В Сбер пришла «Весна»: «Унистрой» объяснил, почему заложил квартиры

Застройщик заверяет, что в результате обременения дольщики только выиграют

Компания «Унистрой» заложила Сбербанку жилой комплекс «Весна». Обременение наложили еще в апреле, но известно об этом стало только сейчас. Новость преподнесли так, как будто бы застройщик сменил финансовую политику, переключившись с собственных средств на заемные, что должно заставлять задуматься. «Реальное время» разбиралось, так ли это на самом деле, какие риски несет обременение дольщикам, или они, напротив, только выиграют?

«Унистрой» меняет финансовую политику»

В конце сентября в соцсетях всплыла информация о том, что жилой комплекс «Весна» компании «Унистрой» оказался под обременением у Сбербанка. Некоторые интерпретировали новость так, как будто бы застройщик сменил финансовую политику, переориентировавшись на работу с заемными средствами, а проект в Самосырово заложил банку «для увеличения ликвидности».

До сих пор запас прочности девелопера не вызывал ни у кого сомнений. Но с новостью о заложенном комплексе некоторые предположили, что собственники «Унистроя» «решили больше не использовать собственные активы и переключиться на привлеченные из банков средства. Связано ли это с тем, что положение компании уже не такое устойчивое, как раньше, или с новыми приоритетами собственников, пока неизвестно».

Также высказывались мнения о том, что обеспечение залога приведет к росту конечных цен на проекты девелопера, сдержать который можно будет, лишь снизив себестоимость строительства, прибегая к более дешевым материалам и технологиям.

«Весна» — жилой комплекс из 13 домов на Мамадышском тракте в поселке Самосырово. По информации с сайта застройщика, на сегодня сданы четыре дома, в продаже — 640 квартир. Срок сдачи объекта — IV квартал этого года.

«Весна» заложена с апреля

Информация о залоге комплекса подтверждается данными Федеральной нотариальной палаты. Всего между Сбербанком и застройщиком ЖК «Весна» было заключено четыре договора об обременении, но один из них в июле расторгли. Три других, зарегистрированных 26 апреля 2017 г., 15 августа 2016 г. и 1 августа 2016 г. заключены сроком до сентября 2020 года и продолжают действовать.

В сведениях о заложенном имуществе двух действующих договоров перечислены квартиры, парковки и нежилые помещения: всего свыше 4 200 объектов недвижимости. В договоре от 1 августа 2016 г. предметом залога указан 10-этажный 13-секционный 511-квартирный жилой дом №3 в составе жилого комплекса «Весна». Планируемая стоимость его строительства по проектной декларации на сайте застройщика оценена в 1,55 млрд рублей.

Совладельцем фирмы-застройщика ООО СК «Унистройдом» значится Закрытый паевой инвестиционный комбинированный фонд «Развитие» под управлением ООО УК «Бизнеспрофтрейдинг». В тоже время известно, что группу «Унистрой» контролирует семья Гильфановых. Основателем ГК «Унистрой» считается известный строитель Рашит Гильфанов, но считается, что у руля группы теперь находятся его сыновья.

«Подстраховка для дольщика»

В Сбербанке сделку не комментируют, ссылаясь на коммерческую тайну. В самой компании «Унистрой» «Реальному времени» объяснили, что поводов для беспокойства нет.

«Право аренды земельных участков находится в залоге у Сбербанка в связи с тем, что на наших проектах применяется проектное финансирование. По сути, это преимущество, дополнительная подстраховка для дольщика, так как даже в условиях нестабильной экономической ситуации объект будет достроен и введен в эксплуатацию в срок. При этом перед продажей каждой отдельной квартиры обременение снимается. Наличие проектного кредитования ни коим образом не влияет на ценообразование. Повышение цен на конкретные объекты является следствием изменений степени готовности дома, а также повышения покупательского спроса», — ответил на вопросы нашего издания коммерческий директор ООО УК «Унистрой» Искандер Юсупов.

По словам девелопера, покупатели квартир только выиграют от того, что комплекс в залоге у банка. В Казани к той же практике — строительство домов на заемные средства с обременением в банках — прибегает и другой застройщик — «Группа компаний «ЖИК города Казани». Например, его крупный проект ЖК «Победа» также был заложен у Сбербанка. Правда, одно время при регистрации квартир люди не могли снять обременение банка.

— Это было полтора года назад, когда мы только выходили с этим проектом. Просто были шероховатости. Сейчас этого нет, регистрация проходит без каких-либо проблем, в обычном порядке, — сообщил «Реальному времени» депутат Казгордумы, гендиректор ООО «Группа компаний «ЖИК города Казани» Эмиль Хуснутдинов.

опрос

«Это говорит о том, что застройщик не хочет или у него нет возможности расходовать свои собственные средства»

«Реальное время» расспросило экспертов о смене курса в финансовой политике «Унистроя», а также о том, несет ли жилье в залоге какие-либо риски для дольщиков.

  • Эмиль Хуснутдинов

    Эмиль Хуснутдинов депутат Казгордумы, гендиректор ООО «Группа компаний «ЖИК города Казани»

    Обычная практика, никаких рисков для дольщиков нет. Если Сбербанк дает деньги на стройку, понятно, что он должен получить какие-то залоги. Поэтому те квартиры, которые не проданы, он берет себе в залог. Если квартира реализуется по ДДУ, квартира освобождается от залога, банк получает за это жилое помещение деньги. Деньги направляются уже банку.

    То, что «Унистрой» заложил ЖК «Весна», еще не говорит, о том, что положение компании уже не такое устойчивое, я бы так не сказал. Потому что, если бы у них было плохое финансовое состояние, Сбербанк бы просто не дал им кредит. Получение кредита — серьезное дело, там залоги очень большие. Можно судить по факту, если Сбербанк дал заем, то он полностью максимально взвесил все за и против.

  • Антон Фурман

    Антон Фурман директор компании «Фурман и партнеры»

    Я тоже считаю, что рисков для дольщиков в данном случае нет. Поскольку, когда идет финансирование банком, в частности Сбербанком, то под него идет очень большое обеспечение. Это гарантия того, что Сбербанк доведет стройку до конца независимо ни от каких обстоятельств: исков дольщиков или подрядчиков. Скажем, это обеспечивает двухстороннюю гарантию того, что дом будет сдан, потому что застройщику важно, чтобы объекты недвижимости освободились из-под залога, а Сбербанку важно, чтобы они продавались, и деньги передавались банку, чтобы шли выплаты по кредитам. И это обоюдное сотрудничество, которое позволяет гарантированно завершить стройку.

    Та же ситуация с ЖК «Победа». Несмотря на то, что много дольщиков судятся с застройщиком и большие суммы взыскивают за срыв сроков, и со стороны может показаться, что компания близка к банкротству, но это неправда, потому что их постоянно финансирует Сбербанк, он вложил очень много денег. И поэтому при любом положении дел они доведут стройку до конца. Собственно, у «Унистроя» такое же положение. И в принципе эта практика действительно повсеместная. Потому что строить ограниченно только за свои деньги, можно до определенного уровня. Своих денег не всегда может хватать, компании активно развиваются и ресурсов требуется больше. Поэтому я считаю, что это нормально и допустимо. Исходя из этого считать, что у «Унистроя» пошатнулось финансовое положение – необоснованно, каких-либо признаков тому нет. Их объекты хорошо продаются, они пользуются хорошей деловой репутацией, убыточных проектов нет, нет больших претензий дольщиков к качеству строительства. И поэтому говорить о том, то изменение политики связано с финансовым положением компании, я считаю неправильным, нет таких оснований.

  • Анастасия Гизатова

    Анастасия Гизатова директор агентства недвижимости «Счастливый дом»

    Если обсуждать саму практику, здесь можно провести параллель с «ЖИК» и его жилым комплексом «Победа». Это говорит о том, что застройщик не хочет, или у него нет возможности расходовать свои собственные средства, или их недостаточно, или он не уверен в потоке продаж за счет средств дольщиков. С одной стороны, он страхуется, чтобы стройка не стояла и не зависела от активности дольщиков. С другой стороны, заход Сбербанка на данный проект говорит о том, что проект практически безупречный. Банк очень щепетильно оценивает все риски, и в заведомо провальный и неперспективный проект не зайдет. Это из серии гарантии и страхования качества. Потому что банку для того, чтобы получить обратно свои деньги, в любом случае нужно будет достроить комплекс и реализовать.

    Что касается проблем дольщиков ЖК «Победа» со снятием обременения при регистрации квартир, скажу следующее. Теоретически проблемы могут быть у всех застройщиков. Для продажи этих объектов придется все равно снимать обременение у Сбербанка, т. е. вся реализация пойдет через банк. «Весна» достаточно успешно себя зарекомендовала, и Сбербанк, оценив риски, зашел сюда. Я думаю, что это определенный знак качества потому что после серии неудачных вложений они очень щепетильно относятся ко всем рискам. Поэтому я думаю, что дольщики должны быть наоборот спокойны. Эта практика достаточно распространенная.

Василя Ширшова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Недвижимость

Новости партнеров