Казанскую «канатку» отложили: проект «заживет», если будет российский инвестор

Правительство окончательно отказалось от намерения финансировать проект, о запуске которого объявлялось несколько раз

Как и прогнозировала газета «Реальное время», проект по строительству в Татарстане трех первых канатных дорог в этом году не будет реализован. Организаторы так и не нашли нужную для строительства сумму с российской стороны, несмотря на наличие иностранных инвесторов. В минтрансе не удивляются: за годы неудачных попыток запустить проект из-за роста курсов валют проект подорожал. А эксперты полагают, что не верно делать ставку на транспортные потоки, проект в первую очередь должен быть интересен туристам.

«Все, что касается канатной дороги — это должен быть частный проект»

Канатные дороги в Татарстане — идея хорошая, перспективная, но пока слишком далекая от реализации. Такую позицию озвучил «Реальному времени» министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. «Все, что касается канатной дороги — это должен быть частный проект. Если все сложится, то, возможно, по крайней мере вариант от «Корстона» до «Казань-Арены» к 2018 году заработает», — рассказал он нашему корреспонденту.

Вариант дороги до «Казань-арены» министр называет наиболее близким к реализации, но примечательно, что еще 2 года назад, в марте 2014 года, в министерстве называли его нецелесообразным «ввиду отсутствия перспективного пассажиропотока и сезонности функционирования стадиона «Казань-Арена». Напомним, организаторы проекта ЦТМ «Казанский перевозъ» планировали открытие еще 2 маршрутов — «НКЦ — Татнефть арена» и «Железнодорожный вокзал Казань — Верхний Услон». Именно история последнего, который мог бы стать одним из самых длинных в мире, активно освещалась в местных СМИ: организаторы обещали сдать его уже в этом году. Однако, воз и ныне там.

Напомним, по версии идеологов проекта, права на проект ЦТМ выкупил у НПО «Гулливер» Дамира Алтынбаева, подробнее о истории проекта «Реальное время» писало в сентябре. Отметим лишь, что впервые Алтынбаев заявлял о старте проекта еще в марте 2014 года, заявив, что в опоры первой «канатки» уже вбиваются сваи. Потом ЦТМ «Казанский перевозъ» это опровергал, однако в течение 2 лет в СМИ не раз появлялась информация, что проект «вот-вот стартует» и переговоры с инвесторами и кредиторами в финальной стадии. При этом минтранс даже оценивал проекты как перспективные и обещал помочь с финансами, но только к 2017 году. Напомним, что первоначальная стоимость дороги до Верхнего Услона оценивалась в 870 млн рублей, срок окупаемости предполагался в 8 лет. Дорога до «Татнефть-арены» оценивалась в 360 млн рублей. Однако позже сообщалось, что стоимость «канатки» до Услона, например, выросла в разы, до 2,8 млрд рублей.

Не хватает инвестора и согласования мэрии Казани

Сафин в разговоре с «Реальным временем» сумму не называл, однако признал, что дороги дорожают параллельно с ростом курса валют. «Чудес не бывает: есть мировая практика и цены. Плюс сейчас вырос курс доллара. Мы сейчас просчитываем», — говорит он.

«Мы ведем работу с инвесторами, есть две компании, которые готовы входить в уставной капитал проекта, но не полностью, а на треть. Это компании, которые производят оборудование для канатных дорог: Doppelmayr и вторая… В общем, одна австрийская, вторая итальянская», — говорит Сафин. Под итальянской он подразумевал компанию Leitner Ropeways, представитель которой в интервью «Реальному времени» рассказывал, что, если заказчик находит 30-40% от стоимости проекта, то компания Leitner даст рассрочку на 5 лет. Завод готов был инвестировать даже 60%, но с возвратом отгрузки в течение 2-3 лет. «У завода готово оборудование, так что отгрузка может быть быстрой, однако Leitner просит 30-40% (от стоимости проекта — прим. ред.)», — объяснил ситуацию с финансированием дороги до Верхнего условна руководитель ООО «АП-Сервис» (представитель компании в России) Анатолий Поздеев. По его словам, такая же ситуация и с «канаткой» до «Казань-арены»: «Казанский перевозъ» не нашел и 15% от нужной суммы.

Однако позже территориальный менеджер по продажам компании Leitner Орхан Ширинов подтверждал, что находится в «финальной стадии» переговоров с «Казанским перевозом» и работы начнутся в «течение 11 месяцев».

«Проект заживет, если появится реальный российский инвестор, и позиция города должна быть: город должен согласовать, там в любом случае речь пойдет о выделении земельных участков под опоры, пусть незначительных, ну и согласовательные процедуры», — сообщил последние новости Сафин. Судя по всему, без дополнительного финансирования планы иностранцев так и останутся планами. Хотя саму концепцию канатных дорог Сафин одобряет, напомнив про успешные примеры в Нижнем Новогороде, Тбилиси и во многих европейских городах.

Инвестора нет, потому что проект не согласован?

«Это надо рассматривать не как чисто транспортный элемент, но и через призму туристической привлекательности. Если сложится и модель будет окупаема, возможно, появится и российский инвестор. Другой вопрос, насколько это будет окупаемо…», — рассуждает министр.

Орхан Ширинов подтверждал, что находится в «финальной стадии» переговоров с «Казанским перевозом» и работы начнутся в «течение 11 месяцев». Фото business16.ru


При этом сам директор «Казанского перевоза» Гумар Кадыров в разговоре с «Реальным временем» заявил, что не занимается реализацией дороги от «Корстона». «Я могу отвечать только за «длинную» (то есть от железнодорожного вокзала до Верхнего Услона — прим. ред.)», — говорит он. Кадыров не скрывает, что российского инвестора у компании нет. «Он отсутствует только из-за того, что идет техническое согласование», — говорит он. По словам директора предприятия, сейчас у компании много работы: уже сделали технические изыскания по Волге, Верхнему Услону. При этом финальную стоимость проекта он не раскрыл, отметив лишь, что она всегда рассчитывалась в евро.

«Реальное время» спросило мнения экспертов о том, почему в «канатки», несмотря на такое внимание к ним, сложно привлечь инвесторов.

  • Сергей Саначин

    Сергей Саначин архитектор

    Человек хотел сделать дорогу сам. Насколько мне известно, с линией на Верхний Услон ему не возражали, а с линией через Казанку были сомнения в месте ее прохождения. По вашей информации, теперь автор идеи от строительства дороги своими средствами отказывается, надеясь, что ею займется республика или муниципалитет. Но в таком случае, думаю, что реализация не состоится. Этот проект вряд ли станет в обозримом будущем предметом их внимания. Полагаю, что и для казанцев необходимости в ней нет. Мест сильных притяжения на той стороне Волги нет. Иннополис далеко, Свияжск далеко, горнолыжный комплекс тоже. Ну, разве как развлечение. Для улучшения же связи верхнеуслонцев с Казанью более рентабельны традиционные способы, предполагающие и грузовые перевозки.
  • Виталий Логинов

    Виталий Логинов председатель правления Союза архитекторов и проектировщиков РТ

    Чего боятся, денег, наверное, нет. Трудно сказать, (почему инвесторы не идут в проект – прим. ред.), наверное, до «Казань-арены» еще может быть, а до Услона… ну проживает там 3 тысячи человек, не больше, наверное, она просто не окупится. Инвесторов смущает заполняемость проекта: это же прокатиться 2 раза – и все, публика исчезнет. Не будут использовать «канатку» как транспорт. (Для привлечения туристов – прим. ред.) она должна быть более длинной и опоясывать весь центр: «Корстон», новый ЗАГС, Старо-Татарскую слободу, Кремль и так далее. Такие проекты долго окупаются, даже 4-6 лет – это долго для инвесторов.
Дина Валиуллина

Новости партнеров