не существовало. Общеизвестно, что она возникла лишь в начале 20 века. Академик В. В. Бартольд писал: «…на Волге местная интеллигенция, после некоторых споров, приняла слово “татар” как название своего народа, вследствие чего возникла Татарская республика».
4. Эксплуатируется старый прием о сословном характере названия «башкирец». Ключевым моментом является их попытка доказать массовой переход тептярей, которых они трактуют исключительно как «татар», а также ясачных татар в «башкирцы». Причем, этот переход якобы осуществлялся по просьбе самих этнических татар, желавших повысить свой социальный статус, а правительство, идя навстречу «пожеланиям масс», якобы санкционировало подобную конверсию. Это, конечно, не соответствует действительности. Подобные сословные трансформации были, как правило, возвратным движением этнических башкир, как они писали, в свое «первобытное состояние».
5. Ну и последнее. Р.Исхаков касается происхождения Ризаиддина Фархеддинова, ссылаясь, по всей видимости, на паспорт 1912 года. Автор говорит, что это единственный документ, где указывается на его башкирское происхождение, да и то в графе «сословие». Во-первых, в графе «звание». Во-вторых, кроме этой паспортной книжки есть масса других документов: его метрика, автобиография, анкеты, где он уже в 20-30-х гг. 20 века указывает себя башкиром. Опять скажете сословие? Стыдно доктору наук делать такие заявления относительно вопросов, в которых он, оказывается, несведущ. Но если стоит задача продвигать идеологию пантатаризма, тогда конечно.
6. Что касается его измышлений относительно происхождения А.-З. Валиди, то тут комментировать нечего. Основатель Башкирской Республики сам все четко и ясно высказался по этой теме в своих «Воспоминаниях».
Но он вольно или невольно "играл на руку" международным марксистам-террористам Ленину и Троцкому, которые для удержания власти расчленили Россию по национальному признаку и внесли раздор между народами.
Если сами "башкиры" и "татары" не могут отличить, кто есть кто?
Поэтому "башкиры" и "татары" и есть один этнос, говорящий на одном языке и имеющих одну общую культуру.
Это марксисты, красные диктаторы Ленин и Троцкий разделили единый этнос поволжских тюркских мусульман на "башкир" и "татар".
С какой целью - это уже другой вопрос.
Только по языку.
А если все на русском говорят - то не отличишь...
Вот женщины и путают...
Для женщин все мужчины "на одно лицо".
Это у Евы выбора не было - один туповатый и ленивый Адам, которого всему пришлось Еве самой учить - от воровства яблок в саду у Б-га до секса.
А у современных Ев выбор Адамов огромен, практически безграничен - хочешь беленького, хочешь, черненького, желтенького, толстенького, тоненького, большеголового, лысенького и т.д. - на любой фасон и цвет.
Дошло до того, что современные Евы заказывают сперму приглянувшегося им будущего отца их детей даже на других континентах - привозят в крио-холодильниках.
Поэтому будущее за Евами.
А говорить Евы хотят на одном языке - так им лучше передавать друг другу информацию (вербальную и генетическую) - для этого они и созданы.
Следовательно скоро на малюсенькой планетке Земля будет один язык.
А какой - это уж дело Ев, они быстро могут договариваться.
Поэтому глуповатым современным Адамам надо смириться со своей участью и полностью положиться на своих жен - они лучше знают, что делать - вспомните сотворение Мира, Адама и Евы и что потом совершила первая Женщина - эта История прекрасно описана в Библии, Коране и других мудрых и священных Книгах.
Примерно тоже самое раньше было для русских в отношений тюрков, все были на одно лицо, поэтому без разбора всех обзывали "татары".
Независимых историков "игнорировали" - в лучшем случае.
В худшем случае независимых историков просто физически вырезали, как это делали марксисты Ленин, Троцкий их лучший ученик Сталин.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/198921-teptyari-yasachnye-tatary-prosili-chtob-ih-pereveli-v-bashkiry
Если "сугубо научно", то даже название книги надо уточнить - "Татары Уфимского уезда Казанской губернии".
А уж если совсем "сугубо научно", то - "Татары Уфимского уезда Казанской и Оренбургской губерний".
А уж если совсем-совсем "сугубо научно", то "Татары Уфимского уезда Казанской и Оренбургской губерний Российской империи".
А так даже в названии сплошная идеология и желания "ущемить" братьев-башкир и выставить в смешном свете братьев-татар.
С наступающим Новым годом, братья-татары и братья-башкиры!
Здоровья, мира и благополучия.
Православный русский.
по всей видимости образовались из ясашных,служивых, ногайских татар.
И язык у них один и тот же .
"Казанскотатарский."
С того времени, как Казанское царство российскою силою побеждено и к российскому государству присовокуплено, рассеялись многие татара в продолжение сей войны, а остальные переселились отчасти толпами в непобежденные тогда ещё татарские области: вот по чему и сделано было в казанском царстве гораздо больше перемен, нежели в прочих завоеванных местах…
При сем правлении многие казанские татары, с дозволения оного, перешли с прежних своих мест на жилище в другие страны, которые показались им привольнее: вот по чему и умножилось число рассеянных станиц и селений сих татар в пограничных с Казанскою губерниях, а именно в Оренбургской, Тобольской, а отчасти также в Воронежской, и в некоторых других… однако они в житейских своих обрядах вере сообразны казанским татарам: почему и не примену, говоря об оных, и на сих ссылаться.
Оренбургских казанских татар отнюдь не должно смешивать с перекочевавшими в сию губернию ордами, как то с киргизцами, а отчасти и уфскими татарами. Прямые оренбургские татара живут в Оренбурге т по крепостям оренбургской линии по реке Урале частию рассеяно, а частию в особливых слободах, в собственных слободах и городке Каргале на реке Сакмаре, в 18 верстах от Оренбурга… Уфимские городские и деревенские татара суть древние древние беглецы казанские, и они многолюдны. В Оренбургской исешской провинции ведется уже с лишком сто лет селение, состоящее из некоторых деревень, и прозывается по Ичкинскому ручью…
Все оренбургские казанские татара числом превосходят настоящих казанских, да и прочих, в рассеянии живущих, наберется не меньше, как и казанских. Казанские татары получили своё название от главного города Казани… В прочем, по собственным преданиям, не особливого колена, но произошли от оставшихся тут на поселении разных поколений ратоборцов и от привлеченных в Казань иностранцов, а особливо ногайских татар, которые все чрез соединение своё в единое общество составили особый народ.
— Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов,..» Часть вторая. О народах татарского племени. С-П, 1776 г. Пер. с немецкого.
Скорее это предки казанских татар перешли на башкирский язык, так как казанлы потомки чувашей, которые сами потомки от смешения булгар и финно-угров.
Ногайцы вообще не имеют отношения ни к казанским татарам ни к татарм вообще.
Миллер скорее всего расспрашивал потомков мурз из сословия "служилые татары". Как известно в Казанском ханстве было две социальные страты: аристократия из ордынцев и просто народ из чувашей и финно-угров. Ордынская аристократия практически была уничтожена после 1552 года или бежала в другие ханства, поэтому в Среднем Поволжье от неё осталось мизерное количество
Читай Кузеева по этногенезу башкир. Это общепринятая научная теория о происхождении башкир. То что ты не знаешь этого говорит о твоей некомпетентности.
Это башкирский язык.
Щак-Щак Ашыйбыз!
Это казанскотатарский язык.
Все Казанские татары
и все татары- мишары в Башкирии -"ЩАКАЮТ!!!".
Понятно что фонетечиски,
, "Казанские татары"
,это единный и неделимый народ.
Очень- разные.
Мишары есть тчокуют!
Мишары есть тцокуют!
Все Мишары в Башкирии,
из Казанских татар, из "Казанлы""
- говорят ,по Казанско-татарски.То есть ...Щакают..
Почему "Казанские татары"-
,стали мишарами, именно ,в Башкирии, некто незнает.
Анонимно 01 янв
Я сам родом из Караидельского района Башкирии, нас пытаются переписать в башкиры уже который раз. А сейчас придумали другой инструмент - наш родной татарский язык обозвать: "северо-западным диалектом башкирского"...
В школе обучение было на татарском языке ( 1972-1982 годы).
Вот наше село Куртлыкуль, (отметило в прошлом году свое СТОлетие) образовалось в 1919 году. Рядом находится село Мрясимово (мишары), вот оттуда выходцы наши односельчане, а наши предки - мишары. Язык наш чистый татарский, без каких либо диалектов и абсолютно ничем не отличается от казанского татарского.
А для дилетантов, которые не видели живых мишар и не слышали их язык - господа не выдумывайте байки, что у мишар другой язык, более того, что они другой этнос. Хватит нести чушь.
по Казанско-Татарски...
"Щак-Щак Ашыйбыз"
По башкирски,
говорят только дикторы радио и телевидения.
Щак-Щак Ошыйбыз!
Непозорься в интернете.
Род туркмен ,это Казанские татары.
Род мангыт, это Казанские татары.
Род табын,это Казанские татары.
Род минг,это Казанские татары.
Род барын,это Казанские татары.
Жеджере Каазанских Татар
По воле Токтамыш-хана в 1380-х годах большое количество кочевых татар бывшего улуса Ногая (из Причерноморья и Крыма), была переведена на земли между Волгой и Уралом. Сведения об этом переселении сохранились в текстах шеджере Габдуллы-хана, Кара-бека, Буркут-бека, Кара-ходжи, Хасана-Хусаина и др., а также в топонимических названиях Чатыр-тау, Кирмень, Кизлев, Балыклы, Урум, Суук-су, Чембели к др. Главная масса переселенцев прибыла в Среднее Поволжье. Переселенцы овладели полностью Булгарским улусом. Улусным бием тогда был назначен бывший золотоордынский правитель Габдулла-хан, или по-другому Кара-би, Улус-би.
Факты прибытия населения из Причерноморья и Крыма отразились особенно в легендах шеджере Габдуллы-хана (Кара-бека). Согласно сведениям этого источника, Орда во главе с Кара-беком вышла из Ногъай татар (Крыма), перекочевала на р. Сакмар, далее на Белую, Каму, овладела Булгаром. Во времена Тимерлана Габдулла-хан был убит, его сыновья перебрались из Булгара в район Казанки, основали г. Казань, и затем их подданные овладели землями по реке Вятка (Нукрат).
Орда Габдуллы-хана состояла из Ногъай татарских племен мингцев, мангытов, гиреев, киреетов, буркутов, табынцов, барынов, туркменцев, каракалпаков, кыргызов, выходцев из Мангупа и др. По сегодняшний день, потомки переселенных с улуса Ногая в конце 14 века крым Ногъаев. называют себя татарами.
У татар был Салават Юлаев, был вождь Алдар и еще десятки предводителей восстаний? Не было!!! И восстаний не было!! И о чем с ними разговаривать?!
Они продали свою родину и убежали кто куда.
Означает "родословная".
Есть у всех мусульманских народов!
Казанские татары это мусульмане!
У Казанских татар есть шажэрэ!
А башкиры , всегда были язычниками.
Башкиры верили в камни, в птицы, в зверей,в растения.
Шажэрэ у башкир появилось ,когда татарские муллы , научили башкир- язычников, мусульманской грамоте.
Вообще то ...
Мы Волжские Болгары!
Прямые наследники ,
Волжской Болгарии!!!
и Золотоордынской Империи!!!
А вы ,башкиры, какое отношение имеете к Тохтомышу?
О национальном составе золотоордынского войска при Тохтамыше можно узнать из сообщения Шереф-ад-Дина Иезиди: «Из русских, черкесов, булгар, кипчаков, аланов, (жителей) Крыма с Кафой и Азаком, башкирдов и м.к.с. собралось войско изрядно большое». С такою не поддающеюся счету армией, превосходившей число древесных листьев и дождевых капель, в конце 790 г.х. (11.01.– 30.12.1388), соответствующего году крокодила, в начале зимы, двинулся он (Тохтамыш. – К/1.) против Тимура» (Шереф-ад-Дин Иезиди. Зафар-наме / пер. В. Г. Тизенгаузена. В кн.: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М. 1941; ).
Кто такие Сю-Башы/Сю-Асы?
Вы глубоко ошибается!
Народ пошел,
не за татаристами!
Народ пошел ,не за булгарстами!
Народ пошел за Казанским Мурзами! "Су-Башы!"
"Сю" это китайское слово.
Армия!
"Асы/ Аспы" - персидское слово!
Лошадь/ Всадники!
Сю- Асы/ Аспы! Это очень, древнее слово!
Сю это китайское слово!
Башы- это тюркское слово.
"Сю- Башы" это очень древнее слово,!
Тюрские народы ,всегда жили между Китаем и Персами!
Китайцы называли Тюрков ,
((Тюрские народы)
)- Народом - Сю-!
Персы всегда называли Тюрков - Народом Асов/ Аспов!
Гайяз Исхакый, предложил переименоваться в Болгары!
Кто такой Гайяз Исхакый?
Гайяз Исхакый, был Болгаром-Оланом, Тцокующе- тчокующем!
"Эй! Олан! Кильмонда!"
Из деревни Яу-Ширмя.
В деревне Яу-Ширмя, живут Болгары-Оланы, Тцокующе-Тчокующие!
Но, Болгаров-Оланов, в современном Татарстане, очень мало. Все 30%!
Остальные 70%-это Казанские Ногайцы- "Сю-Асы"!
Зачем , Казанские Ногайцам, становится Болгарами!
Языки слишком разные!
Один " Болгаро-Оланский, Карачай-Балкаровский!
Тцокующе-тчокующий"
Другой,
"Казанло-Крымло-Ногайский!"
Жокующе-Щокующий!
Языки слишком разные!
Марджани понимал что ,в 19 веке, что народ,в условиях радикальной исламизации, народ теряет свою этничность.
Все становится мусульманами,
А у мусульман, нет Этничности!Нету Истории!
Мусульманам -история ненужна!
Мусульманам нужна -маххалля.
А 19 век это век Расцвета Национализма, Век расцвета Европейских Государств, Век
Расцвета Европейских Наций!
Марджани предложил компромис! Назваться "Татарами!"
И Болгаром-Оланом и Казанским Ногайцам- Суасам!
Что вернуть
"Золотоордынскую Историю " , народу.
А народ наш ,простой, "Казанско- Ногайский," простые Су-Асы, пошел за свой, Служивой элитой!
За своими пассионариями! За Казанскими мурзами, Сюбашы!
Казанские Мурзы, "Сюбашы",
Создали Казанско-Ногайскую, Торгово-Мусульманскую Нацию- Империю!
Они распростронили свой Казанло-Крымло-Ногайский, язык! С помощью образовательной системы "мусульманского образования "
"Джадитских мектебов",
свой Жокующе-Щокующий, Казанло-Крымло-Ногайский язык!
От Казани до Уфы, от Казани до Оренбурга,! От Казани до Ташкента!
Болгары-Оланы проиграли !
Тцокуюшие- Тчокующие!
Эй!Олан! Кильмонда!
Болгаров-Оланов у нас ,в Татарстане, слишком мало.
Татарстан принадлежит , Казанским Ногайцам-!
"Ясашным Суасам" , то есть простым Ногайцам! И Казанским мурзам "Сю-Башы"!
ЕСЛИ ВЫ ЧИТАТЬ УМЕЕТЕ, ТО ЧИТАЙТЕ
Гаяз Исхаки- псевдоним Иделле
(что означает принадлежит стране Идель = Волжской Болгарии)
(Мухаммед Гаяз Исхаки. Великий булгарский писатель. 1878-1954)
Мурзы, не в пример другим, общались и с порядочными русскими. Большинство из них училось в русских школах и имело возможность познакомиться с произведениями лучших русских мыслителей. Тем не менее, они, видимо, забыли о том, что являются булгарами, а, впрочем, может быть, совершенно обеспамятовали, и не знали, что они и кто они вообще. Вред вместо пользы - вот их вклад в современную жизнь. Они вообразили себя представителями какой-то другой нации и не могли придумать ничего лучшего, как назвать своих соплеменников «татарами». Всякий раз, когда речь заходила о нации, они ограничивались пренебрежительными фразами типа: «Разве от наших татар (или просто «разве от татар») можно ждать чего-нибудь хорошего, толкового? Однако, правда, такова, что главными виновниками отсталости народа были не булгары, которых эти господа решили именовать «татарами», а сами мурзы, которые, присвоив себе название «татары», оторвались от своей нации.
Источник: Г. Исхаки. «Ике йез елдан сон инкыйраз». 1903 г
Белорусские (польско- литовские) татары: липки;
дунайские татары (смесь тюркских народов);
закавказские татары (азербайджанцы);
кавказские, дагестанские татары (кумыки);
горские татары (карачаевцы и балкарцы);
ногайские, степные татары (ногайцы);
кубанские татары (ногайцы);
буджакские татары (ногайцы);
костромские татары (ногайцы);
кундровские татары (карагаши)- ногайцы;
астраханские татары: алабугатские татары, булгаринские татары, кундровские татары (ногайцы), юртовские татары (ногаи) и карагаши;
крымские татары (крымцы);
Горные татары (горные марийцы);
Башкирские татары (зауральские башкиры);
Уфимские татары (приуральские башкиры);
Казанские (поволжские, волжские, волго- камские) татары;
Касимовские татары (смесь тюркских народов);
Мишари- татары (мишари);
Сибирские татары (сибиры);
Кузнецкие татары (шорцы);
Черневые татары (тубалары);
Чулымские татары (чулымцы);
Канские татары (котты);
Таежные, абалаковские татары (камасинцы);
Алтайские татары (алтайцы): северные алтайцы назывались черневыми татарами, а южные алтайцы именовались белыми, алтайскими или горными калмыками.
Минусинские татары, абаканские татары, енисейские и ачинские татары (хакасы).