Проект казанской канатной дороги обернулся для его создателя исками из Швейцарии

Канатка довела до иска о банкротстве

Проект канатной дороги из Казани в Верхний Услон, который был впервые анонсирован еще в начале 2010-х, в 2020 году, будучи так и нереализованным, отозвался для одного из инициаторов исками о банкротстве. Арбитражный суд Татарстана зарегистрировал иск московского представительства швейцарской компании Bartholet Maschinenbau AG к Гумару Кадырову — директору ООО «Центр точной механики «Казанский перевозЪ», который и занимался реализацией (точнее, попытками) проекта по строительству канатной дороги в Казани.

Bartholet Maschinenbau AG — это крупный строитель канатных дорог, у которого есть немало важных объектов в России. В частности, компания строила в Москве канатную дорогу на Воробьевых горах. В марте 2020 года компания объявляла о планах локализовать свое производство в Москве. Однако, что интересно, в числе потенциальных партнеров проекта казанской канатки не называлась. Предполагалось, что в проект вложится итальянская компания Leitner Ropeways, также занимающаяся строительством канатных дорог.

При этом сумма иска к Кадырову небольшая — по крайней мере, в сравнении с объявленным бюджетом проекта в 2,8 млрд рублей. Швейцарская компания требует с Кадырова 2,8 млн рублей, ровно в 100 раз меньше.

Приставы не нашли, чем компании Кадырова расплатиться со швейцарцами

«Реальное время» направило запрос в Bartholet Maschinenbau о причинах иска. Отметим, что это не первый иск швейцарской компании к Кадырову и его структурам — суды идут еще с 2019 года. До этого ответчиком было зарегистрированное в Иннополисе ООО «Казанские канатные дороги» (это другая компания Кадырова, «Казанский перевозЪ» в 2019 году был ликвидирован по собственной инициативе), швейцарцы требовали около 2,5 млн рублей и успешно их взыскали.

Исковые требования были сформированы как «взыскание неосновательного обогащения»: как следует из документов суда, Bartholet Maschinenbau перевела «Казанским канатным дорогам» деньги (якобы как выдачу кредита, но кредитное соглашение в суде не показали), в ответ казанская компания не сделала вообще ничего, швейцарская компания потребовала эти деньги назад. Суд встал на сторону Bartholet Maschinenbau.

Позже, в апреле 2020 года, Bartholet Maschinenbau потребовала банкротства «Казанских канатных дорог», но совсем недавно, в сентябре, суд дело о банкротстве прекратил. Правда, по интересным обстоятельствам: ранее долг уже пытались взыскать приставы, но не нашли у компании вообще ничего, на что бы взыскание можно было бы обратить. Таким образом, финансировать далеко не бесплатную процедуру банкротства компании не на что, заявитель на это тоже не согласился — поэтому суд процедуру начинать и не стал.

Почему проект «не взлетел»

Сам Гумар Кадыров подтвердил «Реальному времени», что иски швейцарской компании связаны с «невзлетевшим» проектом казанской канатки. Швейцарцы, по его словам, выступали в числе партнеров проекта.

— Мы все вместе вкладывались в этот проект, затратили примерно 21 млн рублей на проектные работы, подготовку, он не пошел, и мы понесли убытки. Из этих убытков около 2,6 млн рублей были партнерским вкладом Bartholet, — рассказал он.

Остальные партнеры, по словам Кадырова, претензий не имеют. «И у Bartholet претензия чисто формальная — ну им надо отчитаться за налоговый период, и они вычитают это из суммы налогооблагаемой базы. У меня к ним ни претензий, никакого негатива нет, они делают то, что положено любой европейской компании, чтобы зафиксировать убыток», — прокомментировал Кадыров иск.

Кадыров при этом заявляет, что канатная дорога якобы не была построена из-за противодействия со стороны городской администрации — якобы проект «зарубили» в Управлении архитектуры и градостроительства казанского исполкома: «Мы попытались оспорить, была очень жесткая позиция города, я не готов был и не хотел спорить с городом». «Реальное время» направило в пресс-службу исполкома Казани просьбу прокомментировать это заявление.

Однако ранее, в 2016 году, другой взгляд на проект озвучивал «Реальному времени» тогда еще глава Минтранса Татарстана Ленар Сафин. «Казанский перевозЪ» говорил о еще двух проектах канатной дороги — второй должен был пролегать от НКЦ к «Татнефть Арене» и от «Казань Арены» (сейчас — «Ак Барс Арена») до «Корстона». Последний проект Сафин называл «хорошей, перспективной идеей», но очень далекой от реализации — уже тогда было ясно, что соглашения с инвесторами к тому моменту так и не достигнуты и идея отправляется в долгий ящик. Другие маршруты — тем более. При этом позже проекты канатки до «Корстона» и до Верхнего Услона включали в инвестиционный меморандум РТ на 2016 год, что, однако, не подразумевало выделения каких-то государственных средств на проекты.

Дороге от «Корстона» окончательно подписали приговор только в 2020-м — тогда руководитель исполкома Казани Денис Калинкин признал утратившим силу постановление от 02.06.2016 №2266 «О подготовке проекта планировки и межевания территории линейного объекта «Канатная дорога от «ГТРК «Корстон» к стадиону «Казань Арена». Хотя позже возглавлявший тогда Минэкономики республики Фарид Абдулганиев заявлял, что окончательно от проектов канатной дороги в Казани все же еще не отказываются.

Добавим, что у истоков проекта канатной дороги стоит не только Гумар Кадыров, хотя он чаще всего и выступал в СМИ по этой теме. Изначально над проектом работало НПО «Гулливер» Дамира Алтынбаева, позже проект уже перешел к «Казанскому перевозу», а совладельцами обеих компаний был Рафаэль Мингазов — бывший министр финансов ТАССР. «Гулливер», кстати, находится в стадии ликвидации, но решение об этом было принято только на прошлой неделе.

Александр Артемьев
ОбществоИнфраструктураБизнес Татарстан Калинкин Денис ГеннадьевичСафин Ленар Ринатович

Новости партнеров